взгляд/ тонкая материя

 

Ольга КУЛИНИЧ


Служебный роман: любовь по правилам и без

 

 

   

Похоже, отделять свою личную жизнь от своих же трудовых будней россияне научатся еще очень не скоро. Любой из нас, особо не напрягаясь, может припомнить как минимум пару-тройку служебных романов, в которых он лично участвовал, если только не выступал в роли стороннего наблюдателя. Да что там говорить! В наших офисах, госструктурах, заводских цехах, коммерческих заведениях, больницах, учебных учреждениях и даже домах для престарелых порой бурлят такие страсти, в сравнении с которыми «Санта-Барбара» отдыхает, а забавы Билла Клинтона и Моники Левински в Овальном кабинете и вовсе представляются детскими играми на лужайке. И как бы ни пыталось строгое начальство регламентировать наше пребывание на службе посредством графиков, инструкций и правил внутреннего распорядка, любовная лихорадка вновь и вновь рушит все планы, отвлекая нас и наших коллег от полезной трудовой деятельности.   

Почему так живучи служебные романы? Что мы можем им противопоставить, а главное – нужно ли это делать? 

Свою точку зрения на «любовь вне плана» на страницах журнала «Сибирь и Я» вновь высказывают наши эксперты – психотерапевт и сексолог.

О подоплеке и нюансах служебных романов рассуждают заведующая дневным стационаром поликлиники областной клинической больницы, врач-психотерапевт, невролог Евгения Афанасьевна ДУДАРЕВА и главный сексолог Омской области, руководитель специализированного сексологического центра «Клиника для двоих», кандидат медицинских наук Сергей Александрович ТИМОФЕЕВ.

 

МНЕНИЕ СЕКСОЛОГА

Всему виной основной инстинкт!

– В разнополых коллективах взаимное притяжение отдельно взятых мужчин и женщин друг к другу неизбежно. Это глубинное влечение к противоположному полу, истребить которое в принципе невозможно. Вообще, для людей с традиционной ориентацией разнополый коллектив – оптимальный вариант, в противном случае они будут испытывать психологический дискомфорт. В однополых коллективах могут возникнуть гомоэротические отношения. Не секрет, что в армии или в местах лишения свободы возникают гомосексуальные отношения как заместительная форма гетеросексуальных. 

Принято считать, что совместная профессиональная деятельность сама по себе сближает людей. Мне кажется, это вторичный фактор. Людей сближает интерес к противоположному полу, который проявляется на инстинктивном уровне. А общий профессиональный интерес – это уже «гарнир» к основному инстинкту. Просто в коллективе, в отличие от уличной толпы, человек имеет возможность регулярно видеть интересного ему человека, общаться с ним, завязывать отношения и соответственно усиливать взаимную симпатию, социализировать ее.

При этом степень сексуального влечения может быть разной – от романтической влюбленности и эротической привязанности до конкретного сексуального интереса и установления сексуальных связей. Типичный случай, особенно для молодежных коллективов, – разовые сексуальные контакты на работе (например, во время корпоративных праздников, под влиянием алкоголя). Но бывают и устойчивые, стабильные связи, приводящие к созданию семьи или просто длящиеся годами.  

Любое руководство (если оно, конечно, само не замешано в подобных историях) старается бороться с «неуставными отношениями» на рабочем месте. Потому что любой здравомыслящий руководитель понимает: смешивать производственные и личные отношения вредно в первую очередь для производства или того общего дела, которым люди заняты в данном учреждении. И руководитель будет с производственными романами так или иначе бороться. А усилия работников станут прямо противоположными: участники служебного романа будут или открыто проявлять свои чувства при активном обсуждении ситуации другими членами коллектива, или тщательно их скрывать, опасаясь последствий.

Чем больше денег – тем меньше любви

– Аргументы в защиту служебных романов сводятся к тому, что их участники стараются на работе лучше выглядеть, у них появляется дополнительный стимул к труду, «вырастают крылья» и т. п. Думается, это возможно лишь на начальном этапе отношений, да и то в случае, когда перед нами сильные личности, способные разграничить свои профессиональные отношения и сексуальные. Но в массе своей люди слабы и не могут отделить личное от производственного. Как результат – уход в переживания, проблемы в семье (если они есть) и необходимость сделать выбор, оставаться с новым партнером или «вернуться на исходные рубежи». Как правило, производительность труда при этом падает. Кроме того, романы становятся поводом для обсуждения в коллективе, возможно, для ревности, интриг и разборок со стороны других работников. Порой отношения могут принимать форму «любовных треугольников» и даже многоугольников – в зависимости от числа вовлеченных в них и накала страстей. Особую роль тут могут играть, условно говоря, «секс-символы» предприятия. Это мужчины или женщины, как правило, наделенные харизмой и сексапильностью, которые могут заводить романы и последовательно менять сексуальных партнеров из числа своих коллег.       

Вообще, на мой взгляд, бурные производственные романы больше характерны для стран со слабо развитой или переходной экономикой, где капиталистические отношения еще на стадии становления и преобладают небольшие предприятия, где трудятся родственники или близкие знакомые. На Западе уже пережили этот период. Там достаточно жесткие правила, вплоть до того, чтобы такие отношения на рабочем месте пресекать в корне и «сдавать» их участников. Конечно, они все равно возникают, но эти романы не столь демонстративны и не столь экспрессивно выражены, как у нас.

В наших коллективах такие отношения, как правило, поощряются. Особенно там, где большое место занимает неформальное общение – бесконечные  чаепития, беседы в «курилках», совместные праздники и выезды на природу. Вообще, чем меньше на работе выражена «финансовая составляющая», тем больше там процветают служебные романы. В данном случае они играют роль некой компенсации, или эмоциональной отдушины. Не случайно служебные романы особенно процветают в творческих коллективах – жесткого рабочего графика, дресс-кода и  привязки к финансам как конечному результату работы там, как правило, нет. Романы – это их эмоциональная среда. Там, где работа связана с крупными деньгами, финансовыми потоками и жесткой дисциплиной, где есть устойчивая связь между деловыми качествами работника и его зарплатой, причем высокой зарплатой, там «бразильских страстей» и секса на работе намного меньше. Не случайно есть такая шутка: «Больше, чем любовь, возбуждают только деньги». Кстати, и деловой дресс-код, принятый во многих компаниях, призван не подчеркнуть, а максимально скрыть сексуальность работника.

Мне приходилось наблюдать динамику таких межличностных отношений в компаниях с иностранным капиталом. Поначалу они развивались в российских традициях – корпоративные праздники, любовные интрижки, сексуальные связи с достаточно бурным их обсуждением и доброжелательным отношением со стороны коллег. Чем больше становилась доля иностранного капитала в компании, тем больше ужесточались требования к работникам, вплоть до увольнения за романы на рабочем месте.

Молчание ягнят

– Один из аспектов служебных романов – отношения по типу «начальник – подчиненный». Если проводить аналогии с миром животных, то можно привести в качестве примера отношения внутри прайда. Это достаточно жесткая иерархическая структура с сильным доминантным самцом, его гаремом и прочими членами стаи, занимающими в иерархии менее значимые места. Примерно такие отношения можно наблюдать в некоторых научно-исследовательских институтах, бывших госструктурах, преобразованных в частные предприятия. Там годами складывалась своя особая иерархия, она  уже «зацементирована», и очень многое завязано на личности лидера – этакого «вожака стаи», без которого все погибнут. Такой руководитель может сам подбирать себе кадры, исходя из личных сексуальных предпочтений. Как правило, подчиненных это устраивает. Здесь речь идет о сильной личности. Куда хуже, когда в служебный роман вовлекается слабый мужчина-руководитель. Мне доводилось видеть пример, когда таким руководителем на работе манипулировала его любовница, занимавшая по статусу куда более скромное место, чем он. Она сумела прибрать к рукам не только начальника, но бразды правления всем коллективом. Что, естественно, вызвало возмущение тех сотрудников, которые по статусу были намного выше, чем эта дама. Закончилось все жалобами потерпевших и снятием руководителя с должности.     

Ситуацию, когда работодатель или начальник открыто демонстрирует себя как самец, окружая себя на работе «гаремом» из подчиненных, а тем более принуждает их к интимной связи, нельзя назвать нормальной. Меньше всего такое поведение связано с его реальными сексуальными потребностями. Скорее, это бессознательная демонстрация своего статуса, стремление «опустить», или «поиметь», подчиненных, показав им, кто тут хозяин. Это пример очень древнего поведения на уровне бессознательного – демонстрация своего эрегированного члена стае, или подчиненным. В мире животных это встречается, например, у приматов, которые, как известно, ближе всего к homo sapiens. Образец такого поведения можно наблюдать в некоторых религиозных общинах или сектах, где лидер практикует секс с другими, более бесправными членами общины.

Вообще, хотелось бы подчеркнуть, что от руководителя мужского пола женщины-подчиненные на подсознательном уровне ждут адекватного, то есть истинно мужского, в их понимании, поведения. В связи с этим вспоминается рассказ одного моего знакомого, возглавлявшего в 90-х сугубо женский коллектив. Женщины в большинстве своем подобрались среднего возраста, привлекательные, образованные и к тому же одинокие. Время было сложное, кризис неплатежей, люди подолгу не получали зарплату. Понятно, что у этих женщин возникали проблемы и конфликты на работе. Будучи человеком воспитанным, мягким и интеллигентным, мой знакомый старался их как-то утешить и тактично помирить. Но однажды они его так «достали» очередными склоками, что наш герой сорвался: стукнул кулаком по столу и загнул хотя и не матом, но тоже очень круто. И тут же ему стало стыдно за  свое поведение: мол, опозорился, нахамил дамам… Смотрит – а у тех на лицах такой непередаваемый восторг и восхищение, словно они все получили глубокое удовлетворение от его выходки. Сразу же все склоки прекратились, и все остались довольны: наконец-то начальник поступил, как настоящий мужик!..    

 

МНЕНИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТА

Просто встретились два одиночества…

– На первый взгляд, «служебный роман» – изъезженная вдоль и поперек (чаще всего довольно поверхностно) тема множества изданий в рамках глянцевого формата. Но за ней стоят глубокие по своей сути вопросы взаимоотношений людей как на службе, так и вне ее. Здесь уместно привести высказывание семейных психологов Патрисии Лав и Стивена Стосны: «Худшее, что может сделать женщина с мужчиной, – заставить его стыдиться, а худшее, что может сделать мужчина с женщиной, – заставить ее чувствовать себя одинокой в браке». На мой взгляд, прямо противоположная ситуация тоже чревата кризисом в отношениях. Подавление одной личности другой, манипулирование ею, чувство одиночества в браке да и просто одиночество – вот подводная часть айсберга «неуставных отношений на службе», которые у многих ассоциируются лишь с красивой киносказкой Эльдара Рязанова.     

Безусловно, работа сама по себе сближает людей, уже хотя бы потому, что здесь мы проводим большую часть времени. Недаром говорят: работа – наш второй дом. Опять-таки не следует забывать, что мужчины по природе своей полигамны, и их профессиональная деятельность в этом плане открывает широкие возможности для новых связей. Тем более в нашей стране, где на одного взрослого мужчину приходится от трех до пяти женщин. И если коллеги-женщины проявляют инициативу и настойчивость по части завязывания романов, противостоять такому соблазну мужчине очень сложно. Высокими моральными принципами и безграничной преданностью семье отличаются, прямо скажем, немногие представители сильного пола. К тому же дома мужчина сталкивается с бытовой изнанкой семейной жизни, при которой его «вторая половина» может позволить себе расслабиться и в плане внешнего вида, и своего поведения. На работе мы все стараемся показать себя с лучшей стороны, поэтому здесь окружающие зачастую видят «глянцевую» сторону нашей личности. Зачастую жена просто не выдерживает конкуренции с более красивой, интересной, умной и сексуальной женщиной, к которой муж «неровно дышит» на работе. 

Замужние женщины довольно часто обращаются к психотерапевту, психологу после того, как узнают от «доброжелателей» или соперницы о служебных романах своих мужей. Как правило, они испытывают тяжелый стресс. Обычно на его фоне у пациенток происходит декомпенсация заболеваний, которая проявляется в соматических симптомах – высоком артериальном давлении, гастрите, обострении язвы и т. п. Порой мужья так увлечены новой связью, что уходят из семьи. Чаще всего они через какое-то время возвращаются с повинной головой. И перед женами возникает дилемма – прощать или не прощать. Сама по себе эта ситуация формирует у мужчины чувство вины, что позволяет «второй половине» манипулировать им.   

Горячее сердце под белым халатом

– В силу своей профессии мне приходилось выслушивать множество историй на эту животрепещущую тему. Но, в отличие от большинства сказок, финалы у этих историй различны. Наблюдать такие сюжеты «вживую» мне пришлось задолго до начала психотерапевтической врачебной практики – во время ночных дежурств в неотложной хирургии в студенческие годы. Главными героями романов были изящные медсестры и молодые, но уже усталые хирурги. Было все – свидания, смех и слезы, бурное выяснение отношений, цветы и стихи – не скрываясь от коллег, от дежурства до дежурства, в перенасыщенной адреналином атмосфере ночной «неотложки». А дома почти у всех – семейная рутина, жены, мужья, дети, свои проблемы…  

Некоторые романы длились годами, постепенно старея вместе с их персонажами и так же постепенно сходя на нет. Других могли вызвать на существующий тогда еще партком, после чего люди обычно увольнялись.

Примеры  романов со счастливым финалом единичны. Один из них приключился у моей подруги, не поступившей с первого раза в институт и вместе со мной проработавшей год санитаркой в операционной. Служебный роман вчерашней деревенской девочки, искренней и непосредственной, и талантливого врача-хирурга, к своим 27 годам повидавшего множество девушек и женщин постарше, закончился маршем Мендельсона и прошел испытание временем.

В связи с этим надо заметить, что в общественном мнении существует устойчивый стереотип о романтической или даже гиперэротической  внутренней жизни персонала больниц. Он подкрепляется и многочисленными телесериалами: «Скорая помощь», «Доктор Хаус», «Общая терапия», «Части тела», «Я лечу», «Широка река» и многими другими. Любой сексолог подтвердит: половой акт с человеком в белом халате (для мужчин это медсестры, для женщин – чаще врачи-хирурги) – одна из доминантных сексуальных фантазий. Зигмунд Фрейд (куда же без него?!) не находил в этом ничего необычного: «Наделение врача сверхъестественными способностями распространяется на все сферы его деятельности – от умения вырывать зубы до обладания незаурядными сексуальными данными». Отсюда же и постоянный интерес к жизни докторов – она априори кажется выходящей за рамки социальных норм.          

Другими персонажами романов на службе в медучреждениях становятся пациенты. Вот два примера из собственных наблюдений. Несколько лет назад в одном из отделений больницы познакомились, а затем поженились молодой человек, сын состоятельных родителей, и медсестричка – скромная,  красивая, а главное - добрая. В общем, еще одна вариация на тему Золушки и прекрасного принца. Этот брачный союз существует до сих пор, медсестрой главная героиня остается только для родственников, в семье есть ребенок, достаток, но… Время от времени она приходит к медикам «зализывать раны семейной жизни».

Другая история длиною в жизнь. Более 30 лет назад молодой ученый попал в автокатастрофу. Кома, реанимация, почти год неподвижности на больничной койке и неутешительные прогнозы врачей. Мало кто верил, что он «выкарабкается», в том числе, похоже, и его жена, а иначе чем объяснить ее редкие посещения. Природа же, как известно, не терпит пустоты. Молодая медсестра отделения стала для больного опорой и надеждой, заменила жену, сиделку, стала близким человеком, им же осталась до сих пор. Ученый не только выздоровел, но и достиг немалых карьерных высот. Из прежней семьи не ушел из-за детей, но остался верен своей «подруге в несчастье». Ценит ее за тепло и понимание, которых так не хватает в его официальной семье.

Вместо послесловия

– Не в этом ли глубинная и единственная мотивация участников служебных романов – юношеская наивная вера в настоящую любовь и вечный поиск ее?

Каждый человек в начале жизни мечтает найти свою половинку, родственную душу. Известный писатель Грэм Грин как-то заметил: «Что может быть важнее для двух человеческих душ, чем чувствовать, что они соединены навеки, – поддерживать друг друга во всех трудах, опираться друг на друга во всех печалях, ухаживать друг за другом во всех болезнях, слиться воедино в безмолвных невыразимых воспоминаниях в момент последнего прощания?» И, наверное, не важно по большому счету, что это будет – служебный роман или какой-то иной. Главное, чтобы в наших душах жила вера в то, что когда-нибудь к нам придет та самая «настоящая любовь», без которой жизнь лишена высокого смысла. Уметь бы еще отделять настоящую от ненастоящей…     

 Содержание