Островок любви

 

"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома", - писал Лев Толстой. Вдвойне счастлив тот, кто сохранил добрые, теплые воспоминания о школьных годах, о первых учителях, об интересном и беззаботном детстве. Ведь школа и есть второй дом. И хорошо, если в этом доме ребенку тепло, комфортно и уютно, если ему всегда рады, его любят и ждут.

Из истории школы
Именно таким домом для сотен своих выпускников явилась и является средняя общеобразовательная школа № 104 Ленинского административного округа, в ноябре этого года отмечающая свой полувековой юбилей. В ней учатся дети из поселков Булатово, Дальнего, Морозовки, частного сектора в районе улиц Балтийских, Ленинградских, Станционных.
Построена школа была трестом "Омсктрансстроя" для Омской железной дороги, введена в эксплуатацию в сентябре 1957 года и до 1964 года имела порядковый номер 4. Поскольку сдана  она была с большими недоделками, их приходилось устранять в процессе становления и развития учреждения. Как отмечено в "Истории школы", большое количество строительных работ было проведено в первые годы учителями и учащимися: построен школьный стадион, слесарная мастерская, теплица. Гордостью 104-й на протяжении нескольких десятилетий являлся пришкольный участок, где ребята вод руководством педагогов высадили деревья, плодово-ягодные кустарники, разбили клумбы.
"Большую часть работы выполняли старшеклассники, но и малышам хватало дела. Весной и осенью подвозили навоз и землю на пришкольный участок, удобряли мертвый, покинутый клочок земли и превращали в плодородную почву. (…) Благодаря этому каждодневному труду школа преображалась, превращалась в школу-сад. А здесь, в саду и на огороде, ребята 5 -7 кл. работали с раннего утра", - повествует "История школы № 4 ст. Московка Омской ж/д".

Большая дружная семья
Эту традицию - трудиться на благо родного заведения - коллектив учителей и учащихся сохранил и по сей день. Когда бы ни зашел в школу № 104, в ней всегда чисто: кто-то постоянно метет, протирает пыль с подоконников, моет панели. А вообще, стараются не мусорить. И еще - поражает редкая для средних учебных заведений тишина в коридорах и на переменах. Не потому что дети какие-то другие, особенные, а потому, что здесь все уважают друг друга: школьники - учителей, учителя - учеников. И живут большой дружной семьей, между членами которой всегда сохраняются теплые, доверительные отношения.
- Наши дети школу любят, - говорит Зинаида Фоминична Юрченко, учитель физики, бывший директор школы, работающая в ней 45-й год. - Почему? Во-первых, у нас добрые, заботливые, внимательные учителя. Во-вторых, здесь дети находятся большую часть дня: сначала уроки, потом - кто на секцию, кто на репетицию в зал, кто на занятие кружка, а кто просто на футбольное поле. И мы их из школы не гоним. Пусть лучше общаются здесь, чем идут в подвалы и подъезды, а больше им идти некуда.
Любят сюда приходить и выпускники разных лет. Они не расстаются со своей 104-й надолго. И не только потому, что, пройдясь "по тихим школьным этажам", имеют возможность вспомнить беззаботное детство, но еще и потому, что всегда находят здесь и понимание, и тепло, и уют. И порой, такие, которые больше не найти в нашей жизни нигде… Они постоянно беспокоят своих учителей вопросами о том, когда же будет вечер встречи выпускников. Хотя подобные вечера и свои юбилеи здесь проводят каждые пять лет.
На протяжении 50-ти лет своего существования школа сотрудничала и сотрудничает со многими организациями и учреждениями: Омским заводом технического углерода, вагонным депо на станции Московка, Нежинским геронтологическим центром, с воинской частью на Старой Московке, с Омским танковым инженерным институтом, Омской филармонией, театрами, музеями. Такое сотрудничество позволяет создать особую среду, воспитывающую в  учениках ответственность, трудолюбие, милосердие, патриотизм. Большую помощь школе в течение вот уже нескольких лет оказывает Александр Яковлевич Силантьев, председатель профсоюзного комитета вагонного депо на станции Московка. Небезразличны к школьным делам председатель КТОСа "Дальний" Надежда Михайловна Мурашкина, специалист Дома творчества Ленинского округа Ирина Николаевна Саютина. Все они постоянные и желанные гости на школьных праздниках.

Преемственность поколений
Пожалуй, постоянное искреннее, доброжелательное отношение к ученикам, родителям, гостям школы формируется в самом педагогическом коллективе. Оно было заложено в далекие 50-60-е годы первыми педагогами и директорами. В разное время школу возглавляли Александр Иванович Вяткин, Николай Александрович Пафнутов, Николай Парфенович Кузнецов, Иван Алексеевич Халяпин, Любовь Николаевна Никитина, Валентин Николаевич Аппелинский, Галина Ивановна Першина, Зинаида Фоминична Юрченко, Наталья Владимировна Кобелева, Владимир Федорович Филиппов. С 2003 года по настоящее время директором школы является Татьяна Ильинична Баронина.
Характерными чертами учительского коллектива школы № 104 являются дружба, стабильность, взаимоподдержка, взаимопонимание. На протяжении полувека менялся состав учителей, в коллектив вливалась молодежь, к которой у старших педагогов всегда было трепетное материнское отношение. Более опытные преподаватели оказывали и оказывают помощь советом и делом молодым специалистам. Может быть, поэтому нынешнее руководство школы, а это директор Татьяна Ильинична Баронина, завучи Марина Григорьевна Рябикова, Юлия Витальевна Малиновская, Татьяна Олеговна Сут, - свои, "доморощенные", выросли в стенах школы. Старшее поколение прежде всего стремится вырастить себе достойную смену. И это у него получается превосходно. Неслучайно в школу возвращаются ее выпускники уже в качестве учителей. Их сегодня трудится тринадцать. Еще больше выпускников-педагогов 104-й школы работает в других учебных заведениях города и страны. Сто четвертая поистине является поставщиком учительских кадров для округа и города.
Теплая, доброжелательная атмосфера в коллективе, заложенная со дня основания школы и переданная в наследство последующим поколениям, сохраняется и по сей день. Добрая традиция у педагогов - проводить все праздники вместе, иногда с выездом на природу, в сад им. Комисарова. На природу, в походы, а также в туристические поездки по городам России учителя в течение многих лет выезжали и вместе с детьми. Ничто так не сплачивает педагогов и школьников, как совместные путешествия и дорога: и ребята раскрываются с новой стороны, и взрослые для них выглядят не строгими школьными учителями, а добрыми старшими товарищами.
- Мне уже иногда кажется, что все мы здесь родственники, - рассказывает завуч по воспитательной работе Марина Григорьевна Рябикова. - У нас учатся уже дети моих учеников, а у Зинаиды Фоминичны - внуки ее учеников. Мы обучаем здесь целые поколения и все друг друга знаем.

Добрые традиции
Пожалуй, к уникальным особенностям 104-й школы можно отнести сохранение старой доброй традиции - ежегодно к 23 февраля проводить смотры-конкурсы песни и строя. Если во многих учебных учреждениях с наступлением сложных 90-х эта традиция постепенно сошла на нет, то в 104-й она не прерывалась ни на год. Причем смотры-конкурсы проводятся в несколько этапов. На окружном уровне ребята из 104-й, как правило, занимают только первые места.
Нужны ли смотры песни и строя сегодня? На этот вопрос отвечают уже выпускники. Как-то на вечере встреч трех поколений военнослужащий Российской Армии, выпускник школы Алексей Коцубинский сказал: "Мы участвовали в смотрах-конкурсах песни и строя ради победы. Когда побеждали - радовались, когда проигрывали - огорчались. Но сейчас, когда я служу в армии, я говорю: "Спасибо тебе, родная 104-я школа за то, что ты научила нас маршировать!" Ведь приходят служить ребята, которые порой не знают, как повернуться направо и налево".
Любовь к Родине и уважение к армии здесь прививают с ранних лет. Может быть, поэтому большое количество выпускников школы честно отслужили в Вооруженных Силах Союза и России, некоторые из них отдали свои молодые жизни за независимость, единство и целостность страны. Это Василий Шуликио, Виктор Пудовкин, защищавшие границу, "афганцы" Юрий Бобков и Александр Богдан, погибшие на Чеченской войне Алексей Рыбьяков и Александр Осипов. В честь последнего на стене школы открыта мемориальная доска. А Жанат Тулеулов и Виктор Григорьев вернулись в родной Омск из Чечни с наградами.
Есть среди учеников школы и именитые выпускники. К их числу относится певица Любовь Казаринова, ученый-ядерщик Владимир Ушаков, директор гостиничного комплекса "Иртыш" Аркадий Моргулев, главный врач одной из ЦРБ Красноярского края Владимир Чернов, корреспондент ГТРК "Омск" Наталья Колыхалова, и другие. Ко всем своим "звездочкам", большим и малым, педагоги 104-й относятся с особым трепетом. В школе, например, висит стенд "Наша гордость", где перечислены имена "золотых" и "серебряных" медалистов, начиная с 1958 года.
Очень интересно и разнообразно проводится в школе День учителя: в форме КВНа с командами учителей и учеников, в форме дня самоуправления с настоящими выборами директора школы из числа старшеклассников, чему предшествуют выдвижение кандидатур и предвыборная агитация за того или иного кандидата. В день самоуправления ученики становятся строгими преподавателями, а учителя - беззаботными и шкодливыми учениками с бантиками, играющими на переменах в игру из своего  детства - ручеек. День учителя в школе № 104 - это всегда праздник - с улыбками, цветами, конкурсами, музыкой, хорошим настроением.
Два года подряд совместно с КТОСом "Дальний" в школе отмечается День матери, 8 Марта. Дети вместе с учителями готовят концертную программу для мам, бабушек, ветеранов, своими руками делают поделки, устраивают чаепитие. Такие мероприятия сближают детей и взрослых.
Раз в год, в феврале, школа распахивает двери перед будущими первоклассниками и их родителями. И те и другие посещают пятнадцатиминутные уроки и знакомятся с будущими учителями, после чего пьют чай и смотрят концерт, подготовленный ребятами постарше.
Теплая, искренняя, почти домашняя обстановка в стенах 104-й способствует и образованию в дальнейшем молодых семей из числа одноклассников.  Немало счастливых пар нашли друг друга, учась в этой школе. А выпуск 2001 года особо отличителен: сразу две супружеские пары из одного класса - Ольга Федосова и Дмитрий Зырянов, Елена Бабушкина и Александр Терещенок.

Жизнь школы сегодня
Она насыщенна и разнообразна. Поскольку на старой Московке крайне мало культурно-массовых и спортивно-оздоровительных учреждений для детей, роль культурного и спортивного центра во многом берет на себя школа. В ней действуют различные кружки и объединения: ансамбль "Школьные годы", ансамбль эстрадного танца, хореографический ансамбль "Вдохновение", театральный кружок. Под руководством учителей физкультуры ребята занимаются в баскетбольной и волейбольной секциях, а также в тире, существующем при спортивном зале. В этом году организовалась даже секция женского футбола.
Несколько лет работает в школе детское объединение "РИФ", руководит которым Ирина Васильевна Кухницкая. Одна из задач объединения - патриотическое воспитание подрастающего поколения. Ребята из "РИФа" взяли под свою опеку ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, проживающих на микроучастке, относящемся к школе. Они обязательно поздравляют их с праздниками: 23 февраля, Днем Победы, Днем пожилого человека. Ветераны - всегда желанные гости на школьных мероприятиях, среди них и одинокие старики из Нежинского геронтологического центра.
"РИФ" - лауреат конкурса презентаций детских общественных объединений "Моя детская организация" в рамках IX Международного фестиваля "Детство без границ", призер телекоммуникативного проекта "Вместе весело шагать".
Работают в школе волонтерские отряды из старшеклассников, ведущие агитационную работу среди своих сверстников за здоровый образ жизни.
Все коллективные дела, акции, конкурсы проводятся под руководством заместителей директора по воспитательной работе Марины Григорьевны Рябиковой и Юлии Витальевны Малиновской - людей творческих, неравнодушных, инициативных.

Поговорим по-китайски?
С нынешнего учебного года в школе № 104 разработана программа факультативного курса китайского языка для учащихся 10-11 классов. Уже приступили к занятиям две группы старшеклассников. В 2008-2009 учебном году китайский язык будет вводиться в 5-6 классах. Ведут занятия студенты Омского педагогического университета. С китайским языком и культурой Поднебесной охотно знакомятся не только дети, но и учителя. Почему именно этот язык? Как считают педагоги-энтузиасты, сегодня, когда с Китаем у региона и в целом у России налаживаются тесные экономические и культурные связи, изучение китайского актуально и необходимо. А почему бы и нет? Многие ученики здесь уже здороваются по-китайски.

Грустные мысли о вечном
Возможно, о грустном в юбилей говорить и не принято. Но проблемы, с которыми сегодня сталкиваются педагоги школы, - тоже неотъемлемая часть ее жизни. Вызывает озабоченность у администрации школы малообеспеченные и неблагополучные семьи, в которых в большинстве случаев нет должного контроля над воспитанием, учебой и поведением детей. Много школьников с ослабленным здоровьем, расшатанной психикой, низким интеллектуальным уровнем развития. В результате деятельности некоторых риэлтерских контор сюда, на периферию, часто попадают дети без прописки и гражданства. Некоторые семьи живут на дачах…
Основную образовательную, воспитательную и в чем-то целительную функцию в таких случаях берет на себя школа. С "трудными" ребятами работают социальный педагог Татьяна Михайловна Ельченко и психолог Татьяна Ивановна Березина. Учителя, сотрудничая с паспортно-визовой службой Ленинского административного округа, помогают детям без прописки и гражданства получить паспорта, вручить их в торжественной обстановке в праздничные дни в стенах все той же школы. Совершают рейды по неблагополучным семьям, выявляют брошеных, оставленных родителями детей, которых потом направляют в детские дома и приюты, помогают подросткам  в сложной жизненной ситуации. Не покладая рук, можно сказать, на голом энтузиазме борются за юные души. Потому что иначе не могут. К этому их обязывают долг, совесть и привычка отдавать себя детям без остатка. По крайней мере, в 104-й со дня основания работают именно так.

И друзей соберу…
К 50-летию в школе готовились за год все: и дети, и взрослые. Изучали историю, собирали сведения о выпускниках, а 1 сентября посвятили юбилею первые уроки. Что будет в день торжества? Цветы, подарки, торжественные речи, концерты, обилие радости, тепла и улыбок. С благодарностью и выпускники, и педагоги вспомнят многих замечательных учителей, работавших в этих стенах: Надежду Ильиничну Сазонтову, Александру Васильевну Карагодину, Ирину Вениаминовну Бирюкову, Ольгу Захаровну Фаистову, Галину Павловну Шабалину, Людмилу Ивановну Локотченко, Галину Николаевну Понамореву, Лукьяна Корниловича Чебоксарова, Аллу Георгиевну Крохину, Антонину Павловну Гостеву, Валентину Ивановну Спиридонову, Екатерину Ивановну Телятникову, Валентину Байгунаковну Бокбаеву, Октябрину Алексеевну Косорукову, Светлану Константиновну Лисс и многих других. Можно не сомневаться: лучшие традиции, атмосферу добра и любви, заложенные этими людьми в первые годы существования школы, их преемники сохранят и продолжат в будущем.

Содержание