Амплуа

 

Наталья Коваленко, фото Валерия Гашеева и из личного архива Валерия Алексеева

 

Право на взаимность

 


 

АЛЕКСЕЕВ С ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ УКАЗКОЙ

Встретились мы с Валерием Ивановичем в стенах Омского госуниверситета. Здесь сов­сем недавно он «выпустил» своих студентов-дипломни­ков. Пять лет Алексеев-пре­подаватель, передавая свой опыт, учил их актерскому мастерству. Все они - буду­щие режиссеры любительских театров. «Я уже, наверное, отпреподавался, - с улыбкой на лице признается Алексеев. За пять лет у меня не было ни одного выходного дня». Алексеев очень ответствен­ный человек, и пустить дело на самотек - это не про него. Если он что-то делает, то де­лает до конца и от души, отда­вая все силы и энергию. При­ходилось ему заниматься со студентами и помимо заня­тий, жертвовать своим сво­бодным временем. А на это пойдет не каждый. Ведь рас­порядок дня у Алексеева плот­ный: почти целый день, сутра до позднего вечера, в театре. Выходной - всего один день. И даже его нельзя назвать вы­ходным. В этот день Валерий Иванович занимается со сту­дентами.

- Преподавание требует отда­чи, - считает он. - Сначала я ждал такой отдачи от всех уче­ников. Потом понял, что если человек не научится работать над собой сам, то ничего хо­рошего из этого не выйдет. Каждый из нас - кузнец свое­го счастья. В нашем деле не­льзя плохо работать, подобно тому как нельзя плохо играть на скрипке.

В преподавании у Алексеева свой метод. Главным своим долгом перед студентами он считает «научить их жить» - умению разбираться в лю­дях, характерах, типах, ла­дить с теми, с кем работаешь, фантазировать. Такую мето­дику Валерий Алексеев ввел в практику еще тогда, когда работал в Лицейском театре с детьми от 10 до 12 лет. Ре­зультат эксперимента гово­рит сам за себя - с троечни­ков они постепенно перешли в разряд отличников. Как итог - 5 человек школу окончили с золотыми медалями. Есть у Алексеева и любимые студенты. Рассказывая о них, он с долей скромности гово­рит: «Этот студент сам себя сделал». Вспоминает:

- Однажды в Лицейский те­атр одна мама привела свое­го сына Сашу, попросила с ним позаниматься. Оказа­лось, очень способный и та­лантливый парень. Он сильно увлекся театром. Узнав, что я начал преподавать в универ­ситете, в школе сдал экза­мены за 2 года и поступил на «Режиссеры любительских театров». В то время я препода­вал уже на 2-м курсе. Тогда он экстерном сдал экзамены за все семестры и попал в мою группу. Окончил в этом году с красным дипломом, собира­ется в аспирантуру.

РОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ГОРОДОМ

Ни для кого не секрет, что многие известные артисты, достигнув славы, уезжают из Омска. Валерий Ивано­вич Алексеев остается вер­ным своему городу. Уже бо­лее 30 лет он играет в Омском Академическом театре дра­мы. Возникает вопрос - по­чему?

- Омск - действительно теат­ральный город. Особенно это чувствуется в последнее вре­мя. Люди приучились к театру. Омичи ходят в театр, и нам это очень приятно. А поэтому хо­чется взаимности. Омск для Алексеева - как род­ной (хотя его родина Иркутс­кая область). Много знакомых и друзей. Когда он идет по го­роду - с ним постоянно здо­роваются прохожие.

Раньше я мучился, вспоми­нал, где я мог видеть того или иного человека. Теперь нет такого. Здороваюсь всем в ответ. Когда отдыхал на Бай­кале, оказалось, и там меня узнали.

Была у Алексеева возмож­ность уехать в Москву. От­казался. Нельзя, считает он, злоупотреблять актерством и сводить его к зарабатыванию денег. Коммерческий уклад жизни столицы не для него.

- Не так давно Омский Ака­демический театр драмы был на гастролях в москов­ском Вахтанговском театре, в Алма-Ате. Зрители этих городов чем-то отличают­ся от омичей?

- Есть зритель плохой, талант­ливый и обучающийся. Мы ори­ентируемся на одного зрителя - талантливого, который пони­мает и глубоко чувствует то, что ты хотел выразить. Даже тишиной. Существуют теат­ральные и не театральные го­рода. Сегодня очень сложно удивить зрителя, задеть серь­езными постановками. Слож­но удивить Москву. И мы были поражены тем, как здорово нас встречала московская публи­ка. «Фрекен Жюли» попроси­ли сыграть на бис. Спектакль «Вишневый сад» критики на­звали европейским спектаклем. И это несмотря на то, что в России он ставится очень час­то. Помню, вечером, когда сыг­рали «Дачников», пошли прогу­ляться по Арбату. И даже здесь люди догоняли тебя, начина­ли жать руки, говорить слова благодарности. Нам прият­но было и то, как нас прини­мала Алма-Ата. Зал оказался сверхполным. Яблоку негде было упасть... Для актера это самая большая награда. Без преувеличения можно сказать, что спектакли омс­кой Драмы - одни из самых интересных в России. Театр и актеров любят, уважают, при­глашают на гастроли....

ВСЯ ЖИЗНЬ - ТЕАТР

Алексееву сам Бог велел стать актером. Удивительное сов­падение: настоящая фамилия великого актера и режиссера К. С. Станиславского, как ни странно, Алексеев. По это­му поводу Валерий Иванович иногда сам шутит, говоря, что его псевдоним - Станислав­ский.

Ведь каждый раз в зале новые зрители, под которых необ­ходимо подстроиться, новое собственное настроение. Ак­тер чувствует даже волнение партнера, его настрой, поэто­му игра на сцене - это каждый раз в какой-то степени страх, новые ощущения.

- Самая трудная ваша роль?

- Роль Брандо в спектакле «На­туральное хозяйство в Шам­бале». После его сдачи меня колотило, вечером я не мог даже заснуть. Это была бо­лезненная роль. То же самое я чувствовал, когда играл Раскольникова. Мои силы могли иссякнуть за несколько минут до окончания спектакля. Приходилось «брать волю в кулак» и доигрывать роль. Это как в марафоне: пробежал 28 кило­метров, а осталось еще два... Боль,

муки, огромнейшая ра­бота над собой.
- Валерий Иванович, ваша любимая роль?

- Каждая роль по-своему лю­бима. Ее «вынашиваешь», му­чаешься над ней, стараешься понять играемого героя. Все еще зависит от периода жиз­ни. Сейчас мне нравится роль Гаева в спектакле «Дядя Ваня» (И опять совпадение: когда-то роль Гаева во МХАТе играл сам Станиславский. - авт.). Этот герой меня сам заставляет двигаться на сцене, что-либо делать. Он мне близок. Казалось бы, после многих лет работы в театре выход актера на сцену должен стать привычкой. Ан нет. Для Валерия Алексее­ва очередная игра на сцене - стресс. И это неудивительно.

С ОТКРОВЕННОСТЬЮ О ЖИЗНИ...

Энергичный, обаятельный, с хорошим чувством юмора... Еще много эпитетов характери­зует Алексеева. Но все же...

- Валерий Иванович, что вы цените в людях прежде всего?

- Ценю искренность. Сейчас такое время, когда многие прячут свои мысли. Это пло­хо. Получается, говорю одно, думаю о другом, а делаю третье. Если ты неискренен в жиз­ни, то и в театре будешь играть фальшиво. Театр - это рент­ген. Он все просвечивает, по­этому видно все.

- Вы - актер. А кем вы бы ни­когда не стали?

- Интересный вопрос. Как-то не задумывался над этим. Я знаю, кем бы я стал. Врачом. У меня много друзей врачей. И, навер­ное, не случайно то, что я пере­играл в театре много ролей вра­ча. Врач в какой-то степени наша профессия. Из врачей вышло много драматургов. Тот же Че­хов - мой самый любимый дра­матург, которого мне несколько лет назад приходилось играть в одном спектакле.

- Насколько мне известно, у вас есть дочь и даже внучка...

- Да, дочь Юля и внучка Соня. Внучке в этом месяце будет уже 16 лет. А дочь сначала учи­лась в театральном училище, теперь - в Иркутске в аспи­рантуре на кафедре иност­ранных языков. В Юле я вижу часть своего характера, тот же темперамент. У нее есть ак­терские способности.

- Но она же не «пошла в ак­трисы»?

- Думаю, она иногда об этом со­жалеет. С другой стороны, она понимает, что актерство - это постоянный и упорный труд. Тот, кто уходит из театра, никогда в него не возвращается. Это как тяжелая ноша. Если ее сбрасы­ваешь и поднимаешь более лег­кое, то тяжелое ты поднятьуже не можешь. Актер - это не про­фессия, это диагноз.

- Вы сказали о том, что не­которые ваши черты ха­рактера вы видите в дочке. А что передалось Валерию Ивановичу от родителей?

- Верны библейские слова о том, что хорошее дерево не может давать плохого плода. Трудо­способность, ответственность и доброта у меня от матери, не­сдержанность в поведении - от отца. От него и профессиональ­ные качества, тяга к творчеству. Он очень красиво писал карти­ны маслом, писал стихи, играл на баяне. Моя мечта была на­учиться играть на баяне, петь. Не хватило упорства...

- Валерий Иванович, вы суе­верны?

- Раньше был суеверный. Как помню, черная кошка всегда про­бегала передо мной, а не перед кем-то. Сейчас не верю в суеверия. Нельзя заигрывать с темными силами. Есть только вера. ...Дома у Валерия Иванови­ча есть своя черная кошка. Но она другая - добрая и ласко­вая. Прилипала - так он ее на­зывает. Вторая кошка - совер­шенно противоположная ей

белая, холодная, «с медны­ми глазами».

Есть у Алексеева и свой виш­невый сад. Не тот, который в спектакле, в котором он игра­ет, а самый настоящий - на даче. «Когда он цветет и ты вдыхаешь его приятный запах - получаешь чудесные ощущения,- вспоми­нает Валерий Иванович, - А ког­да с этим запахом смешивается аромат жасмина и цветущих яб­лонь, то понимаешь, что жизнь все-таки прекрасна...»

Вячеслав МАЛИНИН,

актер Омского театра драмы:

 - С Валерой мы знакомы давно. В 1963году вместе с ним посту­пали в Иркутское театральное училище. Наш курс был экспери­ментальным - впервые набира­ли учеников после 8 класса. Ва­лера у нас был самый младший. Он всегда отличался наблюдательностью и изобретательностью. Помню, на семинарских он очень точно выполнял все задания на воображение. Движения у него получались настолько отточенными, что мы даже не име­ли права что-то говорить и ис­правлять.

Алексеев делал точные зарисов­ки с других людей. Он умело и очень точно мог пародировать Пьеху. Наблюдая за ним, мне ка­залось, что ему нужно было идти на эстраду. В Иркутском драма­тическом театре мы вместе работали во многих спектаклях. После учебы нас судьба раз­вела. В Омске мы встретились в 1979-м. Тогда я увидел в ом­ской Драме спектакль «Деньги для Марии», где Валера испол­нял роль Кузьмы. Помню, меня поразил психологизм актера Алексеева.

Сейчас мы с Валерой вместе иг­раем в "Венецианских близне­цах". С ним приятно работать в паре. Он всегда готов на импро­визацию, любит подхватывать ее и развивать дальше..

Сергей ДЕНИСЕНКО,

журналист, писатель, театраль­ный критик:

- Если бы мне предложили на­писать о нем книгу, то, быть мо­жет, в качестве эпиграфа я взял бы строчки Валериного земля­ка, поэта Евгения Евтушенко: "Пос­тавлена задача - стать великим, твоя задача - маленьким не стать. Пото­му что Алексеев, что бы он ни делал (и как актер, и как режиссер, и как преподаватель), никогда и ни в чем не был «маленьким». И мне это в нем очень нравится.

Говорят, что в Омске нет мифов. Есть. Особенно их много в театральной жизни. То, что Алексеев один из них, - это давно уже бесспорно. Реализо­вано в его судьбе самое главное - он занял СВОЮ (и неповторимую!) про­фессиональную нишу. А еще мне нравится в Алексееве его... удрученность, которая иногда возни­кает, когда он играет на сцене клас­сику. У него свое понимание Чехова, Горького, Островского, которое часто не совпадает с режиссерскими «кон­цепциями». И для Валеры это всегда мучение (которое, конечно же, на сце­не никогда не заметно)...

Любовь ЕРМОЛАЕВА:

 С Валерием Ивановичем мы тес­но сотрудничали тогда, когда в на­шем театре он ставил пьесу Вампилова "Старший сын». Спектакль в его постановке с успехом идет уже 5 лет. Работа с Алексеевым была мало сказать продуктивной, она была настоящим праздником. Он очень много рассказывал о Вампилове, об их дружбе. Вспоминал о том, как в Иркутске играл одну из главных ролей (Сильву) первой постановки «Старшего сына». Валерий Иванович - очень энер­гичный человек, добрый, отзывчи­вый, щедрый, ответственный, по­нимающий. Он талантлив во всем. При общении с ним заряжаешь­ся какой-то неиссякаемой энер­гией...

 Содержание