Власть

 

Интервью Людмилы  Максимовой

 

Защита прав граждан – процесс многосторонний

 

В начале осени в Омской области состоялась научно-практическая конференция «Обеспечение прав  и свобод человека и гражданина в Российской  Федерации. Практика Европейского суда по правам человека». В работе конференции приняли участие представители Европейского суда по правам человека, Конституционного и Высшего арбитражного судов Российской Федерации, областных и арбитражных судов Сибирского федерального округа, губернатор, представители государственных и правоохранительных органов Омской области.  На конференции с докладом выступил председатель Законодательного собрания Омской области, руководитель  делегации Российской Федерации в палате регионов Конгресса местных и региональных властей Европы  Владимир ВАРНАВСКИЙ.

После ее завершения мы попросили омского спикера  ответить на  вопросы корреспондента журнала «Сибирь и Я».

– Владимир Алексеевич, сегодня для отдельных стран следование единым общепринятым нормам и стандартам в вопросах обеспечения прав и свобод человека, по существу, является главным условием получения «въездной визы» в мировое демократическое сообщество. Такова политическая реальность. Как оценивается положение России в контексте вопросов, рассмотренных на конференции?

– Да, обсуждаемая проблема очень актуальна, и не только в контексте современных теоретических разработок, но, что особенно ценно, -  существующей  международной практики.

В докладах, с которыми выступили участники конференции, предложен богатый материал, требующий дальнейшего разностороннего и глубокого осмысления. Но  хочу обратить  ваше внимание на  два ключевых момента, они имеют прямое отношение к обсуждаемой теме. Это  наблюдения и выводы, сделанные мною, исходя из  практики работы председателем Законодательного собрания Омской области  и руководителем российской делегации в палате регионов Конгресса местных и региональных властей Европы.

Первый. Он касается обсуждения  проблемы гарантий прав и свобод человека в Российской Федерации с точки зрения достаточности и полноты правовой базы, последовательности и точности правоприменительной практики.

Второй связан  с рассмотрением роли государственных, межгосударственных, общественных институтов  и их влияния на реальное положение дел в этой сфере в России.

Вступление России в Совет Европы стало возможным, когда мы впервые конституционно провозгласили права и свободы человека высшей ценностью, а признание, соблюдение  и защиту прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства.

Таким образом Россия как равноправный субъект международных правоотношений признала требования демократического международного сообщества и главнейшие  акты  международного права: всеобщую Декларацию прав человека (1948 г.), международные  пакты об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских  и политических правах (1966 г.), а также взяла на себя обязательства по их соблюдению перед европейским сообществом, ратифицировала  большое число европейских конвенций.

Выступавшие на конференции представители  Европейского суда по правам человека, Верховного, Высшего арбитражного и других судов, ученые, губернатор Омской области позволяют глубже осознать всю  сложность и необходимость продолжения работы по совершенствованию государственно-правовой системы  в русле ее  дальнейшей демократизации, открытости и эффективности.

Наличие проблем, которые обозначены  всеми выступающими, как раз и подтверждает, какую  большую и сложную работу предстоит еще проделать в России: от дальнейшего  совершенствования законодательства  до безусловных гарантий и реального обеспечения прав и свобод каждого гражданина.

– Какая  роль и  место в этом важном процессе отводится субъектам Российской Федерации? Ведь не секрет, что они находятся на разных уровнях социального, экономического и  правового развития.

– Субъекты Российской Федерации в этом процессе занимают особое место. В соответствии  со ст. 72 Конституции Российской Федерации   в совместном ведении субъектов и федерального центра находятся вопросы защиты  прав и свобод человека и гражданина, прав национальных  меньшинств, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности. Поэтому в системе органов государственной власти и местного самоуправления у представительных   органов власти особая задача – обеспечение  правового регулирования на собственной территории   и приведение в соответствие  законов  субъектов законам Российской Федерации.

Защита прав гражданина и человека – процесс  многосторонний и разноплановый. Мы – самая молодая конституционная власть в субъекте.  Законодательному собранию Омской области  11 лет. За эти годы  депутатами принято более 660 законов, в том числе более 20 - в сфере политических прав и свобод (о выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, об областном и местном референдумах, проведении публичных мероприятий и др.), около 100 -  в сфере социально-экономического развития территории и экологической защиты.  Найден и законодательно закреплен механизм  решения социально-экономических проблем  через принятие областных целевых программ, исполнение которых гарантировано  областным бюджетом.  В области их работает более 20 – от долгосрочных программ по социальному развитию села, развитию детского и юношеского спорта, предупреждению и борьбе с заболеваниями социального характера до программ «Старшее поколение» и «Социальная поддержка инвалидов». Все программы направлены на решение ключевой  проблемы – обеспечение  права человека на достойную  жизнь, развитие его способностей и возможностей.

Мы глубоко удовлетворены, что по инициативе  губернатора совместно с правительством  Омской области принята  областная  целевая программа, направленная на реализацию права на получение информации и поддержку интеллектуальной деятельности. Более 10 принятых законов области  и целевых программ касается защиты и обеспечения прав детей.

  Каким образом региональные законодатели могут повлиять на федеральное законодательство в сфере регулирования прав человека?

– Конституция Российской Федерации гарантирует субъектам Федерации право законодательной инициативы. Омские законодатели активно используют это право, выступая с инициативами и принимая участие в процессе разработки федеральных законов. В качестве примера можно привести областной закон  «О защите прав детей, оставшихся без попечения родителей». Он  стал прообразом  федерального закона. Необходимость  его принятия Государственной Думой мы подтверждали  и доказывали наработанной в Омской  области практикой. Государственной Думой  также были приняты наши законодательные инициативы по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон
«О ветеранах». Наши поправки отстаивали и защищали  права граждан, которые  имели основания быть  приравненными к категории ветеранов. Только в Омской области это затрагивало интересы  25 тысяч граждан. Внесенная Законодательным собранием Омской области  поправка к Федеральному закону  «О воинской службе» запретила  использовать   в  горячих точках   военнослужащих   первого   года службы.

Мы рассматриваем законотворческую деятельность субъекта Российской Федерации не только как возможность развития и дополнения федерального законодательства, но и как возможность наработки практики правового регулирования в отдельных отраслях и затем  внесения проекта федерального закона.

На территории области сейчас действует ряд законов, не имеющих аналогов в других субъектах Федерации, к примеру «О дополнительных гарантиях защиты имущественных интересов социально опекаемых граждан», «Об оплате труда приемных родителей» и другие законы.

У нас есть Азовский немецкий национальный район, достаточно крупные казахская, украинская, татаро-башкирская, еврейская и другие диаспоры. И мы  очень тщательно  работали с проектами  федеральных законов «О религии», «О национально-культурных автономиях» и других.

Из сказанного следует: в системе обеспечения прав и свобод граждан представительные  органы субъектов Федерации в рамках своих прав и полномочий по развитию территорий, защите интересов граждан, во-первых, имеют свои права и обязанности.

Во-вторых, результаты их деятельности, в том числе законы субъектов Федерации, обеспечивают защиту прав граждан в едином общегосударственном  правовом пространстве. Такое  взаимодействие в законотворческом процессе позволяет более тщательно и последовательно  обеспечивать интересы граждан и  государства.         

  Особым демократическим потенциалом обладают общественные институты, в частности местное самоуправление. Как вы рассматриваете его сегодняшнее состояние и перспективы?

– Исходя из целей и задач  конференции, полагаю, что  совместно с губернатором и правительством Омской области мы еще раз оценим возможности дальнейшего  усиления взаимодействия властей  с общественными институтами и объединениями граждан. Это сложное и ответственное направление работы по созданию гражданского общества, повышению правосознания и активности граждан.

В первую очередь это касается реформы местного самоуправления, подготовка и осуществление которой в области  идет очень активно и последовательно. Такие шаги властей, как диалог, открытость, гласность, не только обязанность, но и реальные гарантии укрепления демократии. Это государственный принцип, закрепленный федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Недавно  проведенный Советом Европы в России мониторинг в сфере местного самоуправления на соответствие  положениям Европейской  хартии МСУ показал, что Российская Федерация следует своим  обязательствам. Этот вывод  отражен в специальной  резолюции палаты регионов Совета Европы.

– Вас это радует?

– Признаюсь, такая объективность для меня – момент долгожданный. В Совете Европы  одновременно работают люди различных  политических пристрастий, правовой подготовленности  и даже различной  информированности.

 Мы говорим о правах и свободах человека, о его природном праве на  достоинство. Но  право на достоинство имеют и  государства. Это должно быть нерушимым принципом  межгосударственных отношений.     

– Но сегодня все видят, что в  этом вопросе нет равноправия.

– К сожалению, сегодня в деятельности отдельных членов ПАСЕ, других органов Совета Европы процветает политика двойных стандартов, когда появляются  «судьи» и «подсудимые», «учителя» и «ученики», «любимцы» и «второсортные», а принципы подменяются диктатом.

Пример из моей практики. Когда мы убеждали Совет Европы, что в Чеченской республике Россия  имеет дело с международным  терроризмом, защищает свое государство, свой народ, в том числе чеченский, нам  говорили: «Это геноцид».  По их мнению, Великобритания в Ирландии (Ольстер) защищает государственные интересы, Испания в Стране басков – тоже, а Россия в такой же ситуации -  не смей! И только трагедия Беслана заставила отрезветь и поутихнуть наиболее ярых обвинителей России, да и то ненадолго.

Еще пример - положение наших соотечественников в странах Балтии. Там русские объявлены оккупантами,  преследуются участники Великой Отечественной войны, победившие фашизм, бывшие военнослужащие. Путем запрета на изучение и  использование в общении русского языка фактически ведется принудительная государственная ассимиляция  русскоязычного населения. В расчет не берется  то обстоятельство, что 70 лет русский язык был языком межнационального общения, и даже то, что  сегодня русский  язык является одним из рабочих языков Совета Европы. Мы не допустили молчаливого согласия Совета Европы на такое положение дел и добились включения  проблемы русскоязычного населения в Балтии в повестку дня, а затем и специальной  резолюции Совета Европы по этому вопросу.

Если такой подход – попытка учить Россию и оказывать на нее давление, то это заведомо бесперспективный и проигрышный вариант. Историческая  значимость, место и роль Российского государства в Европе и мировом сообществе неизменна, не поддается переоценке и, тем более, политической конъюнктуре. Мы умеем «держать удар» и приемами «политического бокса» тоже владеем.

Заявления и претензии отдельных русскоязычных граждан к латвийским властям по вопросам  защиты своих прав рассматривались в Европейском суде, и нарушения прав человека в Латвии признаны имеющими место. По этому поводу Советом Европы были приняты соответствующие решения.

Однако, во-первых, Латвия не торопится их исполнять, а призвать ее к порядку, как оказывается, некому.  А во-вторых, решение было бы более действенным при условии, что  Европейский суд по итогам года, например, направлял бы в соответствующие  структуры Совета Европы обобщенную информацию и информировал национальные делегации. Тогда у нас появилась бы реальная возможность влиять на законы государств и разрабатывать механизмы защиты прав граждан. Возможно, такая информация и направляется, но до национальных делегаций она не доводится. В работе конференции принимал участие судья Европейского суда по правам человека  Анатолий Иванович Ковлер. Такое предложение, полагаю, найдет  реальную поддержку. От нашего взаимодействия   дело бы только выиграло.

– Значит, единственный путь обеспечения реальных прав и свобод человека – объединение усилий?

– Глобализирующийся мир ожесточается, идет наступление на права человека на многих флангах - это серьезные угрозы и вызовы XXI  века,  противостоять которым можно только объединенными усилиями.

Институты европейского  сотрудничества приобретают  в этой ситуации  особое значение.

Только что состоялся саммит  глав и представительств государств – членов ООН,  принявший принципиальные  решения о реорганизации ООН  в условиях современного мира, направленные  на усиление защиты прав и свобод человека. Видимо, и Европе придется решать эту проблему в новых условиях, после того как был отвергнут проект общеевропейской Конституции. Убежден, одна из основных причин отторжения общеевропейской Конституции –  принижение роли государства как формы национальных традиционных объединений, гарантирующих права и свободы своих граждан.

Объединение усилий государств, сближение законодательства в  сфере гарантий и обеспечения прав и свобод граждан -  это еще одно из серьезных направлений международных контактов и деятельности российской делегации в Совете Европы.

Общая задача для всех – обеспечение главного права человека, права на достойную полнокровную жизнь.