казачий круг

  

Виктор Валерьев, фото Валерия Гашеева

 

Любо, братцы, жить

 


 

Вопрос «Как нам обустроить Россию?» тревожит умы и сердца миллионов патриотов уже не один десяток лет. Ответа на него нет до сих пор. Но, быть может, внимательно присмотревшись к истории казачества, мы станем ближе к его разрешению…        

Время собирать камни

Много тысяч лет назад сыну царя Давида Екклесиасту открылась мудрая мысль: всему свое время. Сейчас мы понимаем: время разбрасывать камни прошло; наступило время их собирать.

К советской эпохе трудно относиться однозначно, однако ясно, что, разрушив до основания старый мир, разорвав связь времен, попытавшись уничтожить историческую память, созидать будущее невозможно. Поэтому попытки восстановить духовную преемственность поколений должны стать такой же важной частью политики государства, как, скажем, модернизация промышленности. Ведь справедливо говорят: не хлебом единым жив человек. Для Иванов, что родства не помнят, не существует ни славного прошлого, ни светлого будущего, даже настоящее – мимолетно и призрачно, ибо не стать никогда таким людям настоящими хозяевами на своей земле. А что бывает, когда у нее хозяев нет, – это мы уже проходили.

XXI век – и он нуждается в тысячелетнем богатстве духовных ценностей, что веками копили наши предки: русские и татары, украинцы и казахи, белорусы и еще, как говорится, «двунадесять языков». Разнообразные национальные культуры плавились в горячей печи истории государства Российского, развиваясь, взаимно обогащаясь, не смешиваясь при этом, сохраняя свою самобытность. Культурная же память, как известно, сильнее любой государственной идеологии, даже той, что тоталитарно насаждается сверху.

Пример – казачья культура. Кажется, самой памяти о казаках не должно было остаться после десятилетий запретов, репрессий, гонений на них, устроенных в советскую эпоху. Но нет – казачьи песни по-прежнему звонко звучат и в новом тысячелетии, а казачье движение, пользующееся теперь серьезной властной поддержкой, постепенно набирает силу, ширится, находит новых сторонников из числа тех, для кого слова «патриотизм», «вера», «честь» – не пустой звук.

На круги своя

Русское казачество – это не только беспокойный юг России с тихим Доном и бурным Тереком, не только хмурый Урал; это еще и снежная Сибирь.

Вспомним, Сибирь, сказочно богатый край, к России именно казаки присоединили. И по сей день никто спорить не будет с Михаилом Васильевичем Ломоносовым, что «богатство России Сибирью прирастать будет». Получается, что перспективы России сегодняшней невозможны были бы без казаков времен Ивана Грозного!

Сейчас об этом можно говорить прямо, не подгоняя исторической правды под специфику, так сказать, текущего исторического момента. Еще совсем недавно этого боялись, стесняясь собственных корней, а ведь редко у какого сибиряка в пращурах не было казаков, которые на бескрайних просторах Сибири и Северного Казахстана основали сотни городов, сел, деревень, станиц. До сих пор можно обнаружить остатки старых военных укреплений – редуты, форты и пр., что казаками построены.

Но, как часто это бывает, заслуги казачества перед государством Российским не смогли защитить уникальный этнос от преследований, которым он подвергался все семьдесят пять лет советской власти. У хозяев России социалистической оказалась своя правда, кроваво-красного цвета, авторитарная, догматичная, не знающая жалости к идеологическим противникам…

Правда же казаков была основана на православной вере, на желании и умении служить Отчизне, на выкристаллизовавшемся вековом опыте предков.

Казаки победили и в этой борьбе, пройдя через горнило гражданской войны, красного и белого террора, через лагеря и коллективизацию, через богоборчество, раскулачивание и «расказачивание». Сносились казачьи храмы, построенные на народные деньги; уничтожались казачьи кладбища; за казачьи вольные песни в иные годы можно было поплатиться не то что свободой – жизнью.

Но – «идет ветер к югу и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги своя»…

Ежегодные фестивали казачьей культуры, собирающие казаков со всей России, ближнего и дальнего зарубежья; казачьи классы в школах и училищах; общественные объединения казаков; восстановленные во многих регионах казачьи храмы – все это свидетельства того, что казачество не умерло, но полно сил и созидательной энергии, оптимизма, веры в собственные силы.

«Любо, братцы, жить!» – поют казаки, уверенные в том, что своего последнего слова в судьбе своей Родины они еще не сказали.