Экстрим

 

Текст Виктора Гашеева

Фото Валерия Гашеева

 

Омск – Таганрог – Омск: очередной маршрут яхты «Сибирь»

 


 

Всемирно известная яхта «Сибирь» в который раз удивила, необычно закончив двухлетнее плавание по маршруту Омск – Таганрог – Омск: родной город встретил моряков бравурным маршем… и сильнейшим туманом.

...Как все начиналось

Все вспоминается четко, как будто произошло вчера: июль 2003-го, Омск. Неутомимый капитан Сергей Щербаков со своей закаленной кругосветным путешествием командой отправляется в очередной морской поход – и снова из разряда уникальных. Выбранный маршрут только на бумаге выглядит простым: Омск – Таганрог – Омск. На самом  деле сложность того, что тогда планировал сделать экипаж «Сибири», профессионалы определяли лаконичным словосочетанием «экстремальный яхтинг».

Двадцатый – а тем паче двадцать первый век – эпоха экстрима, и наши земляки способны сделать то, чему потом будет удивляться весь мир.

Для начала «Сибирь», преодолев коварный Северный морской путь, участвовала в праздновании трехсотлетия со дня основания Санкт-Петербурга. Даже в праздничной суете сибирская яхта не была обделена вниманием обычно холодно-вежливых жителей северной столицы, которые, расспрашивая моряков об их походах, с восхищенной улыбкой говорили только одно, но зато такое емкое слово: «Молодцы!»

Затем была Москва – город динамичный, шумный, деловой и богатый. В отличие от Питера совсем не морской, хотя и считается портом пяти морей.

А потом – вниз по матушке по Волге. По пути – древняя Казань; Саратов, где не женатых парней, оказывается, ничуть не больше, чем в других городах; Волгоград – это, как и Севастополь, город русской военной славы. И, наконец, Дон, который местные жители из казачьих станиц до сих пор называют тихим и величают батюшкой. После зимовки в Таганроге – такой долгий, но зато полный приключений путь домой.

Одиссея омской яхты

2004 год. От названий пройденных яхтой «Сибирь» морей захватывает дух у каждого, кто не обделен фантазией: Азовское, Черное, Мраморное, Эгейское, Адриатическое. Жизнь моряка кажется стороннему наблюдателю настоящей сказкой, да только мало кто догадывается, сколько труда и сил – моральных и физических – нужно каждому члену экипажа, чтобы плавание проходило, как говорится, штатно. Впрочем, нам ли, сибирякам, привыкать к трудностям?

Вот и предолимпийская регата «Одиссейл», в которой участвовала «Сибирь», стала для моряков из Омска еще одной неплохой проверкой на прочность. Проверку эту экипаж, как всегда, прошел на отлично.

Зиму-2005 яхта встретила в черногорском порту Бар.

Нынешний год все, кто причастен к «Сибири», будут вспоминать очень долго. Целых десять тысяч морских миль по территориальным водам более двадцати государств (фактически половина кругосветки) прошли морские волки из Сибири. Записки капитана яхты Сергея Щербакова об этом путешествии читаешь, словно захватывающий приключенческий роман:  перед вами калейдоскопом мелькают страны, города, культуры…

Вот «Сибирь» участвует в регате учебных парусников The Tall Ships Races-2005 (поклонникам парусного спорта она больше знакома под названием регата «Катти Сарк») по маршруту Ирландия – Франция – Англия – Норвегия. О престижности этого соревнования говорит история легендарного парусника «Катти Сарк».

Когда-то клипер с таким названием возил чай из Индии и Китая в Европу вокруг Африки. Путешествие, полное опасностей, проходило всего за три месяца. Если судно задерживалось в пути, то чай мог испортиться от сырости: время, как говорится, деньги.

Теперь «Катти Сарк» – единственный сохранившийся представитель знаменитых быстроходных чайных клиперов XIX века. Построен он был в шотландском Глазго почти сто пятьдесят лет тому назад. Ходил, в основном, по двум маршрутам – в Китай за чаем и в Австралию за шерстью. Расстояние в 19 тысяч миль от китайского порта Фучжоу до Лондона парусник преодолевал за сто дней. Быстроходный клипер однажды всего за 67 дней преодолел расстояние между Сиднеем и лондонской гаванью. Вот поэтому в регате «Катти Сарк» участвуют только самые быстроходные суда. Гонку эту можно назвать парусной «Формулой-1». Даже само участие очень престижно, а уж победить в ней – мечта любого современного романтика.

Омичам удалось выиграть один из этапов регаты Ватерфорд (Ирландия) - Шербур (Франция). По итогам гонки сибиряки получили престижный приз «За самый трудный переход за регату». Восхищенный президент британской организации Sail Training International и учредитель регаты The Tall Ships Races  Джостейн Хаккали направляет губернатору Омской области Леониду Константиновичу Полежаеву благодарственное письмо, в котором говорит, что капитан Сергей Щербаков и его команда «были отличными послами своей страны и своей области».

Затем были воды Балтики, Северный морской путь, могучий Иртыш и Омск, встретивший яхту, как уже говорилось, туманом… И долгожданный рапорт: «Дальнее спортивное плавание, начатое яхтой «Сибирь» 5 июля 2003-го, через Северный морской путь и вокруг Европы по маршруту Омск – Таганрог – Омск успешно закончено. Капитан яхты Сергей Щербаков».

«Поздравляю с окончанием плавания. Благодарю за мужество. Готовьтесь к новым походам» – приветственное слово от лица руководства региона произнес заместитель председателя правительства Омской области, министр по делам молодежи, физической культуры и спорта, олимпийский чемпион Сергей Шелпаков.

…Что ж, интрига у этого не придуманного романа о яхте «Сибирь» лихо закручена, ну а конца, надеемся, у него не будет, ведь человеческая страсть к приключениям и жажда нового поистине безграничны. Тем более что в скором времени в Омской области планируется начать строительство нового, еще более современного парусника. И тогда точно об отважных омских моряках будут знать в абсолютно всех уголках безбрежного мирового океана.

Сергей Щербаков. Из судового журнала яхты «Сибирь»

02.06.05. Координаты 37-00N, 10-45E

Сегодня в 12 часов дня увидели берега Африки. Первым, самым глазастым оказался Саша Щербинин, за что получил приз - 2-литровую бутылку пива из холодильника, которую великодушно, по-братски поделил между всеми. А до этого полтора суток провели на Мальте, в Мсида-Марине… Мыс Бон обогнули в 16 часов (время среднеевропейское) и еще до ночи, почти 40 миль, пилили по Тунисскому заливу к столице Туниса - Тунису.

23.07.05. Уитби, Англия

Путешествие от Шербурга в Ньюкасл оказалось не такой легкой прогулкой, как его официальное название «Круиз в компании».

…Поэтому Уитби был желанным, и у меня даже мысли не возникло идти искать другое место, когда на подходе, на 5-10-метровых глубинах, рядом обрушилась волна, как бы предостерегая об опасности.

На глубинах менее 10 метров волны стали заворачиваться и обрушиваться.  Для устойчивости прибавили газу (под парусами в таких условиях вообще не зайти), точно прицелились по электронным картам С-МАР (назад уже не вернуться) и на попутной волне пролетели между дамбами внутрь небольшого аванпорта. Но на этом неприятности не закончились, они только начались. Волна нас дотащила и покатила назад, и хотя двигатель работал на полную мощность, вперед мы не сдвинулись, на мелководье около 2,5 метра волна нас не отпустила, и мы благополучно дождались второй, которая так же благополучно нас и накрыла. Яхту опрокинуло на правый борт и кинуло влево, где как раз подвернулась бетонная стенка мола…

Черпанув изрядную долю воды в кокпит, встав на ровный киль, ткнувшись носом и немного помяв оковку якоря о бетонный фундамент мола, который обнажился при отливе, «Сибирь» отскочила в сторону, развернулась вместе с волной и теперь уже в нужном направлении на максимальных оборотах, с допустимой для этого случая резвостью, устремилась в марину…

Был момент, когда стало страшно за яхту и находящихся в ней людей, но команда сработала как единое целое, быстро и уверенно. Это главное – не растеряться в нужный момент, а делать то, что положено.

21.08.05. Санкт-Петербург

Вот и завершился еще один, пожалуй, самый важный этап нашего плавания.

…Мы любовались швартовкой красивых теплоходов, когда с верхней палубы одного из них выпал человек и с громким хлопком ударился о воду. Высота была не менее 20 метров… Вслед за ним полетел спасательный круг, и на палубе «Моны Лизы» (именно так назывался лайнер) началось активное движение. Быстро сообразив, что мы единственные, кто непосредственно может оказать помощь этому человеку, я направил «Сибирь» к месту происшествия и дал полный ход. Увидя нас, он слабо закричал: «Хэлп! Хэлп!», – и я понял, что мы вовремя. Подобрать и втащить с кормы на палубу этого человека было несложно… Мы усадили его на юте, накрыли курткой и спальником, и я спросил, как его зовут. «Вениамин», – ответил прыгун в воду, и чтобы как-то подбодрить его и разрядить обстановку, я отметил: «Найс джамп, Вениамин!» Вероятно, шутка получилась, поскольку Вениамин даже слабо улыбнулся.