здоровье и долголетие
 

Евгения Дударева:

Первый шаг к здоровью

 

«Если я заболею, к врачам обращаться не стану...»

Б. Окуджава

 

 
Е.Дударева, зав. дневным стационаром, врач-психотерапевт, невролог
 

 

Знакома ли вам, уважаемый читатель, эта история? Формально-обезличенное обращение в мед. регистратуру, блуждание по коридорам поликлиники, многочасовое ожидание в очереди у кабинета специалиста и, наконец, устало-раздражительное резюме врача: «Вы не мой больной» или «Ну что вы хотите в вашем-то возрасте...». Помните, что вы чувствовали, выходя из «родной» поликлиники?.. Зачастую обида и разочарование в «официальной медицине» заставляют многих обращаться к различным экстрасенсам и народным целителям в поисках того самого индивидуального подхода и внимательного отношения, а это дорогого (и дорого!) стоит...

По данным Министерства здравоохранения (1999 г.), в государственных учреждениях здравоохранения Российской Федерации работало: врачей психиатров – 15000; врачей психиатров-наркологов – 4000; врачей психотерапевтов – 2 000; медицинских психологов – 2 000. И вместе с тем зарегистрировано 300 000 народных целителей, т. е. психотерапевты государственных медицинских структур составляли 0,66% от общего количества народных целителей (данные приведены проф. В. В. Макаровым).

И сегодня ситуация не изменилась к лучшему. «Значит, есть спрос» – резонно заметит читатель. Да, спрос есть, и он будет расти, и есть этому объективные причины, основная из них – «время перемен». Тогда человеку трудно найти опору в стремительно разломившейся действительности, тогда нарушается адаптивная способность человека, а как известно, многие болезни (даже инфекционные и травмы) являются психосоматическими, провоцируются хроническим или острым стрессом, невозможностью «отреагировать» на эмоции. Жизнь в условиях информационного террора, а иначе трудно охарактеризовать деятельность средств массовой информации, когда ежедневно навязывается, смакуется информация о политических и природных катастрофах, техногенных человеческих трагедиях, жертвах терроризма, проявлений которого можно ожидать в любое время и в любом месте, подчеркивается беспомощность власти в подобных ситуациях; когда «развлекательные программы» показывают глупость и самые низкие моральные качества наших с вами сограждан, а «лучшие экстрасенсы России заряжают кино на СТС». И человек начинает чувствовать себя маленьким, беззащитным, брошенным на произвол судьбы, а в состоянии болезни эти чувства обостряются. И тут разум приходит на выручку – сознание мистифицируется, ищет защиту у «высших сил» – человек обращается к религии, «но до Бога далеко...», а колдуны, маги, экстрасенсы, со своим «маленьким чудом» – вот они, доступны. На опыте психотерапевтического консультирования я убедилась, как глубоко и широко сознание всех слоев населения – от разнорабочего из глухой деревни до чиновника высокого уровня, научного работника – пропитано метафизическим содержанием. И все меньше остается в массовом сознании доверия к официальной медицине с ее узкой специализацией, формулярными списками положенных для лечения лекарств (большинство из которых, по данным все тех же СМИ, фальсифицировано), к образу врача, который шельмовался государством на протяжении почти всего прошлого века, превратившегося в представлении обывателя в «недоучку и хапугу», а сами медицинские учреждения превратились в сервис-центры «по ремонту организма». Как часто сталкиваешься с жалобами пациента, которые, по сути, отражают нормальные реакции организма на воздействия окружающей среды, а объяснили бы ему еще в школе азы строения и функции его собственного тела, глядишь, и не пошел бы он с вопросом к врачу. А врач на приеме не станет выполнять образовательную функцию, нет у него на это времени. К сожалению, многие проблемы со здоровьем – от недостатка информации. Есть даже такое направление в психотерапии – когнитивная терапия, где, в том числе, лечат и знанием. Вообще, Знание и Вера есть базовые предпосылки к выздоровлению и духа, и тела. Здесь нужно сказать о положительной роли религий в периоды социального перелома.

Сложность сегодняшнего времени зависит не только от социальных катаклизмов, коренной поворот происходит в науках, особенно естественных. «Очевидно, мы приближаемся ко времени сдвига главной парадигмы. Сейчас уже имеется богатая мозаика новых теоретических понятий, а также факт радикального отхода от механистических моделей. В любом случае всеобъемлющая парадигма будущего, способная воспринять и синтезировать все разнообразие данных квантово-релятивистской теории систем, исследований сознания, нейрофизиологии, а также древней  восточной духовной философии, шаманизма, первобытных ритуалов и целительской практики, должна включать взаимодополняющие дихотомии на трех различных уровнях: космоса, индивида и человеческого мозга. Неудовлетворенность существующей парадигмой возрастает и выражается все более недвусмысленно. До и во время научных революций, с развитием кризиса возрастает профессиональная неуверенность» (С. Гроф). Это предъявляет к врачу в высоком понимании этого слова новые мировоззренческие требования, новый подход к человеку как к единой системе тела и духа с приоритетом духа, заявляет о необходимости формирования врача-философа с внутренним стремлением к исследованию целостной природы человека, что в будущем ведет к необходимости освободить профессию врача от функции здравоохранения – пусть этим занимаются врачи-менеджеры, врачи-экономисты и прочие чиновники здравоохранения. На современном этапе – конечно, утопия, но ведь жив диалектический закон природы о переходе количества в качество и существует естественный отбор. Жизнь настоятельно берет свое, и люди идут лечиться – и имеют сейчас на это право – к тем докторам, в которых видят подлинный интерес к себе и истинно религиозное, в лучшем смысле, стремление помочь страдающему человеку.

Наиболее полно в наше время имеет возможность проявить такой подход к лечению пациента из всех медицинских специальностей пока только психотерапия в силу широкого и целостного подхода к проблеме личности в здоровье и болезни. «Психотерапевты располагают профессиональной способностью адаптироваться в изменяющемся кризисном и даже патологическом мире России. Работать в этих отделениях могут врачи-психотерапевты, имеющие базовые знания в психиатрии, неврологии, общей медицине или работающие в тесном контакте (по бригадному принципу) со специалистами более узкими (эндокринологом, терапевтом, гинекологом и др.), знакомыми с основами психотерапии и медицинской психологии. Поэтому столь важно на всех этапах медицинского образования (медучилище, вуз, постдипломное образование) давать знания по человековедению в целом. И не надо скептически улыбаться и называть все это идеализмом – ведь не за длинным же рублем, в самом деле, идут в медицину, чтобы всю жизнь провести среди этих стен, этих запахов и этих постоянных негативных эмоций, жуткого напряжения и ответственности 17-летние люди. Смею думать, что подавляющее большинство из них имеет к медицине интерес и склонность – эх, сюда бы еще и более профессиональный и некоммерческий подход к абитуриентам! У кого лечиться будем, уважаемые профессора, а дети, а внуки ваши? Ведь и нам, докторам, когда заболеем, тоже хочется, чтобы по-человечески, как к родным... чтобы, как в песне у Булата Окуджавы – «...обращусь я к друзьям, не сочтите, что это в бреду, постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом, в изголовье повесьте упавшую с неба звезду...».

Уверена, есть в нашей омской медицине места, где именно такая атмосфера, но лишь за одно могу поручиться со всей ответственностью – это дневной стационар поликлиники ООКБ, потому что сама там работаю в дружном коллективе профессионалов: врачей – психотерапевта, невролога, терапевта-эндокринолога, опытного медицинского психолога и чуткого, умелого медицинского персонала, которому пациенты посвящают стихи и пишут письма, как добрым друзьям, приходят за советом и просто поделиться радостью или горем, где за 15 лет работы более 5000 жителей города и области получили помощь и поддержку, смогли после многолетнего блуждания по «медицинскому лабиринту» установить диагноз и почувствовать реальное облегчение, где многим помогли осознать свои проблемы, а кое-кому – радикально изменить свою жизнь. Пациенты приходят к нам разными путями – с приемов врачей-специалистов ООКБ, по направлению из ЦРБ, где знают о работе нашего отделения, по совету родственников и знакомых, уже оценивших качество помощи в дневном стационаре, которая начинается с того, что вас внимательно и терпеливо выслушают. Самый короткий из этих путей – прийти на консультативный прием к врачу-психотерапевту или медицинскому психологу в поликлинику ООКБ. Это может стать вашим первым шагом к здоровью.

  Содержание