«Высший
пилотаж! Высочайший профессиональный уровень!» – такую оценку дал работе сотрудников
Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля народный художник
СССР,основатель Российской академии
живописи, ваяния и зодчества, обладатель «Золотой медали Пикассо» и ордена
Преподобного СергияРадонежского Илья
Глазунов. Его выставка в Омске стала большим культурным событием. Около 30живописных и графических работ мастера
увидели омичи в октябре.
Известныйскрупулезностью в оформлении собственных
экспозиций, Илья Сергеевич остался весьма доволен омской и не высказал ни
одного замечанияпо поводу размещения
картин.
Творчество
этого художника вот уже несколько десятилетий рождает самые противоречивые
мнения, не оставляя никого равнодушным. Свидетельство тому – километровые
очереди желающих попасть на его выставки. В Омске Мраморный зал музея ИЗО тоже
не пустовал ни минуты.
Глазунов, пожалуй, единственный российский
художник, который писал портреты по многочисленным заказам руководителей
государств, различных мировых знаменитостей (среди них – Федерико Феллини,
Индира Ганди, Джина Лоллобриджида и многие другие). За годы своего творчества
он создал более 3 тысяч произведений – от монументальных полотен до небольших
офортов. Глазунову не чужды и своеобразные рекорды. Его кисти принадлежит самая
большая в мире картина, написанная маслом. Это триптих «Великий Китай» длиной
19,5 и высотой 7,5 метра.
Рама другого многометрового шедевра – «Рынок нашей демократии» – оклеена
долларовыми купюрами. А на
знаменитой картине «Мистерия ХХ века» уместились все культовые личности
ушедшего столетия.
В Омске
центром экспозиции стало масштабное полотно «Два князя» (2003 г.), посвященное походу
новгородского князя Игоря Святославовича против половцев.
История
Руси часто находит отражение в работах Глазунова, перерастая в целые циклы. Основная же
идея его творчества – христианство. В августе 2005 года при поддержке
губернатора, председателя правительства Омской области Леонида Полежаева в
собрание Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля
поступило живописное полотно Ильи Глазунова «Голгофа». Оно создано в 1996 году
и является повторением центральной части триптиха «Легенда о Великом
Инквизиторе».
До прибытия
в Сибирь картина украшала Русский зал Большого Кремлевского дворца. Сегодня не
случайно «Голгофа» оказалась напротив портрета Достоевского (1992 г.).
Мудрые,
всепрощающие глаза Иисуса и полный невысказанной боли взгляд русского писателя
словно образуют невидимый коридор, пройдя сквозь который получаешь духовное
очищение. Иллюстрации к произведениям Федора Михайловича Достоевского – еще
один цикл работ Глазунова, который представлен на выставке в Омске. Собственно,
именно Достоевский «привел» знаменитого художника в наш город. «Художником меня
сделал Ленинград, – не раз повторял Илья Глазунов. – Его Дворцовая площадь, его
Нева, мосты, ветер…» Этот же город он всегда считал городом Достоевского,
находя места, где происходило действие того или иного романа. Но Омск – это
некое мистическое пространство, где Достоевский почувствовал связь с миром и
определился в своем понимании его. Поэтому посещение Омска с некоторых пор
стало для Глазунова мечтой.
«Я не
разочарован, – признался Илья Сергеевич в день приезда. – Я повидал весь мир,
но нигде меня не окружала такая хорошая аура, такие дружелюбные, спокойные
люди».
На портрете
Достоевского идет снег. Писатель изображен здесь странником, за спиной которого
– белая гладь. То ли это застывшая Нева, то ли снега Сибири. Илью Глазунова
Сибирь встретила теплом – в прямом и переносном смысле. Затянувшееся бабье лето
подарило чудную погоду, а встречи с омичами оказались наполненными неподдельным
взаимным интересом. В Омском кадетском корпусе художник задержался почти на час
вместо отведенных 20 минут. Не мог не вспомнить своего деда, который руководил
таким же учебным заведением в Петербурге. А заглянув на прощание в музей изобразительных
искусств, Илья Сергеевич был буквально атакован посетителями экспозиции.
Расписываться пришлось на всем, в том числе на билетах.
Надо
сказать, Глазунов очень любит общение с людьми и мнение рядового зрителя
зачастую ценит выше претенциозных высказываний критиков. Ведь пока
искусствоведы спорят о его творчестве, по результатам общественного опроса,
Илья Глазунов остается «самым востребованным художником современности».
Маюров
Николай Петрович, доктор юридических наук, кандидат исторических наук,
заслуженный юрист РФ, полковник полиции в отставке, профессор кафедры
административного права и процесса Юридического института Санкт-Петербургского
университета технологий управления и экономики. Победитель конкурса «Ученый
года-2022»; член Ассоциации юристов России. Эксперт комиссии по обороне и
безопасности МПА СНГ. Профессор кафедры теории и истории государства и права
Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О.
Макарова;
Кудринский
Владимир Федорович, член Союза журналистов России, член Союза фотохудожников
России, первый председатель Омского отделения Союза фотохудожников России,
директор Омского филиала Союза фотохудожников России, автор 40 персональных
выставок, дипломант и призер многочисленных выставок и фотоконкурсов; изданы 30
авторских фотоальбомов; награжден Почетной грамотой Администрации Омской
области
РЕЙТИНГ ПО СТАТЬЯМ
Когда
плачут мужчины…
«All
inclusive» Андрея Сабитова
Людмила
Чичерина: Мечты сбываются!
Андрей
Бессонов: «Залог успеха – наши знания, опыт, традиции»