Автор: Эльвира КАДЫРОВА

Андрей Кудрявцев: "Я не волшебник, я только учусь"

 

Как это ни странно, трудно писать о человеке, которого знаешь много лет. А с Андреем Кудрявцевым мы знакомы, кажется, целую вечность. Известный в городе фотохудожник, бессменный фотолетописец Омского академического театра драмы, преподаватель политехнического института (предмет - фотографика). Без его мастерски сделанных снимков не обходится сегодня ни один уважающий себя омский журнал, наш - не исключение. Ему можно смело доверить всю смысловую и художественную нагрузку фотоиллюстраций, которые станут логическим продолжением и завершением любого текста. А уж обложка - тут Кудрявцев точно не подведет! С ним легко, спокойно и надежно.
Закончив в свое время питерский институт связи и двухгодичные курсы фотожурналистики при питерском же университете, Кудрявцев с женой приехал в Омск, куда супругу распределили на завод "Микрокриогенмаш". Он полюбил наш город и уже пустил здесь глубокие корни. В Омске у Андрея родился сын Никита - по меткому выражению папы, "коренастый омич". А приехала в наш город чета Кудрявцевых
7 декабря 1987 года.  Двадцать лет назад…
Очередным поводом встретиться и поговорить стал для нас с Андреем выпуск его большого календаря с видами Успенского кафедрального собора. Продается он в книжных магазинах "Библиосфера" и "Центр-книга". До Нового года всего месяц - хороший подарок омичам.
- Андрей, как у тебя возникла идея сделать календарь?
- Собор настолько порадовал, удивил, оказался настолько красив и интересен, что меня это привлекло как фотографа. Вообще я считаю, что в Омске появилась некая основа,  вокруг которой вся жизнь вертится. В какой-то момент даже возникло сравнение с сердцем. Ну действительно - Успенский собор находится в самом центре города, откуда, как артерии, отходят все улицы: и Красный путь, и Орджоникидзе, и Гусарова, и Ленина, и маленькие улочки, что спускаются к Иртышу. К тому же выглядит он великолепно! Сначала я фотографировал просто для себя, но потом мне захотелось показать эти фотографии всем людям. Так и родилась идея календаря.
- Макет ты придумал сам?
- Да. Там вся сложность в чем была? Мы же психологически воспринимаем календарь как три картинки зимние, три весенние и так далее. А я снимал собор только в июле - августе, и естественно, ни зимних, ни осенних, ни весенних фотографий предложить не мог. А реализовать идею макета мне помогла Анастасия Долгановская.
- И как ты вышел из этой ситуации?
- Я решил все тоном. У меня синие, холодные вечерние фотографии пошли на зимние месяцы. Причем, смотришь на эту "зимнюю" фотографию - и даже мысли не появляется, что это снято в июле или августе. В голубых и зеленоватых тонах решены апрель и май, в теплых - сиреневых, красных - июнь, июль, август, сентябрь. Вот этой цветовой гаммой я и решил вопрос сезонов. Такое довольно оригинальное решение, неожиданно появившееся.
- Мне всегда было интересно: как так получается, что два человека берут одинаковые фотоаппараты - хорошие, нацеливают их на один и тот же объект, нажимают кнопку, и у одного выходит произведение искусства, а у другого - в лучшем случае фото для семейного архива?
- А я тебе сейчас скажу! Как-то встречается мне один знакомый и говорит: "У меня отец пошел на пенсию, я купил ему фотоаппарат классный. Пусть свадьбы снимает. А то что он будет на одну пенсию жить!" Я так подумал: а если я завтра куплю классную скрипку, то смогу назвать себя скрипачом? Иметь фотоаппарат - это еще не все. Я почти тридцать лет занимаюсь фотографией. И учусь постоянно! Последние два-три года просто интенсивнейшее идет обучение, потому что появляются новые программы, которые дают все больше возможностей для цифровой фотографии. Даже в работе вот над этим календарем я очень много технических приемов применил, о которых два года назад и не подозревал. Без них бы календарь не состоялся. Поэтому фотографии надо учиться все время.
- Что интереснее снимать - архитектуру или людей, делать репортажный снимок или постановочный?
- Если снимаешь и получаешь хорошие фотографии, все интересно. Везде есть свои нюансы. В репортаже надо успеть увидеть событие, отреагировать на него, снять с минимумом вмешательства. В постановочной съемке меня привлекает режиссура кадра, она заставляет думать. Снимая архитектуру, очень зависишь от погодных условий: если в студии можно спокойно поставить свет, применить цветные фильтры, то тут уповаешь только на свет, идущий свыше…
- Мы сегодня много говорили о временах года. Какое твое любимое?
- Да все! Зиму не люблю, потому что холодно и снимать неудобно - на улице фотоаппарат замерзает. А так - лето, конечно, лучше всего.
- Неужели у тебя нет какого-нибудь любимого зимнего кадра?
- Ну-у… есть. Вот снимаю я как-то драмтеатр. Зима, снег, вечер, здание красиво освещено. Но картинка сто раз виденная, это любой снимет. Я начинаю думать, начинаю кидать в кадр снег. Мы с Никитой вдвоем кидали. Включаю вспышку, причем стробоскоп тоже включаю, чтобы снежинок казалось побольше. Картинка уже получается интересная. Но все равно - театр, снег… Маловато. И тогда я начинаю дышать перед объективом. И такой классный снимок получается! Развод по небу - как северное сияние! Просто снять театр - это одно. А вот когда начинаешь думать: а если вот так сделать, а если так, и еще - вот так, и это давай сюда, и вон то притяни… Тот же кафедральный собор когда снимал, стеклышко поставил перед объективом. В нем отражается небо и не виден некрасивый забор, зато таинственно пробиваются огоньки. Можно было бы и зеркало подставить, об этом во всех книгах по фотографии написано. Но тогда будут жесткая линия и две абсолютно одинаковые половинки кадра. Это проще в "фотошопе" сделать, а вот стеклышко…
- Андрей, я помню, лет пятнадцать назад ты интенсивно снимал для московских, питерских журналов, даже для зарубежных. Сейчас ты продолжаешь этим заниматься?
- Нет, я хорошо загружен в Омске. И очень рад этому, потому что город стал для меня действительно родным.

Содержание