Так сложилось, что работу по
обслуживанию и организации пассажирских перевозок в ОАО «Омск-пригород» обеспечивают
в основном женщины: руководители отделов, билетные кассиры, проводники,
контролеры-кассиры, мойщики-уборщики… Что, безусловно, нисколько не умаляет
роль мужчин-железнодорожников, обеспечивающих бесперебойную работу
электропоездов.
Из 500 работников, которые заняты
сегодня в этом акционерном обществе, около 380 – женщины. Они во многом определяют
лицо компании. В некоторых подразделениях трудятся исключительно представительницы
прекрасного пола. А если учесть, что акционерное общество «Омск-пригород» на
железнодорожном съезде России в 2007 году было названо первой пригородной
компанией, сумевшей выйти на безубыточный результат работы, трудятся они
слаженно и добросовестно. И, конечно, их красота и женское обаяние способствуют
формирование позитивного имиджа компании в целом.
С некоторыми из работниц ОАО
«Омск-пригород» корреспонденты журнала «Сибирь и Я» встретились в начале весны.
Это надежное слово – профсоюз…
– Почти 80 процентов
работающих в нашем административно-управленческом аппарате и в цехах
предприятия составляют женщины, – подчеркнула в разговоре с нами председатель
профсоюзного комитета ОАО «Омск-пригород» Наталия Ивановна Недопекина. – В свою
очередь, руководство компании и профком стараются делать все для того, чтобы обеспечить
им комфортные условия труда и отдыха. В этом плане достигнуто полное
взаимопонимание профкома и генерального директора компании Равиля Ахметовича
Бикбавова. Профком приобретает для сотрудников необходимые бытовые приборы
(СВЧ-печи, чайники и т. п.), спортинвентарь, оплачивает посещение имибассейна и сауны в профилактории. Особое
внимание уделяется организации летнего отдыха и оздоровления детей наших
сотрудников. Все желающие у нас могут приобрести путевки в детские
оздоровительные лагеря. В прошлом году часть наших работников приобрела детские
путевки со скидкой, часть получила бесплатные, за счет соцстраха. В этом году
детские путевки также будут в основном бесплатными. Дети наших работников могут
отдохнуть как в летнем детском профилактории, так и в любом лагере Чернолучья,
три-четыре путевки для них выделяем также на Черное море.
В профсоюзе у нас состоят все
сотрудники компании. Летом у них есть возможность приобрести однодневные
путевки в местный дом отдыха или же по льготной цене путевку в железнодорожный
дом отдыха на Черноморском побережье. Проезд по железной дороге для них
бесплатный в оба конца. В июле для наших сотрудников проводим традиционную
летнюю спартакиаду на берегу Иртыша. Очень интересно у нас проходят праздники в
ДК имени Лобкова.
Одна из добрых традиций
компании – оказание материальной помощи сотрудникам, оказавшимся в трудной
жизненной ситуации, – погорельцам, людям, нуждающимся в дорогостоящей операции…
В решении этих вопросов Равиль
Ахметович Бикбавов также всегда идет нам навстречу. И даже сейчас, в непростые кризисные
времена, у нас полностью соблюдаются все пункты коллективного договора. В
частности, с первого февраля проиндексирована зарплата всех работников на 2,5
процента. Не каждая организация способна на такое в сложившейся экономической
ситуации.
Вокзал – в надежных руках. Женских…
…У билетных касс пригородного
вокзала больших очередей в будничный день начала марта не наблюдается. Безусловно,
сказывается здесь и профессионализм билетных кассиров, которые четко и оперативно обслуживают
пассажиров.
– У нас очень дружный
коллектив, взаимовыручка на первом месте, – говорит Альфия Накимовна Кузнецова,
заведующая билетными кассами. – Для представителей нашей профессии очень важны
профессионализм, культура обслуживания пассажиров, коммуникабельность,
оперативность. Всего в нашем подразделении трудится около 70 человек, у всех
среднее специальное или высшее образование. Кассы расположены не только на
пригородном вокзале, но и на других участках железной дороги, на остановочных
пунктах. График у кассиров напряженный, с 6.45 утра до 19.30 вечера. В
помещении билетных касс есть комната отдыха и столовая, где наши сотрудницы
могут отдохнуть и пообедать в комфортных условиях. Поскольку работа у кассиров
сидячая, профком приобрел для них специальный тренажер для снятия нагрузки на
мышцы. Многие женщины ходят с семьями в бассейн, в летнее время приобретают
льготные путевки «мать и дитя» или на одного человека. Руководство предприятия,
наш профсоюз делают все для того, чтобы наши женщины могли нормально трудиться
и отдыхать. И мы это ценим.
– В компании «Омск-пригород»
я работаю год, – рассказала нам билетный кассир Марина Носенко. – Условия труда
мне очень нравятся. Самым важным в своей работе считаю внимательность,
общительность, способность понимать людей и находить выход из любой
ситуации.
…Работниц справочного бюро, в
отличие от кассиров и дежурной по вокзалу, пассажиры знают только по голосу. Работают
они в паре, у каждой на столе – монитор, справочные материалы и, конечно,телефон.
Говорит Лариса Женихова,
дежурный по выдаче справок:
– В минуту обычно поступает
один звонок, в летний период – еще больше. Чаще всего пассажиров интересуют
время отправления, стоимость проезда, льготы. Бывают и смешные вопросы. Как-то
интересовались, можно ли доехать на нашей электричке… до Москвы. Дважды нам
звонил «телефонный террорист», причем из другого города. После звонка были
приняты соответствующие меры. В нашей работе ценятся умение общаться с людьми,
корректность, вежливость и, конечно, компетентность.
– Я вообще с пассажирами
люблю работать! – улыбается напарница нашей собеседницы Ольга Лосева. – Работаю
на железной дороге 30 лет, раньше была старшим билетным кассиром. А кассир –
тот же психолог, он по голосу пассажира узнает, в каком тот настроении.Ничего сложного в своей новой работе не
нахожу – опыт помогает, да и вся справочная информация у нас под рукой…
Еще один «боец невидимого
фронта» круглосуточно несет вахту в зале видеонаблюдения пригородного вокзала.
За порядком на пригородном вокзале и всей прилегающей территории наблюдают 42
камеры слежения. Над столом оператора 6 мониторов и 3 компьютера, на которые
выводится видеозапись.
Говорит оператор Ольга
Торопова:
– Главной целью
видеонаблюдения на всех вокзалах остается предупреждение терактов. Ну и,
конечно, следим за порядком на вокзале, на виадуке, на турникетах,
железнодорожных путях и всей привокзальной площади. В наши обязанности также
входит размещение информации об электропоездах на электронных табло. Работаем
посменно. У нас тесная связь с транспортной милицией. Если видим где-то
нарушение общественного порядка, сразу вызываем сотрудников милиции. Благодаря
видеонаблюдению, в частности, недавно удалось задержать вора, пресечь попытку
взлома киоска и задержать хулиганов, сорвавших таблички на виадуке.
Думаю, работа оператора в
большей степени женская. Здесь нужна усидчивость. Мужчине тут тяжеловато. А
вообще, у нас работа примерно такая же, как у авиадиспетчеров…
Чистота – залог комфорта
Участок по уборке подвижного
состава – одно из важных подразделений компании «Омск-пригород». И заняты
здесь, заметьте, исключительно женщины! Впрочем, кому еще, как не им, можно
доверить наведение чистоты в электропоездах. Порядок и чистота бросаются в
глаза и в самом помещении мотор-вагонного депо, где трудятся работницы цеха. У
всех женщин – удобная яркая спецодежда (летний и зимний варианты), для работы
на высоте – каски и стропальные ремни.
Рассказывает Галина Михайловна
Зубалей, мастер мойщиков-уборщиков электропоездов:
– По профессии я фельдшер, и это
помогает мне контролировать чистоту и общее санитарное состояние
электропоездов. Много лет отработала в здравоохранении. В компании работаю уже
пятый год, начинала с мойщицы-уборщицы. Через год меня назначили бригадиром
смены, потом – мастером. Всего в нашем коллективе 45 человек, все женщины, есть
и молодые, и предпенсионного возраста. В мотор-вагонном депо трудится 26
мойщиков-уборщиков, остальные на станциях Исилькуль, Называевск, Иртышская,
Татарская.
Коллектив создавался на
протяжении пяти лет, люди все ответственные, дисциплинированные, текучести
кадров нет. Им не нужно указывать на непорядок в вагоне – сами увидят и наведут
чистоту. Мы обрабатываем электропоезда после каждого рейса. Сами разработали технологию,
которая позволяет мыть вагоны при минусовой температуре. Моем на совесть! Накануне
летних пассажирских перевозок проводим еще и генеральную уборку. Претензий к
нашей работе у контролирующих органов нет. Думаю, омичи уже обратили внимание,
какими чистыми и аккуратными стали электрички в последние годы.
Что привлекает в нашей
работе? Конечно, стабильная зарплата и соцпакет играют важную роль. А также то,
что руководство в первую очередь заботится об улучшении условий труда.
Просторное помещение для приема пищи с микроволновкой и холодильником,
индивидуальные шкафы – все это создает комфортные условия. У нас очень хорошо
налажена работа профсоюза. Летом все желающие могут взять оздоровительные
путевки для себя и своих детей, отдохнуть в профилактории. У нас строго следят
за соблюдением условий охраны труда, предупреждением случаев травматизма. Наш директор
Равиль Ахметович Бикбавов заботится о людях, рабочий человек у него на первом
месте, и это очень приятно.
Электричка, любовь моя…
Евгений Ромуальдович Скаковский,
начальник цеха по обслуживанию электропоездов повышенной комфортности, о
женщинах-проводниках
говорит с теплотой и
уважением:
– Из 58 проводников нашей
компании 50 – женщины. Работа эта в полном смысле слова ответственная. Общение
с пассажирами само по себе предполагает коммуникабельность и умение правильно действовать
в нестандартных ситуациях. Все наши сотрудницы окончили курсы проводников
пассажирских вагонов дальнего следования, прошли дополнительную подготовку для
работы в электропоездах. Многие имеют высшее или среднее специальное образование.
Кроме всего прочего они должны владеть информацией относительно правил
пересечения границы и таможенного контроля, заполнения миграционных карт и
таможенных деклараций. Для работы на Петропавловском направлении стараемся
подбирать людей достаточно зрелых и компетентных, с опытом работы. Вообще, у
нас на всех рейсах очень предупредительные, грамотные и ответственные
проводники.
…Проводник
межгосударственного электропоезда повышенной комфортности «Омск – Петропавловск»
Юлия Малетина во время подготовки этого репортажа готовилась в очередной рейс.
Дома ее остались ждать муж и очаровательная дочка Дашенька. Как призналась девятилетняя
Даша, ей очень нравится синяя железнодорожная форма, в которой мама уезжает на
работу. Маму девочка старается не огорчать: хорошо учится в лицее и успешно
занимается спортивной аэробикой.
– Проводником электропоезда
работаю третий год, у меня неоконченное высшее образование, – рассказала нам
Юлия. –Особенность рейса «Омск –
Петропавловск» в том, что пассажиры проходят пограничный и таможенный контроль
на станции Исилькуль. Наша обязанность как проводников заранее предупредить их
об этом,оказать помощь при заполнении
миграционных карт и деклараций. В пути следования контактируем с пограничниками
в Исилькуле и Петропавловске.
В этой работе мне нравится
общение с людьми и то, что у нас очень хороший коллектив. Конечно, сам
электропоезд отличается повышенным комфортом для пассажиров и проводников.
Многих пассажиров уже знаю в лицо, ездят ведь в основном студенты и их
родители. Они узнают меня, здороваются, спрашивают, как дела. Все необходимые
условия для нас созданы – форма, средства защиты при уборке вагонов. График у
нас, я считаю, очень удобный для женщины: двое суток через двое. Успеваю
пообщаться с дочкой, проверить уроки, сделать что-то по дому. Летом по
профсоюзной путевке мы всей семьей ездили отдыхать на юг.
Думаю, проводнику в первую
очередь необходимо самообладание. Важны также такие качества, как
профессионализм, коммуникабельность и отзывчивость. Ситуации бывают разные, и если
проводник проявил чуткость и внимание, пассажир уйдет от нас в хорошем
настроении...
Говорит Айжана Кудеринова, проводник
электропоезда повышенной комфортности «Омск – Петропавловск»:
– Работаю в компании шестой
год. По образованию юрист, окончила Сибирский профессионально-педагогический
колледж. Раньше была проводником на электропоездах «Омск – Новосибирск» и «Омск
– Тюмень», сейчас езжу на петропавловском. Мне нравятся наш дружный коллектив,
уважительное отношение со стороны руководства. Привыкла к своим пассажирам,
часто вижу знакомые лица. Приятно, когда люди улыбаются, говорят тебе добрые
слова. Терпение и доброжелательность для меня главное в работе. А в свободное время
хожу в бассейн, как многие сотрудники компании…
Пассажиры вагона второго
класса, где мы побывали, все как один отзывались об электропоезде положительно.
Вот что сказал Вячеслав
Кириллов, преподаватель из Омска:
– В этой электричке регулярно
езжу в Казахстан к родителям. Комфортность и чистоту в вагоне оцениваю довольно
высоко. Привлекает нормальное отношение со стороны проводников: все вежливые,
всегда готовы помочь при заполнении миграционных карточек, ответить на
вопросы...
Омички Айша Базылова и ее
дочь Фарида, которые ехали в гости к казахстанским родственникам, особенно
отметили уют и тепло в вагонах. А вот гражданка Казахстана Анна Коломеец,
фармацевт по профессии, навещала в Омске дочь-студентку. И тоже дала высокую
оценку электропоезду:
– Вагоны удобные, комфортные.
Стараемся с дочкой всегда ездитьименно
в этом поезде. Путешествуем в нем часто: то я еду к ней, то дочка к нам в
Казахстан. Причем второй класс нам нравится даже больше, чем первый. Проводники
очень культурные, никаких нареканий с нашей стороны к ним нет. Нам очень
нравится!
…Электропоезд повышенной
комфортности «Омск – Новосибирск», который по расписанию отправлялся в рейс в
тот же день, пользуется у пассажиров не меньшей популярностью.
Жительница Новосибирской
области Людмила Фурсова, которую мы в тот день повстречали в вагоне третьего
класса, ехала с сыном Юрием до станции Чаны.
– В этой электричке езжу раз
в месяц, так как получаю пенсию в Омске. Всегда пользуюсь третьим классом, и
мне очень нравится. Никакого сравнения с теми электричками, что были лет 20-30
назад, везде чисто, уютно, порядок повсюду. Пассажиры не толпятся, не мешают
друг другу. И проводники вежливые!
Омичка Маргарита Модестовна
Шишкина, в прошлом инженер-химик (она ехала в Новосибирск к родственникам),
также провела параллель с прежними временами. Отметив при этом, что прежние
электрички были жесткими, да и в целом по степени комфорта и удобства для
пассажиров не идут ни в какое сравнение с современными электропоездами.
…Проводник Ирина Рачковская –
одна из самых молодых в бригаде, ей 22 года. В компании работает около трех
лет, пришла сюда после окончания техникума железнодорожного транспорта.
– В настоящее время учусь на
первом курсе ОмГУПС. Мне нравится общение с людьми, нравятся мои коллеги, руководители,
бригадир нашего электропоезда Тарас Александрович Астанин. В основном у нас
работает молодежь. Условия труда в компании считаю очень хорошими. И пассажиры
у нас замечательные, часто пишут нам благодарности…
Проводник Елена Григорьева в
компании работает шестой год, по образованию она инженер-технолог, раньше
работала на оборонном заводе. О получении второй профессии – проводника – она
ничуть не жалеет:
– График работы удобный, есть
возможность побыть дома с дочкой. У нас хорошие условия труда, зарплата без
задержек, полный соцпакет. Летом – коллективные выезды на природу, возможность
отдохнуть по профсоюзной путевке, бесплатный проезд в поездах дальнего
следования.
Мне нравится общаться с
разными людьми. Каждый рейс – новые встречи, интересные люди. Конечно, бывают
свои сложности, но коллектив у нас хороший, молодой, все друг друга
поддерживаем. В нашей работе необходимы исполнительность, порядок во всем. От
нас зависит, чтобы вагон содержался в чистоте, не было каких-то нарушений,
нештатных ситуаций. Доброжелательность и общительность – главные качества для
проводника. А главное – надо любить людей и свою работу!..
Маюров
Николай Петрович, доктор юридических наук, кандидат исторических наук,
заслуженный юрист РФ, полковник полиции в отставке, профессор кафедры
административного права и процесса Юридического института Санкт-Петербургского
университета технологий управления и экономики. Победитель конкурса «Ученый
года-2022»; член Ассоциации юристов России. Эксперт комиссии по обороне и
безопасности МПА СНГ. Профессор кафедры теории и истории государства и права
Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О.
Макарова;
Кудринский
Владимир Федорович, член Союза журналистов России, член Союза фотохудожников
России, первый председатель Омского отделения Союза фотохудожников России,
директор Омского филиала Союза фотохудожников России, автор 40 персональных
выставок, дипломант и призер многочисленных выставок и фотоконкурсов; изданы 30
авторских фотоальбомов; награжден Почетной грамотой Администрации Омской
области
РЕЙТИНГ ПО СТАТЬЯМ
Когда
плачут мужчины…
«All
inclusive» Андрея Сабитова
Людмила
Чичерина: Мечты сбываются!
Андрей
Бессонов: «Залог успеха – наши знания, опыт, традиции»