Эльвира Кадырова

Фото из архива семьи Погребинских

  

Благодарим судьбу за встречу

 

     

Свадьбы бывают разные:  ситцевые и деревянные, серебряные и золотые. Чета Погребинских отметила в декабре бриллиантовую.  Шестьдесят лет вместе – срок, по нашим ветреным временам, фантастический. Однако, когда Григорий Михайлович в шутку говорит: «Мы женаты сравнительно недавно», он лукавит всего чуть­-чуть. И кажется, все началось только вчера.

Во всем виноват сопромат

Они познакомились в Москве, когда оба были студентами: Григорий Михайлович – строительного института, Лия Владимировна – полиграфического. Педагоги ее редакционно-издательского факультета создали впоследствии журфак МГУ. Он был из Сибири, она – далеко не тихой девочкой из лесного рабочего поселка Клязьма под Москвой. Как-то так получилось, что все детство Лии Зельдиной прошло в дружбе с мальчишками, многие из которых периодически убывали в колонии. Наверное, она умела разглядеть в них положительные человеческие качества, понимала, чем они живут.

Григорий Михайлович утверждает, что в их знакомстве виноват... «хвост» по сопромату. Как-то самый близкий друг Костя Чураков позвал его на вечеринку, но он вынужден был зубрить сей непростой предмет. Костя ушел один и вернулся рассеянно-задумчивый. «Слушай, я там с такой девушкой познакомился! Я должен вас познакомить».

Вскоре, на чьих-то именинах, это и произошло. Они быстро обнаружили, что у них одинаковое мировосприятие, очень схожее отношение к тому, что они видят, слышат, к людям и событиям. В их отношениях все окончательно решилось, когда Погребинский  уехал к родным на лето. Вскоре он почувствовал душевную пустоту и отправился на почту писать Лии письмо. Это стало для него ежедневной необходимостью, и ответы он получал регулярно. 9 декабря 1948 года они поженились. Свадьба прошла скромно, единственным гостем на ней кроме родителей Лии Владимировны был Костя – верный друг обоих. 

Испытание бытом

В 1953 году семья Погребинских с дочерью Мариной приехала в Омск. Сын Виктор  – ныне заместитель директора института «Омскжелдорпроект» – родился уже здесь. Григория Михайловича назначили на его первую в Омске должность – главным инженером кирпичного завода № 1, поселили  с  семьей в одном из четырех деревянных домов, с которых начался будущий городок Нефтяников. Возводили крупнейший нефтехимический комбинат, и территория под жилье для строителей и нефтяников    только осваивалась. Городского транспорта не было. В семь утра за Григорием Михайловичем приезжала машина, а около часа ночи привозила обратно, выжатого как лимон. Он едва успевал поужинать и засыпал, чуть ли не за столом. Лия Владимировна попыталась было в первое утро сходить за продуктами в местную столовую, но та оказалась неопрятным бараком. Поэтому пришлось поехать на рынок, поймав попутный грузовик. И это превратилось в привычное дело.

Но поселок строился, рос. Чахнувшие на  солонцах саженцы вдруг однажды весной зазеленели, уступив настойчивости людей, и с годами выросли в мощные деревья. «Все озеленение в городке Нефтяников прошло через наши руки, - вспоминает Лия Владимировна. – В городке почти все были приезжие: мужчины – инженеры и разные специалисты, женщины, их жены, – в основном врачи, учителя. Оттуда идут все наши дружеские привязанности». Она долго не могла устроиться на работу. Потом повезло – открылась вакансия в редакции «Омской правды». Но с кем оставить маленькую дочь? В садик было не протолкнуться. Выручил парторг стройки Павел Сергеевич Шкода, о котором тогда говорили: «Есть Господь Бог и Шкода». Однако по профессии работать удалось недолго. Время было такое – интересное, боевое, но и жестокое. В специфической обстановке  партийной газеты не  всем было место. Лии Владимировне предложили работу библиотекаря в 94-й школе. И следующие два года стали счастливейшими в ее трудовой жизни. Она сама формировала библиотечный фонд, ходила за помощью по шефским организациям, молодая, азартная. Дети полюбили ее. Она видела в них шебутных друзей своего детства, а они, в свою очередь, чувствовали, что их «библиотекарша» свой человек А потом Лию Владимировну позвали в СибНИИСХоз – там начали издавать научные труды сотрудников. «Они смеялись надо мной, горожанкой, но охотно и доброжелательно учили незнакомым сельскохозяйственным наукам, а я смеялась вместе с ними. И училась», – рассказывает Лия Владимировна.. Вскоре и в сельхозинституте открыли издательский отдел, куда пригласили Лию Владимировну. И это было уже на всю жизнь.

О преданности, защите и несостоявшемся разводе

Сколько они пережили вместе – разве сосчитаешь, разве решишь, кто для кого был большей опорой! Случалось все: и болезни детей, и недуги обоих, и проблемы рабочего характера, от которых отдыхают только в настоящей, крепкой семье.

Когда в 1973 году Погребинский готовился к защите кандидатской диссертации, в последнюю ночь перед отъездом в Новосибирск у него просто иссякли силы. Работа и до этого давалась трудно, потому что он был производственником, привыкшим работать не только головой, но и ногами, нервами и горлом, а не неотрывно сидеть за письменным столом. В последнюю ночь его словно заклинило: все, больше не могу! И уснул. А надо было дооформить необходимые пять экземпляров диссертации. И когда открыл утром глаза, увидел жену, работавшую всю ночь, а на столе – полностью готовые пять книг.

Когда было нужно, Григорий Михайлович умел защитить жену. «Были мы еще молодые, где-то лет по шестьдесят, – вспоминает сейчас супруга со смехом тот случай. – В автобусе какой-то негодяй стал приставать ко мне. И получил от стоящего рядом интеллигента такой удар, что, придя в себя, извинялся, еще не встав с пола».

«А теперь я расскажу вам, как мы чуть не развелись», – лукаво улыбается Григорий  Михайлович. Случилось это в конце 1980-х, когда вся страна раскололась по политическим убеждениям на два лагеря. Вот и Погребинские разделились в своих предпочтениях: муж поддерживал политику Горбачева, а жена категорически отстаивала позицию Ельцина. Причем оба делали это напористо и аргументированно, и их семейная лодка едва не разбилась о тот подводный камень. Но они вовремя решили уважать убеждения друг друга и эту тему больше не обсуждать.

Родные люди – это ты и я

Говорят, в хорошей семье все достижения мужа – на пятьдесят процентов заслуга жены. В том, чего он достиг: заслуженный строитель РФ, профессор СибАДИ, советник генерального директора «Омскгражданпроект», опытный инженер, научный работник и педагог, которого добром вспоминают многочисленные ученики, безусловно, есть немалая заслуга Лии Владимировны, ее постоянная поддержка. Они никогда не выясняют, кто из них главнее. Они друг для друга – необходимые собеседники, две половинки, которые чудесным образом соединились. Бывали и ссоры, и обиды, но каждый знал про другого, что нужнее человека нет. И следующий день после размолвки они просто начинали с чистого листа. Григорий Михайлович, придя с работы, обязательно расскажет, как прошел его день, а Лия Владимировна выслушает, сопереживая, может быть, даст совет, успокоит. И вечер пройдет в мыслях не только о детях – дочери и сыне, трех внуках и единственном пока правнуке  – о тех, которые рядом, и о тех, кто далеко, но и о стране и мире, о Жизни.

Побывав у Погребинских, как никогда понимаешь мудрость китайской пословицы: «За деньги можно купить жилище, но не дом». Дом надо строить годами. Не из досок и кирпичей, а из гораздо более хрупкого, но иногда становящегося самым прочным материала – из взаимоуважения, доверия и любви.