архитектурное проектирование

 

Галина Карелина, фото Александра Максимова

 

Что нам стоит дом построить…

для метро

 


 

  Еще год - два назад, отправляясь на запланированную встречу, я никогда и никуда не опаздывала, потому что примерно рассчитывала время проезда, добавляя 15-20 минут на ожидание транспорта. Этим летом ситуация изменилась кардинально: даже выезжая на час - полтора заранее, могу элементарно опоздать, а если удача на моей стороне и я не попаду в очередную автомобильную пробку, приходится этот лишний час маяться где-то поблизости от места рандеву. С нашим бешеным ритмом жизни, когда у руководителей время расписано по минутам, прийти на встречу раньше или позже не позволяет деловой этикет. Нервная работа. Дожить бы до 2008 года, когда должны запустить первую линию Омского метрополитена. Интересно, а где будут «жить» электропоезда? Был бы вопрос… С ним я и пришла на встречу к заместителю директора проектно-изыскательского института «Омскжелдорпроект» Александру Трофимовичу Игнатенко.

 

  

    Александр Трофимович,  вы руководитель проекта комплекса электродепо Омского метрополитена. О самом метро, о завершении строительства моста через Иртыш написано много. А где будет депо?

– Первая очередь метро – это пусковой участок от станции «Красный Путь» до конечной станции «Автовокзал». Именно с привязкой к концу линии электродепо запланировано построить на Левобережье,  чтобы холостой пробег электропоездов был минимален. Выбран земельный участок в пойме Иртыша площадью в 15 гектаров, по улице Лукашевича. Для разработки проекта мы привлекли к участию таких профессионалов, как «Минскметропроект» и «Ленметрогипротранс». Белорусы делают технологическую часть, а петербуржцы разрабатывают систему автоматики, сигнализации и связи для всего Омского метро. Депо – это ведь не площадка с рельсами, а автономное предприятие, предназначенное для ремонта и обслуживания подвижного состава, строго регламентированное технологическими нормами. И в первую очередь необходимы отстойно-ремонтный корпус, корпус обмывки и обдувки, покраски, мотовозный цех, гараж, административно-бытовой корпус. Даже  если немедленно приступить к подготовке площадки, которую необходимо засыпать грунтом из-за пониженного рельефа, и строительству, сроки получаются очень сжатые.

– А электродепо у нас будет только одно?

–Нет. Если будем придерживаться программы развития Омского метрополитена и запустим четыре линии, то у каждой будет свое.

– Первую бы запустить…

– Будем надеяться на лучшее. С вводом в эксплуатацию метромоста можно считать, что один из  перегонов линии будет готов уже будет в этом году готов. Учитывая опыт Казани, подземную проходку можно сделать быстро. Кстати, сначала был вариант открытой проходки, так как метро у нас будет мелкого  заложения. Но отказались от него по экологическим соображениям – как можно меньше пыли и земли на улицах города.

– Если мелкого заложения, значит, не будет эскалаторов?

– У нас и расстояния, и глубина не московские. Длина первого пускового участка около семи километров и на нем – четыре станции. С учетом мелкого заложения экономится время пассажира от входа в метро до платформы и выхода обратно.

В связи с событиями последних лет многих интересуют вопросы безопасности. Как у нас с этим обстоят дела?

– Жизнь диктует свои условия. Одно могу сказать точно: применяются самые современные системы. Электродепо – это режимный объект, поэтому будет присутствовать и видеонаблюдение, как по периметру, так и по корпусам, и фейс-контроль. Постороннему человеку проникнуть на территорию будет сложно. На станциях, в тоннеле и на метромосту – свои меры безопасности. Беспокоиться по этому поводу излишне.

Александр Трофимович, а ведь первая линия метро должна была начинаться в районе улицы Кирова, на Рабочих. Почему изменили проект?

– В то время, когда разрабатывали программу строительства метрополитена, наши крупнейшие заводы не простаивали и тогда остро стояла проблема перевозки пассажиров именно в этом районе. Сейчас экономическая ситуация изменилась, численность работников предприятий резко сократилась, зато возникла необходимость «разгрузить» центр города. Вы сами говорили об автомобильных пробках. С пуском первой очереди добраться от улицы Красный Путь до автовокзала можно будет всего за 10 минут.

– Сколько человек будет обслуживать линию?

– Я могу сказать только по электродепо. Вначале штат работников будет 200 – 230 человек, а в дальнейшем эта цифра вырастет до 520. По проекту, в административном корпусе депо будут столовая, комнаты отдыха и психологической разгрузки, спортзал и другие  удобства. О людях нужно заботиться заранее.

  Хороший «дом» будет у наших метропоездов. Проекты электродепо - это основное направление деятельности «Омскжелдорпроекта»?

– Нет, порядка 80% нашей деятельности – это разработка проектно-сметной документации для объектов СЦБ  (связь, централизация, блокировка). Цель нашей работы – сокращение промежуточных пунктов, полное автоматизирование движения поездов по перегонам. Наш институт выполняет как правительственные, так и заказы от железных дорог России. За 67 лет истории «Омскжелдорпроекта» сделано очень много, и я могу с гордостью констатировать, что по силе (если можно так выразиться) интеллекта и профессионализма по указанной специализации мы занимаем второе место в России. Если вспомнить самые крупные объекты прошлых лет, то это электрификация участка Мурманск – Лоухи Октябрьской железной дороги, комплекс пункта технического обслуживания грузовых вагонов на станции Входной, диспетчерская централизация на станциях Западно-Сибирской, Восточно-Сибирской и Октябрьской железных дорог.

– Основной профиль вашей работы – только железная дорога?

– Мы проектный институт. По-этому занимались и разработкой реставрации здания транспортного университета, и проектированием ведомственного железнодорожного жилья.

– И невероятной красоты коттедж можете спроектировать?

– Без проблем. В нашем коллективе работают профессионалы, способные найти нестандартное решение любой проблемы. Сейчас планируется реконструкция Привокзальной площади. План поэтапной реконструкции разрабатывал наш институт. Мы тоже хотим жить в красивом и уютном городе.

– Интересная у вас работа. Успехов и в дальнейшем.