Текст Виктора Гашеева

Фото Валерия Гашеева, Олега Ковальчука

     

Новый мост? Новый Омск!

 


 «Важно было самим понять и поверить в себя, в свои силы, в то, что мы по-прежнему можем созидать и создавать грандиозные сооружения, знать, что у ветеранов есть достойные преемники, а у молодежи – будущее. Мост – победа нашего духа, достоинства, способности к возрождению, это – великое трудовое свершение и старт к новым дерзаниям, которые уже намечены и будут выполнены».

Леонид Полежаев,

губернатор, председатель правительства Омской области.

Как строить начинали

Сегодня кажется очевидным, что метромост – это проект, относящийся к разряду стратегических: новому мосту суждено стать именно тем катализатором, который ускорит реализацию различных масштабных градостроительных проектов. О необходимости метромоста начали говорить очень давно – еще в начале семидесятых годов прошлого века. Однако, как это ни удивительно, в свое время у метромоста были и противники. В том числе открыто заявленное общественное мнение отбросило реализацию проекта на 10 лет назад, уступив пальму первенства государственного финансирования новосибирцам. Но обо всем по порядку.

В семидесятые годы омское Левобережье было охвачено строительным бумом – как грибы после дождя появлялись там новые спальные микрорайоны безликих панельных девятиэтажных домов. О дизайне городской среды тогда никто толком не думал (было бы жилье!), но вот слаборазвитая инфраструктура новостроек – прежде всего транспортная –  стала серьезной проблемой для города. Добраться с левого берега на правый в те годы было задачей не из простых. А ведь на правобережье были сконцентрированы самые большие предприятия – гиганты военно-промышленного, аэрокосмического, нефтехимического комплекса.  Панацеей мог стать метрополитен, первая ветка которого и должна была соединить Октябрьский район города, где сосредоточены десятки предприятий, со спальными микрорайонами Левобережья.

Камнем преткновения стал вопрос о том, нужно ли строить метромост или проложить подземный туннель под рекой. Разработчики генерального плана развития Омска в семидесятых годах решили остановиться на первом варианте. И, как показало время, не ошиблись – туннель под Иртышом, наверное, был бы экологичнее, однако обошелся бы значительно дороже, а главное – не позволил бы разгрузить центральные улицы города от  интенсивных автомобильных потоков.

На утверждение проекта Омского метро в союзных верхах ушло без малого десятилетие. Ведущий в стране институт «Ленгипротранс-мост» получил задание на разработку технико-экономического обоснования строительства моста через Иртыш в створе улицы Фрунзе в Омске в 1978 году, но официальное разрешение Совета Министров СССР на строительство в нашем городе метро было дано лишь год спустя. Руководство области готово было взять на себя ответственность за решение, не согласованное с верхами. Прошло еще целое десятилетие. В 1990 году союзное правительство и Госстрой согласились дать разрешение на разработку рабочей документации строительства метромоста.

Строить метромост начали два года спустя – в сентябре 1992-го. В феврале 1993-го была забита первая свая, а вот дальше…

А дальше были годы экономической стагнации, которые принято называть «безвременьем девяностых». Реализация многих проектов, особенно дорогостоящих и нацеленных на перспективу, была заморожена на неопределенный срок. Федеральный центр фактически устранился от участия в крупных региональных стройках.

Проект строительства Омского метрополитена и его неотъемлемая часть  – проект возведения метромоста – вполне могли утонуть в бурном море социально-экономических проблем. Спасти эти начинания могли только энергичные действия властей губернии, которые даже в самые проблемные для областной казны годы продолжали выделять средства на проведение строительных работ и   поддержание соответствующей технической базы.

Но каким бы тяжелым и затяжным ни был кризис, он не может продолжаться бесконечно долго. Проходит время, и сделанные в свое время капитальные вложения в проекты, подобные метромосту, окупаются сторицей.

Указ губернатора Омской области Леонида Константиновича Полежаева «О мерах по завершению строительства моста через реку Иртыш», с которого, по сути дела, начался решающий этап строительства метромоста, был подписан незадолго до миллениума – в конце декабря 2000 года. Трудно в этом не увидеть некую символику – вектор развития Омска в новом веке задан именно метромостом.

Масштаб – грандиозный, проект – уникальный

Метромост – проект грандиозный, который под силу осуществить не каждому региону. Длина сооружения – 648 метров, ширина – 32 метра, высота – 7 метров. Проект моста принадлежит коллективу знаменитого, без преувеличения, на весь мир института «Ленгипротрансмост» (ныне ООО «Питер-Мост»), а специалисты «Омскгражданпроекта» Ольга Васильевна Колесникова и Светлана Геннадьевна Пономарева превратили многотысячетонную железную конструкцию в изящную и легкую, подобную устремившейся вперед стреле. Омский метромост – это не только сложнейшее инженерное сооружение, не только важнейшая транспортная артерия города-миллионера, это еще и произведение искусства.

При строительстве метромоста и подходов к нему были применены многие оригинальные технические и инженерные решения. Так, монтаж конструкций моста был осуществлен  с помощью надвижки, которая потребовала от рабочих и инженеров, ее осуществляющих, предельной концентрации и высокого уровня профессионального мастерства.

Уникальность моста в том, что у него две составляющие – для автомобильного движения и для метропоездов. Следует отметить, что основной объем работ при возведении метромоста имени 60-летия Победы был выполнен всего за четыре года и отличного качества.

Закономерно, что распоряжением правительства Омской области за высокое профессиональное мастерство и личный вклад в строительство метромоста имени 60-летия Победы генеральный директор ЗАО «Омск-строймост – Мостоотряд-63» Борис Кошуков и директор ООО «НПО «Мостовик» Олег Шишов награждены медалями «За высокие достижения», а еще пятьдесят лучших строителей удостоены Почетных грамот правительства Омской области.

Инвесторы заметили Левобережье

Метромост изменит не только городские пейзажи – в целом изменится облик Омска. И вот почему.

В Омске начало нового века совпало с началом бурного жилищного строительства, которое по своим масштабам вполне сопоставимо со строительным бумом семидесятых годов прошлого века. Как и тридцать лет тому назад, главной строительной площадкой мегаполиса стало Левобережье. Омичам прекрасно известны названия новых микрорайонов, появившихся буквально в последние несколько лет: «Прибрежный», «Кристалл», «Пятый».

Об интенсивности работ, развернувшихся на месте новостроек двадцать первого века, лучше всего скажет лишь одна цифра – только в одном Пятом микрорайоне, например, один башенный кран приходится на каждую сотню квадратных метров. В ближайшем будущем (если точнее, в конце этого – начале следующего года) здесь будет построено целых десять домов социального жилья общей площадью 135 тысяч квадратных метров. Проект застройки Пятого микрорайона не зря называют комплексным – он хорошо продуман. Из областной казны будут выделены ассигнования на возведение детских садов и школ.

Однако очевидно, что неразвитость городской инфраструктуры, прежде всего транспортной, стала весьма сильным сдерживающим фактором, который мешал начать реализацию еще более грандиозных проектов на левом берегу. Появление метромоста явно ускорит их претворение в жизнь.

В ближайших планах – начало возведения второй очереди микрорайона «Прибрежный», что даст Омску еще 450 тысяч квадратных метров жилья. Объем второй очереди Пятого микрорайона составит еще 80 тысяч «квадратов». Но и это не все. На левом берегу по обе стороны метромоста построят еще целых два микрорайона. Таким образом, до 2010 года на Левобережье должно быть сдано в эксплуатацию порядка 2,5 миллиона (!) квадратных метров жилья.

На левом берегу будет разбито несколько парков. Парк напротив Иртышской набережной соединят с правым берегом пешеходным мостом, новый импульс для развития получит парк имени 300-летия Омска; появятся новые современные спортивные сооружения, крупные торговые центры и т. д. Левобережье перестанет быть серым спальным районом, похожим на десятки других, что разбросаны по всей стране.

Понятно, что инвестиционная привлекательность любых проектов, связанных, скажем, с развитием сферы обслуживания на левом берегу, резко повысится. Также вполне прогнозируемо повышение стоимости земли в Кировском районе Омска, особенно той, что прилегает к метромосту. Известно, что крупные инвесторы ранее не обращали на нее особого внимания, например на землю в Рыбачьем поселке, который ранее считался глухим местом, а ныне оказался эпицентром масштабных строек – метромоста и микрорайона «Прибрежный».

Метромост – средство от транспортного инсульта

Итак, Омск рос. Однако доставшаяся городу в наследство от советских времен транспортная система, разумеется, уже не могла эффективно справляться с легшей на нее нагрузкой. Образно говоря, городу грозил транспортный инсульт – неразвитость его дорожной инфраструктуры становилась тем фактором, который препятствовал нормальной жизни областного центра. Метромост избавит мегаполис от угрозы транспортного паралича.

Мост имени 60-летия Победы во многом решит проблему перегруженности основных транспортных артерий города. Со сдачей его в эксплуатацию ситуация на дорогах кардинально изменится в лучшую сторону. Пропускная способность моста – примерно шесть с половиной тысяч автомобилей в час (Ленинградский мост и мост у Телецентра даже вместе не способны справиться с таким потоком автомобилей). Поэтому омичи, безусловно, в скором времени  забудут о долгих минутах, проведенных в пробках, ставших настоящим бичом современных крупных городов.

Конечно, полного избавления от заторов на омских улицах немедленно ожидать не стоит – в городе только начата комплексная программа модернизации автомобильных дорог. В ее рамках уже расширены улицы Масленникова, Герцена и некоторые другие. В планах – расширение проезжей части улицы Красный Путь, строительство новых автомобильных развязок на Левобережье и др.

С вводом метромоста проект постройки Омского метро приобретет еще более конкретные очертания. Губернатор области даже назвал конкретную дату открытия первой ветки метрополитена в городе на Иртыше – 1 июня 2008 года. Кстати, одновременно с монтажом моста строители пробили более пяти километров подземных проходок! Планируется, что за день Омский метрополитен сможет перевезти почти двести тысяч человек. Интересно, что четыре еще не построенные станции уже имеют свои названия – станции «Библиотека имени Пушкина», «Заречная», «Кристалл», «Соборная».

Со строительством метромоста имени 60-летия Победы коренные преобразования в инфраструктуре Омска только начинаются.