Новый год –
традиционно подведение итогов. Время, когда оглядываешься на пролетевшие 365
дней, пытаясь понять, ради чего ты их прожил. Для коллектива Омского
академического театра драмы 2008 год был непростым, в чемто проблемным, в чемто
– счастливым. Во всяком случае, директор Омской драмы, он же теперь директор
Международного фестиваля «Академия» Виктор Лапухин, вспоминает о «тяжелом
високосном» только хорошее и в наступающий год смотрит с оптимизмом.
Театр,
который потрясает
– Виктор
Прокопьевич, чем запомнился уходящий год?
– Год
запомнился именно теми событиями, в которых наш коллектив принимает непосредственное
участие. И главным событием, безусловно, стал I Международный фестиваль
«Академия», состоявшийся в Омске в сентябре. Восемь стран Европы представили
свое искусство в культурной столице Сибири. Идея фестиваля вынашивалась долго,
еще пять лет назад мы начали всерьез обсуждать ее. Иметь в регионе такой
фестиваль на базе Академического театра драмы – это было вполне логическое
решение. У нас есть фестиваль «Молодые театры России» на базе «Пятого театра».
Фестиваль теперь уже тоже международного уровня. Есть фестиваль Театра юного
зрителя, который проходит периодически, фестиваль на базе театра «Арлекин». А
на базе Драмы ничего такого не было. И вот – накануне нашего 135-летия у нас
появился фестиваль «Академия». Думаю, это основное событие прошлого года.
– А вот уже
на самом фестивале что, на ваш взгляд, стало самым главным, самым ярким,
запоминающимся?
–
Главное было даже не в самом фестивале и не в тех выдающихся спектаклях,
которые мы сумели включить в афишу. Хотя мы, в общем-то, привезли лучшие
образцы европейского театрального искусства: тот же «Берлинер ансамбль» или
Театр Бертольда Брехта и Театр «Шаубюне» из Германии. По мнению российских и
зарубежных театральных критиков, впервые два таких великих театра стали
участниками одного фестиваля. Деньги были затрачены немалые, но и впечатления
фестиваль оставил самые лучшие. Так что нам не зря доверили этот проект.
И, может быть, на следующий фестиваль, который мы планируем провести в сентябре
2010 года, к нам будут уже проситься. Хотя бы театры, которые уже приезжали.
– Что еще
интересного и, может быть, судьбоносного произошло в театре в прошедшем году?
– Лично для
меня и, наверное, для театра в целом было важно и очень ответственно на должном
уровне провести гастроли в Санкт-Петербурге. Если в Москве мы бываем чуть ли не
каждый год, то в Петербурге наш театр не был ровно четверть века. Это большой
срок. Как ни странно, если кто-то из омских актеров уезжает, то, скорее всего,
в Питер, а не в Москву. А вот театр наш там редкий гость. Нынешние гастроли
тоже планировались несколько лет, рассматривались разные сценические
площадки – и питерского ТЮЗа, и Театра «Балтийский дом». Но что-то
подсказывало, что мы торопим события. За это время мы показали наш спектакль
«Брат Чичиков» на фестивале «Золотая маска», когда он по случаю 300-летия
Петербурга частично проходил в северной столице. Показали не очень успешно,
тогда как с московским зрителем ситуация всегда совсем другая. И вот наконец –
гастроли, которых мы долго ждали.
Мы включили
в афишу четыре спектакля Евгения Марчелли и два спектакля петербургских
режиссеров: Игоря Коняева, режиссера «Театра Европы», он поставил у нас Чехова
– «Жена есть жена», и спектакль Георгия Цхвиравы «Чертова дюжина» по рассказам
Аверченко. Десять дней мы работали на сцене БДТ имени Г. А. Товстоногова, в
самом большом театральном зале Петербурга. И наши гастроли петербургская
критика назвала – «Десять дней, которые потрясли всех». Это, конечно, заслуга и
труппы, и тех людей, которые профессионально занимались рекламой, и Евгения
Марчелли. Это были, по сути, последние месяцы и дни его работы в нашем театре.
Тогда мы еще не знали, что Марчелли от нас уйдет…
Дом там,
где сердце
– А почему
же все-таки ушел из театра признанный творческий лидер Евгений Марчелли? Чем
прельстила его должность главного режиссера областного театра в Калининграде?
Вы о чем-то не смогли договориться?
– Дело
совсем не в этом. Для Марчелли в нашем театре были созданы все условия.
Коллектив его безумно любил и продолжает любить.
– В чем же
тогда причина?
– А причина
в том, что Тильзит стал для Марчелли родным городом с тех пор, как он приехал
очередным режиссером в местный театр. Он проработал там много-много лет, стал художественным руководителем. У него в Тильзите
могилы родных, там похоронен отец, полтора года назад он похоронил там маму. И у него все связано
с этим городом, с «Тильзит-театром». Он в нем жизнь прожил и в нем свое сердце
оставил. И когда театр оказался на грани закрытия, потому что стационарный
театр в маленьком городке нерентабелен, Марчелли принял предложение возглавить
Калининградский областной театр, чтобы перевезти туда хотя бы часть
труппы из Тильзита. Так что Марчелли выбрал не деньги и не лучшую труппу, он
поехал спасать свой дом.
Молодость
или опыт?
– Кто
теперь возглавит Омский театр драмы?
– Скажем
так – мы находимся в поисках подходящей кандидатуры. И есть кандидаты, которые
хоть сегодня готовы прийти на должность главного режиссера в Омскую драму. Это
люди, известные в театральном мире и хорошо знакомые с нашим коллективом. Но
театр – такой деликатный организм, тут надо все детально взвешивать. И думать,
что лучше – хороший человек или талантливый режиссер. С Марчелли нам повезло, в
нем это все как-то гармонично сочеталось. Но так случается не всегда, гении
бывают и злые. Я недавно беседовал с одним из очень популярных сегодня
театральных режиссеров Миндаугасом Карбаускасом, он, кстати, отверг предложение
стать у нас главным режиссером только из-за географического расположения
театра. Так вот он мне сказал: «Я вам советую начинать с молодых. Вы тогда для
себя вырастите хорошего главного режиссера». Но на это нужно время, не год и не
два. А молодые сейчас очень ранние. Спектакль поставил, имя мелькнуло – все, он
считает себя мастером. Но когда он столкнется с такой махиной, как репертуарный
театр, где спектакли играются каждый день, да еще и не на одной сцене, причем
ему еще надо думать о гастролях, фестивалях, репертуаре, занятости актеров, –
человек сразу теряется.
Но у нас
есть хорошие молодые режиссеры. У нас работает в качестве очередного режиссера
Аня Бабанова. Она поставила уже три спектакля на камерной сцене. Сейчас ей дали
большую работу на основной – «Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову. Мы
постоянно сотрудничаем с московским режиссером Юрием Муравицким. Он ставил у
нас «Турандот», теперь мы пригласили его на постановку «Игроков» по Гоголю.
–
Муравицкий активно участвует и в работе лаборатории современной драматургии.
– Да, он у
нас постоянный участник лаборатории. И что касается молодых, у нас есть где
молодежь проверять, потому что в Омске работает Лаборатория современной
драматургии Урала, Сибири и Дальнего Востока. Это она так называется, но по
существу она давно стала международной.
В ней уже принимали участие драматурги из Литвы, Украины, Франции, Италии,
Сербии. Мы провели выездные сессии в Москве и Петербурге. И вот во время работы
лаборатории мы как раз проверяем молодых режиссеров, потому что каждая сессия –
это постановки, это обязательно показы. И затем две работы рекомендуются к
постановкам в театры. Здесь как раз у нас наблюдается содружество с молодыми
режиссерами. Мы пригласили на постановку Антона Милочкина, которого открыли
именно благодаря лаборатории. Есть еще один интересный режиссер – Дима Егоров,
который тоже может быть в нашей обойме. Ну и ряд других молодых режиссеров. Но
мне все-таки хочется, чтобы если уж не признанный мэтр, то человек, имеющий за
плечами определенный опыт, возглавил наш театр. Во всяком случае, к началу
следующего сезона мы должны определиться, кто будет руководить творческим
процессом в нашем театре. Многие хотят, надо только не ошибиться.
Завтра
будет лучше, чем вчера
– Виктор
Прокопьевич, мы говорим о театре в целом. А вот если подойти уже более
личностно, какие события произошли за этот год в жизни актеров труппы?
– В прошлом
году мы отметили два шестидесятилетних юбилея. Шестьдесят лет исполнилось двум
замечательным, всенародно любимым артистам – Евгению Смирнову и Валерию
Алексееву.
К сожалению, года не прошло, как Евгений Владимирович оказался на
больничной койке. Это нас всех просто потрясло, потому что на нем держится весь
репертуар, он занят практически в каждом спектакле.
Осенью мы
радовались вместе с нашими актерами Аней Ходюн и Владом Пузырниковым, которые
приобрели свое жилье. Еще к нам пришла Наталья Рыбьякова, ее открыл для омских
зрителей театр «Галерка». И радостно, что в нашем театре она получила сразу
несколько больших ролей и имеет возможность показать свой талант.
Вообще,
2008 год стал для нас достаточно хорошим годом. И в творческих делах достигнуты
определенные успехи, и по экономическим показателям театр достиг самых высоких
результатов – это и наши доходы, и количество зрителей, и заполняемость зала по
совокупности. Поэтому даже не верится, что 2009 год для театра может стать
кризисным. У нас все замечательно. Но мы понимаем, что это кризис мировой и на
фоне его не может быть одного абсолютно счастливого театра. Конечно, мы в курсе
всех постановлений правительства, всех широкомасштабных антикризисных
мероприятий. И мы тоже себя готовим ко всему, но не любим думать о плохом. О
хорошем думать приятнее.
– Итак – о
хорошем. Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?
– Хочу
поздравить всех с Новым годом и Рождеством, со старым Новым годом. Наступает
год Быка, кстати, я и сам родился в год Быка. Хочу пожелать всем омичам счастья
и удачи. Високосный год уходит. Для нашего коллектива он не был особо плохим,
приносил одно интересное событие за другим. Поэтому верить – не верить в
прогнозы, в гороскопы – это личное дело каждого. Я стараюсь не верить в плохие
гороскопы. Даст Бог, переживем это кризисное время и будем жить дальше. Будут
новые спектакли, новые большие проекты и новые встречи.
Маюров
Николай Петрович, доктор юридических наук, кандидат исторических наук,
заслуженный юрист РФ, полковник полиции в отставке, профессор кафедры
административного права и процесса Юридического института Санкт-Петербургского
университета технологий управления и экономики. Победитель конкурса «Ученый
года-2022»; член Ассоциации юристов России. Эксперт комиссии по обороне и
безопасности МПА СНГ. Профессор кафедры теории и истории государства и права
Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О.
Макарова;
Кудринский
Владимир Федорович, член Союза журналистов России, член Союза фотохудожников
России, первый председатель Омского отделения Союза фотохудожников России,
директор Омского филиала Союза фотохудожников России, автор 40 персональных
выставок, дипломант и призер многочисленных выставок и фотоконкурсов; изданы 30
авторских фотоальбомов; награжден Почетной грамотой Администрации Омской
области
РЕЙТИНГ ПО СТАТЬЯМ
Когда
плачут мужчины…
«All
inclusive» Андрея Сабитова
Людмила
Чичерина: Мечты сбываются!
Андрей
Бессонов: «Залог успеха – наши знания, опыт, традиции»