Персона/ творчество
Автор: Ольга ВАСИЛЕНКО Николай Грязнов: сибирская рапсодия ДОСЬЕ Дата и место рождения: 25 декабря 1945 года, г. Узловая Московской обл. Знак зодиака: Козерог Образование: Омское музыкальное училище им. В. Я. Шебалина (1967), Омский государственный педагогический институт им. А. М. Горького, художественно-графический факультет (1977) Семья: жена Людмила, преподаватель музыки, дочь Алена, музыкант по образованию, внук Денис, 11 лет Участие в творческих союзах: член Союза журналистов России, Союза фотохудожников России, Международной федерации журналистов Увлечения: фотография, музыка, живопись, плотницкое дело Любимый композитор: П. И. Чайковский Любимый писатель: А. П. Чехов Любимые кинофильмы: «Андрей Рублев» А. Тарковского, «Война и мир» С. Бондарчука, «Несколько дней из жизни Обломова» Н. Михалкова Кумиры в фотографии: представители прибалтийской школы Р. Дихавичос, Р. Ракаускас, А. Суткус, русской школы – В. Бутырин, С. Иванов-Аллилуев, М. Наппельбаум Любимое время года: осень Любимое животное: кошка Любимые праздники: Вербное воскресенье, Пасха, Новый год
Творчество омского фотохудожника Николая Грязнова часто вызывает у зрителей ассоциации с классической музыкой. Музыку он тонко чувствует и понимает, потому что сам является профессиональным музыкантом. Преподаванию музыки и концертной деятельности он посвятил более 35 лет жизни. И это только одна из граней его творческой натуры. Нынешней осенью в творческой судьбе фотомастера состоялось два знаменательных события – персональная юбилейная выставка «Жизнь под солнцем» в музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля и участие его фоторабот в выставке «Сибирский миф», прошедшей в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Накануне их открытия Н. П. Грязнов стал гостем журнала «Сибирь и Я».
О влиянии тещи на становление творческой личности - Николай Панкратьевич, с чего началось ваше увлечение фотографией? - Это было в седьмом классе. Я увидел у друга фотоаппарат «Любитель» и попросил, чтобы он дал мне его на время. Фотоаппарат был с широкой черно-белой пленкой, с приставкой вместо фотоувеличителя. Он мне его дал на один день. За день я сфотографировал всех своих приятелей, хотя не знал еще, как проявлять отснятый материал. По совету друга купил проявитель, ночью мы все это проявили, отпечатали, и на следующий день он у меня свою камеру забрал. - Свой собственный фотоаппарат появился не скоро? - Когда я уже учился в музыкальном училище. Причем фотоаппарат купил по тем временам солидный – «ФЭД», с выдвигающимся объективом. Но тут приключилась такая трагикомическая история. Пришел ко мне один товарищ и попросил у меня на время этот самый «ФЭД», чтобы запечатлеть родную деревню. Отказать я не смог. И в деревне у него мой фотоаппарат украли. Самое обидное было то, что сам я не успел сделать ни одного кадра… И только третья попытка приобщиться к фотографии увенчалась успехом. Это случилось в Исилькуле, где я работал после окончания училища. Мне было тогда 23 года. У нас с женой родилась дочь Алена, и любимая теща в ознаменование этого радостного события подарила мне фотоаппарат «Зенит 3М». Опять-таки хороший по тем временам фотоаппарат, «зеркалка». Там же, в райцентре, состоялась моя первая фотовыставка. Шел 1970 год. В Исилькуле тогда вел фотокружок Валерий Плотников, однофамилец известного столичного фотомастера. А в Омске действовал знаменитый фотоклуб под руководством Бориса Чигишева. К нам в район приезжали худсоветы, отбирали снимки для выставок. Так все и началось. - Технику фотосъемки освоили самостоятельно? - Участвовал в различных фотовыставках, читал книги по фотографии. А еще мы все, начинающие фотографы, в те годы учились и осваивали технику съемки благодаря журналу «Советское фото». В нем подробно разбирались снимки, различные технические приемы. Это явилось хорошей школой. На меня огромное впечатление всегда производили прибалтийские фотомастера. Их творчество было эталоном в то время. Ими восхищались, учились у них, пытались повторить их технические приемы – доставали химикаты, составляли проявители... И я до сих пор восхищаюсь этими мастерами. - А как вы относитесь к «цифре», которая широко вошла в нашу жизнь? - Цифровая фотография – это, конечно, тоже интересно. Но она требует хорошей компьютерной обработки. Хотя сам я фотошопом особо не увлекаюсь. Для меня важно, чтобы, например, пейзаж оставался реалистичным. А самое главное – чтобы в фотографии была какая-то мысль. У фотографа должен быть свой, неповторимый взгляд на мир. Если вкус еще можно как-то развить, то свое видение – это дар свыше. - Что вам ближе – музыка или фотография? - Одно дополняет другое – музыка, изобразительное искусство, фотография… Так получилось, что у меня вся жизнь в искусстве. В детстве мечтал стать художником, просто бредил этим. Делал для друзей акварельные копии работ известных мастеров живописи, у меня целые альбомы были таких копий. Но в Татарске, где мы тогда жили с родителями, не было художественной школы. И я поступил в музыкальную, где учился по классу баяна. А в 1963 году поступил в Омское музыкальное училище имени В. Я. Шебалина. Конкурс был большой, пять человек на место. После окончания училища много лет работал преподавателем в музыкальной школе по классу баяна и аккордеона. Многие из моих учеников позднее стали профессиональными музыкантами, лауреатами конкурсов, преподавателями. Затем 15 лет был профессиональным артистом муниципального русского народного камерного оркестра «Лад». Но с фотографией не расставался, участвовал в выставках. Мы с оркестром много гастролировали, в том числе по Золотому кольцу России, побывали в Испании. И везде у меня с собой был фотоаппарат. В 2002 году в музее имени М. А. Врубеля прошла моя персональная фотовыставка «Серебряный свет». С тех пор занимаюсь только фотографией, можно сказать, стал свободным фотохудожником. Кроме того, мы с фотографами В. Кудринским, С. Нугмановым и Г. Фирстовым являемся основателями Омского отделения Союза фотохудожников России.
Худграф, пейзаж и вера православная - В ваших работах чувствуется взгляд профессионального художника. Это не случайно? - Фотохудожник по определению должен чувствовать композицию, цвет и многое другое. Профессиональное образование здесь очень важно. Меня никогда не покидала детская мечта стать художником, и поэтому в 1977 году я окончил художественно-графический факультет ОмГПИ. У нас на курсе были сильные преподаватели, так что школу худграфа я прошел хорошую. - Кто из живописцев вам близок по мироощущению? - Мои любимые русские художники – Репин, Васнецов, Суриков, Шишкин, Васильев (особенно его «Мокрый луг»), из европейских – Рембрандт, Ван Гог, а также итальянские художники эпохи Ренессанса. - В последнее время у вас лирический пейзаж вышел на первый план. Портрет уже менее интересен? - Портреты вообще стало сложнее снимать. Если раньше люди сами стремились попасть в объектив, то теперь воспринимают интерес фотографа к себе настороженно. А природа – вечная, неисчерпаемая тема. Она всегда меняется, в ней масса трудноуловимых переходов из одного состояния в другое. От природы я набираюсь сил. Очень люблю снимать пейзажи, особенно в Омской области, объездил уже почти все районы. Восход, закат, туман над рекой – эти состояния можно фиксировать бесконечно, и каждый раз будет что-то новое. За границей, в той же Турции, выискиваю образы и сюжеты, напоминающие наши, российские. Еще люблю снимать море. - У вас много осенних пейзажей. Осень больше вдохновляет? - Осень – это невероятное богатство красок, оттенков, игры цвета и света. Хотя весна и лето тоже интересны по-своему. Очень люблю зимние снимки, но их бывает сложно делать из-за морозов. - Я знаю, что вы верующий, православный человек. Это пришло в зрелом возрасте? - У меня мама была верующей. Поэтому вера, посещение храма, чтение молитв – это все с детства. А любовь к природе я унаследовал от папы, заядлого рыбака и охотника. Люблю делать снимки православных храмов и монастырей, и это не дань моде. На их съемку всегда прошу благословение. У меня есть благословение нашего митрополита на такие съемки. Живу рядом с Христо-Рождественским собором, являюсь его прихожанином и чаще всего снимаю этот храм. Сделал также цикл фотографий, посвященный возрождению Успенского собора, и серию «Крещение». - Как вы думаете, в фотографии присутствует элемент чуда? - Однажды я снимал красиво изогнутый листок. Подумал тогда: «Хоть бы бабочка на него села, сразу снимок бы ожил…» И она прилетела и села. Или вот портрет бабушки «Девяносто первая весна». Когда я работал над ним, не хватало какой-то выразительной детали. И вдруг рядом с бабулей из окна высунулась забавная кошачья мордочка. Все, сюжет готов! Разве это само по себе не чудо?..
Содержание
|