Иван Шихатов

фото из архива автора

 

Здесь зарождалась медицина

 

 

 

Многие прикладные науки и знания в нашем крае начали свое развитие с момента основания Омской крепости. Вот и лекари появились в наших краях вместе с отрядом Ивана Бухгольца в 1716 году. Конечно же, в их походных аптечках присутствовали и некоторые неведомые нам теперь лекарства. Так что врачебному и аптекарскому делу в Омске без малого триста лет. А вот акушеры нашего края в этом году отметили 127-ю годовщину первой школы «повивальных бабок» и 131 год первого роддома города.

Несомненно, первые штатные врачи и аптекари состояли при военном ведомстве. А первый в крае гарнизонный госпиталь был основан еще в восемнадцатом веке на правом берегу Оми, за пределами крепости. Уже при первом командире Сибирского корпуса Григории Ивановиче Глазенапе
(1750-1819), в сентябре 1817 года, госпиталь был возведен во второй класс военных госпиталей. Сменивший Глазенапа генерал Петр Михайлович Капцевич (1772-1840) придавал первостепенное значение здоровью воинов, поставил врачебное дело на новый уровень, перестроив и расширив госпиталь. С 1820 года этот госпиталь находился в ведении Сибирского отдельного корпуса. В штатном расписании госпиталя были должности главного лекаря, старшего лекаря, младшего лекаря, старшего ординатора, младшего ординатора, старшего фельдшера, младшего фельдшера.

Со временем названия должностей изменились. Лекари стали называться врачами. Появились разъездные врачи – врачи для командировок. Так, одним из них был Михаил Иванович Ляховецкий – отец Ивана Ляховецкого, академика, крупного дипломата, вошедшего в историю под псевдонимом Иван Майский (1884–1975). При госпитале существовал и аптечный склад с магазином. В штате его были уже дипломированные провизоры. С 1900 года младшим фармацевтом начал свою карьеру провизор Иван Сергеевич Крикорьянц – основатель известной омской династии врачей. В 1852 году при госпитале организована Фельдшерская школа, готовившая фельдшеров для всего Западно-Сибирского генерал-губернаторства, а потом и Степного края. Среди воспитанников и преподавателей этой школы был Николай Евграфович Гладышев – сын Евграфа Ивановича Гладышева, генерал-лейтенанта, начальника Омской области и командира 27-й пехотной дивизии. Николай Евграфович не только дружил с Федором Достоевским, лечившимся в госпитале, но  и хранил его рукописи «Записок из мертвого дома». Кроме того, Николай Гладышев – родной дед… Валериана Куйбышева (1888–1935), знаменитого государственного деятеля СССР. Потомки Николая Гладышева  – Л. Гладышева и В. Гладышев, окончив в 1940-х годах Тобольскую фельдшерско-акушерскую школу,  продолжали дело прародителя и стали известными акушерами. Омский же госпиталь постоянно обновлялся, и 2 сентября 1874 года состоялось освящение нового корпуса. Военный госпиталь стал и колыбелью акушерского дела: здесь действовало женское отделение с повивальными бабками – так тогда называли акушерок. Край стремительно заселялся, высокая рождаемость сопровождалась и высокой смертностью как детей, так и рожениц. А посему 1 октября 1878 года при женском отделении была открыта повивальная школа для села. Это была третья в России (после Санкт-Петербурга и Тобольска) акушерская школа.
И эту дату можно считать началом акушерского образования в Омске. В первый набор приняли 31 девушку, которые и стали первыми сельскими аттестованными «повивальными бабками». А в 1883 году для фельдшерской школы по проекту архитектора Эдуарда Ивановича Эзета было построено новое здание на улице Тарской.
В этой школе воспитателем работал Яков Шебалин – отец Виссариона Шебалина (1902–1963), крупнейшего советского композитора двадцатого века и директора Московской консерватории, родившегося на… территории фельдшерской школы! В госпитале была своя приходская церковь с кладбищем. На этом погосте хоронили солдат и офицеров, умерших в госпитале, и горожан, приписанных к этому приходу. Храм принадлежал ведомству военных церквей. Настоятелем этого прихода был протопресвитер Алексей Васильевич Серебренников, стараниями которого и построены каменная Скорбященская церковь в госпитале (1906)  и Серафимо-Алексиевская часовня на Оми (1907). Сохранились не только больничные корпуса, склады, конюшни и каретный сарай постройки 1913–1915 годов, но и  многие здания, возведенные еще в XIX веке. «Скорая помощь» госпиталя была на конной тяге, кареты хранились в каретном сарае.
В войнах 1914–1919 годов  в «скорой помощи» были уже оборудованные автомобили, но название «карета» сохранилось и за ними.

С реорганизацией армии и военных округов были созданы новые медицинские структуры для управления и надзора за санитарным состоянием войск. В штаб Омского военного округа вошли Военно-санитарное управление и Военно-санитарная инспекция. Командование округа постоянно не только контролировало деятельность госпиталя, но и навещало защитников Отечества в палатах этого лечебного учреждения. Так, во время Русско-Японской войны госпиталь неоднократно посещал Николай Николаевич Сухотин – генерал-губернатор и командующий округом. В 1911 году лечение в этом госпитале прошел Афанасий Иванович Ярцев – мой дед, участник похода в Китай (1900–1901) и Русско-Японской войны (1904–1905). А в Первую мировую войну частым посетителем госпиталя был другой губернатор и командир – Николай Александрович Сухомлинов (1850-1918).
И в Гражданскую войну генералитет держал положение дел в госпитале под постоянным контролем. Даже Верховный правитель России адмирал Александр Васильевич Колчак (1874–1920) 4 февраля 1919-го навестил в госпитале раненых солдат и офицеров. В советское время и поныне госпиталь сохраняет свое предназначение.