престижное образование/ точка зрения

 

Ольга ВАСИЛЕНКО

Фото Андрея КУДРЯВЦЕВА

 

Аграрный университет: новый вектор развития

 


 

В прошедшем году один из старейших аграрных вузов Сибири – Омский государственный аграрный университет, многие годы бывший сельскохозяйственным институтом, отметил 15-й год своей деятельности в статусе университета. Сегодня это один из наиболее престижных вузов Омска, который входит в сотню лучших вузов России. Золотая медаль «Европейское качество» – еще одно подтверждение высокого статуса агроуниверситета. Вуза, который всегда стремился не просто шагать в ногу со временем, а в чем-то опережать его.

О том, какие задачи стоят сегодня перед университетом и системой высшего образования в целом, – наш разговор с ректором ОмГАУ, доктором ветеринарных наук, профессором, академиком Международной академии наук высшей школы, заслуженным деятелем науки и образования Российской Федерации Н. М. КОЛЫЧЕВЫМ.

  

– Николай Матвеевич, каким был для университета прошедший год?

– С планом выпуска мы справились: выпустили 2240 специалистов. Около 76 процентов из них доехали до места назначения. Это радует. Надо отдать должное региональной власти: в течение трех лет выпускникам высших и средних специальных учебных заведений, приступающих к работе в хозяйствах региона по направлениям «агрономия», «зоотехния», «инженерия», из бюджета области будут выплачивать от 50 до 100 тысяч рублей подъемных.

Несмотря на тяжелую демографическую ситуацию в стране и регионе, университет выполнил контрольные цифры набора. В 2008 на очную форму зачислено 1323 человека, из них 1144 – на бюджетные места. Причем 942 абитуриента из числа зачисленных (71 процент от общего числа) – жители села.

В дополнение к 29 реализуемым у нас программам высшего профессионального образования открыт прием по трем новым: «Экология природопользования», «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования», «Профессиональное обучение: информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии» со специализацией «Прикладная информатика в сельском хозяйстве». Я назвал бы это прорывом в работе администрации университета.

– Продолжится ли целевая подготовка специалистов для АПК?

– Аграрный университет продолжает осуществлять целевую контрактную подготовку в соответствии с квотой, определенной учредителем. До 2007 года основным заказчиком выступала администрация Омской области в рамках целевой программы «Кадры селу». Теперь ее практически нет. В 2008 году в качестве основных партнеров выступали государственные и муниципальные органы  Омской области и ряда других субъектов РФ. Наши представительства открыты в Кемеровской и Курганской областях, на Чукотке, в республиках Алтай, Якутия, Тыва.

В этой связи важно отметить, что в университете совместно с работодателями разработана и осуществляется «Программа сопровождения целевой подготовки в течение обучения». Она  включает в себя организацию практик на предприятиях заказчика, написание курсовых и выпускных квалификационных работ по материалам и тематике, согласованной с заказчиком, обмен информацией. Иначе говоря, мы начинаем работать  с бизнесом более плотно. Надеюсь, это принесет определенные дивиденды. Мы стали учитывать запросы работодателей, органов исполнительной власти региона при определении тем курсовых и дипломных работ. 

– Означает ли это, что вуз стал более самостоятельным в том, что касается подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности?

– Вузы по-прежнему имеют ограниченную самостоятельность. Они организовывают обучение студентов в соответствии с образовательными стандартами и программами Минобразования.  

На мой взгляд, положение спасут трехсторонние договоры: работодатель – студент – вуз. Работодатель заказывает вузу такого специалиста, какой ему нужен, обеспечив его трудоустройство, достойную зарплату, жилье и прочее. В свою очередь, студент «грызет гранит науки», заранее зная, где и за какое вознаграждение он будет работать. Университет профессионально выполняет свой долг. Если эта цепочка заработает, работодателям не в чем будет упрекать нас. До тех пор пока работодатели будут подбирать выпускников вузов «на халяву», не вкладывая в их подготовку средства, все останется как есть. Реформирование системы образования в России необходимо, но не на пустом славословии, а на конкретных финансовых вливаниях в высшую школу.

– Что, на ваш взгляд, изменилось в последние годы во взаимоотношениях высшей школы и рынка труда?

– В России сейчас насчитывается более 7,5 миллиона студентов (для сравнения: в 1992 году их было 2,7 миллиона). Если говорить о взаимоотношениях высшего образования и рынка труда, надо признать: значительная часть выпускников не работают по специальности. Плохо ли это? Все зависит от того, под каким углом рассматривать эту проблему. Вряд ли кто согласится с тем, чтобы выпускник общеобразовательной школы, прошедший профобучение, шел учиться дальше исключительно по полученному профилю. Но кое-кто из «вышестоящих» до сих пор пытается новую ситуацию уложить в старое представление о сложившихся специальностях. Система переподготовки специалистов и получения второго высшего образования оказалась неэффективной и не решает главную задачу организации профессиональной подготовки лиц, имеющих высшее образование. Вывод: в условиях, когда всеобщее высшее образование становится реальностью, необходимо создать новую, более эффективную систему послевузовской профессиональной подготовки. Необходимо постоянно совершенствовать нормативно-правовую базу. Она в конечном итоге поможет создать новую систему послевузовского обучения.

– В последнее время в СМИ высказывается мнение о так называемом «излишнем» уровне образования российского населения…

– Интересно, кто эту глупость придумал? Целый ряд стран поставил задачу добиваться всеобщего высшего образования. Только высшее образование реально станет условием успешного развития экономики. Поэтому число студенческих мест сокращать не следует! Наоборот, надо дать возможность каждому способному молодому человеку стать студентом. Разумеется, я не призываю принимать в вузы всех подряд. Учиться должны те, кто хочет и может. Появилась двухуровневая система образования. Плохо приживается? Но ведь и Москва не сразу строилась.

Кто-то думает, что, получив диплом, станет профессионалом «навсегда». Иллюзия. Учиться надо всю жизнь. А помочь в этом должны образовательные программы разного толка и направлений, опять же высшая школа. А вот как привить человеку желание учиться всю жизнь? В процессе обучения студентов мы как раз и должны побуждать их к этому. Учить тому, как надо учиться, как трансформировать добытую информацию в новые знания, как превращать новые знания в конкретные предложения.

– Повышение конкурентоспособности российских вузов на международном рынке образования – миф или реальность?

– Ни для кого не секрет, что для западных университетов мы конкуренты, во всяком случае – должны быть таковыми. Но пока новые информационные технологии рождаются не у нас. Это тревожит, особенно в связи со вступлением России в ВТО. Министерству науки и образования надо не сокращением вузов (хотя отчасти эта идея правильная) заниматься, а вплотную заняться модернизацией системы отечественного высшего образования. На пальцах и на плакатах конкурентоспособного специалиста не подготовишь. Нужна современная база. Если на всех сразу средств не хватает, нужно создавать условия для объединения усилий вузов хотя бы в рамках федеральных округов.

Одна из важных тенденций развития рыночных отношений в образовании – горизонтальная интеграция, но не путем слияния нескольких вузов в один. Механическое слияние вузов усиливающего эффекта не даст.

Российские вузы, в частности ОмГАУ, готовы усилить собственную конкурентоспособность, используя современные информационно-образовательные технологии, при условии создания на нашей базе  «Агротехнопарка». Это потребует дополнительных капитальных вложений, со стороны государства прежде всего. Одних деклараций недостаточно.

При имеющейся численности профессорско-преподавательского состава говорить о повышении качества образования можно только при активном использовании информационных технологий и снижении уровня нагрузки на одного преподавателя и дополнительного материального стимулирования.

– Человеческий фактор, или взаимоотношения «студент – преподаватель», здесь играет какую-то роль?

– В России до сих пор система образования ориентирована на то, чтобы заставить студента учиться, используя механизмы контроля и наказания. В развитых странах система образования построена на принципе заинтересованности студента в получении знаний, при этом отсутствует необходимость использования методов контроля и наказания. Подход к студенту в российской системе образования практически не менялся с застойного времени и не вписывается в современные рыночные условия. Высокий уровень коррумпированности системы образования в России – тоже результат такого подхода, когда преподаватель при определенном настрое к студенту может его наказать оценкой и даже добиться отчисления из вуза.

В целях обеспечения эффективности системы образования необходимо в первую очередь изменить отношение к студенту. Его нужно рассматривать как потребителя услуг. В образовательном процессе студент должен рассматриваться не как объект, а как субъект! Студент – главная фигура в университете!

Еще один момент. До сих пор у нас в стране студенты получают услуги, формы и уровень качества которых установлены сверху. Являясь потребителями образовательных услуг, они не имеют возможности заказывать и получать услуги, которые позволили бы им стать специалистами, востребованными в современных условиях. Между тем, для того чтобы стать высококлассными специалистами, вовсе не требуется усложнять процесс образования. Наоборот, нужно его упростить и правильно структурировать нагрузку с учетом уровня готовности студентов к использованию современных информационных технологий обучения.

– В прежние времена существовала система трудоустройства. Перестройка эту систему упразднила. Кто должен трудоустраивать выпускников?

– Понятно, что в условиях рынка во главу угла деятельности вуза должен быть поставлен рынок труда. Это означает, что для обеспечения качества образования вузу необходимо гарантировать обучаемому получение именно тех знаний, которые смогут обеспечить востребованность на рынке труда. Качественное образование должно означать соответствие не только образовательным стандартам, но и потребностям общества в специалистах определенной квалификации и обеспечение конкурентоспособности выпускника на рынке труда.

В целях содействия трудоустройству выпускников целесообразно создать внутри- или межвузовскую систему трудоустройства выпускников.

В ОмГАУ создана информационная система «Служба трудоустройства выпускников». Создается база данных выпускников и потенциальных выпускников. Для каждого из них создается web-страница, где размещается информация. В информационной системе также предусмотрена постоянно действующая интернет-ярмарка вакансий. Все замечательно, но у ректора опять незадача: чьими руками и на какие средства вуз должен выполнять эту работу…

…Никто не станет отрицать того, что хорошее образование сегодня – это синтез самых разных форм получения знаний и современных технологий (в том числе дистанционного образования). Их оптимальное сочетание может определить для себя только сам студент. Разумеется, занятие образовательной деятельностью накладывает на нас, руководителей вузов, определенную ответственность перед обществом и государством.

Но, прежде чем спрашивать с ректоров, им надо дать не просто «удочку», а реальные средства, для того чтобы вуз мог обучать студентов самыми современными, а не «дедовскими» методами. Игра в одни ворота: спрашивать с нас по максимуму, а давать по минимуму, не скоро приведет к внедрению новых информационно-образовательных технологий. Несмотря на это, мы работали, работаем и будем работать в этом направлении. Другого просто не дано.           Содержание