В начале
осени в Омской области состоялась научно-практическая конференция «Обеспечение
прави свобод человека и гражданина в
РоссийскойФедерации. Практика
Европейского суда по правам человека». В работе конференции приняли участие
представители Европейского суда по правам человека, Конституционного и Высшего
арбитражного судов Российской Федерации, областных и арбитражных судов
Сибирского федерального округа, губернатор, представители государственных и
правоохранительных органов Омской области.На конференции с докладом выступил председатель Законодательного
собрания Омской области, руководительделегации Российской Федерации в палате регионов Конгресса местных и
региональных властей ЕвропыВладимир
ВАРНАВСКИЙ.
После ее
завершения мы попросили омского спикераответить навопросы
корреспондента журнала «Сибирь и Я».
– Владимир
Алексеевич, сегодня для отдельных стран следование единым общепринятым нормам и
стандартам в вопросах обеспечения прав и свобод человека, по существу, является
главным условием получения «въездной визы» в мировое демократическое
сообщество. Такова политическая реальность. Как оценивается положение России в
контексте вопросов, рассмотренных на конференции?
– Да,
обсуждаемая проблема очень актуальна, и не только в контексте современных
теоретических разработок, но, что особенно ценно, -существующеймеждународной практики.
В докладах,
с которыми выступили участники конференции, предложен богатый материал,
требующий дальнейшего разностороннего и глубокого осмысления. Нохочу обратитьваше внимание надва ключевых
момента, они имеют прямое отношение к обсуждаемой теме. Этонаблюдения и выводы, сделанные мною, исходя
изпрактики работы председателем
Законодательного собрания Омской областии руководителем российской делегации в палате регионов Конгресса местных
и региональных властей Европы.
Первый. Он
касается обсужденияпроблемы гарантий
прав и свобод человека в Российской Федерации с точки зрения достаточности и
полноты правовой базы, последовательности и точности правоприменительной
практики.
Второй
связанс рассмотрением роли
государственных, межгосударственных, общественных институтови их влияния на реальное положение дел в этой
сфере в России.
Вступление
России в Совет Европы стало возможным, когда мы впервые конституционно
провозгласили права и свободы человека высшей ценностью, а признание,
соблюдениеи защиту прав и свобод
человека и гражданина – обязанностью государства.
Таким
образом Россия как равноправный субъект международных правоотношений признала
требования демократического международного сообщества и главнейшиеактымеждународного права: всеобщую Декларацию прав человека (1948 г.), международныепакты об экономических, социальных и
культурных правах и о гражданскихи
политических правах (1966 г.),
а также взяла на себя обязательства по их соблюдению перед европейским
сообществом, ратифицировалабольшое
число европейских конвенций.
Выступавшие
на конференции представителиЕвропейского суда по правам человека, Верховного, Высшего арбитражного и
других судов, ученые, губернатор Омской области позволяют глубже осознать
всюсложность и необходимость
продолжения работы по совершенствованию государственно-правовой системыв русле еедальнейшей демократизации, открытости и эффективности.
Наличие
проблем, которые обозначенывсеми
выступающими, как раз и подтверждает, какуюбольшую и сложную работу предстоит еще проделать в России: от
дальнейшегосовершенствования
законодательствадо безусловных гарантий
и реального обеспечения прав и свобод каждого гражданина.
–
Какаяроль иместо в этом важном процессе отводится
субъектам Российской Федерации? Ведь не секрет, что они находятся на разных
уровнях социального, экономического иправового развития.
– Субъекты
Российской Федерации в этом процессе занимают особое место. В соответствиисо ст. 72 Конституции Российской
Федерациив совместном ведении
субъектов и федерального центра находятся вопросы защитыправ и свобод человека и гражданина, прав
национальныхменьшинств, обеспечения
законности, правопорядка, общественной безопасности. Поэтому в системе органов
государственной власти и местного самоуправления у представительныхорганов власти особая задача –
обеспечениеправового регулирования на
собственной территориии приведение в
соответствиезаконовсубъектов законам Российской Федерации.
Защита прав
гражданина и человека – процессмногосторонний и разноплановый. Мы – самая молодая конституционная
власть в субъекте.Законодательному
собранию Омской области11 лет. За эти
годыдепутатами принято более 660
законов, в том числе более 20 - в сфере политических прав и свобод (о выборах в
органы государственной власти и органы местного самоуправления, об областном и
местном референдумах, проведении публичных мероприятий и др.), около 100 -в сфере социально-экономического развития
территории и экологической защиты.Найден
и законодательно закреплен механизмрешения социально-экономических проблемчерез принятие областных целевых программ, исполнение которых
гарантированообластным бюджетом.В области их работает более 20 – от долгосрочных
программ по социальному развитию села, развитию детского и юношеского спорта,
предупреждению и борьбе с заболеваниями социального характера до программ
«Старшее поколение» и «Социальная поддержка инвалидов». Все программы
направлены на решение ключевойпроблемы
– обеспечениеправа человека на
достойнуюжизнь, развитие его
способностей и возможностей.
Мы глубоко
удовлетворены, что по инициативегубернатора совместно с правительствомОмской области принятаобластнаяцелевая программа, направленная на реализацию
права на получение информации и поддержку интеллектуальной деятельности. Более
10 принятых законов областии целевых
программ касается защиты и обеспечения прав детей.
–Каким образом региональные законодатели могут
повлиять на федеральное законодательство в сфере регулирования прав человека?
–
Конституция Российской Федерации гарантирует субъектам Федерации право
законодательной инициативы. Омские законодатели активно используют это право,
выступая с инициативами и принимая участие в процессе разработки федеральных
законов. В качестве примера можно привести областной закон«О защите прав детей, оставшихся без
попечения родителей». Онстал
прообразомфедерального закона.
Необходимостьего принятия
Государственной Думой мы подтверждалии
доказывали наработанной в Омскойобласти
практикой. Государственной Думойтакже
были приняты наши законодательные инициативы по внесению изменений и дополнений
в Федеральный закон
«О ветеранах». Наши поправки отстаивали и защищалиправа граждан, которыеимели основания бытьприравненными к категории ветеранов. Только в
Омской области это затрагивало интересы25 тысяч граждан. Внесенная Законодательным собранием Омской
областипоправка к Федеральному
закону«О воинской службе» запретилаиспользоватьвгорячих точкахвоеннослужащихпервогогода службы.
Мы
рассматриваем законотворческую деятельность субъекта Российской Федерации не
только как возможность развития и дополнения федерального законодательства, но
и как возможность наработки практики правового регулирования в отдельных
отраслях и затемвнесения проекта
федерального закона.
На
территории области сейчас действует ряд законов, не имеющих аналогов в других
субъектах Федерации, к примеру «О дополнительных гарантиях защиты имущественных
интересов социально опекаемых граждан», «Об оплате труда приемных родителей» и
другие законы.
У нас есть
Азовский немецкий национальный район, достаточно крупные казахская, украинская,
татаро-башкирская, еврейская и другие диаспоры. И мыочень тщательноработали с проектамифедеральных законов «О религии», «О
национально-культурных автономиях» и других.
Из сказанного
следует: в системе обеспечения прав и свобод граждан представительныеорганы субъектов Федерации в рамках своих
прав и полномочий по развитию территорий, защите интересов граждан, во-первых,
имеют свои права и обязанности.
Во-вторых,
результаты их деятельности, в том числе законы субъектов Федерации,
обеспечивают защиту прав граждан в едином общегосударственномправовом пространстве. Такоевзаимодействие в законотворческом процессе
позволяет более тщательно и последовательнообеспечивать интересы граждан игосударства.
–Особым демократическим потенциалом обладают
общественные институты, в частности местное самоуправление. Как вы
рассматриваете его сегодняшнее состояние и перспективы?
– Исходя из
целей и задачконференции, полагаю,
чтосовместно с губернатором и
правительством Омской области мы еще раз оценим возможности дальнейшегоусиления взаимодействия властейс общественными институтами и объединениями
граждан. Это сложное и ответственное направление работы по созданию
гражданского общества, повышению правосознания и активности граждан.
В первую
очередь это касается реформы местного самоуправления, подготовка и
осуществление которой в областиидет
очень активно и последовательно. Такие шаги властей, как диалог, открытость,
гласность, не только обязанность, но и реальные гарантии укрепления демократии.
Это государственный принцип, закрепленный федеральными законами и законами
субъектов Федерации.
Недавнопроведенный Советом Европы в России
мониторинг в сфере местного самоуправления на соответствиеположениям Европейскойхартии МСУ показал, что Российская Федерация
следует своимобязательствам. Этот выводотражен в специальнойрезолюции палаты регионов Совета Европы.
– Вас это
радует?
–
Признаюсь, такая объективность для меня – момент долгожданный. В Совете
Европыодновременно работают люди
различныхполитических пристрастий,
правовой подготовленностии даже различнойинформированности.
Мы говорим о правах и свободах человека, о его
природном праве надостоинство. Ноправо на достоинство имеют игосударства. Это должно быть нерушимым
принципоммежгосударственных отношений.
– Но
сегодня все видят, что вэтом вопросе
нет равноправия.
– К
сожалению, сегодня в деятельности отдельных членов ПАСЕ, других органов Совета
Европы процветает политика двойных стандартов, когда появляются«судьи» и «подсудимые», «учителя» и
«ученики», «любимцы» и «второсортные», а принципы подменяются диктатом.
Пример из
моей практики. Когда мы убеждали Совет Европы, что в Чеченской республике
Россия имеет дело с международнымтерроризмом, защищает свое государство, свой
народ, в том числе чеченский, намговорили: «Это геноцид».По их
мнению, Великобритания в Ирландии (Ольстер) защищает государственные интересы,
Испания в Стране басков – тоже, а Россия в такой же ситуации -не смей! И только трагедия Беслана заставила
отрезветь и поутихнуть наиболее ярых обвинителей России, да и то ненадолго.
Еще пример
- положение наших соотечественников в странах Балтии. Там русские объявлены
оккупантами,преследуются участники
Великой Отечественной войны, победившие фашизм, бывшие военнослужащие. Путем
запрета на изучение ииспользование в
общении русского языка фактически ведется принудительная государственная
ассимиляциярусскоязычного населения. В
расчет не беретсято обстоятельство, что
70 лет русский язык был языком межнационального общения, и даже то, чтосегодня русскийязык является одним из рабочих языков Совета
Европы. Мы не допустили молчаливого согласия Совета Европы на такое положение
дел и добились включенияпроблемы
русскоязычного населения в Балтии в повестку дня, а затем и специальнойрезолюции Совета Европы по этому вопросу.
Если такой
подход – попытка учить Россию и оказывать на нее давление, то это заведомо
бесперспективный и проигрышный вариант. Историческаязначимость, место и роль Российского
государства в Европе и мировом сообществе неизменна, не поддается переоценке и,
тем более, политической конъюнктуре. Мы умеем «держать удар» и приемами
«политического бокса» тоже владеем.
Заявления и
претензии отдельных русскоязычных граждан к латвийским властям по вопросамзащиты своих прав рассматривались в
Европейском суде, и нарушения прав человека в Латвии признаны имеющими место.
По этому поводу Советом Европы были приняты соответствующие решения.
Однако,
во-первых, Латвия не торопится их исполнять, а призвать ее к порядку, как
оказывается, некому.А во-вторых,
решение было бы более действенным при условии, чтоЕвропейский суд по итогам года, например,
направлял бы в соответствующиеструктуры
Совета Европы обобщенную информацию и информировал национальные делегации.
Тогда у нас появилась бы реальная возможность влиять на законы государств и
разрабатывать механизмы защиты прав граждан. Возможно, такая информация и
направляется, но до национальных делегаций она не доводится. В работе
конференции принимал участие судья Европейского суда по правам человекаАнатолий Иванович Ковлер. Такое предложение,
полагаю, найдетреальную поддержку. От
нашего взаимодействиядело бы только
выиграло.
– Значит,
единственный путь обеспечения реальных прав и свобод человека – объединение
усилий?
–
Глобализирующийся мир ожесточается, идет наступление на права человека на
многих флангах - это серьезные угрозы и вызовы XXIвека,противостоять которым можно только объединенными усилиями.
Институты
европейскогосотрудничества
приобретаютв этой ситуацииособое значение.
Только что
состоялся саммитглав и представительств
государств – членов ООН,принявший
принципиальныерешения о реорганизации
ООНв условиях современного мира,
направленныена усиление защиты прав и
свобод человека. Видимо, и Европе придется решать эту проблему в новых
условиях, после того как был отвергнут проект общеевропейской Конституции.
Убежден, одна из основных причин отторжения общеевропейской Конституции –принижение роли государства как формы
национальных традиционных объединений, гарантирующих права и свободы своих
граждан.
Объединение
усилий государств, сближение законодательства всфере гарантий и обеспечения прав и свобод граждан -это еще одно из серьезных направлений
международных контактов и деятельности российской делегации в Совете Европы.
Общая
задача для всех – обеспечение главного права человека, права на достойную полнокровную
жизнь.
Маюров
Николай Петрович, доктор юридических наук, кандидат исторических наук,
заслуженный юрист РФ, полковник полиции в отставке, профессор кафедры
административного права и процесса Юридического института Санкт-Петербургского
университета технологий управления и экономики. Победитель конкурса «Ученый
года-2022»; член Ассоциации юристов России. Эксперт комиссии по обороне и
безопасности МПА СНГ. Профессор кафедры теории и истории государства и права
Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О.
Макарова;
Кудринский
Владимир Федорович, член Союза журналистов России, член Союза фотохудожников
России, первый председатель Омского отделения Союза фотохудожников России,
директор Омского филиала Союза фотохудожников России, автор 40 персональных
выставок, дипломант и призер многочисленных выставок и фотоконкурсов; изданы 30
авторских фотоальбомов; награжден Почетной грамотой Администрации Омской
области
РЕЙТИНГ ПО СТАТЬЯМ
Когда
плачут мужчины…
«All
inclusive» Андрея Сабитова
Людмила
Чичерина: Мечты сбываются!
Андрей
Бессонов: «Залог успеха – наши знания, опыт, традиции»