Фото
Александра МАКСИМОВА и из архива В. КОВАЛЬЧУКА
Мосты
его судьбы
…В его
рабочем кабинете бросается в глаза большая фотография моста через Иртыш на
стене. И еще – статуэтка пеликана с птенцами из гжельского фарфора. Оба эти
предмета имеют к директору колледжа транспортного строительства Валерию
Владимировичу Ковальчуку самое прямое отношение. По профессии он инженермостостроитель,
и мосты – главная страсть его жизни. Где бы он ни был, обязательно обращает
внимание на конструкцию мостов, их особенности. И на лекциях увлеченно
рассказывает о шедеврах отечественного и мирового мостостроения.
Фарфоровый
пеликан – одна из многочисленных наград колледжа, ставшего в 2004 году
номинантом конкурса «Лидер образования». Пеликан – символ самопожертвования как
непременной составляющей труда педагога: известно, что в голодный год эта птица
кормит своих птенцов в прямом смысле слова собственной плотью. Ковальчуку такой
взгляд на миссию педагога очень близок – возможно, потому что в профессии
строителя тоже есть место самопожертвованию.
Про студента-сапера и бухту Врангеля
Глядя на
исключительно интеллигентного и по-мужски сдержанного директора колледжа,
трудно представить, что в юности он учился не только строить мосты, но и
взрывать их, был в числе романтиков-комсомольцев 70-х годов, возводивших мосты
на дорогах у знаменитого города нефтяников Стрежевой, жил в бараке и промерзшем
вагончике, да и вообще никогда не боялся трудностей. С этой парадоксальности
его судьбы мы и начали разговор.
– Валерий
Владимирович, ваш выбор профессии в юности был осознанным?
– Скорее
спонтанным. В нашей семье строителей не было. Мать родом с Поволжья. Отец,
бывший фронтовик, приехал в Сибирь осваивать целинные и залежные земли. Заочно
получил педагогическое образование, был политруком в воинской части. Мы жили в
Нефтяниках, в доме для военнослужащих на улице Андрианова, 13. У каждого
офицера был «тревожный чемоданчик» – вызвать на службу могли в любое время
суток.
В
автодорожный институт я поступил на специальность «строительство мостов». Может
быть, просто романтики захотелось. Уже в процессе обучения специальность
понравилась. Мы с друзьями были активные ребята, занимались в
научно-исследовательском секторе на кафедре мостов, выезжали на испытания
мостов, были на практике в самой отдаленной точке на карте – во Владивостоке.
Мы с интересом учились, и преподаватели у нас были интересные, многих вспоминаю
с благодарностью.
– А когда
создали семью?
– На
последнем курсе СибАДИ. С Татьяной, будущей женой, учились в одной группе, она
тоже мостовик. В институте была военная кафедра, парни получали воинскую специальность
сапера, изучали минно-взрывные заграждения. У меня даже в дипломной работе
несколько страниц было посвящено тому, как взорвать мост. То есть нас сначала
учили, как его построить, а потом – как умело взорвать, чтобы враги не смогли
его восстановить. Мы учились свои теоретические знания применять на практике. И
когда в 74-м у нас с женой родилась дочь Настя, я как раз был на военных сборах
в Поспелихе, на Алтае. У двух моих товарищей по институту, которые тоже были
женаты, как раз в это же время родились дети. Так что «обмывать» их появление
на свет нам пришлось прямо во время военных сборов. Спасибо,
офицеры-руководители вошли в наше положение и не стали наказывать за нарушение
устава.
– Чем вам
запомнилась практика в «самой отдаленной точке на карте»?
– Во
Владивостоке находился 35-й мостоотряд. Ехали мы туда с друзьями через всю
страну. Во Владивостоке нас разбросали по разным местам. К мостоотряду
относился тридцатикилометровый участок от Находки до бухты Врангеля. Мой
товарищ Юра Ковалев, он сейчас директор мостоотряда в Екатеринбурге, оказался в
Находке, а меня направили в бухту Врангеля. Причем наши будущие жены остались
во Владивостоке работать арматурщицами на строительной базе. На выходные мы все
вместе встречались в Находке или во Владивостоке, а потом снова разъезжались на
работу.
Томск – Стрежевой – Омск
– Куда вас
направила Родина после окончания института?
– Сначала
меня направили в Томск, где действовал мостопоезд № 804. Поработал на
строительной базе, строил мост через речку Ушайку. А потом меня отправили на
север Томской области, где начали строить город нефтяников Стрежевой. Климат
там суровый: зимой сильные морозы, летом – жара и тучи комаров и гнуса, от
которых не спасали ни сетки, ни специальная жидкость. Города как такового еще
не было, люди жили в деревянных строениях барачного типа, работал
временный аэропорт. Мы туда летали на самолетах Ан-24 и Як-40. На
строительных объектах жили в вагончиках. Зимой «шпангоуты» промерзали, вагончик
изнутри обрастал инеем. Романтики хватало…
Хотя
условия были тяжелые, работа на стройке кипела. Механизированная колонна
укладывала аэродромные плиты, а мы строили небольшие мосты через речки Верхний
Пасол, Вах. Мосты были тем и интересны, что возводились в очень жестких
условиях. Слабые люди там не выдерживали.
– Не
хотелось остаться на Севере?
– Такие
предложения были, но по семейным обстоятельствам пришлось вернуться в Омск.
Пока мы с женой работали, маленькая дочка воспитывалась в Омске у бабушки.
Хотелось наконец-то воссоединиться с семьей. В Омске в это время
организовывался мостоотряд, и я обратился к его директору Борису Петровичу
Кошукову с просьбой принять меня на работу.
– Какие
объекты довелось возводить после возвращения в Омск?
– Наш
мостоотряд строил мост через Иртыш в районе Омского телецентра. Я был
мастером-прорабом монтажных работ. Мост особенно запомнился тем, что во время
строительства возникла критическая ситуация, с которой нам всем удалось успешно
справиться. Мы строили подземные переходы у магазина
«Яблонька» и кинотеатра имени Маяковского. Работали в сельских районах –
строили силосно-сенажные траншеи, кормоцеха. Среди моих объектов был цех по
ремонту комбайнов, мост в селе Довольное Новосибирской области. Строили и для
железной дороги. Последним объектом, в строительстве которого я участвовал как
старший прораб – начальник участка, стал железнодорожный мост на перегоне
Иртышская – Черлак. Сначала мы наладили быт рабочих-строителей: организовали
для них горячее питание, поставили в красном уголке – вагончике цветной
телевизор, редкость по тем временам. Работать приходилось по 12-14 часов.
Объект был сам по себе необычный, мы монтировали пролеты длиной 55 метров
фермоподъемниками. Во время строительства я заболел гепатитом и 40 дней пробыл
в больнице. А когда вышел, мое место оказалось занято.
– Как
судьба привела вас в техникум транспортного строительства?
– Одно
время я работал в техотделе мостоотряда и курировал студентов-дипломников из
этого техникума. А тут ушел преподаватель – и мне предложили его место. Принять
решение было непросто, тем более что зарплата у преподавателей по сравнению со
строителями невелика. Признаюсь, сначала были сомнения. Ребята, знавшие меня по
мостоотряду, говорили: да ты что, возвращайся к нам, побегал уже, хватит! Но у
меня такой принцип: уходя – уходи. А потом преподавательская работа
по-настоящему увлекла. Здесь практический опыт, полученный на стройках,
передаешь другому поколению.
В техникуме
работаю с октября 1982 года: сначала преподавателем, затем – заведующим
отделением, заместителем директора по учебной работе. Обязанности директора
колледжа исполнял с августа 1998 года, еще через год был официально назначен
директором.
Работа с
молодежью – это огромная ответственность, она и увлекает, и не отпускает.
Особенно когда видишь, что колледж не стоит на месте и его успехи признаны на
самых разных уровнях. Эта работа требует самоотречения.
«А на том берегу меня любят и ждут…»
– Валерий
Владимирович, ваши дети пошли по вашим стопам?
– Дочь
поступила в СибАДИ на специальность «строительство мостов», но потом перешла на
дорожно-строительный факультет. Сейчас работает менеджером по продажам. А сын
Алексей окончил СибАДИ по специальности «строительство зданий и сооружений».
Кстати, мой племянник стал мостостроителем, что меня очень радует.
– Какой
отдых вы предпочитаете?
– Только
активный! Мы с женой любим путешествовать на автомобиле. На Алтае отдыхали – на
турбазе в поселке Ая на берегу реки Катуни. Там такой интересный Айский мост,
висящий на канатах… Ездили как-то в Киргизию, на озеро Иссык-Куль. Вода в нем
чистая, голубая, и рыбалка чудесная.
– Романтики
эпохи 70-80-х любили петь у костра. А у вас есть любимые песни?
– В
молодости у меня была любимая песня «Белые крылья» в исполнении Валерия
Ободзинского. У нас на Алтае в вагончике имелся свой проигрыватель, и мы
часто слушали эту пластинку. Сами иногда пели.
Когда много
лет спустя Борис Петрович Кошуков со своим мостоотрядом отмечал юбилей, ко мне
подошли старые прорабы, мастера и говорят: «Валера, давай споем «Белые
крылья»!» Мы пели эту песню для юбиляра и вспоминали молодость…
В последние
годы мне очень нравится песня Александра Малинина «Берега». Иногда сам пою,
если есть хороший повод.
– Какие
качества вы цените в людях больше всего?
–
Надежность, порядочность и ответственность. Не терплю равнодушия в людях.
Потому что у нас, мостовиков, свои правила. Да, ты можешь чего-то не знать, но
если ты человек неравнодушный, всегда найдешь способ решить проблему. С
равнодушными людьми в коллективе стараюсь расставаться. Это, если хотите, мое
жизненное кредо – быть надежным человеком, опорой для своей семьи, для коллег.
Не отмахиваться от людей, ссылаясь на занятость. Конечно, в жизни бывают всякие
ситуации, но этих своих принципов я стараюсь придерживаться.
ДОСЬЕ
Дата и
место рождения: 25 декабря 1951 года, г. Омск
Знак
зодиака: Кот – Козерог
Образование:
Сибирский автодорожный институт, специальность «строительство мостов и
тоннелей»
Должность: директор
Омского колледжа транспортного строительства
Звания: почетный
транспортный строитель России, отличник народного просвещения, почетный
работник среднего профессионального образования РФ, почетный строитель
России
Семья: жена
Татьяна Борисовна, инженер-мостостроитель, преподаватель, дочь Анастасия, сын
Алексей, оба выпускники СибАДИ, внуки Максим и Даниил
Автомобиль:
Toyota Carib
Увлечения: охота,
рыбалка, сбор грибов, спорт (волейбол, настольный теннис)
Литературные
пристрастия: российская фантастика, книги о природе
Музыкальные
пристрастия: классическая музыка, песни А. Розенбаума, А. Малинина
Любимые
фильмы: творчество Н. Михалкова
Любимый вид
отдыха: активный отдых, путешествия по стране
Любимое
время года: осень
Любимый
праздник: Новый год
Представление
о счастье: «когда чувствуешь себя комфортно дома и на работе, среди своих
близких и друзей»
Маюров
Николай Петрович, доктор юридических наук, кандидат исторических наук,
заслуженный юрист РФ, полковник полиции в отставке, профессор кафедры
административного права и процесса Юридического института Санкт-Петербургского
университета технологий управления и экономики. Победитель конкурса «Ученый
года-2022»; член Ассоциации юристов России. Эксперт комиссии по обороне и
безопасности МПА СНГ. Профессор кафедры теории и истории государства и права
Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О.
Макарова;
Кудринский
Владимир Федорович, член Союза журналистов России, член Союза фотохудожников
России, первый председатель Омского отделения Союза фотохудожников России,
директор Омского филиала Союза фотохудожников России, автор 40 персональных
выставок, дипломант и призер многочисленных выставок и фотоконкурсов; изданы 30
авторских фотоальбомов; награжден Почетной грамотой Администрации Омской
области
РЕЙТИНГ ПО СТАТЬЯМ
Когда
плачут мужчины…
«All
inclusive» Андрея Сабитова
Людмила
Чичерина: Мечты сбываются!
Андрей
Бессонов: «Залог успеха – наши знания, опыт, традиции»