Фото
Александра МАКСИМОВА и из архива Е. и М. КОМПАНИЙЦЕВ
На работу –
как на праздник…
Трудовые
будни Евгения Компанийца и его сына Михаила со стороны больше напоминают
сплошной праздник. Такая уж у них профессия. Они – видеооператоры,
снимающие на заказ сюжеты о всевозможных торжествах. Михаил по
совместительству еще и профессиональный свадебный фотограф. Так что понятия
«выходной день» для них практически не существует. В то время как
нормальные люди отдыхают дома перед телевизором или устраивают пикники на
даче, Компанийцы трудятся на очередной свадьбе или юбилее. Заметьте: трудятся, а
не веселятся, как все присутствующие! И при этом всегда остаются за кадром. Да
и вообще, как выяснилось в разговоре с Евгением и Михаилом, они свою работу
вовсе не считают простой и легкой.
Четыре свадьбы и один «корпоратив»
– Как вы
пришли в эту необычную профессию?
Е. К.: – В
школьные годы я увлекался фотографией, занимался в фотокружках. В юности
получил профессию закройщика верхней мужской и детской одежды 6-го разряда. В
начале перестройки эта профессия оказалась малооплачиваемой. Моя жена Марина
работала в обрядовой службе ЗАГСа, где как раз требовался видеооператор. И она
предложила мне испытать себя в этой роли. Опыт оказался успешным, тем более что
навыки фото- и видео-съемки у меня были. Вот так я восемь лет отработал в
кооперативе «Торжество» при Центральном отделе департамента ЗАГС на Иртышской
набережной. Сейчас тоже работаю оператором, но уже как «свободный художник».
А жена до сих пор трудится в кооперативе «Торжество» при Центральном отделе
ЗАГС.
М. К.: –
Все началось с детства. Естественно, пример отца повлиял на выбор профессии. С
15 лет я сам снимал на видео. Поступив в университет, начал заниматься еще и
фотографией. Работаем вместе с отцом. Сейчас учусь на третьем курсе факультета
культуры и искусств ОмГУ по специальности «кино-, фото-,
видеотворчество».
– Какие
мероприятия омичи чаще всего желают запечатлеть на фото и видео?
Е. К.: –
Свадьбы, предыстории свадеб, юбилеи, корпоративные праздники, презентации,
открытие новых магазинов, торговых центров и тому подобное. Спрос на все это в
Омске высокий. У нас много любителей и не так много операторов, которые имеют
хорошую аппаратуру и могут делать качественную видеосъемку. В свое время я
одним из первых в Омске купил цифровую видеокамеру. Мне говорили: зачем? К нам
это все не скоро придет. А сейчас «цифра» есть практически у всех.
М. К.: – В
конце лета и осенью чаще всего снимаем свадьбы, накануне Нового года –
корпоративные праздники. На «корпоративах», как правило, свой сценарий: кого-то
поздравляют, вручают подарки, артисты выступают. Работаем с ведущими, которые в
курсе сценария, заранее выбираем точки, откуда вести съемку.
– Можно
говорить об эволюции праздников в Омске?
Е. К.: – В
целом они стали пышнее. На тех же свадьбах – фейерверки, лимузины, выпускание
голубей, бабочек… Раньше этого не было. Хотя в целом, как и в прежние времена,
многое зависит от организации праздника, от тамады.
М. К.: –
Сейчас и фотографий стали делать гораздо больше. Допустим, фотограф печатает 50
лучших снимков со свадьбы, и еще 600-700 остается в электронном виде. На них
практически вся свадьба – от выкупа невесты до снятия фаты и бросания букета.
– Что
главное в вашей работе?
Е. К.: –
Качество съемки, прежде всего. Сейчас операторы накручивают много компьютерной
анимации – всякие там сердечки и прочее. Я тоже все эти «навороты» умею делать,
но стараюсь, чтобы это выглядело естественно. Главное – качественная картинка
на экране и интересный сюжет, а потом уже все остальное.
Цифровая
видеосъемка предполагает кропотливую работу. Раньше было проще: отснял свадьбу
на пленку, отдал клиенту – и до свидания. Сейчас отснятый материал нужно
тщательно обработать на компьютере. Допустим, его с той же свадьбы на 5-6
часов, а после монтажа остается фильм продолжительностью 3 часа. Готовый фильм
отдаем заказчику на DVD. И в нем должно быть отражено самое главное, все
наиболее красивые и эффектные эпизоды. Иногда снимаем свадьбу вместе с сыном, с
двух камер. Я снимаю общий план, Миша – крупный. Получается, конечно,
интереснее, но монтировать отснятый материал сложнее.
М.
К.: – По желанию заказчиков можем «экранизировать» историю их знакомства,
историю любви. Словом, предысторию свадьбы. Это уже чисто постановочная съемка.
Она может быть стилизована под ретро, под классическое кино – черно-белое
изображение, ускоренная съемка или, наоборот, рапид. Звуковое оформление тоже
может быть разным – классика, эстрада, лирическая песня, шансон, саундтрек к
фильму…
– У вас
есть любимые кинорежиссеры, любимые фильмы?
Е. К.: – Из
образцов советской киноклассики, интересных с точки зрения операторского
мастерства, мне больше всего нравится фильм Калатозова «Летят журавли». Там и
передний план, и крупный, и общий – все достойно восхищения. На этом фильме
можно учиться.
М. К.: –
Поскольку я изучаю в университете кино- и видеотворчество, смотрю много
художественных и документальных фильмов, которые входят в программу обучения.
Какие-то из них нравятся больше, какие-то – меньше.
– Вы
оцениваете для себя работу телеоператоров?
Е.
К.: – Если в работе телеоператора какой-то «косяк», в тех же
теленовостях, я это сразу замечаю.
М. К.: – У
телевидения вообще своя специфика. Поэтому когда свадьбу снимают
телевизионщики, это сразу видно. Они в основном за звуком не следят. Для них главное
– набрать «картинку», а потом уже текст к ней привязать. А наша задача –
снимать и одновременно слушать, что говорят. Вовремя остановиться, вовремя
включить камеру, вообще следить за сценарием праздника, за речью
героев.
«Жениху нож в руки не давать!»
– Бывает,
что заказчики неохотно работают перед камерой?
Е. К.: –
Конечно, люди ведь все разные. Кто-то не боится камеры, ведет себя естественно,
сам стремится показать себя во всей красе. А некоторые не хотят ничего делать в
кадре, стесняются, комплексуют, даже отворачиваются от камеры.
М. К.: – Их
тоже можно понять: человек впервые в жизни стал персонажем фильма, а тут сразу
и фотограф, и оператор его снимают. Не у каждого есть врожденный артистизм. Но
мы в любом случае выкручиваемся. Стараемся снять человека с разных точек, найти
самый выигрышный ракурс, чтобы наши герои выглядели наилучшим образом. В нашей
работе нужно быть хорошим психологом, иметь подход к людям.
– Есть
такая комедия – «Сбежавшая невеста». У вас на свадьбах невесты не сбегали?
Е. К.: –
Невесты не сбегали, но случалось всякое. Бывает, жених с невестой начинают
выяснять отношения и поругаются прямо на свадьбе. Или невеста плачет из-за
какого-нибудь происшествия: например, ее платье порвалось или каблук сломался.
Или просто грустно ей стало. Это всё мы, конечно, потом «подчищаем», и в
готовом фильме неприятные моменты остаются за кадром.
Некоторые
операторы, которые раньше работали на свадьбах, наоборот, любили снимать всякую
«чернуху» – тут на банкете пьяный, там пьяный... Они считали, что это «прикол».
А кому нужны такие «приколы» – бросать тень на гостей? Это же память на всю
жизнь.
– Лет 20-30
назад бытовало такое мнение: свадьба без драки – деньги на ветер…
Е. К.: –
Сейчас всякие ЧП во время свадьбы или какого-то другого торжества случаются
редко. Драк практически не бывает. Я вообще припоминаю только один случай,
когда на свадьбе приключилась заварушка. Кто-то там затеял разборки. Дошло до
того, что надо уже свадебный торт резать, а повара ножи не дают – попрятали от греха
подальше… Но это давно было, я тогда только начинал работать оператором.
Бывает,
конечно, что кто-то из гостей перебрал спиртного. Эта проблема решается просто:
подъезжает такси, гостя увозят, и веселье
продолжается.
– Вам
доводилось снимать для одного и того же заказчика несколько его свадеб?
Е. К.: –
Нет. Зато я часто снимаю свадьбы членов какого-нибудь семейного «клана».
Например, сначала свадьбу сына, потом дочери, потом двоюродного брата и так
далее. Если людям нравится моя работа, они обращаются не один раз.
М. К.: –
Один мой знакомый несколько раз снимал одну и ту же пару. Сначала запечатлел их
свадьбу. Потом они разошлись, и каждый из них создал новую семью. И обе эти
свадьбы снимал все тот же видеооператор.
А вообще,
бывает, что молодые расходятся недели через две после бракосочетания. Не
успеешь отдать им готовый фильм о свадебном торжестве, а они уже
«разбежались»…
– Евгений
Михайлович, а вы свою собственную свадьбу хорошо помните?
– А как же!
Тогда не было видеооператоров, на память остались только черно-белые
фотографии. Но я восполнил этот пробел: торжественно отметил в ЗАГСе 10, 15 и
20 лет супружеской жизни. В декабре серебряную свадьбу с женой будем отмечать.
Надо
сказать, своя собственная свадьба воспринимается совсем по-другому, изнутри,
что ли. И хотя уже дословно знаешь всю эту церемонию и тех, кто тебя
регистрирует и поздравляет, все равно пробирает до слез. Одно дело – снимать
свадьбу, и совсем другое – самому быть на месте жениха.
– Свадьбу
сына сами будете снимать на видео?
– Нет
конечно! (смеется) Ну а как? Отец жениха – непосредственный участник церемонии.
Но пока у Михаила женитьба в планах не значится.
А если такой вопрос возникнет, скорее всего, кто-нибудь из его друзей будет
оператором на свадьбе.
Маюров
Николай Петрович, доктор юридических наук, кандидат исторических наук,
заслуженный юрист РФ, полковник полиции в отставке, профессор кафедры
административного права и процесса Юридического института Санкт-Петербургского
университета технологий управления и экономики. Победитель конкурса «Ученый
года-2022»; член Ассоциации юристов России. Эксперт комиссии по обороне и
безопасности МПА СНГ. Профессор кафедры теории и истории государства и права
Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О.
Макарова;
Кудринский
Владимир Федорович, член Союза журналистов России, член Союза фотохудожников
России, первый председатель Омского отделения Союза фотохудожников России,
директор Омского филиала Союза фотохудожников России, автор 40 персональных
выставок, дипломант и призер многочисленных выставок и фотоконкурсов; изданы 30
авторских фотоальбомов; награжден Почетной грамотой Администрации Омской
области
РЕЙТИНГ ПО СТАТЬЯМ
Когда
плачут мужчины…
«All
inclusive» Андрея Сабитова
Людмила
Чичерина: Мечты сбываются!
Андрей
Бессонов: «Залог успеха – наши знания, опыт, традиции»