дата/ история в деталях

 

Эльвира КАДЫРОВА

Фото автора

 

Дворцовые тайны

  

    

Здание Омского музея изобразительных искусств на улице Ленина, 23 часто называют дворцом.  До Октябрьской революции 1917 года это был генерал-губернаторский дворец - резиденция омских губернаторов, сменившая одиннадцать хозяев. В нынешнем году празднуется двойная дата - 85 лет со дня основания музея и 150-летие начала строительства дворца.

Дворец омских генерал-губернаторов видел много выдающихся людей. Здесь побывали, проезжая через Омск, знаменитые ученые Николай Пржевальский и Альфред Брем. Будучи еще цесаревичем, во время поездки по России в 1891 году, в особняке останавливался Николай II. Две комнаты на втором этаже до сих пор называют «царскими». Служа адъютантом у генерал-губернатора Г. Х. Гасфорда, в дворцовых покоях многократно бывал «казахский Лермонтов» Чокан Валиханов. Молва даже приписывала ему влюбленность в жену Гасфорда Любу. А в 1918 году в будущем музее ненадолго расположился со своим штабом адмирал А.В. Колчак.

Сегодня генерал-губернаторский дворец демонстрирует уникальную экспозицию декоративно-прикладного искусства «Стиль в зеркале эпохи» - лучшие вещи из коллекций стекла, керамики, бронзы, мебели, в том числе принадлежащие и царской фамилии. А еще у него, как и у всякого дворца, полно секретов и тайн.

Башня-светильник

Долгое время никто не задумывался о назначении бельведера - башенки, венчающей здание. Это совершенно очаровательное небольшое помещение с огромными окнами на все четыре стороны. В нем очень уютно, светло, а летом еще и тепло от солнечных лучей. Здесь хорошо чувствуют себя комнатные растения и дети, поэтому и расположилась детская студия «Лестница». Вот с лестницы-то все и началось.

Как-то, стоя на самой настоящей музейной лестнице и подняв голову кверху, кто-то из работников музея заметил, что перекрытие наверху  современное, выбивающееся из общей стилистики здания. Изначально его в этом месте, скорее всего, не было, а значит, не было и пола в бельведере. Для чего нужно помещение, в которое нельзя войти? И раньше-то не очень понятно было, для чего существовала маленькая башенка над дворцом. Лишь для поднятия флага в честь именитых гостей? Для обзора? Последний вариант теперь отпал.

Правдоподобное объяснение, впрочем, нашлось. Теоретически при отсутствии перекрытия дневной свет, ничем не задерживаясь, попадал из окон башни прямо в вестибюль. И таким образом бельведер был всего-навсего... большим светильником. Конечно, использоваться он мог только днем. Но электрического освещения в середине XIX века в Омске еще не было, поэтому, чем не способ осветить темный вестибюль хотя бы в дневное время суток! Впрочем, это ничем не подтверждено, и загадка остается загадкой.

В зеркале - эпоха

Два больших зеркала, висящие друг напротив друга на площадке той же большой лестницы, конечно, помнят все посетители музея. Много лет зеркала числились на балансе, не претендуя на большую историческую ценность. Правда, в музее все чаще поговаривали, что это единственные вещи, сохранившиеся из меблировки дворца, и именно в них отражались те великие люди, которые здесь бывали.

При недавнем ремонте здания зеркала сняли и детально осмотрели. Внизу рам обнаружилось по два круглых отверстия - это говорит о том, что зеркала когда-то были не настенными, а пристенными, и крепились на каких-то декоративных подставках или тумбочках. Возможно, они украшали женский будуар.

– Судя по многим конструктивным особенностям, это похоже на конец XIX - начало XX века, стиль неоклассицизм, – уверенно говорит реставратор керамики и стекла Людмила Ведерникова. – Насколько я помню, рамы у этих зеркал всегда красились в белый или светло-кремовый цвет. Но перед последней покраской я заметила: под истершимся слоем мелькнуло золото. Значит, первоначально рамы была покрыты амальгамой.

Пока что зеркала вернули на место, но вскоре их отправят на реставрацию. Тогда можно будет изучить их более подробно. Сейчас музейные работники копаются в архивах, надеясь найти там упоминание об истории происхождения зеркал и их первые фотоизображения.

Во что «одевали» дворец

В это же время в музее сделали еще одно, не менее ценное открытие: обнаружили первые обои, которыми были оклеены некоторые комнаты только что построенного дворца. Разбирая коробку балконной двери на втором этаже, рабочие увидели, что пустоты забиты непонятными удлиненными предметами, похожими на камни или кости.   «Странные вещи использовались раньше в качестве наполнителя или утеплителя, - подумали они. - То ли дело теперь: раз - и заполнили все пеной». Они уже хотели бросить «камни» в мешок для мусора, но старший научный сотрудник музея Игорь Глазов вдруг обратил внимание на цветные бумажки. При детальном осмотре оказалось, что непонятные предметы являются сцементированными рулонами обоев.

Когда их бережно распрямили в реставрационной мастерской, стало понятно, что в рулонах шесть слоев. Видимо, новые обои наклеивали, не снимая старых. И это дало возможность узнать, что в общей сложности дворец претерпел шесть ремонтов. Первый слой наклеен на газету «Московские ведомости» от 7 марта 1861 года. Что интересно, именно в этот день на ее страницах был опубликован Манифест об отмене в России крепостного права. В одном из фрагментов «Московских ведомостей» есть даже информация из Омска! В частности рассказывается о состоянии омской воскресной школы и об открытии в ней даровой библиотеке.

На обороте первого нижнего слоя обоев стоит штамп: «С-ПБ 1861», то есть они были выпущены в Санкт-Петербурге в 1861 году, когда строительство омского дворца подходило к завершению. Теперь музейщики имеют представление, как в тот год выглядели его стены. На них были обои темно-коричневого цвета с растительным рисунком, в котором просматриваются виноградные гроздья. В такой же гамме выдержаны и все остальные слои, кроме одного - светло-серого. Вот только, в какие годы делались последующие ремонты, предстоит установить. Помочь в этом, кстати, могут и все омичи. В музее будут очень благодарны тем, кто вспомнят, когда они видели музейные стены, «одетыми» в обои, и какие именно. Потому что обои не клеят в здании генерал-губернаторского дворца очень давно - стены там теперь штукатурят.

А в музее с нетерпением ожидают разрешения на разбор подвальных помещений. Здесь музейные работники надеются сделать просто фантастические находки, вплоть до подземного хода, тянущегося  якобы под всей центральной частью Омска и неуловимого, как библиотека Ивана Грозного. Так что, тайн у дворца осталось еще много.

Содержание