Ольга ВАСИЛЕНКО

Фото Александра МАКСИМОВА и из архива Е. и М. КОМПАНИЙЦЕВ

 

На работу – как на праздник…

 

 

Трудовые будни Евгения Компанийца и его сына Михаила со стороны  больше напоминают сплошной праздник. Такая уж у них профессия.  Они – видеооператоры, снимающие на заказ сюжеты о всевозможных  торжествах. Михаил по совместительству еще и профессиональный свадебный фотограф. Так что понятия «выходной день» для них  практически не существует. В то время как нормальные люди  отдыхают дома перед телевизором или устраивают пикники на даче, Компанийцы трудятся на очередной свадьбе или юбилее. Заметьте: трудятся,  а не веселятся, как все присутствующие! И при этом всегда остаются за кадром. Да и вообще, как выяснилось в разговоре с Евгением и Михаилом, они свою работу вовсе не считают простой и легкой.  

Четыре свадьбы и один «корпоратив»

– Как вы пришли в эту необычную профессию?

Е. К.: – В школьные годы я увлекался фотографией, занимался в фотокружках. В юности получил профессию закройщика верхней мужской и детской одежды 6-го разряда. В начале перестройки эта профессия оказалась малооплачиваемой. Моя жена Марина работала в обрядовой службе ЗАГСа, где как раз требовался видеооператор. И она предложила мне испытать себя в этой роли. Опыт оказался успешным, тем более что навыки фото- и видео-съемки у меня были. Вот так я восемь лет отработал в кооперативе «Торжество» при Центральном отделе департамента ЗАГС на Иртышской набережной. Сейчас тоже работаю оператором, но уже как «свободный художник».
А жена до сих пор трудится в кооперативе «Торжество» при Центральном отделе ЗАГС.

М. К.: – Все началось с детства. Естественно, пример отца повлиял на выбор профессии. С 15 лет я сам снимал на видео. Поступив в университет, начал заниматься еще и фотографией. Работаем вместе с отцом. Сейчас учусь на третьем курсе факультета культуры и искусств ОмГУ по специальности «кино-, фото-,
видеотворчество».     

– Какие мероприятия омичи чаще всего желают запечатлеть на фото и видео?

Е. К.: – Свадьбы, предыстории свадеб, юбилеи, корпоративные праздники, презентации, открытие новых магазинов, торговых центров и тому подобное. Спрос на все это в Омске высокий. У нас много любителей и не так много операторов, которые имеют хорошую аппаратуру и могут делать качественную видеосъемку. В свое время я одним из первых в Омске купил цифровую видеокамеру. Мне говорили: зачем? К нам это все не скоро придет. А сейчас «цифра» есть практически у всех. 

М. К.: – В конце лета и осенью чаще всего снимаем свадьбы, накануне Нового года – корпоративные праздники. На «корпоративах», как правило, свой сценарий: кого-то поздравляют, вручают подарки, артисты выступают. Работаем с ведущими, которые в курсе сценария, заранее выбираем точки, откуда вести съемку.

– Можно говорить об эволюции праздников в Омске?

Е. К.: – В целом они стали пышнее. На тех же свадьбах – фейерверки, лимузины, выпускание голубей, бабочек… Раньше этого не было. Хотя в целом, как и в прежние времена, многое зависит от организации праздника, от тамады. 

М. К.: – Сейчас и фотографий стали делать гораздо больше. Допустим, фотограф печатает 50 лучших снимков со свадьбы, и еще 600-700 остается в электронном виде. На них практически вся свадьба – от выкупа невесты до снятия фаты и бросания букета.

– Что главное в вашей работе?

Е. К.: – Качество съемки, прежде всего. Сейчас операторы накручивают много компьютерной анимации – всякие там сердечки и прочее. Я тоже все эти «навороты» умею делать, но стараюсь, чтобы это выглядело естественно. Главное – качественная картинка на экране и интересный сюжет, а потом уже все остальное.

Цифровая видеосъемка предполагает кропотливую работу. Раньше было проще: отснял свадьбу на пленку, отдал клиенту – и до свидания. Сейчас отснятый материал нужно тщательно обработать на компьютере. Допустим, его с той же свадьбы на 5-6 часов, а после монтажа остается фильм продолжительностью 3 часа. Готовый фильм отдаем заказчику на DVD. И в нем должно быть отражено самое главное, все наиболее красивые и эффектные эпизоды. Иногда снимаем свадьбу вместе с сыном, с двух камер. Я снимаю общий план, Миша – крупный. Получается, конечно, интереснее, но монтировать отснятый материал сложнее. 

М. К.:  – По желанию заказчиков можем «экранизировать» историю их знакомства, историю любви. Словом, предысторию свадьбы. Это уже чисто постановочная съемка. Она может быть стилизована под ретро, под классическое кино – черно-белое изображение, ускоренная съемка или, наоборот, рапид. Звуковое оформление тоже может быть разным – классика, эстрада, лирическая песня, шансон, саундтрек к фильму…       

– У вас есть любимые кинорежиссеры, любимые фильмы?

Е. К.: – Из образцов советской киноклассики, интересных с точки зрения операторского мастерства, мне больше всего нравится фильм Калатозова «Летят журавли». Там и передний план, и крупный, и общий – все достойно восхищения. На этом фильме можно учиться.

М. К.: – Поскольку я изучаю в университете кино- и видеотворчество, смотрю много художественных и документальных фильмов, которые входят в программу обучения. Какие-то из них нравятся больше, какие-то – меньше.    

– Вы оцениваете для себя работу телеоператоров?

 Е. К.: – Если в работе телеоператора какой-то «косяк», в тех же теленовостях,  я это сразу замечаю.

М. К.: – У телевидения вообще своя специфика. Поэтому когда свадьбу снимают телевизионщики, это сразу видно. Они в основном за звуком не следят. Для них главное – набрать «картинку», а потом уже текст к ней привязать. А наша задача – снимать и одновременно слушать, что говорят. Вовремя остановиться, вовремя включить камеру, вообще следить за сценарием праздника, за речью героев.      

 «Жениху нож в руки не давать!»

– Бывает, что заказчики неохотно работают перед камерой?

Е. К.: – Конечно, люди ведь все разные. Кто-то не боится камеры, ведет себя естественно, сам стремится показать себя во всей красе. А некоторые не хотят ничего делать в кадре, стесняются, комплексуют, даже отворачиваются от камеры.

М. К.: – Их тоже можно понять: человек впервые в жизни стал персонажем фильма, а тут сразу и фотограф, и оператор его снимают. Не у каждого есть врожденный артистизм. Но мы в любом случае выкручиваемся. Стараемся снять человека с разных точек, найти самый выигрышный ракурс, чтобы наши герои выглядели наилучшим образом. В нашей работе нужно быть хорошим психологом, иметь подход к людям.  

– Есть такая комедия – «Сбежавшая невеста». У вас на свадьбах невесты не сбегали?

Е. К.: – Невесты не сбегали, но случалось всякое. Бывает, жених с невестой начинают выяснять отношения и поругаются прямо на свадьбе. Или невеста плачет из-за какого-нибудь происшествия: например, ее платье порвалось или каблук сломался. Или просто грустно ей стало. Это всё мы, конечно, потом «подчищаем», и в готовом фильме неприятные моменты остаются за кадром.

Некоторые операторы, которые раньше работали на свадьбах, наоборот, любили снимать всякую «чернуху» – тут на банкете пьяный, там пьяный... Они считали, что это «прикол». А кому нужны такие «приколы» – бросать тень на гостей? Это же память на всю жизнь.

– Лет 20-30 назад бытовало такое мнение: свадьба без драки – деньги на ветер…

Е. К.: – Сейчас всякие ЧП во время свадьбы или какого-то другого торжества случаются редко. Драк практически не бывает. Я вообще припоминаю только один случай, когда на свадьбе приключилась заварушка. Кто-то там затеял разборки. Дошло до того, что надо уже свадебный торт резать, а повара ножи не дают – попрятали от греха подальше… Но это давно было, я тогда только начинал работать оператором.

Бывает, конечно, что кто-то из гостей перебрал спиртного. Эта проблема решается просто: подъезжает такси, гостя увозят, и веселье продолжается.     

 – Вам доводилось снимать для одного и того же заказчика несколько его свадеб?

Е. К.: – Нет. Зато я часто снимаю свадьбы членов какого-нибудь семейного «клана». Например, сначала свадьбу сына, потом дочери, потом двоюродного брата и так далее. Если людям нравится моя работа, они обращаются не один раз. 

М. К.: – Один мой знакомый несколько раз снимал одну и ту же пару. Сначала запечатлел их свадьбу. Потом они разошлись, и каждый из них создал новую семью. И обе эти свадьбы снимал все тот же видеооператор.

А вообще, бывает, что молодые расходятся недели через две после бракосочетания. Не успеешь отдать им готовый фильм о свадебном торжестве, а они уже «разбежались»…   

– Евгений Михайлович, а вы свою собственную свадьбу хорошо помните?

– А как же! Тогда не было видеооператоров, на память остались только черно-белые фотографии. Но я восполнил этот пробел: торжественно отметил в ЗАГСе 10, 15 и 20 лет супружеской жизни. В декабре серебряную свадьбу с женой будем отмечать.

Надо сказать, своя собственная свадьба воспринимается совсем по-другому, изнутри, что ли. И хотя уже дословно знаешь всю эту церемонию и тех, кто тебя регистрирует и поздравляет, все равно пробирает до слез. Одно дело – снимать свадьбу, и совсем другое – самому быть на месте жениха.  

– Свадьбу сына сами будете снимать на видео?

– Нет конечно! (смеется) Ну а как? Отец жениха – непосредственный участник церемонии. Но пока у Михаила женитьба в планах не значится.
А если такой вопрос возникнет, скорее всего, кто-нибудь из его друзей будет оператором на свадьбе.