Людмила МАКСИМОВА

Фото Андрея КУДРЯВЦЕВА

 

Виктор Лапухин: «Не верю в плохие гороскопы»

 
 

   

Новый год – традиционно подведение итогов. Время, когда оглядываешься на пролетевшие 365 дней, пытаясь понять, ради чего ты их прожил. Для коллектива Омского академического театра драмы 2008 год был непростым, в чем­то проблемным, в чем­то – счастливым. Во всяком случае, директор Омской драмы, он же теперь директор Международного фестиваля «Академия» Виктор Лапухин, вспоминает о «тяжелом високосном» только хорошее и в наступающий год смотрит с оптимизмом.

Театр, который потрясает

– Виктор Прокопьевич, чем запомнился уходящий год?

– Год запомнился именно теми событиями, в которых наш коллектив принимает непосредственное участие. И главным событием, безусловно, стал I Международный фестиваль «Академия», состоявшийся в Омске в сентябре. Восемь стран Европы представили свое искусство в культурной столице Сибири. Идея фестиваля вынашивалась долго, еще пять лет назад мы начали всерьез обсуждать ее. Иметь в регионе такой фестиваль на базе Академического театра драмы – это было вполне логическое решение. У нас есть фестиваль «Молодые театры России» на базе «Пятого театра». Фестиваль теперь уже тоже международного уровня. Есть фестиваль Театра юного зрителя, который проходит периодически, фестиваль на базе театра «Арлекин». А на базе Драмы ничего такого не было. И вот – накануне нашего 135-летия у нас появился фестиваль «Академия». Думаю, это основное событие прошлого года.

– А вот уже на самом фестивале что, на ваш взгляд, стало самым главным, самым ярким, запоминающимся?

 –  Главное было даже не в самом фестивале и не в тех выдающихся спектаклях, которые мы сумели включить в афишу. Хотя мы, в общем-то, привезли лучшие образцы европейского театрального искусства: тот же «Берлинер ансамбль» или Театр Бертольда Брехта и Театр «Шаубюне» из Германии. По мнению российских и зарубежных театральных критиков, впервые два таких великих театра стали участниками одного фестиваля. Деньги были затрачены немалые, но и впечатления фестиваль оставил самые лучшие. Так что нам не зря доверили  этот проект. И, может быть, на следующий фестиваль, который мы планируем провести в сентябре 2010 года, к нам будут уже проситься. Хотя бы театры, которые уже приезжали.

– Что еще интересного и, может быть, судьбоносного произошло в театре в прошедшем году?

– Лично для меня и, наверное, для театра в целом было важно и очень ответственно на должном уровне провести гастроли в Санкт-Петербурге. Если в Москве мы бываем чуть ли не каждый год, то в Петербурге наш театр не был ровно четверть века. Это большой срок. Как ни странно, если кто-то из омских актеров уезжает, то, скорее всего, в Питер, а не в Москву. А вот театр наш там редкий гость. Нынешние гастроли тоже планировались несколько лет, рассматривались разные  сценические площадки – и питерского ТЮЗа, и Театра «Балтийский дом». Но что-то подсказывало, что мы торопим события. За это время мы показали наш спектакль «Брат Чичиков» на фестивале «Золотая маска», когда он по случаю 300-летия Петербурга частично проходил в северной столице. Показали не очень успешно, тогда как с московским зрителем ситуация всегда совсем другая. И вот наконец – гастроли, которых мы долго ждали.

Мы включили в афишу четыре спектакля Евгения Марчелли и два спектакля петербургских режиссеров: Игоря Коняева, режиссера «Театра Европы», он поставил у нас Чехова – «Жена есть жена», и спектакль Георгия Цхвиравы «Чертова дюжина» по рассказам Аверченко. Десять дней мы работали на сцене БДТ имени Г. А. Товстоногова, в самом большом театральном зале Петербурга. И наши гастроли петербургская критика назвала – «Десять дней, которые потрясли всех». Это, конечно, заслуга и труппы, и тех людей, которые профессионально занимались рекламой, и Евгения Марчелли. Это были, по сути, последние месяцы и дни его работы в нашем театре. Тогда мы еще не знали, что Марчелли от нас уйдет…

Дом там, где сердце

– А почему же все-таки ушел из театра признанный творческий лидер Евгений Марчелли? Чем прельстила его должность главного режиссера областного театра в Калининграде? Вы о чем-то не смогли договориться?

– Дело совсем не в этом. Для Марчелли в нашем театре были созданы все условия. Коллектив его безумно любил и продолжает любить.

– В чем же тогда причина?

– А причина в том, что Тильзит стал для Марчелли родным городом с тех пор, как он приехал очередным режиссером в местный театр. Он проработал там много-много лет, стал художественным руководителем. У него в Тильзите могилы родных, там похоронен отец, полтора года назад он похоронил там маму. И у него все связано с этим городом, с «Тильзит-театром». Он в нем жизнь прожил и в нем свое сердце оставил. И когда театр оказался на грани закрытия, потому что стационарный театр в маленьком городке нерентабелен, Марчелли принял предложение возглавить Калининградский  областной театр, чтобы перевезти туда хотя бы часть труппы из Тильзита. Так что Марчелли выбрал не деньги и не лучшую труппу, он поехал спасать свой дом. 

Молодость или опыт?

– Кто теперь возглавит Омский театр драмы?

– Скажем так – мы находимся в поисках подходящей кандидатуры. И есть кандидаты, которые хоть сегодня готовы прийти на должность главного режиссера в Омскую драму. Это люди, известные в театральном мире и хорошо знакомые с нашим коллективом. Но театр – такой деликатный организм, тут надо все детально взвешивать. И думать, что лучше – хороший человек или талантливый режиссер. С Марчелли нам повезло, в нем это все как-то гармонично сочеталось. Но так случается не всегда, гении бывают и злые. Я недавно беседовал с одним из очень популярных сегодня театральных режиссеров Миндаугасом Карбаускасом, он, кстати, отверг предложение стать у нас главным режиссером только из-за географического расположения театра. Так вот он мне сказал: «Я вам советую начинать с молодых. Вы тогда для себя вырастите хорошего главного режиссера». Но на это нужно время, не год и не два. А молодые сейчас очень ранние. Спектакль поставил, имя мелькнуло – все, он считает себя мастером. Но когда он столкнется с такой махиной, как репертуарный театр, где спектакли играются каждый день, да еще и не на одной сцене, причем ему еще надо думать о гастролях, фестивалях, репертуаре, занятости актеров, – человек сразу теряется.

Но у нас есть хорошие молодые режиссеры. У нас работает в качестве очередного режиссера Аня Бабанова. Она поставила уже три спектакля на камерной сцене. Сейчас ей дали большую работу на основной – «Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову. Мы постоянно сотрудничаем с московским режиссером Юрием Муравицким. Он ставил у нас «Турандот», теперь мы пригласили его на постановку «Игроков» по Гоголю.

– Муравицкий активно участвует и в работе лаборатории современной драматургии.

– Да, он у нас постоянный участник лаборатории. И что касается молодых, у нас есть где молодежь проверять, потому что в Омске работает Лаборатория современной драматургии Урала, Сибири и Дальнего Востока. Это она так называется, но по существу она давно стала международной.
В ней уже принимали участие драматурги из Литвы, Украины, Франции, Италии, Сербии. Мы провели выездные сессии в Москве и Петербурге. И вот во время работы лаборатории мы как раз проверяем молодых режиссеров, потому что каждая сессия – это постановки, это обязательно показы. И затем две работы рекомендуются к постановкам в театры. Здесь как раз у нас наблюдается содружество с молодыми режиссерами. Мы пригласили на постановку Антона Милочкина, которого открыли именно благодаря лаборатории. Есть еще один интересный режиссер – Дима Егоров, который тоже может быть в нашей обойме. Ну и ряд других молодых режиссеров. Но мне все-таки хочется, чтобы если уж не признанный мэтр, то человек, имеющий за плечами определенный опыт, возглавил наш театр. Во всяком случае, к началу следующего сезона мы должны определиться, кто будет руководить творческим процессом в нашем театре. Многие хотят, надо только не ошибиться.

Завтра будет лучше, чем вчера

– Виктор Прокопьевич, мы говорим о театре в целом. А вот если подойти уже более личностно, какие события произошли за этот год в жизни актеров труппы?

– В прошлом году мы отметили два шестидесятилетних юбилея. Шестьдесят лет исполнилось двум замечательным, всенародно любимым артистам – Евгению Смирнову и Валерию Алексееву.
К сожалению, года не прошло, как Евгений Владимирович оказался  на больничной койке. Это нас всех просто потрясло, потому что на нем держится весь репертуар, он занят практически в каждом спектакле.

Осенью мы радовались вместе с нашими актерами Аней Ходюн и Владом Пузырниковым, которые приобрели свое жилье. Еще к нам пришла Наталья Рыбьякова, ее открыл для омских зрителей театр «Галерка». И радостно, что в нашем театре она получила сразу несколько больших ролей и имеет возможность показать свой талант.

Вообще, 2008 год стал для нас достаточно хорошим годом. И в творческих делах достигнуты определенные успехи, и по экономическим показателям театр достиг самых высоких результатов – это и наши доходы, и количество зрителей, и заполняемость зала по совокупности. Поэтому даже не верится, что 2009 год для театра может стать кризисным. У нас все замечательно. Но мы понимаем, что это кризис мировой и на фоне его не может быть одного абсолютно счастливого театра. Конечно, мы в курсе всех постановлений правительства, всех широкомасштабных антикризисных мероприятий. И мы тоже себя готовим ко всему, но не любим думать о плохом. О хорошем думать приятнее.

– Итак – о хорошем. Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?

– Хочу поздравить всех с Новым годом и Рождеством, со старым Новым годом. Наступает год Быка, кстати, я и сам родился в год Быка. Хочу пожелать всем омичам счастья и удачи. Високосный год уходит. Для нашего коллектива он не был особо плохим, приносил одно интересное событие за другим. Поэтому верить – не верить в прогнозы, в гороскопы – это личное дело каждого. Я стараюсь не верить в плохие гороскопы. Даст Бог, переживем это кризисное время и будем жить дальше. Будут новые спектакли, новые большие проекты и новые встречи.