Наталья
Коваленко, фото Валерия Гашеева и из личного архива Валерия Алексеева
Право на
взаимность
АЛЕКСЕЕВ С
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ УКАЗКОЙ
Встретились
мы с Валерием Ивановичем в стенах Омского госуниверситета. Здесь совсем
недавно он «выпустил» своих студентов-дипломников. Пять лет Алексеев-преподаватель,
передавая свой опыт, учил их актерскому мастерству. Все они - будущие
режиссеры любительских театров. «Я уже, наверное, отпреподавался, - с улыбкой
на лице признается Алексеев. За пять лет у меня не было ни одного выходного
дня». Алексеев очень ответственный человек, и пустить дело на самотек - это не
про него. Если он что-то делает, то делает до конца и от души, отдавая все
силы и энергию. Приходилось ему заниматься со студентами и помимо занятий,
жертвовать своим свободным временем. А на это пойдет не каждый. Ведь распорядок
дня у Алексеева плотный: почти целый день, сутра до позднего вечера, в театре.
Выходной - всего один день. И даже его нельзя назвать выходным. В этот день
Валерий Иванович занимается со студентами.
- Преподавание
требует отдачи, - считает он. - Сначала я ждал такой отдачи от всех учеников.
Потом понял, что если человек не научится работать над собой сам, то ничего хорошего
из этого не выйдет. Каждый из нас - кузнец своего счастья. В нашем деле нельзя
плохо работать, подобно тому как нельзя плохо играть на скрипке.
В преподавании
у Алексеева свой метод. Главным своим долгом перед студентами он считает
«научить их жить» - умению разбираться в людях, характерах, типах, ладить с
теми, с кем работаешь, фантазировать. Такую методику Валерий Алексеев ввел в
практику еще тогда, когда работал в Лицейском театре с детьми от 10 до 12 лет.
Результат эксперимента говорит сам за себя - с троечников они постепенно
перешли в разряд отличников. Как итог - 5 человек школу окончили с золотыми
медалями. Есть у Алексеева и любимые студенты. Рассказывая о них, он с долей
скромности говорит: «Этот студент сам себя сделал». Вспоминает:
- Однажды в
Лицейский театр одна мама привела своего сына Сашу, попросила с ним
позаниматься. Оказалось, очень способный и талантливый парень. Он сильно
увлекся театром. Узнав, что я начал преподавать в университете, в школе сдал
экзамены за 2 года и поступил на «Режиссеры любительских театров». В то время
я преподавал уже на 2-м курсе. Тогда он экстерном сдал экзамены за все
семестры и попал в мою группу. Окончил в этом году с красным дипломом, собирается
в аспирантуру.
РОДСТВЕННЫЕ
ОТНОШЕНИЯ С ГОРОДОМ
Ни для кого
не секрет, что многие известные артисты, достигнув славы, уезжают из Омска.
Валерий Иванович Алексеев остается верным своему городу. Уже более 30 лет он
играет в Омском Академическом театре драмы. Возникает вопрос - почему?
- Омск -
действительно театральный город. Особенно это чувствуется в последнее время.
Люди приучились к театру. Омичи ходят в театр, и нам это очень приятно. А
поэтому хочется взаимности.
Омск для Алексеева - как родной (хотя его родина Иркутская область). Много
знакомых и друзей. Когда он идет по городу - с ним постоянно здороваются
прохожие.
Раньше я
мучился, вспоминал, где я мог видеть того или иного человека. Теперь нет
такого. Здороваюсь всем в ответ. Когда отдыхал на Байкале, оказалось, и там
меня узнали.
Была у
Алексеева возможность уехать в Москву. Отказался. Нельзя, считает он, злоупотреблять
актерством и сводить его к зарабатыванию денег. Коммерческий уклад жизни
столицы не для него.
- Не так
давно Омский Академический театр драмы был на гастролях в московском
Вахтанговском театре, в Алма-Ате. Зрители этих городов чем-то отличаются от
омичей?
- Есть
зритель плохой, талантливый и обучающийся. Мы ориентируемся на одного зрителя
- талантливого, который понимает и глубоко чувствует то, что ты хотел
выразить. Даже тишиной. Существуют театральные и не театральные города.
Сегодня очень сложно удивить зрителя, задеть серьезными постановками. Сложно
удивить Москву. И мы были поражены тем, как здорово нас встречала московская
публика. «Фрекен Жюли» попросили сыграть на бис. Спектакль «Вишневый сад»
критики назвали европейским спектаклем. И это несмотря на то, что в России он
ставится очень часто. Помню, вечером, когда сыграли «Дачников», пошли прогуляться
по Арбату. И даже здесь люди догоняли тебя, начинали жать руки, говорить слова
благодарности. Нам приятно было и то, как нас принимала Алма-Ата. Зал
оказался сверхполным. Яблоку негде было упасть... Для актера это самая большая
награда. Без преувеличения можно сказать, что спектакли омской Драмы - одни из
самых интересных в России. Театр и актеров любят, уважают, приглашают на
гастроли....
ВСЯ ЖИЗНЬ -
ТЕАТР
Алексееву
сам Бог велел стать актером. Удивительное совпадение: настоящая фамилия
великого актера и режиссера К. С. Станиславского, как ни странно, Алексеев. По
этому поводу Валерий Иванович иногда сам шутит, говоря, что его псевдоним -
Станиславский.
Ведь каждый
раз в зале новые зрители, под которых необходимо подстроиться, новое
собственное настроение. Актер чувствует даже волнение партнера, его настрой, поэтому
игра на сцене - это каждый раз в какой-то степени страх, новые ощущения.
- Самая
трудная ваша роль?
- Роль
Брандо в спектакле «Натуральное хозяйство в Шамбале». После его сдачи меня
колотило, вечером я не мог даже заснуть. Это была болезненная роль. То же
самое я чувствовал, когда играл Раскольникова. Мои силы могли иссякнуть за
несколько минут до окончания спектакля. Приходилось «брать волю в кулак» и
доигрывать роль. Это как в марафоне: пробежал 28 километров, а осталось еще
два... Боль,
муки, огромнейшая
работа над собой.
- Валерий
Иванович, ваша любимая роль?
- Каждая
роль по-своему любима. Ее «вынашиваешь», мучаешься над ней, стараешься понять
играемого героя. Все еще зависит от периода жизни. Сейчас мне нравится роль
Гаева в спектакле «Дядя Ваня» (И опять совпадение: когда-то роль Гаева во МХАТе
играл сам Станиславский. - авт.). Этот герой меня сам заставляет двигаться на
сцене, что-либо делать. Он мне близок. Казалось бы, после многих лет работы в театре
выход актера на сцену должен стать привычкой. Ан нет. Для Валерия Алексеева
очередная игра на сцене - стресс. И это неудивительно.
С
ОТКРОВЕННОСТЬЮ О ЖИЗНИ...
Энергичный,
обаятельный, с хорошим чувством юмора... Еще много эпитетов характеризует
Алексеева. Но все же...
- Валерий
Иванович, что вы цените в людях прежде всего?
- Ценю
искренность. Сейчас такое время, когда многие прячут свои мысли. Это плохо.
Получается, говорю одно, думаю о другом, а делаю третье. Если ты неискренен в
жизни, то и в театре будешь играть фальшиво. Театр - это рентген. Он все
просвечивает, поэтому видно все.
- Вы -
актер. А кем вы бы никогда не стали?
- Интересный
вопрос. Как-то не задумывался над этим. Я знаю, кем бы я стал. Врачом. У меня
много друзей врачей. И, наверное, не случайно то, что я переиграл в театре
много ролей врача. Врач в какой-то степени наша профессия. Из врачей вышло
много драматургов. Тот же Чехов - мой самый любимый драматург, которого мне
несколько лет назад приходилось играть в одном спектакле.
- Насколько
мне известно, у вас есть дочь и даже внучка...
- Да, дочь
Юля и внучка Соня. Внучке в этом месяце будет уже 16 лет. А дочь сначала училась
в театральном училище, теперь - в Иркутске в аспирантуре на кафедре иностранных
языков. В Юле я вижу часть своего характера, тот же темперамент. У нее есть актерские
способности.
- Но она же
не «пошла в актрисы»?
- Думаю,
она иногда об этом сожалеет. С другой стороны, она понимает, что актерство -
это постоянный и упорный труд. Тот, кто уходит из театра, никогда в него не
возвращается. Это как тяжелая ноша. Если ее сбрасываешь и поднимаешь более легкое,
то тяжелое ты поднятьуже не можешь. Актер - это не профессия, это диагноз.
- Вы
сказали о том, что некоторые ваши черты характера вы видите в дочке. А что передалось
Валерию Ивановичу от родителей?
- Верны
библейские слова о том, что хорошее дерево не может давать плохого плода. Трудоспособность,
ответственность и доброта у меня от матери, несдержанность в поведении - от
отца. От него и профессиональные качества, тяга к творчеству. Он очень красиво
писал картины маслом, писал стихи, играл на баяне. Моя мечта была научиться
играть на баяне, петь. Не хватило упорства...
- Валерий
Иванович, вы суеверны?
- Раньше
был суеверный. Как помню, черная кошка всегда пробегала передо мной, а не
перед кем-то. Сейчас не верю в суеверия. Нельзя заигрывать с темными силами.
Есть только вера. ...Дома у Валерия Ивановича есть своя черная кошка. Но она
другая - добрая и ласковая. Прилипала - так он ее называет. Вторая кошка -
совершенно противоположная ей
белая,
холодная, «с медными глазами».
Есть у
Алексеева и свой вишневый сад. Не тот, который в спектакле, в котором он играет,
а самый настоящий - на даче. «Когда он цветет и ты вдыхаешь его приятный запах
- получаешь чудесные ощущения,- вспоминает Валерий Иванович, - А когда с этим
запахом смешивается аромат жасмина и цветущих яблонь, то понимаешь, что жизнь
все-таки прекрасна...»
Вячеслав
МАЛИНИН,
актер
Омского театра драмы:
- С Валерой мы знакомы давно. В 1963году
вместе с ним поступали в Иркутское театральное училище. Наш курс был экспериментальным
- впервые набирали учеников после 8 класса. Валера у нас был самый младший.
Он всегда отличался наблюдательностью и изобретательностью. Помню, на
семинарских он очень точно выполнял все задания на воображение. Движения у него
получались настолько отточенными, что мы даже не имели права что-то говорить и
исправлять.
Алексеев
делал точные зарисовки с других людей. Он умело и очень точно мог пародировать
Пьеху. Наблюдая за ним, мне казалось, что ему нужно было идти на эстраду. В
Иркутском драматическом театре мы вместе работали во многих спектаклях. После
учебы нас судьба развела. В Омске мы встретились в 1979-м. Тогда я увидел в омской
Драме спектакль «Деньги для Марии», где Валера исполнял роль Кузьмы. Помню,
меня поразил психологизм актера Алексеева.
Сейчас мы с
Валерой вместе играем в "Венецианских близнецах". С ним приятно
работать в паре. Он всегда готов на импровизацию, любит подхватывать ее и
развивать дальше..
Сергей
ДЕНИСЕНКО,
журналист,
писатель, театральный критик:
- Если бы
мне предложили написать о нем книгу, то, быть может, в качестве эпиграфа я взял
бы строчки Валериного земляка, поэта Евгения Евтушенко: "Поставлена
задача - стать великим, твоя задача - маленьким не стать. Потому что Алексеев,
что бы он ни делал (и как актер, и как режиссер, и как преподаватель), никогда
и ни в чем не был «маленьким». И мне это в нем очень нравится.
Говорят,
что в Омске нет мифов. Есть. Особенно их много в театральной жизни. То, что
Алексеев один из них, - это давно уже бесспорно. Реализовано в его судьбе
самое главное - он занял СВОЮ (и неповторимую!) профессиональную нишу. А еще
мне нравится в Алексееве его... удрученность, которая иногда возникает, когда
он играет на сцене классику. У него свое понимание Чехова, Горького,
Островского, которое часто не совпадает с режиссерскими «концепциями». И для
Валеры это всегда мучение (которое, конечно же, на сцене никогда не
заметно)...
Любовь
ЕРМОЛАЕВА:
С Валерием Ивановичем мы тесно сотрудничали
тогда, когда в нашем театре он ставил пьесу Вампилова "Старший сын».
Спектакль в его постановке с успехом идет уже 5 лет. Работа с Алексеевым была
мало сказать продуктивной, она была настоящим праздником. Он очень много
рассказывал о Вампилове, об их дружбе. Вспоминал о том, как в Иркутске играл
одну из главных ролей (Сильву) первой постановки «Старшего сына». Валерий
Иванович - очень энергичный человек, добрый, отзывчивый, щедрый,
ответственный, понимающий. Он талантлив во всем. При общении с ним заряжаешься
какой-то неиссякаемой энергией...
Маюров
Николай Петрович, доктор юридических наук, кандидат исторических наук,
заслуженный юрист РФ, полковник полиции в отставке, профессор кафедры
административного права и процесса Юридического института Санкт-Петербургского
университета технологий управления и экономики. Победитель конкурса «Ученый
года-2022»; член Ассоциации юристов России. Эксперт комиссии по обороне и
безопасности МПА СНГ. Профессор кафедры теории и истории государства и права
Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О.
Макарова;
Кудринский
Владимир Федорович, член Союза журналистов России, член Союза фотохудожников
России, первый председатель Омского отделения Союза фотохудожников России,
директор Омского филиала Союза фотохудожников России, автор 40 персональных
выставок, дипломант и призер многочисленных выставок и фотоконкурсов; изданы 30
авторских фотоальбомов; награжден Почетной грамотой Администрации Омской
области
РЕЙТИНГ ПО СТАТЬЯМ
Когда
плачут мужчины…
«All
inclusive» Андрея Сабитова
Людмила
Чичерина: Мечты сбываются!
Андрей
Бессонов: «Залог успеха – наши знания, опыт, традиции»