В ее фамилии уже заложен
полет. Директор Омского театра для детей и молодежи Валентина Николаевна
Соколова поистине окрыленная женщина. Она окрылена любимой творческой работой,
крепкой семьей и верной дружбой. Ее мобильник вызванивает боевую мелодию
«Тореадора», а глаза светятся энергией, упорством и... доброжелательностью.
Мы такие разные...
- Валентина Николаевна,
трудно ли женщине быть директором, совмещать театр и дом?
- Был такой советский поэт -
Зиновий Шур, и я вот почему-то на всю жизнь запомнила его стихи: «Лучшие
мужчины - это женщины, это я вам точно говорю». Я уже много лет на руководящей
работе и знаю, что женщина, в отличие от мужчины, может быть более
эмоциональной, но эмоции даже помогают быть ответственной. Ведь это значит -
пропускать все через себя. К тому же, если мужчине ставить задачи, то ему надо
ставить сначала одну, и пока он ее не выполнит, вторую ставить нельзя. А
женщина может быть, как в русских сказках, «девочкой-семиделочкой». Четыре
телефона разрываются, приемная, туда-сюда. Так же и дома: машину стиральную
заправила, кашу варишь, ребенка в школу собираешь. И это вовсе не значит, что
мы хорошие, а мужчины плохие, просто мы разные. Вообще, я убеждена, что
директор ТЮЗа – женская профессия.
- Почему?
- Так сложилось, что первые
театры юных зрителей возникли в системе образования. Это именно детские театры,
развернутые в сторону детства. Тут и воспитательно-педагогический момент
присутствует. Но самое главное: театр - это место, где можно научить человека
сострадать. Это надо делать с юных лет. В какой-то степени мы все здесь
педагоги, но мы делаем то, чего нет ни в одном воспитательном институте, -
воспитываем эмоции.
- Как вы познакомились с
будущим мужем?
- Совершенно случайно. Кто-то
нас познакомил, потом мы еще три года встречались. Сначала он работал на
заводе, а теперь заведует радиоцехом у нас в театре. Однажды нам завезли новую
аппаратуру, а настроить ее было некому. Вот Юра вроде как пришел помочь и
втянулся. Театр такое место – если прилипнешь, то навсегда.
Смелее в бой!
- Валентина Николаевна, а
как складывалась ваша карьера?
- Я родилась на Южном Урале,
а мама у меня по рождению омичка, и тетушки в Омске жили. Я приехала сюда
поступать в химико-механический техникум, химию очень любила. Театр был тогда
на уровне увлечения: кружки, культпоходы. Поступила. Нормально техникум
окончила, с отличием даже, и пошла работать технологом на шинный завод. А так
все общественная работа, комсомольская. Потом во Дворец культуры «Шинник» меня
перевели, после этого - в редакцию многотиражной газеты редактором. Это было
изумительное время! Я очень любила свою работу, потому что еженедельно видела
плоды своего труда. Меня даже приняли в Союз журналистов. А в 1986 году был
какой-то особо кризисный момент в Театре юного зрителя: театр же живой организм
– то взлеты, то падения. И обком партии бросил меня, что называется, на прорыв.
Я к тому времени окончила Санкт-Петербургскую академию культуры. Думаю, ладно,
продержусь год-два.
- Не страшно было?
- Страшно конечно.
Чужаков театр выплевывает практически сразу, это редко, когда приживается
кто-то со стороны. Но как-то у меня получилось. Я Бык по гороскопу, поэтому не
привыкла сдаваться. Прежде всего надо было улучшить микроклимат. Театр - дело
коллективное. Какие бы тебя чувства ни обуревали, работать надо в команде, ведь
на сцене прекрасно видно, как кто к кому относится.
- Могли бы вы назвать свои главные
достижения на посту директора? Что вы считаете в таковыми?
- Наверное, самый главный
показатель, что, когда я пришла, у нас на кассе продавалось 0,8 процента
билетов, остальное все - организованные зрители, а сейчас через кассу и
кассовые точки мы продаем уже около 45 процентов. Это очень хороший показатель.
И еще. Сегодня во многих городах, к сожалению, уходит понятие театр-дом,
театр-семья – это определение Станиславского. В московских театрах ведущие
актеры два дня работают в театре, а двадцать дней находятся на съемках. Поэтому
душевность отношений, конечно, исчезает. Но вот мы сумели сохранить дружный,
теплый театр, и я к этому приложила много сил, времени, души. И у нас
театр-дом. А иначе нельзя!
И опахало, и язык любви
- Валентина Николаевна, у
вас есть увлечения, хобби?
- Без какой-то отдушины
прожить невозможно. Я, например, считаю, что баню тоже надо причислять к хобби.
У нас с подругами за десять лет образовался уже настоящий «банный клуб». Мы все
люди деловые, загруженные, а как только приходим в баню, попарились, намазались
- это же такая разгрузка! Я всем женщинам советую находить время для того,
чтобы ходить в баню. Конечно, в компании с людьми, с которыми можно поговорить
обо всем, поплакаться в жилетку. Потрясающая психотерапия!
Еще я очень люблю вышивать
крестиком. Когда вышиваешь, мысль спокойнее течет, больше успеваешь обдумать.
Телевизор смотреть невозможно – все раздражает. А так сядешь с вышивкой, даже
перед телевизором, и успокаиваешься душой.
- Войдя в ваш кабинет,
сразу хочется ахнуть: разноцветные веера, словно диковинные бабочки, расселись
по стенам. Давно вы начали собирать такую коллекцию?
- Открытки надоели, и вот из
Франции, Испании я впервые привезла веера с видами. Вот Эйфелева башня, площадь
Святого Марка. А потом я прочитала историю вееров, узнала, что они возникли в
Японии в XII веке сначала как опахала. И
вот с тех пор, в принципе, где бы я ни была, отовсюду привожу веера. Еще мне их
дарят. Я шучу: веера у меня уже, что называется, иллюстрация глобализации. Вот
эти сандаловые – один из Израиля, второй – из Португалии, есть из Америки, из
России, а сделаны все китайцами. (Смеется.) Хотя вот эти чисто испанские:
черный – из Толедо, коричневый – из Мадрида. Есть итальянский из Венеции, мне
его привез один знакомый в прошлом году. Там ручное кружево, перламутр,
позолота. Очень дороги мне веера, подаренные дочерью основателя первого
музыкального театра для детей Натальи Ильиничны Сац. Роксана Николаевна
приезжала к нам на фестиваль «Жар-птица», увидела мое увлечение и потом, когда
я была в Москве, подарила два веера из коллекции своей матери.
- Сколько у вас всего
вееров?
- Да кто ж их считал! Сотня
уже, наверное, или больше. Очень красив язык веера. В XIX веке на балу дама с помощью веера могла выразить все:
любовь, гнев, презрение, призыв. Когда молодой человек подходил к девушке и
видел у нее, например, закрытый веер, он понимал – она уже ангажирована, а
открытый, наоборот, означал, что ее можно пригласить на танец.Веер – это и очень театральная вещь. Раньше
на веерах писали оперные либретто. У нас программка спектакля «Хитроумная
влюбленная» была сделана в виде веера.
О женской дружбе, проваленном экзамене и
постоянной учебе
- Вы верите в гороскопы, в
судьбу?
- Я вообще верующий человек.
Юность у меня была комсомольская, партийная. Но когда я уже была взрослая, мама
рассказала, что в детстве я очень сильно заболела, и меня бабушка крестила. И,
говорят, я на глазах из синей стала розовая. Такое вот сокровенное. Поэтому
верю и Библию читаю. Верю в судьбу, в то, что у каждого есть своя звезда. А с
гороскопами сейчас все так напутано, что даже не знаю.
- На ваш взгляд, существует
ли женская дружба?
- Еще как существует! Я в
этом плане тоже счастливый человек. Мне повезло, я до сих пор дружу с
девчонками, с которыми вместе заканчивала техникум. Подруги с пятнадцати лет,
представляете, да мы уже почти как сестры. Как-то Бог нас миловал – мы в
молодости никогда не ссорились из-за парней. Ведь знаете как бывает: первые
влюбленности, один жених на всех. Нет, ничего такого, слава Богу, не было.
Сейчас нас жизнь разбросала, одна живет в Казани, другая в Туве, встречаемся, к
сожалению, редко. Но я знаю, что в любое время дня и ночи могу позвонить любой
из них и меня всегда выслушают, мне всегда помогут. Так что женская дружба
самая крепкая.
- В вашей семье есть
фирменное блюдо?
- У нас дома кухня самая
простая. Моим мужчинамдостаточно, чтобы
борщ был хороший на столе, котлеты с картошкой. Но когда есть время, могу и
плов приготовить, меня научила в Ташкенте директор местного ТЮЗа. А еще у меня
смешная история была в жизни, связанная с кулинарией. У нас в семье бабушка все
готовила. Люда, моя младшая сестра, где-то за ней подглядывала, а мне недосуг,
я всегда была общественница. Как говорится, «кружок по фото и петь охота». В
общем, так ничему и не научилась. А когда вышла замуж, муж мне в шутку говорит:
«Вот если ты испечешь какой-нибудь пирог или торт, можешь считать, что экзамен
на звание жены прошла». Я тогда еще во дворце культуры работала. Прихожу в
бухгалтерию, говорю: «Елена Афанасьевна, дайте какой-нибудь рецепт торта, чтобы
я быстро могла сделать». Мне написали: два стакана муки, стакан сахара, яйцо и
т. д., все залить, лучше в казанчик, готовность проверять спичкой. Господи!
Делаю, а у меня все горит, подгорает. Кончилось тем, что в этой кастрюльке
остался крохотный кусочек этого самого пирога. Прихожу на работу, говорю:
сделала все, как вы сказали. Все смешала, поставила на конфорку, и все сгорело!
Бухгалтер схватилась за голову: боже мой, ты куда поставила-то! Надо же было в
духовку. Я говорю: а мне не сказали! (Смеется.)
- Все от мамы с папой. А еще
я никогда не задумываюсь, сколько мне лет, не комплексую по поводу дат. Вот и
весь секрет.
- Ваша личная формула
успеха?
- Это желание учиться. Мне в
жизни пришлось многому учиться, и я с удовольствием впитывала новый опыт. И в
редакции газеты, и в театре я проходила испытание на прочность. Желание
постоянно учиться, познавать новое – в этом и есть залог успеха. Конечно, еще
нужна хоть капелька удачи…
ДОСЬЕ
Дата и место рождения: 2 июня 1949 года, Южный Урал
Знак зодиака: Близнецы - Бык
Образование: Омский химико-механический техникум,
Санкт-Петербургская академия культуры, Высшая партийная школа
Должность: директор Омского государственного театра для детей и
молодежи
Звание: заслуженный работник культуры РФ
Семья: муж Юрий, заведующий радиоцехом омского ТЮЗа, сын
Михаил, звукорежиссер Малого театра (Москва), внук Матвей
Общественная деятельность:
председатель Сибирского народного
собора
Увлечения: коллекционирование вееров, вышивание крестиком,
русская баня
Любимый праздник: Новый год
Любимое время года: лето
Любимая книга: «Мастер и
Маргарита» М. Булгакова
Любимые фильмы: «Дамы и господа» П. Джерми, «Сталкер» А. Тарковского
Любимый вид отдыха: поездка на море
Любимые места в Омске: набережная Иртыша, площадь у гостиницы «Маяк»
Жизненный девиз: «Хочешь понять человека - встань на его место»
Представление о счастье: «Когда утром с удовольствием идешь на работу, а
вечером с удовольствием возвращаешься домой»
Маюров
Николай Петрович, доктор юридических наук, кандидат исторических наук,
заслуженный юрист РФ, полковник полиции в отставке, профессор кафедры
административного права и процесса Юридического института Санкт-Петербургского
университета технологий управления и экономики. Победитель конкурса «Ученый
года-2022»; член Ассоциации юристов России. Эксперт комиссии по обороне и
безопасности МПА СНГ. Профессор кафедры теории и истории государства и права
Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О.
Макарова;
Кудринский
Владимир Федорович, член Союза журналистов России, член Союза фотохудожников
России, первый председатель Омского отделения Союза фотохудожников России,
директор Омского филиала Союза фотохудожников России, автор 40 персональных
выставок, дипломант и призер многочисленных выставок и фотоконкурсов; изданы 30
авторских фотоальбомов; награжден Почетной грамотой Администрации Омской
области
РЕЙТИНГ ПО СТАТЬЯМ
Когда
плачут мужчины…
«All
inclusive» Андрея Сабитова
Людмила
Чичерина: Мечты сбываются!
Андрей
Бессонов: «Залог успеха – наши знания, опыт, традиции»