Выставки

 

Текст Эльвиры Кадыровой

Фото предоставлены автором

 

Создатель мистерий

 

«Высший пилотаж! Высочайший профессиональный уровень!» – такую оценку дал работе сотрудников Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля народный художник СССР,  основатель Российской академии живописи, ваяния и зодчества, обладатель «Золотой медали Пикассо» и ордена Преподобного Сергия  Радонежского Илья Глазунов. Его выставка в Омске стала большим культурным событием. Около 30  живописных и графических работ мастера увидели омичи в октябре.

Известный  скрупулезностью в оформлении собственных экспозиций, Илья Сергеевич остался весьма доволен омской и не высказал ни одного замечания  по поводу размещения картин.

Творчество этого художника вот уже несколько десятилетий рождает самые противоречивые мнения, не оставляя никого равнодушным. Свидетельство тому – километровые очереди желающих попасть на его выставки. В Омске Мраморный зал музея ИЗО тоже не пустовал ни минуты.

 Глазунов, пожалуй, единственный российский художник, который писал портреты по многочисленным заказам руководителей государств, различных мировых знаменитостей (среди них – Федерико Феллини, Индира Ганди, Джина Лоллобриджида и многие другие). За годы своего творчества он создал более 3 тысяч произведений – от монументальных полотен до небольших офортов. Глазунову не чужды и своеобразные рекорды. Его кисти принадлежит самая большая в мире картина, написанная маслом. Это триптих «Великий Китай» длиной 19,5 и высотой 7,5 метра. Рама другого многометрового шедевра – «Рынок нашей демократии» – оклеена долларовыми купюрами. А на знаменитой картине «Мистерия ХХ века» уместились все культовые личности ушедшего столетия.

В Омске центром экспозиции стало масштабное полотно «Два князя» (2003 г.), посвященное походу новгородского князя Игоря Святославовича против половцев.

История Руси часто находит отражение в работах Глазунова, перерастая в целые циклы. Основная же идея его творчества – христианство. В августе 2005 года при поддержке губернатора, председателя правительства Омской области Леонида Полежаева в собрание Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля поступило живописное полотно Ильи Глазунова «Голгофа». Оно создано в 1996 году и является повторением центральной части триптиха «Легенда о Великом Инквизиторе».

До прибытия в Сибирь картина украшала Русский зал Большого Кремлевского дворца. Сегодня не случайно «Голгофа» оказалась напротив портрета Достоевского (1992 г.).

Мудрые, всепрощающие глаза Иисуса и полный невысказанной боли взгляд русского писателя словно образуют невидимый коридор, пройдя сквозь который получаешь духовное очищение. Иллюстрации к произведениям Федора Михайловича Достоевского – еще один цикл работ Глазунова, который представлен на выставке в Омске. Собственно, именно Достоевский «привел» знаменитого художника в наш город. «Художником меня сделал Ленинград, – не раз повторял Илья Глазунов. – Его Дворцовая площадь, его Нева, мосты, ветер…» Этот же город он всегда считал городом Достоевского, находя места, где происходило действие того или иного романа. Но Омск – это некое мистическое пространство, где Достоевский почувствовал связь с миром и определился в своем понимании его. Поэтому посещение Омска с некоторых пор стало для Глазунова мечтой.

«Я не разочарован, – признался Илья Сергеевич в день приезда. – Я повидал весь мир, но нигде меня не окружала такая хорошая аура, такие дружелюбные, спокойные люди».

На портрете Достоевского идет снег. Писатель изображен здесь странником, за спиной которого – белая гладь. То ли это застывшая Нева, то ли снега Сибири. Илью Глазунова Сибирь встретила теплом – в прямом и переносном смысле. Затянувшееся бабье лето подарило чудную погоду, а встречи с омичами оказались наполненными неподдельным взаимным интересом. В Омском кадетском корпусе художник задержался почти на час вместо отведенных 20 минут. Не мог не вспомнить своего деда, который руководил таким же учебным заведением в Петербурге. А заглянув на прощание в музей изобразительных искусств, Илья Сергеевич был буквально атакован посетителями экспозиции. Расписываться пришлось на всем, в том числе на билетах.

Надо сказать, Глазунов очень любит общение с людьми и мнение рядового зрителя зачастую ценит выше претенциозных высказываний критиков. Ведь пока искусствоведы спорят о его творчестве, по результатам общественного опроса, Илья Глазунов остается «самым востребованным художником современности».