профессионалы/ с заботой о людях

 

Ольга ВАСИЛЕНКО

Фото Александра МАКСИМОВА

 

Женское лицо компании «Омск-пригород»

  


 

Так сложилось, что работу по обслуживанию и организации пассажирских перевозок в ОАО «Омск-пригород» обеспечивают в основном женщины: руководители отделов, билетные кассиры, проводники, контролеры-кассиры, мойщики-уборщики… Что, безусловно, нисколько не умаляет роль мужчин-железнодорожников, обеспечивающих бесперебойную работу электропоездов.

Из 500 работников, которые заняты сегодня в этом акционерном обществе, около 380 – женщины. Они во многом определяют лицо компании. В некоторых подразделениях трудятся исключительно представительницы прекрасного пола. А если учесть, что акционерное общество «Омск-пригород» на железнодорожном съезде России в 2007 году было названо первой пригородной компанией, сумевшей выйти на безубыточный результат работы, трудятся они слаженно и добросовестно. И, конечно, их красота и женское обаяние способствуют формирование позитивного имиджа компании в целом. 

С некоторыми из работниц ОАО «Омск-пригород» корреспонденты журнала «Сибирь и Я» встретились в начале весны.     

Это надежное слово – профсоюз…

– Почти 80 процентов работающих в нашем административно-управленческом аппарате и в цехах предприятия составляют женщины, – подчеркнула в разговоре с нами председатель профсоюзного комитета ОАО «Омск-пригород» Наталия Ивановна Недопекина. – В свою очередь, руководство компании и профком стараются делать все для того, чтобы обеспечить им комфортные условия труда и отдыха. В этом плане достигнуто полное взаимопонимание профкома и генерального директора компании Равиля Ахметовича Бикбавова. Профком приобретает для сотрудников необходимые бытовые приборы (СВЧ-печи, чайники и т. п.), спортинвентарь, оплачивает посещение ими  бассейна и сауны в профилактории. Особое внимание уделяется организации летнего отдыха и оздоровления детей наших сотрудников. Все желающие у нас могут приобрести путевки в детские оздоровительные лагеря. В прошлом году часть наших работников приобрела детские путевки со скидкой, часть получила бесплатные, за счет соцстраха. В этом году детские путевки также будут в основном бесплатными. Дети наших работников могут отдохнуть как в летнем детском профилактории, так и в любом лагере Чернолучья, три-четыре путевки для них выделяем также на Черное море.

В профсоюзе у нас состоят все сотрудники компании. Летом у них есть возможность приобрести однодневные путевки в местный дом отдыха или же по льготной цене путевку в железнодорожный дом отдыха на Черноморском побережье. Проезд по железной дороге для них бесплатный в оба конца. В июле для наших сотрудников проводим традиционную летнюю спартакиаду на берегу Иртыша. Очень интересно у нас проходят праздники в ДК имени Лобкова.

Одна из добрых традиций компании – оказание материальной помощи сотрудникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, – погорельцам, людям, нуждающимся в дорогостоящей операции…  

В решении этих вопросов Равиль Ахметович Бикбавов также всегда идет нам навстречу. И даже сейчас, в непростые кризисные времена, у нас полностью соблюдаются все пункты коллективного договора. В частности, с первого февраля проиндексирована зарплата всех работников на 2,5 процента. Не каждая организация способна на такое в сложившейся экономической ситуации.           

Вокзал – в надежных руках. Женских…

…У билетных касс пригородного вокзала больших очередей в будничный день начала марта не наблюдается. Безусловно, сказывается здесь и профессионализм  билетных кассиров, которые четко и оперативно обслуживают пассажиров.

– У нас очень дружный коллектив, взаимовыручка на первом месте, – говорит Альфия Накимовна Кузнецова, заведующая билетными кассами. – Для представителей нашей профессии очень важны профессионализм, культура обслуживания пассажиров, коммуникабельность, оперативность. Всего в нашем подразделении трудится около 70 человек, у всех среднее специальное или высшее образование. Кассы расположены не только на пригородном вокзале, но и на других участках железной дороги, на остановочных пунктах. График у кассиров напряженный, с 6.45 утра до 19.30 вечера. В помещении билетных касс есть комната отдыха и столовая, где наши сотрудницы могут отдохнуть и пообедать в комфортных условиях. Поскольку работа у кассиров сидячая, профком приобрел для них специальный тренажер для снятия нагрузки на мышцы. Многие женщины ходят с семьями в бассейн, в летнее время приобретают льготные путевки «мать и дитя» или на одного человека. Руководство предприятия, наш профсоюз делают все для того, чтобы наши женщины могли нормально трудиться и отдыхать. И мы это ценим.

– В компании «Омск-пригород» я работаю год, – рассказала нам билетный кассир Марина Носенко. – Условия труда мне очень нравятся. Самым важным в своей работе считаю внимательность, общительность, способность понимать людей и находить выход из любой ситуации.    

…Работниц справочного бюро, в отличие от кассиров и дежурной по вокзалу, пассажиры знают только по голосу. Работают они в паре, у каждой на столе – монитор, справочные материалы и, конечно,  телефон.    

Говорит Лариса Женихова, дежурный по выдаче справок:

– В минуту обычно поступает один звонок, в летний период – еще больше. Чаще всего пассажиров интересуют время отправления, стоимость проезда, льготы. Бывают и смешные вопросы. Как-то интересовались, можно ли доехать на нашей электричке… до Москвы. Дважды нам звонил «телефонный террорист», причем из другого города. После звонка были приняты соответствующие меры. В нашей работе ценятся умение общаться с людьми, корректность, вежливость и, конечно, компетентность.

– Я вообще с пассажирами люблю работать! – улыбается напарница нашей собеседницы Ольга Лосева. – Работаю на железной дороге 30 лет, раньше была старшим билетным кассиром. А кассир – тот же психолог, он по голосу пассажира узнает, в каком тот настроении.  Ничего сложного в своей новой работе не нахожу – опыт помогает, да и вся справочная информация у нас под рукой…  

Еще один «боец невидимого фронта» круглосуточно несет вахту в зале видеонаблюдения пригородного вокзала. За порядком на пригородном вокзале и всей прилегающей территории наблюдают 42 камеры слежения. Над столом оператора 6 мониторов и 3 компьютера, на которые выводится видеозапись.  

Говорит оператор Ольга Торопова:

– Главной целью видеонаблюдения на всех вокзалах остается предупреждение терактов. Ну и, конечно, следим за порядком на вокзале, на виадуке, на турникетах, железнодорожных путях и всей привокзальной площади. В наши обязанности также входит размещение информации об электропоездах на электронных табло. Работаем посменно. У нас тесная связь с транспортной милицией. Если видим где-то нарушение общественного порядка, сразу вызываем сотрудников милиции. Благодаря видеонаблюдению, в частности, недавно удалось задержать вора, пресечь попытку взлома киоска и задержать хулиганов, сорвавших таблички на виадуке.

Думаю, работа оператора в большей степени женская. Здесь нужна усидчивость. Мужчине тут тяжеловато. А вообще, у нас работа примерно такая же, как у авиадиспетчеров…

Чистота – залог комфорта

Участок по уборке подвижного состава – одно из важных подразделений компании «Омск-пригород». И заняты здесь, заметьте, исключительно женщины! Впрочем, кому еще, как не им, можно доверить наведение чистоты в электропоездах. Порядок и чистота бросаются в глаза и в самом помещении мотор-вагонного депо, где трудятся работницы цеха. У всех женщин – удобная яркая спецодежда (летний и зимний варианты), для работы на высоте – каски и стропальные ремни.

Рассказывает Галина Михайловна Зубалей, мастер мойщиков-уборщиков электропоездов:

– По профессии я фельдшер, и это помогает мне контролировать чистоту и общее санитарное состояние электропоездов. Много лет отработала в здравоохранении. В компании работаю уже пятый год, начинала с мойщицы-уборщицы. Через год меня назначили бригадиром смены, потом – мастером. Всего в нашем коллективе 45 человек, все женщины, есть и молодые, и предпенсионного возраста. В мотор-вагонном депо трудится 26 мойщиков-уборщиков, остальные на станциях Исилькуль, Называевск, Иртышская, Татарская.

Коллектив создавался на протяжении пяти лет, люди все ответственные, дисциплинированные, текучести кадров нет. Им не нужно указывать на непорядок в вагоне – сами увидят и наведут чистоту. Мы обрабатываем электропоезда после каждого рейса. Сами разработали технологию, которая позволяет мыть вагоны при минусовой температуре. Моем на совесть! Накануне летних пассажирских перевозок проводим еще и генеральную уборку. Претензий к нашей работе у контролирующих органов нет. Думаю, омичи уже обратили внимание, какими чистыми и аккуратными стали электрички в последние годы.

Что привлекает в нашей работе? Конечно, стабильная зарплата и соцпакет играют важную роль. А также то, что руководство в первую очередь заботится об улучшении условий труда. Просторное помещение для приема пищи с микроволновкой и холодильником, индивидуальные шкафы – все это создает комфортные условия. У нас очень хорошо налажена работа профсоюза. Летом все желающие могут взять оздоровительные путевки для себя и своих детей, отдохнуть в профилактории. У нас строго следят за соблюдением условий охраны труда, предупреждением случаев травматизма. Наш директор Равиль Ахметович Бикбавов заботится о людях, рабочий человек у него на первом месте, и это очень приятно.   

Электричка, любовь моя…

Евгений Ромуальдович Скаковский, начальник цеха по обслуживанию электропоездов повышенной комфортности, о женщинах-проводниках

говорит с теплотой и уважением:

– Из 58 проводников нашей компании 50 – женщины. Работа эта в полном смысле слова ответственная. Общение с пассажирами само по себе предполагает коммуникабельность и умение правильно действовать в нестандартных ситуациях. Все наши сотрудницы окончили курсы проводников пассажирских вагонов дальнего следования, прошли дополнительную подготовку для работы в электропоездах. Многие имеют высшее или среднее специальное образование. Кроме всего прочего они должны владеть информацией относительно правил пересечения границы и таможенного контроля, заполнения миграционных карт и таможенных деклараций. Для работы на Петропавловском направлении стараемся подбирать людей достаточно зрелых и компетентных, с опытом работы. Вообще, у нас на всех рейсах очень предупредительные, грамотные и ответственные проводники.         

…Проводник межгосударственного электропоезда повышенной комфортности «Омск – Петропавловск» Юлия Малетина во время подготовки этого репортажа готовилась в очередной рейс. Дома ее остались ждать муж и очаровательная дочка Дашенька. Как призналась девятилетняя Даша, ей очень нравится синяя железнодорожная форма, в которой мама уезжает на работу. Маму девочка старается не огорчать: хорошо учится в лицее и успешно занимается спортивной аэробикой.

– Проводником электропоезда работаю третий год, у меня неоконченное высшее образование, – рассказала нам Юлия. –  Особенность рейса «Омск – Петропавловск» в том, что пассажиры проходят пограничный и таможенный контроль на станции Исилькуль. Наша обязанность как проводников заранее предупредить их об этом,  оказать помощь при заполнении миграционных карт и деклараций. В пути следования контактируем с пограничниками в Исилькуле и Петропавловске.

В этой работе мне нравится общение с людьми и то, что у нас очень хороший коллектив. Конечно, сам электропоезд отличается повышенным комфортом для пассажиров и проводников. Многих пассажиров уже знаю в лицо, ездят ведь в основном студенты и их родители. Они узнают меня, здороваются, спрашивают, как дела. Все необходимые условия для нас созданы – форма, средства защиты при уборке вагонов. График у нас, я считаю, очень удобный для женщины: двое суток через двое. Успеваю пообщаться с дочкой, проверить уроки, сделать что-то по дому. Летом по профсоюзной путевке мы всей семьей ездили отдыхать на юг.

Думаю, проводнику в первую очередь необходимо самообладание. Важны также такие качества, как профессионализм, коммуникабельность и отзывчивость. Ситуации бывают разные, и если проводник проявил чуткость и внимание, пассажир уйдет от нас в хорошем настроении... 

Говорит Айжана Кудеринова, проводник электропоезда повышенной комфортности «Омск – Петропавловск»:

– Работаю в компании шестой год. По образованию юрист, окончила Сибирский профессионально-педагогический колледж. Раньше была проводником на электропоездах «Омск – Новосибирск» и «Омск – Тюмень», сейчас езжу на петропавловском. Мне нравятся наш дружный коллектив, уважительное отношение со стороны руководства. Привыкла к своим пассажирам, часто вижу знакомые лица. Приятно, когда люди улыбаются, говорят тебе добрые слова. Терпение и доброжелательность для меня главное в работе. А в свободное время хожу в бассейн, как многие сотрудники компании…  

Пассажиры вагона второго класса, где мы побывали, все как один отзывались об электропоезде положительно.

Вот что сказал Вячеслав Кириллов, преподаватель из Омска:

– В этой электричке регулярно езжу в Казахстан к родителям. Комфортность и чистоту в вагоне оцениваю довольно высоко. Привлекает нормальное отношение со стороны проводников: все вежливые, всегда готовы помочь при заполнении миграционных карточек, ответить на вопросы...

Омички Айша Базылова и ее дочь Фарида, которые ехали в гости к казахстанским родственникам, особенно отметили уют и тепло в вагонах. А вот гражданка Казахстана Анна Коломеец, фармацевт по профессии, навещала в Омске дочь-студентку. И тоже дала высокую оценку электропоезду:

– Вагоны удобные, комфортные. Стараемся с дочкой всегда ездить  именно в этом поезде. Путешествуем в нем часто: то я еду к ней, то дочка к нам в Казахстан. Причем второй класс нам нравится даже больше, чем первый. Проводники очень культурные, никаких нареканий с нашей стороны к ним нет. Нам очень нравится! 

…Электропоезд повышенной комфортности «Омск – Новосибирск», который по расписанию отправлялся в рейс в тот же день, пользуется у пассажиров не меньшей популярностью.

Жительница Новосибирской области Людмила Фурсова, которую мы в тот день повстречали в вагоне третьего класса, ехала с сыном Юрием до станции Чаны.

– В этой электричке езжу раз в месяц, так как получаю пенсию в Омске. Всегда пользуюсь третьим классом, и мне очень нравится. Никакого сравнения с теми электричками, что были лет 20-30 назад, везде чисто, уютно, порядок повсюду. Пассажиры не толпятся, не мешают друг другу. И проводники вежливые!

Омичка Маргарита Модестовна Шишкина, в прошлом инженер-химик (она ехала в Новосибирск к родственникам), также провела параллель с прежними временами. Отметив при этом, что прежние электрички были жесткими, да и в целом по степени комфорта и удобства для пассажиров не идут ни в какое сравнение с современными электропоездами.

…Проводник Ирина Рачковская – одна из самых молодых в бригаде, ей 22 года. В компании работает около трех лет, пришла сюда после окончания техникума железнодорожного транспорта.

– В настоящее время учусь на первом курсе ОмГУПС. Мне нравится общение с людьми, нравятся мои коллеги, руководители, бригадир нашего электропоезда Тарас Александрович Астанин. В основном у нас работает молодежь. Условия труда в компании считаю очень хорошими. И пассажиры у нас замечательные, часто пишут нам благодарности…           

Проводник Елена Григорьева в компании работает шестой год, по образованию она инженер-технолог, раньше работала на оборонном заводе. О получении второй профессии – проводника – она ничуть не жалеет:

– График работы удобный, есть возможность побыть дома с дочкой. У нас хорошие условия труда, зарплата без задержек, полный соцпакет. Летом – коллективные выезды на природу, возможность отдохнуть по профсоюзной путевке, бесплатный проезд в поездах дальнего следования.

Мне нравится общаться с разными людьми. Каждый рейс – новые встречи, интересные люди. Конечно, бывают свои сложности, но коллектив у нас хороший, молодой, все друг друга поддерживаем. В нашей работе необходимы исполнительность, порядок во всем. От нас зависит, чтобы вагон содержался в чистоте, не было каких-то нарушений, нештатных ситуаций. Доброжелательность и общительность – главные качества для проводника. А главное – надо любить людей и свою работу!..