Ольга ВАСИЛЕНКО

Фото Александра МАКСИМОВА и из архива В. КОВАЛЬЧУКА

 
 Мосты его судьбы

       

…В его рабочем кабинете бросается в глаза большая фотография моста через Иртыш на стене. И еще – статуэтка пеликана с птенцами из гжельского фарфора. Оба эти предмета имеют к директору колледжа транспортного строительства Валерию Владимировичу Ковальчуку самое прямое отношение. По профессии он инженер­мостостроитель, и мосты – главная страсть его жизни. Где бы он ни был, обязательно обращает внимание на конструкцию мостов, их особенности. И на лекциях увлеченно рассказывает о шедеврах отечественного и мирового мостостроения.

Фарфоровый пеликан – одна из многочисленных наград колледжа, ставшего в 2004 году номинантом конкурса «Лидер образования». Пеликан – символ самопожертвования как непременной составляющей труда педагога: известно, что в голодный год эта птица кормит своих птенцов в прямом смысле слова собственной плотью. Ковальчуку такой взгляд на миссию педагога очень близок – возможно, потому что в профессии строителя тоже есть место самопожертвованию.       

Про студента-сапера и бухту Врангеля

Глядя на исключительно интеллигентного и по-мужски сдержанного директора колледжа, трудно представить, что в юности он учился не только строить мосты, но и взрывать их, был в числе романтиков-комсомольцев 70-х годов, возводивших мосты на дорогах у знаменитого города нефтяников Стрежевой, жил в бараке и промерзшем вагончике, да и вообще никогда не боялся трудностей. С этой парадоксальности его судьбы мы и начали разговор.

– Валерий Владимирович, ваш выбор профессии в юности был осознанным?

– Скорее спонтанным. В нашей семье строителей не было. Мать родом с Поволжья. Отец, бывший фронтовик, приехал в Сибирь осваивать целинные и залежные земли. Заочно получил педагогическое образование, был политруком в воинской части. Мы жили в Нефтяниках, в доме для военнослужащих на улице Андрианова, 13. У каждого офицера был «тревожный чемоданчик» – вызвать на службу могли в любое время суток.

В автодорожный институт я поступил на специальность «строительство мостов». Может быть, просто романтики захотелось. Уже в процессе обучения специальность понравилась. Мы с друзьями были активные ребята, занимались в научно-исследовательском секторе на кафедре мостов, выезжали на испытания мостов, были на практике в самой отдаленной точке на карте – во Владивостоке. Мы с интересом учились, и преподаватели у нас были интересные, многих вспоминаю с благодарностью.

– А когда создали семью?

– На последнем курсе СибАДИ. С Татьяной, будущей женой, учились в одной группе, она тоже мостовик. В институте была военная кафедра, парни получали воинскую специальность сапера, изучали минно-взрывные заграждения. У меня даже в дипломной работе несколько страниц было посвящено тому, как взорвать мост. То есть нас сначала учили, как его построить, а потом – как умело взорвать, чтобы враги не смогли его восстановить. Мы учились свои теоретические знания применять на практике. И когда в 74-м у нас с женой родилась дочь Настя, я как раз был на военных сборах в Поспелихе, на Алтае. У двух моих товарищей по институту, которые тоже были женаты, как раз в это же время родились дети. Так что «обмывать» их появление на свет нам пришлось прямо во время военных сборов. Спасибо, офицеры-руководители вошли в наше положение и не стали наказывать за нарушение устава.    

– Чем вам запомнилась практика в «самой отдаленной точке на карте»?

– Во Владивостоке находился 35-й мостоотряд. Ехали мы туда с друзьями через всю страну. Во Владивостоке нас разбросали по разным местам. К мостоотряду относился тридцатикилометровый участок от Находки до бухты Врангеля. Мой товарищ Юра Ковалев, он сейчас директор мостоотряда в Екатеринбурге, оказался в Находке, а меня направили в бухту Врангеля. Причем наши будущие жены остались во Владивостоке работать арматурщицами на строительной базе. На выходные мы все вместе встречались в Находке или во Владивостоке, а потом снова разъезжались на работу.  

Томск – Стрежевой – Омск

– Куда вас направила Родина после окончания института?

– Сначала меня направили в Томск, где действовал мостопоезд № 804. Поработал на строительной базе, строил мост через речку Ушайку. А потом меня отправили на север Томской области, где начали строить город нефтяников Стрежевой. Климат там суровый: зимой сильные морозы, летом – жара и тучи комаров и гнуса, от которых не спасали ни сетки, ни специальная жидкость. Города как такового еще не было, люди жили в деревянных строениях барачного типа, работал временный  аэропорт. Мы туда летали на самолетах Ан-24 и Як-40. На строительных объектах жили в вагончиках. Зимой «шпангоуты» промерзали, вагончик изнутри обрастал инеем. Романтики хватало…

Хотя условия были тяжелые, работа на стройке кипела. Механизированная колонна укладывала аэродромные плиты, а мы строили небольшие мосты через речки Верхний Пасол, Вах. Мосты были тем и интересны, что возводились в очень жестких условиях. Слабые люди там не выдерживали.

– Не хотелось остаться на Севере?

– Такие предложения были, но по семейным обстоятельствам пришлось вернуться в Омск. Пока мы с женой работали, маленькая дочка воспитывалась в Омске у бабушки. Хотелось наконец-то воссоединиться с семьей. В Омске в это время организовывался мостоотряд, и я обратился к его директору Борису Петровичу Кошукову с просьбой принять меня на работу.

– Какие объекты довелось возводить после возвращения в Омск?

– Наш мостоотряд строил мост через Иртыш в районе Омского телецентра. Я был мастером-прорабом монтажных работ. Мост особенно запомнился тем, что во время строительства возникла критическая ситуация, с которой нам всем удалось успешно справиться. Мы строили подземные переходы у магазина «Яблонька» и кинотеатра имени Маяковского. Работали в сельских районах – строили силосно-сенажные траншеи, кормоцеха. Среди моих объектов был цех по ремонту комбайнов, мост в селе Довольное Новосибирской области. Строили и для железной дороги. Последним объектом, в строительстве которого я участвовал как старший прораб – начальник участка, стал железнодорожный мост на перегоне Иртышская – Черлак. Сначала мы наладили быт рабочих-строителей: организовали для них горячее питание, поставили в красном уголке – вагончике цветной телевизор, редкость по тем временам. Работать приходилось по 12-14 часов. Объект был сам по себе необычный, мы монтировали пролеты длиной 55 метров фермоподъемниками. Во время строительства я заболел гепатитом и 40 дней пробыл в больнице. А когда вышел, мое место оказалось занято.

– Как судьба привела вас в техникум транспортного строительства?

– Одно время я работал в техотделе мостоотряда и курировал студентов-дипломников из этого техникума. А тут ушел преподаватель – и мне предложили его место. Принять решение было непросто, тем более что зарплата у преподавателей по сравнению со строителями невелика. Признаюсь, сначала были сомнения. Ребята, знавшие меня по мостоотряду, говорили: да ты что, возвращайся к нам, побегал уже, хватит! Но у меня такой принцип: уходя – уходи. А потом преподавательская работа по-настоящему увлекла. Здесь практический опыт, полученный на стройках, передаешь другому поколению.        

В техникуме работаю с октября 1982 года: сначала преподавателем, затем – заведующим отделением, заместителем директора по учебной работе. Обязанности директора колледжа исполнял с августа 1998 года, еще через год был официально назначен директором.               

Работа с молодежью – это огромная ответственность, она и увлекает, и не отпускает. Особенно когда видишь, что колледж не стоит на месте и его успехи признаны на самых разных уровнях. Эта работа требует самоотречения.   

«А на том берегу меня любят и ждут…»

– Валерий Владимирович, ваши дети пошли по вашим стопам?

– Дочь поступила в СибАДИ на специальность «строительство мостов», но потом перешла на дорожно-строительный факультет. Сейчас работает менеджером по продажам. А сын Алексей окончил СибАДИ по специальности «строительство зданий и сооружений». Кстати, мой племянник стал мостостроителем, что меня очень радует.

– Какой отдых вы предпочитаете?

– Только активный! Мы с женой любим путешествовать на автомобиле. На Алтае отдыхали – на турбазе в поселке Ая на берегу реки Катуни. Там такой интересный Айский мост, висящий на канатах… Ездили как-то в Киргизию, на озеро Иссык-Куль. Вода в нем чистая, голубая, и рыбалка чудесная.   

– Романтики эпохи 70-80-х любили петь у костра. А у вас есть любимые песни?

– В молодости у меня была любимая песня «Белые крылья» в исполнении Валерия Ободзинского. У нас на Алтае в вагончике имелся свой  проигрыватель, и мы часто слушали эту пластинку. Сами иногда пели.

Когда много лет спустя Борис Петрович Кошуков со своим мостоотрядом отмечал юбилей, ко мне подошли старые прорабы, мастера и говорят: «Валера, давай споем «Белые крылья»!» Мы пели эту песню для юбиляра и вспоминали молодость…

В последние годы мне очень нравится песня Александра Малинина «Берега». Иногда сам пою, если есть хороший повод.  

– Какие качества вы цените в людях больше всего?

– Надежность, порядочность и ответственность. Не терплю равнодушия в людях. Потому что у нас, мостовиков, свои правила. Да, ты можешь чего-то не знать, но если ты человек неравнодушный, всегда найдешь способ решить проблему. С равнодушными людьми в коллективе стараюсь расставаться. Это, если хотите, мое жизненное кредо – быть надежным человеком, опорой для своей семьи, для коллег. Не отмахиваться от людей, ссылаясь на занятость. Конечно, в жизни бывают всякие ситуации, но этих своих принципов я стараюсь придерживаться.  

  

ДОСЬЕ

Дата и место рождения: 25 декабря 1951 года, г. Омск

Знак зодиака: Кот – Козерог

Образование: Сибирский автодорожный институт, специальность «строительство мостов и тоннелей»

Должность: директор Омского колледжа транспортного строительства

Звания: почетный транспортный строитель России, отличник народного просвещения, почетный работник среднего профессионального образования  РФ, почетный строитель России

Семья: жена Татьяна Борисовна, инженер-мостостроитель, преподаватель, дочь Анастасия, сын Алексей, оба выпускники СибАДИ, внуки Максим и Даниил

Автомобиль: Toyota Carib

Увлечения: охота, рыбалка, сбор грибов, спорт (волейбол, настольный теннис)

Литературные пристрастия: российская фантастика, книги о природе

Музыкальные пристрастия: классическая музыка, песни А. Розенбаума, А. Малинина

Любимые фильмы: творчество Н. Михалкова

Любимый вид отдыха: активный отдых, путешествия по стране 

Любимое время года: осень

Любимый праздник: Новый год

Представление о счастье: «когда чувствуешь себя комфортно дома и на работе, среди своих близких и друзей»