персона/ успешные люди

 

Эльвира КАДЫРОВА

Фото Андрея КУДРЯВЦЕВА и из архива В. СОКОЛОВОЙ 

 

Валентина Соколова: «Директор ТЮЗа - женская профессия…»

    

В ее фамилии уже заложен полет. Директор Омского театра для детей и молодежи Валентина Николаевна Соколова поистине окрыленная женщина. Она окрылена любимой творческой работой, крепкой семьей и верной дружбой. Ее мобильник вызванивает боевую мелодию «Тореадора», а глаза светятся энергией, упорством и... доброжелательностью.

 

Мы такие разные...

- Валентина Николаевна, трудно ли женщине быть директором, совмещать театр и дом?

- Был такой советский поэт - Зиновий Шур, и я вот почему-то на всю жизнь запомнила его стихи: «Лучшие мужчины - это женщины, это я вам точно говорю». Я уже много лет на руководящей работе и знаю, что женщина, в отличие от мужчины, может быть более эмоциональной, но эмоции даже помогают быть ответственной. Ведь это значит - пропускать все через себя. К тому же, если мужчине ставить задачи, то ему надо ставить сначала одну, и пока он ее не выполнит, вторую ставить нельзя. А женщина может быть, как в русских сказках, «девочкой-семиделочкой». Четыре телефона разрываются, приемная, туда-сюда. Так же и дома: машину стиральную заправила, кашу варишь, ребенка в школу собираешь. И это вовсе не значит, что мы хорошие, а мужчины плохие, просто мы разные. Вообще, я убеждена, что директор ТЮЗа – женская профессия.

- Почему?

- Так сложилось, что первые театры юных зрителей возникли в системе образования. Это именно детские театры, развернутые в сторону детства. Тут и воспитательно-педагогический момент присутствует. Но самое главное: театр - это место, где можно научить человека сострадать. Это надо делать с юных лет. В какой-то степени мы все здесь педагоги, но мы делаем то, чего нет ни в одном воспитательном институте, - воспитываем эмоции.

- Как вы познакомились с будущим мужем?

- Совершенно случайно. Кто-то нас познакомил, потом мы еще три года встречались. Сначала он работал на заводе, а теперь заведует радиоцехом у нас в театре. Однажды нам завезли новую аппаратуру, а настроить ее было некому. Вот Юра вроде как пришел помочь и втянулся. Театр такое место – если прилипнешь, то навсегда.

Смелее в бой!

- Валентина Николаевна, а как складывалась ваша карьера?

- Я родилась на Южном Урале, а мама у меня по рождению омичка, и тетушки в Омске жили. Я приехала сюда поступать в химико-механический техникум, химию очень любила. Театр был тогда на уровне увлечения: кружки, культпоходы. Поступила. Нормально техникум окончила, с отличием даже, и пошла работать технологом на шинный завод. А так все общественная работа, комсомольская. Потом во Дворец культуры «Шинник» меня перевели, после этого - в редакцию многотиражной газеты редактором. Это было изумительное время! Я очень любила свою работу, потому что еженедельно видела плоды своего труда. Меня даже приняли в Союз журналистов. А в 1986 году был какой-то особо кризисный момент в Театре юного зрителя: театр же живой организм – то взлеты, то падения. И обком партии бросил меня, что называется, на прорыв. Я к тому времени окончила Санкт-Петербургскую академию культуры. Думаю, ладно, продержусь год-два.

- Не страшно было?

- Страшно конечно. Чужаков театр выплевывает практически сразу, это редко, когда приживается кто-то со стороны. Но как-то у меня получилось. Я Бык по гороскопу, поэтому не привыкла сдаваться. Прежде всего надо было улучшить микроклимат. Театр - дело коллективное. Какие бы тебя чувства ни обуревали, работать надо в команде, ведь на сцене прекрасно видно, как кто к кому относится.

- Могли бы вы назвать свои главные достижения на посту директора? Что вы считаете в таковыми?

- Наверное, самый главный показатель, что, когда я пришла, у нас на кассе продавалось 0,8 процента билетов, остальное все - организованные зрители, а сейчас через кассу и кассовые точки мы продаем уже около 45 процентов. Это очень хороший показатель. И еще. Сегодня во многих городах, к сожалению, уходит понятие театр-дом, театр-семья – это определение Станиславского. В московских театрах ведущие актеры два дня работают в театре, а двадцать дней находятся на съемках. Поэтому душевность отношений, конечно, исчезает. Но вот мы сумели сохранить дружный, теплый театр, и я к этому приложила много сил, времени, души. И у нас театр-дом. А иначе нельзя!

И опахало, и язык любви

- Валентина Николаевна, у вас есть увлечения, хобби?

- Без какой-то отдушины прожить невозможно. Я, например, считаю, что баню тоже надо причислять к хобби. У нас с подругами за десять лет образовался уже настоящий «банный клуб». Мы все люди деловые, загруженные, а как только приходим в баню, попарились, намазались - это же такая разгрузка! Я всем женщинам советую находить время для того, чтобы ходить в баню. Конечно, в компании с людьми, с которыми можно поговорить обо всем, поплакаться в жилетку. Потрясающая психотерапия!

Еще я очень люблю вышивать крестиком. Когда вышиваешь, мысль спокойнее течет, больше успеваешь обдумать. Телевизор смотреть невозможно – все раздражает. А так сядешь с вышивкой, даже перед телевизором, и успокаиваешься душой.

- Войдя в ваш кабинет, сразу хочется ахнуть: разноцветные веера, словно диковинные бабочки, расселись по стенам. Давно вы начали собирать такую коллекцию?

- Открытки надоели, и вот из Франции, Испании я впервые привезла веера с видами. Вот Эйфелева башня, площадь Святого Марка. А потом я прочитала историю вееров, узнала, что они возникли в Японии в XII веке сначала как опахала. И вот с тех пор, в принципе, где бы я ни была, отовсюду привожу веера. Еще мне их дарят. Я шучу: веера у меня уже, что называется, иллюстрация глобализации. Вот эти сандаловые – один из Израиля, второй – из Португалии, есть из Америки, из России, а сделаны все китайцами. (Смеется.) Хотя вот эти чисто испанские: черный – из Толедо, коричневый – из Мадрида. Есть итальянский из Венеции, мне его привез один знакомый в прошлом году. Там ручное кружево, перламутр, позолота. Очень дороги мне веера, подаренные дочерью основателя первого музыкального театра для детей Натальи Ильиничны Сац. Роксана Николаевна приезжала к нам на фестиваль «Жар-птица», увидела мое увлечение и потом, когда я была в Москве, подарила два веера из коллекции своей матери.

- Сколько у вас всего вееров?

- Да кто ж их считал! Сотня уже, наверное, или больше. Очень красив язык веера. В XIX веке на балу дама с помощью веера могла выразить все: любовь, гнев, презрение, призыв. Когда молодой человек подходил к девушке и видел у нее, например, закрытый веер, он понимал – она уже ангажирована, а открытый, наоборот, означал, что ее можно пригласить на танец.  Веер – это и очень театральная вещь. Раньше на веерах писали оперные либретто. У нас программка спектакля «Хитроумная влюбленная» была сделана в виде веера.

О женской дружбе, проваленном экзамене и постоянной учебе

- Вы верите в гороскопы, в судьбу?

- Я вообще верующий человек. Юность у меня была комсомольская, партийная. Но когда я уже была взрослая, мама рассказала, что в детстве я очень сильно заболела, и меня бабушка крестила. И, говорят, я на глазах из синей стала розовая. Такое вот сокровенное. Поэтому верю и Библию читаю. Верю в судьбу, в то, что у каждого есть своя звезда. А с гороскопами сейчас все так напутано, что даже не знаю.

- На ваш взгляд, существует ли женская дружба?

- Еще как существует! Я в этом плане тоже счастливый человек. Мне повезло, я до сих пор дружу с девчонками, с которыми вместе заканчивала техникум. Подруги с пятнадцати лет, представляете, да мы уже почти как сестры. Как-то Бог нас миловал – мы в молодости никогда не ссорились из-за парней. Ведь знаете как бывает: первые влюбленности, один жених на всех. Нет, ничего такого, слава Богу, не было. Сейчас нас жизнь разбросала, одна живет в Казани, другая в Туве, встречаемся, к сожалению, редко. Но я знаю, что в любое время дня и ночи могу позвонить любой из них и меня всегда выслушают, мне всегда помогут. Так что женская дружба самая крепкая.

- В вашей семье есть фирменное блюдо?

- У нас дома кухня самая простая. Моим мужчинам  достаточно, чтобы борщ был хороший на столе, котлеты с картошкой. Но когда есть время, могу и плов приготовить, меня научила в Ташкенте директор местного ТЮЗа. А еще у меня смешная история была в жизни, связанная с кулинарией. У нас в семье бабушка все готовила. Люда, моя младшая сестра, где-то за ней подглядывала, а мне недосуг, я всегда была общественница. Как говорится, «кружок по фото и петь охота». В общем, так ничему и не научилась. А когда вышла замуж, муж мне в шутку говорит: «Вот если ты испечешь какой-нибудь пирог или торт, можешь считать, что экзамен на звание жены прошла». Я тогда еще во дворце культуры работала. Прихожу в бухгалтерию, говорю: «Елена Афанасьевна, дайте какой-нибудь рецепт торта, чтобы я быстро могла сделать». Мне написали: два стакана муки, стакан сахара, яйцо и т. д., все залить, лучше в казанчик, готовность проверять спичкой. Господи! Делаю, а у меня все горит, подгорает. Кончилось тем, что в этой кастрюльке остался крохотный кусочек этого самого пирога. Прихожу на работу, говорю: сделала все, как вы сказали. Все смешала, поставила на конфорку, и все сгорело! Бухгалтер схватилась за голову: боже мой, ты куда поставила-то! Надо же было в духовку. Я говорю: а мне не сказали! (Смеется.)

- Валентина Николаевна, поделитесь секретом вашей стройности, вашей энергии.

- Все от мамы с папой. А еще я никогда не задумываюсь, сколько мне лет, не комплексую по поводу дат. Вот и весь секрет.

- Ваша личная формула успеха?

- Это желание учиться. Мне в жизни пришлось многому учиться, и я с удовольствием впитывала новый опыт. И в редакции газеты, и в театре я проходила испытание на прочность. Желание постоянно учиться, познавать новое – в этом и есть залог успеха. Конечно, еще нужна хоть капелька удачи…

 

ДОСЬЕ

Дата и место рождения: 2 июня 1949 года, Южный Урал

Знак зодиака: Близнецы - Бык

Образование: Омский химико-механический техникум, Санкт-Петербургская академия культуры, Высшая партийная школа

Должность: директор Омского государственного театра для детей и молодежи

Звание: заслуженный работник культуры РФ

Семья: муж Юрий, заведующий радиоцехом омского ТЮЗа, сын Михаил, звукорежиссер Малого театра (Москва), внук Матвей

Общественная деятельность: председатель Сибирского народного собора

Увлечения: коллекционирование вееров, вышивание крестиком, русская баня

Любимый праздник: Новый год

Любимое время года: лето

Любимая книга:  «Мастер и Маргарита» М. Булгакова

Любимые фильмы: «Дамы и господа» П. Джерми, «Сталкер» А. Тарковского

Любимый вид отдыха: поездка на море

Любимые места в Омске: набережная Иртыша, площадь у гостиницы «Маяк»

Жизненный девиз: «Хочешь понять человека - встань на его место»

Представление о счастье: «Когда утром с удовольствием идешь на работу, а вечером с удовольствием возвращаешься домой»

 Содержание