поколение победителей/сильные духом

 

Ольга ВАСИЛЕНКО

Фото Александра МАКСИМОВА и из личных архивов ветеранов

 

Живи и помни

 

 

О достижениях тружеников акционерного общества «Сергеевское», что в Оконешниковском районе, журнал «Сибирь и Я» рассказывал неоднократно. Одно из передовых хозяйств области, ЗАО «Сергеевское», многое делает для поддержания социальной сферы села. Здесь не ссылаются на финансовый кризис, а просто стараются трудиться на совесть и по мере возможностей заботиться о тех, кому внимание и забота особенно необходимы. И в первую очередь – о детях и стариках.       

– Расскажите о наших ветеранах! – предложил во время очередной нашей командировки в район генеральный директор ЗАО «Сергеевское» Сергей Александрович Степанов. – Это удивительное поколение. У них можно поучиться стойкости. Они не избалованы жизнью – прошли войну, долгие годы трудились в сельском хозяйстве, не жалея себя. И сейчас, уже в преклонном возрасте, те из них, кто не прикован к постели, достаточно активны, сами себя обслуживают, стараются быть полезными.   

У нас сложилась традиция – 9 Мая приглашать наших ветеранов на праздник. В этот день в Сергеевке для всех жителей села проходят митинг и концерт в честь Дня Победы. Затем всех наших ветеранов с женами приглашаем в кафе. За столом беседуем с ними, чествуем, поздравляем. Цветы, подарки, денежные премии ветеранам – это уже традиция. В ходе таких встреч мы о них больше узнаем, и не только про их заботы, но и о них самих как о людях. Ветераны также общаются друг с другом, вспоминают пережитое, делятся новостями. Это для них очень важно, ведь многие по состоянию здоровья уже не могут выйти из дома. К сожалению, не все могут участвовать в праздничных встречах, к таким мы приезжаем на дом, поздравляем. И, конечно, стараемся решить все бытовые, житейские вопросы, которые у них возникают.

Накануне Дня Победы хотелось бы поздравить наших ветеранов, всех участников Великой Отечественной войны с праздником, пожелать им крепкого здоровья, благополучия в семье, силы духа и стойкости, чтобы они обязательно встретили 65-летие Великой Победы в следующем году!

Председатель местного совета ветеранов, директор Сергеевской средней школы Григорий Ефимович Рябоконь идею руководителя  хозяйства горячо поддержал:

– Безусловно, эти люди достойны того, чтобы рассказать о них подробнее. К сожалению, с каждым годом их становится все меньше – возраст и полученные на фронте ранения дают о себе знать. Проживают наши ветераны в селах Сергеевка, Кочковатое и Павловка.   

Нужды ветераны у нас не испытывают: они не одиноки, у всех есть родственники, в домах газовое отопление, руководители хозяйства и сельского поселения всегда идут им навстречу. Приглашаем их на все праздники, на встречи с учащимися в школу. Государство также заботится о них. А если возникают какие-то проблемы на местах, стараемся их решить. Считаю, что заботиться о ветеранах – наш святой долг…

«Память о войне ношу с собой…»

…Житель Сергеевки Иван Сергеевич Юрьев в свои неполные 83 года еще довольно бодр. Супруга ветерана Анастасия  Васильевна тоже старается в хлопотах по хозяйству обходиться без посторонней помощи. Благо в дом проведен газ, так что забот с топливом нет. При финансовой помощи совета ветеранов в доме установлены пластиковые окна, – опять-таки старикам подспорье.    

Военное лихолетье оставило в памяти ветерана неизгладимый след. Родился он в селе Столетовка Оконешниковского района. В 1941-м ушел на фронт отец, а в 43-м призвали Ивана. Сначала необстрелянного семнадцатилетнего мальчишку отправили в Омск, где он полгода проходил учебу в артполку. А в 44-м боец Юрьев попал на Второй Прибалтийский фронт. Красная армия уже перешла в наступление, шли ожесточенные бои за каждую пядь земли.

Первый раз он получил контузию, потом – ранение в голову. По меркам военного времени ему повезло: получил четыре ранения, в том числе тяжелые – и остался в живых.  

9 Мая 1945 года встретил в Ленинграде, в госпитале знаменитого ученого Бехтерева. Все ликовали, смеялись и плакали одновременно. В этот день раненым дали по 100 «фронтовых» граммов…

Демобилизовался он в августе 45-го. Вернулся в родную деревню, вскоре женился на местной девушке с чисто русским именем Настасья. В 65-м они переехали в Сергеевку, построили здесь дом. Вместе работали в совхозе, растили детей. Сегодня у четы Юрьевых сын и три дочери. Вера живет в Омске, Надежда с мужем – в Германии, Любовь – в Саратове. Супруги с гордостью показали нам фотографии своих детей, внуков и правнуков.

Жаловаться на жизнь ветеран не привык. Сожалеет лишь о том, что из-за проблем со здоровьем не получил в подарок от правительства автомобиль, как другие участники войны. Он ведь всю жизнь проработал механизатором, сидеть «за баранкой» для него дело привычное.      

– Иван Сергеевич, вы войну часто вспоминаете?

– Как вам сказать… Воевал я в Латвии, а там нас, русских, особо не привечали, не любили. В других краях население встречало наших солдат цветами, как освободителей, а нас – никогда… Когда Ригу брали, никто из жителей на улицы не вышел. А там столько наших парней полегло… Пехота – дело известное: день-два – и твоих товарищей или ранило, или убило...

Первый раз меня в голову ранило, так с осколком и хожу всю жизнь. Из-за этого на улицу не могу без шапки выходить. Другой осколок в груди засел. Вот такая память о войне...

Когда попал в окружение, матери пришла бумага, что я без вести пропал. А когда третий раз ранило – на меня пришла похоронка. Я в это время в госпитале лежал. Разве такое забудешь?..

Повесть о настоящем человеке

Житель села Кочковатое Николай Михеевич Дычок из-за проблем со здоровьем прикован к постели. Ко всему прочему девять лет назад из-за катаракты полностью ослеп. Здоровье подорвал еще на войне, когда девятнадцатилетним мальчишкой получил тяжелейшее ранение в шею. К жизни вернулся лишь потому, что сложную операцию на шейных позвонках ему сделал в Москве сам академик Бурденко, в те годы главный хирург Красной армии.

На вопрос раненого бойца «что из меня будет?» хирург тогда ответил: «Юноша, полноценного человека из вас никогда уже не будет, но хлеб будете зарабатывать собственным трудом». Ошибся врач лишь в одном – тяжело раненный боец смог вернуться к нормальной жизни. Когда было особенно трудно – читал роман Николая Островского «Как закалялась сталь» и повесть Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Говорит, Павка Корчагин и Маресьев помогли ему выжить.  

…Родился он на Украине в 1926 году. Перед самой войной вся семья переехала в Сибирь. Отец вскоре погиб на фронте, двух сестер призвали в трудармию. А Николая направили на учебу в Красноярскую школу младших командиров. В начале мая 44-го младшего сержанта Дычка направили командиром отделения на Первый Прибалтийский фронт.

– Мне на фронте восемнадцать исполнилось. Началось наступление, мы теряли людей. Много своих товарищей тогда потерял, некоторым и восемнадцати еще не было. Когда приходило пополнение, «старики», которым было лет сорок - сорок пять, меня «сынком» называли.

Всего три месяца был я на фронте. Нас из училища прибыло в батальон сорок человек, и за три месяца в живых осталось только трое…

Однажды в бою подбил танк, командир обещал представить к награде. А к вечеру его убило. Сам я в госпиталь попал. Так и не получил медаль… Больше года лежал в госпитале, там же встретил 9 Мая 1945 года. Помню салют Победы в Москве, всеобщее ликование.   

…Когда уходил на фронт, у меня был вес 72 килограмма при росте метр семьдесят. А когда домой привезли, весил 42 килограмма.

Двадцати не исполнилось, а уже седина в волосах. На трактор меня не взяли. Начал учиться писать левой рукой. Проработал 35 лет в животноводстве, был бригадиром дойного гурта, зоотехником отделения. Не учился нигде – все постиг на практике, очень много читал. На пенсию ушел в 62 года. Жена Валентина Алексеевна всю жизнь работала дояркой, имеет награды за ударный труд.  

…Надо ли говорить, что каждый прожитый год для нашего героя шел за два – последствия тяжелого ранения и инвалидность то и дело напоминали о себе. Он не сломался, не опустил руки. Сегодня у него восемь детей, тринадцать внуков и восемь правнуков. Потомки разъехались кто куда. Сын Анатолий, один из лучших механизаторов района, живет в Сергеевке. Сам Николай Михеевич, несмотря на болезни и слепоту, интересуется всем, что происходит в стране. Переживает за сельское хозяйство, в котором сам трудился много лет. И с благодарностью отзывается о директоре «Сергеевского» Степанове, который смог уберечь бывший совхоз хозяйство от банкротства и не забывает ветеранов.        

Сочинение ко Дню Победы

…Ветераны войны супруги Холдины в день нашего приезда в Сергеевку не смогли встретиться с корреспондентами. Глава семьи Дмитрий Иванович тяжело заболел, и Мария Петровна не отходила от мужа ни на шаг. Невестка ветеранов Ирина бережно передала нам листочки школьных сочинений к юбилею Победы, которые внучка ветеранов Надя Холдина написала несколько лет назад. В этих строчках столько любви и уважения к ветеранам, что мы решили привести здесь отрывки из сочинений.

«Родилась моя бабушка в 1923 году. Подобно большинству детей того времени, получила лишь начальное образование. Тринадцати лет не исполнилось, а она уже в колхозе трудилась. В шестнадцать ее приняли разнорабочей на завод. Именно здесь и услышала Мария это страшное слово «война».

– В августе 1942 года меня, восемнадцатилетнюю, направили на фронт. Сначала «учебка», потом – Третий Белорусский, позже – Второй Прибалтийский фронт. Три года моим спутником был автомат. А дело-то на фронте у меня было самое мирное – кашеварила я, готовила пищу для бойцов. Сколько раз приходилось под пулями да бомбежками тащить тяжелые термосы на передовую. Случалось, и осколки оказывались в еде, и бачки пробивало пулями. Радостную весть об окончании войны встретила в Восточной Пруссии…

Из воспоминаний Дмитрия Ивановича Холдина:

– В сентябре 1942 года мне, восемнадцатилетнему пареньку, принесли повестку. Попал я в Первую дивизию имени Ф. Э. Дзержинского, которая обороняла Москву и выполняла особые поручения Верховного Главнокомандующего. Нас, молодых солдат, быстро обучили работе с минами. И вот я сапер. Каждому военному человеку известно, что сапер ошибается только один раз. Малейшая неосторожность могла привести к гибели.

Когда фашисты подходили к нашей столице, по приказу командования мы создавали систему обороны на территории Московской и Смоленской областей. За короткий промежуток времени необходимо было установить огромное количество мин, чтобы задержать наступление вражеских полчищ. Отступая, немцы тоже не скупились на взрывчатку. На моих глазах гибли товарищи. Тяжело вспоминать об этом...

Но испытания ждали моего дедушку еще впереди. После войны западные области страны были напичканы минами, неразорвавшимися бомбами. И опять на переднем плане оказались саперы. Начиная с 46-го, Дмитрий Холдин выполнял задачи по разминированию в Ленинграде и Ленинградской области. Война для него закончилась лишь в 49-м. Выучившись на токаря, дедушка 37 лет был у станка. Уже в зрелом возрасте повстречал Марию Петровну, создал семью. Часто вспоминают они свои фронтовые годы, друзей, товарищей. А мы, внуки, навещаем их, прислушиваемся к их советам…»         

«Он был простым солдатом…»

С Иваном Афанасьевичем Астафьевым мы сначала познакомились, так сказать, заочно – благодаря его правнукам Максиму и Александре,   которых повстречали в Сергеевской средней школе. Позже, когда мы побывали в гостях у ветерана, Максим в который раз разглядывал его боевые награды, а отличница Сашенька охотно фотографировалась рядом с прадедом. О его героическом прошлом правнуки, конечно же, знают. Хотя сам Иван Афанасьевич рассказывает о войне и полученных наградах очень лаконично. Да и память уже не та – годы и болезни дают о себе знать.   

…Когда началась война, парнишке из Сергеевки Ване Астафьеву исполнилось восемнадцать. Его и еще двух парней из села направили сначала в Абакан, а затем в знаменитые Черемушки, что под Омском. Всю войну прошел пехотинцем. Участвовал в обороне Сталинграда. Там же получил ранение, после чего был направлен в госпиталь в Саратов, затем в Красноярск. После госпиталя попал в войска МВД, где прослужил до 46-го. 

Вернувшись в Сергеевку, вскоре женился. С женой Евдокией Яковлевной вырастил двоих сыновей и двух дочерей. Сегодня у супругов шесть внуков и четыре правнука. Сыновья живут в Сергеевке, а дочери далеко от родительского дома – одна в Белоруссии, другая в Санкт-Петербурге.

…Жителя села Кочковатое Степана Сергеевича Косовца мы застали в  Ростовке, где он гостил у дочери. Все время, пока ветеран вспоминал военные годы, в его глазах стояли слезы – так тяжелы были эти воспоминания.

Судьба Степана Сергеевича во многом типична для российского солдата. Родился в 1925 году в селе Камышино Оконешниковского района. На войну был призван в январе 43-го. Воевал на Третьем Украинском фронте. До сих пор помнит, как вместе с другими пехотинцами рыл окопы за Днестром, как фашисты целенаправленно бомбили их, пытаясь стереть с лица земли, как рядом погибали товарищи. Рядовой Косовец, можно сказать, родился в рубашке – его за всю войну ни разу не ранило, не контузило. Говорит, оберегала материнская молитва. Военные пути-дороги привели парня из Сибири  в самое сердце Европы. Вместе с однополчанами участвовал в боях за освобождение Молдавии, Польши, дошел почти до самого Берлина. Видел маршала Жукова накануне подписания акта о капитуляции Германии – когда стоял в почетном карауле.

Как память о пережитом остались награды, в том числе медали «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в 1941-1945 годах», орден Отечественной войны…

После войны еще пять лет служил в армии. Домой вернулся 1 мая 1950 года. Вскоре женился на самой видной невесте села Кочковатое.  Трудился многие годы в сельском хозяйстве. Вместе с супругой Таисией Афанасьевной вырастил троих детей. Сегодня у ветерана множество внуков и правнуков.

На вопрос, что для него было самым страшным на войне, Степан Сергеевич ответил:

– Самое страшное для всех было – в плен попасть. Боялись очень плена. А так – ко всему на войне привык, и к бомбежкам, и к обстрелам. Очень тяжело было терять друзей-товарищей. И вспоминать об этом тоже тяжело…

…О ветеране войны из Павловки Григории Никитовиче Степанове

нам рассказала староста села Галина Николаевна Кирпиченко. Сам Григорий Никитович из-за серьезных проблем со здоровьем пообщаться с нами не смог.   

Родился Григорий Никитович в селе Павловка 22 августа 1921 года. До войны окончил курсы трактористов. А в 1940 году его призвали на срочную службу. Военную присягу принял 22 февраля 1941 года при зенитном дивизионе № 781. После обучения стал командиром минометного расчета. В 1943-1944 годах воевал в составе минометного полка. В декабре 44-го в боях за Севастополь был ранен и направлен на лечение в госпиталь. Подлечившись, попал в 806-й строевой полк, где командовал орудийным расчетом.

Награжден медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1941-1945 гг., орденом Дмитрия Донского. Свой боевой путь закончил в Германии, уволен в запас в феврале 46-го в звании младшего сержанта.

Вернувшись домой, продолжал добросовестно трудиться в родном совхозе «Сергеевский», за что получил медали «За трудовую доблесть».   

Медаль за город Будапешт

…Житель Сергеевки Василий Иванович Заев как ветеран приравнен к участникам Великой Отечественной. По возрасту он не мог участвовать в той войне – родился в 1935-м. На его долю выпали более поздние события. В учебниках истории еще сравнительно недавно они трактовались как подавление контрреволюционного мятежа в Венгрии в 1956 году. Тогда ввод советских войск в страну не позволил мятежникам свергнуть социалистический строй.

Родился Василий Иванович в селе Ольховка Оконешниковского района. Рано остался сиротой. Во время прохождения срочной службы был призван в десантные войска, куда в те годы набирали в основном сибиряков. Служил на Дальнем Востоке, на Украине, в Новоград-Волынске.

– Потом нас посадили в самолет и отправили в Венгрию. Был там месяца четыре. Для нас это была война. Шли уличные бои, а такие бои самые страшные. Много тогда погибло наших ребят, только из нашего полка человек двадцать. Получил там медаль «За отвагу». У меня остался товарищ в Калачинске, с которым вместе служили. 

После возвращения из Венгрии продолжил службу. В армии был шофером, поэтому прыжков с парашютом совершил не так много.

Вернувшись после армии в родное село, бывший десантник нашел невесту в Сергеевке. Потом переехал туда жить. Работал на тракторе, потом сорок лет водителем в местном совхозе. Вырастили с супругой Екатериной Яковлевной двоих сыновей. Кстати, в десант ни один из них не попал – один служил в погранвойсках, другой – в ракетных. Сейчас ветеран на заслуженном отдыхе. О своем участии в венгерских событиях вспоминать не любит. Немало хлопот Заеву доставила неопределенность его статуса: вроде бы приравнен к ветеранам Великой Отечественной, а по сути ближе к участникам афганской войны. Вот такие непростые зигзаги истории…