призвание

текст: Оксана ДУБОНОС, фото: Евгений КАРМАЕВ, Оксана ХОЛКИНА и из личного архива И. Коваленко 

Выпускается четвертый «в»…


Академик Дмитрий Лихачев сказал: «Где хорошие учителя, там хорошие ученики». Чтобы воспитать достойных, талантливых, свободных людей, надо любить, уважать, понимать, чувствовать ребенка. И направлять его. Почетный работник общего образования Российской Федерации Инга Борисовна Коваленко, учитель начальных классов омского лицея № 64, придерживается этого постулата в течение тридцати лет.

Педагог для поколения Альфа

«Точкой отсчета» для молодого специалиста стала средняя школа № 60. Немного позже, будучи в должности завуча, она получила приглашение поработать в 64-м лицее. Долго не раздумывала, тем более что всегда считала: быть учителем намного интереснее, чем заниматься административной работой.

– Первые выпускники? Конечно, помню, – улыбается моя собеседница. – Некоторые ребята до сих пор поздравляют с праздниками, днем рождения, пишут на электронную почту.

Так что связь с шестидесятой школой, где для выпускницы первого педучилища Инги Коваленко все только начиналось, не теряется.  Из каждого выпуска – а их у педагога было уже восемь, включая нынешних четвероклашек, три-пять человек обязательно поддерживают общение. «Знаю, как живут, чем дышат», – рассказывает Инга Борисовна. К примеру, в прошлом сентябре одна из первых учениц привела к ней в первый класс сына. Связь поколений не прерывается. 

Подготовка к урокам, проверка тетрадей, внеклассные мероприятия, работа с родителями, выходы на замену заболевших коллег… Нагрузка выливается в ненормированный рабочий день,  когда, что называется, от звонка до звонка, с семи до девятнадцати часов, без перерыва на обед. Потому что когда, если не в «окошко» между сменами, послушать выученные наизусть стихи, проверить читательские дневники или объяснить сложную тему пропустившим уроки из-за болезни?

 – Сначала было тяжело, а потом втянулась, – моментально и лаконично снимает пафос Инга Борисовна. 

На первых порах в семье – на то она и семья! – наблюдались волнения, но со временем пришло понимание, и «все смирились». Тем более, что дочь Юлия пошла по маминым стопам: преподает английский язык в Новосибирской кадетской школе.

– Это было исключительно ее решение. После лицея выбрала  английский и китайский языки, поступила в новосибирский вуз и вот уже четвертый год преподает в школе, где проходила педагогическую практику...

 И разумеется, в любой непонятной ситуации: как сохранить стремление детей к учебе, как мотивировать, пробудить интерес у тех, кто не успевает по предметам, или работать с отстающими или одаренными учениками, Юлии поможет разобраться мама, которая по сути – настоящий кладезь методик, приемов, технологий.

– Делюсь, – резюмирует Инга Борисовна...

Пока беседуем, в кабинет то и дело заглядывают любопытные четвероклашки – «поколение Альфа», как его называют социологи, «которое сначала освоило мобильный телефон и интернет, а затем уже научилось ходить и разговаривать». В связи с этим напрашивается вопрос: с ними труднее, чем с «миллениалами» или, скажем, «зумерами»? Чему их учить и на что делать упор?

– «Век нынешний» и «век минувший», небо и земля, – констатирует педагог. – Раньше у детей много времени уходило на поиск информации: записывались в библиотеки, перелопачивали уйму литературы. Сегодня условия жизни изменились: поскольку эти дети выросли в мире Интернета, у них мгновенный доступ к любой информации. Школьники сидят на всем готовом: можно воспользоваться и присвоить чужие мысли. 

В борьбе со «списыванием», по мнению Инги Борисовны, помогает только один способ: попросить ребенка переработать проект и привнести личное отношение к проблеме.

Но откуда, вы спросите, взяться собственному мнению у детей, которые мало читают. Как привить любовь к чтению?

– Дети просто не знают о существовании интересных для их возраста книг, – считает педагог. – Поэтому обязательно рассказываю о   новинках, цитирую какой-нибудь  захватывающий отрывок. И, как только дети начинают просить: «Расскажите, а что было дальше?», говорю: «Стоп! А дальше – сами».  Вряд ли после презентации все побегут в библиотеку, но даже если несколько человек заинтересуются, будет здорово.

Вас ожидает «Летучий корабль»!

Дорогого стоит – вложить в голову ребенка мысль о том, что быть умным, эрудированным и начитанным так же модно и круто, как иметь айфон. Это тот ключ, который позволяет мотивировать любого школьника. Поэтому Инга Борисовна не устает повторять ученикам, что «без чтения нет орфографии и пунктуации», что книга – «друг, товарищ и кругозор», что она «развивает речь и нравственно обогащает».

Без ведения читательского дневника и выполнения творческих заданий урок чтения в принципе возможен, но это, считает  собеседница, будет уже не то.  Поэтому на ее уроках можно придумывать новых персонажей для прочитанного произведения, а если разочаровала концовка книги – предлагать собственную! Споры, дискуссии, сомнения, размышления вслух, оценка и анализ поступков героев приветствуются.

В списке рекомендуемых педагогом на лето книг классика соседствует с драйвовым фэнтези, добротная приключенческая литература – с забавными историями о животных, рассказы о родной природе – со сказками и легендами. Из современных авторов  предлагает ребятам прочесть Дмитрия Емеца, потому что  его  серия книг о современном герое Мефодии Буслаеве «учит доброму и хорошему». А можно обсудить и «Гарри Поттера»: в книгах Джоанны Роулинг вполне  достаточно ситуаций,  о которых интересно поговорить с учениками…

 В классе педагога И. Б. Коваленко существует давняя традиция: каждый год к 8 Марта ставить костюмированный спектакль. В первом классе все ученики – это обязательное условие! – делают первые шаги на сцене вместе с героями «Красной Шапочки», во втором – примеряют роли посложнее: из «Белоснежки и семи гномов».  Третьеклассники смело импровизируют в «Бременских музыкантах», ну а выпускникам начальной школы сама Мельпомена с Терпсихорой велели блистать в русской народной сказке «Летучий корабль».

Автор инсценировки, режиссер-постановщик, музыкальный редактор, художник по костюмам – в одном лице: классный руководитель. Почетная роль швейного цеха отведена маме педагога – Любови Николаевне. Мало кто знает, что юбки, жилеты, рубашки, нехитрые головные уборы «под гжель», в которых тридцати трем  артистам из четвертого «в» предстоит покорить искушенную театральную публику, – дело рук опытного… бухгалтера, бесконечно любящего театр, школу, детей и свою неутомимую дочь.

Хотя в семье Инги Борисовны педагогов не было, это девочку не остановило: перед глазами был пример Валентины Васильевны Корниенко, учительницы начальных классов 113-й школы.

– Всегда поражалась, как она справляется с нами, мастерству держать дисциплину и интерес к предмету в течение урока! Раньше и классы были не чета современным: в нашем, например, училось сорок три человека! 

В старшем звене мне повезло с учителем литературы –  Марией Михайловной Ходыкиной. Класс слушал ее, открыв рот.  В буквальном смысле слова. Мне очень хотелось быть похожей на нее...

Под влиянием таких учителей мечталось о насыщенной, творческой, деятельной жизни. Мы учились в период, когда пионерская и комсомольская организации приказали долго жить. Достойной замены, увы, так и не предложили. Тогда моя подруга сказала: «Идем в педучилище!» После предъявленных аттестатов – а они были хорошие – нас пригласили на собеседование. Перед экзаменатором надо было прочесть детское стихотворение, и так, чтобы захотелось включить рассказанное   в учебную программу.

Прочитала «Сказку о Красной Шапочке на новый лад», которую услышала летом на корабле. Во время летних каникул мой папа-капитан, Борис Николаевич, брал нас с младшей сестрой Ксенией в плавание. Рейсы на север по Иртышу и Оби были длинными, сестра скучала по дому и маме, и тогда кто-нибудь из команды развлекал нас стихами…

Учеба в педучилище для Инги стала настоящим счастливым билетом. Все сразу наполнилось смыслом, потому что студенты  развивались в творческой атмосфере и росли духовно. Говорит, ни разу не пожалела о том, что поступила в училище. Позже, учась на заочном в педагогическом институте, поняла: именно училище дало ей «всё». Там замечательные педагоги вручили молодым специалистам факел мастерства и таланта.

– Мы устраивали капустники, примеривали на себя роли актеров и режиссеров, каждое лето ездили в лагеря вожатыми. У нас были мировые преподаватели. Мы даже на музыкальных инструментах играли! Когда началась практика в школе, выбрала аккордеон. И папа его купил. С нуля освоила незнакомый инструмент и аккомпанировала на нем во время уроков музыки. В общем, поговорка «и швец, и жнец, и на дуде игрец» – это про студентов педучилища...

За десятилетия педагогической деятельности у Инги Борисовны, как, наверное, и у любого учителя, случалось всякое. И все же мысли бросить школу и уйти на «нормальную работу» – не возникало никогда!

– Говорят, учитель должен любить детей, – рассуждает моя собеседница. – Но, я думаю, уместнее говорить об эмпатии – безусловном принятии. Неважно, какой ребенок: бойкий, подвижный, взрывной или задумчивый, спокойный – ты просто его принимаешь. И работаешь с этим. Ищешь подход… Думаю, для ребенка важнее, чтобы учитель понимал и уважал его индивидуальность.

Недавно приходил в гости бывший ученик. Говорит, я вам столько крови испортил (а он во время урока нырял под парту и крякал!). Для себя тогда решила не обращать внимания на его проделки. А он покрякает-покрякает минуту-другую, устанет и затихнет. Если  не обострять ситуацию и спокойно продолжать урок, все встанет на свои места. По моим наблюдениям, в каждом классе есть мальчик, который очень хочет привлечь к себе внимание. Девочек за таким занятием как-то не замечала...

А вообще, все дети хорошие. В каждом живет естественное  желание проявить себя, и не каждый умеет это делать. Задача учителя – научить, показать, увлечь, направить в нужное русло. Крякать под столом во время урока – в конце концов, скучно. Одноклассникам известно, что он сотворит в следующую минуту, а вот если, объясняешь ему, проявишь себя в творчестве, тебе цены не будет. Не все, конечно, моментально попадаются на этот «крючок». Нужно время. Воспитание – длительный процесс, конечный результат может проявиться даже не в начальной школе.

Детям хочется поскорее стать взрослыми: говорить плохие слова, вести себя вызывающе. А я объясняю, что взрослость – это ответственность. Перед кем, удивляются, перед Родиной, что ли? Ближе берите, говорю. Перед своей семьей, перед самим собой. Вы – будущие жены и мужья, а ответственность – такое качество, которое всегда оценит вторая половинка.

И все это нужно систематически закреплять, да так, чтобы  не надоесть – ну вот, опять началось! Каждый раз подавать одну и ту же мысль под разными соусами. Начальная школа только сеет зерно, а собирать «плоды» будет жизнь… 

Счастливы вместе

…Кабинет четвертого «в» – самый обычный. А если приглядеться, в конце класса можно обнаружить отгороженные этажерками «зоны отдыха»: отдельно для девочек, отдельно для  мальчиков. Мягкий пуф, пушистый коврик под ногами, на уровне вытянутой руки – книжка с любимыми сказками, настольная игра, мягкая игрушка – всё для того, чтобы сменить обстановку, почувствовать себя, как дома, сбросить напряжение… Классный руководитель четвертого «в», как никто другой, понимает: ученику даже в строгой школьной обстановке иногда необходимо чувствовать себя ребенком…

Или вот еще. Наблюдаю, как перед уроком девчушка,  старательно протирая стекла очков, делится с подружкой: вот, мол, врач выписала, сомневаюсь: надевать – не надевать, а вдруг будут смеяться…

Звонок. И классный руководитель говорит:

– Ребята, посмотрите, как стильно выглядит Катя, – а потом обращается к девочке: – Они тебе идут!

Вопрос снимается моментально, и я почему-то уверена, что после такого Катя больше не усомнится, следует ли носить очки.   

…На уроке чтения анализируют рассказ Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

– О чем это произведение, лично для вас? Кто здесь главный? – спрашивает учитель.

Хвостики, убранные резиночками, рубашки в клетку, худи, шмыгают носы, из рюкзачка никак не достается нужная тетрадка. А руки упрямо тянутся вверх, потому что их точка зрения будет интересна учителю. А это – главное… 

Мнения двух учеников разделились: Платон назвал произведение рассказом, Варвара – поэмой. «Докажите», – предлагает Инга Борисовна обоим. И ребята стараются, приводят аргументы.

А дальше – снова работа с текстом.

– Найдите, почему Дагни – особенная? Подтвердите свои слова словами автора, – говорит учитель. – Охарактеризуйте Грига и Дагни,  прочтите выразительно самый напряженный момент рассказа, чтобы мы почувствовали волнение.

Ребята читают по цепочке, и в том, как они читают, слышна неподдельная заинтересованность. А потом класс дружно составляет синквейн и слушает музыку – «Утро» из сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт».

Творческий блок, пожалуй, самое увлекательное на уроке чтения.  

– Леня, – обращается Инга Борисовна к одному из тех в классе, кто учится в музыкальной школе, – ты писал музыку, скажи, это тяжело?

– Нужно вдохновение…

– Музыка – такая штука, где средне сделать нельзя, – рассуждает Платон, – только очень хорошо.

– Чтобы написать музыку, нужно придумать тему, – помогает товарищу Мирослав, – музыку надо любить и понимать…

–Кто тебя вдохновлял на написание музыкальных произведений, Леня? – интересуется педагог.

– Вдохновил Бах. Я сочинил три произведения: грустное, радостное и со словами, про дождь…

– А кто был первым слушателем?

– Мама…

– Ребята, – предлагает учитель, – а вы хотите познакомить класс со своими сочинениями? Знаю, что у нас Злата пишет вальс для гитары…

Видя, как оживляются дети, как делятся своими мыслями, чувствами, переживаниями, вспоминаю слова Инги Борисовны, сказанные перед уроком: «Все дети замечательные. В каждом живет естественное желание проявить себя, но не каждый умеет это делать. Задача учителя – научить, показать, увлечь, направить в нужное русло».

Вместо послесловия

Современную школу трудно представить без цифровизации и геймификации, иммерсивного обучения и нейросетей, интерактивных досок и суперпланшетов. Открытым остается вопрос: где взять хорошего учителя? Невероятно трудно – быть педагогом. Это миссия, требующая личного духовного совершенствования. Потому что доброта воспитывается добротой, любовь – любовью, честность – честностью, а это может дать только учитель. Педагог начальных классов Инга Борисовна Коваленко убедилась в этом на личном опыте. И сегодня ее заветная мечта – чтобы служение любимому делу продолжалось как можно дольше...

ДОСЬЕ

Дата и место рождения: 25 января, г. Омск

Образование: Омское педагогическое училище № 1 (1995); ОмГПУ, направление «Педагогика и методика начального образования» (1999), магистратура по направлению «Педагогика» (2008)

Семья: муж Александр Владимирович, дочь Юлия

Награды, поощрения: победитель конкурса лучших учителей РФ (2007), Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (2007), звание «Почетный работник общего образования РФ» (2016), занесена на доску почета работников муниципальной системы образования (2020)

Эталон педагога: «Учитель, который вдохновляет»

Литературные пристрастия: творчество А. Пушкина, Н. Гоголя, М. Булгакова, А. Конан Дойла, Ф. Бёрнетт, О. Генри, С. Кинга; «Граф Монте-Кристо» А. Дюма, «Алые паруса» А. Грина, «Жизнь взаймы» Э. М. Ремарка, «Убить пересмешника» Харпер  Ли, «Виноваты звезды» Д. Грина  

Любимые исторические герои: Александр Невский, Петр Первый, П. А. Столыпин, из современников – Елизавета Глинка (Доктор Лиза)  

Любимые фильмы: советские комедии, исторические и военные киноленты

Любимые артисты: Н. Румянцева, Н. Рыбников, С. Дружинина, А. Миронов, С. Безруков, К. Хабенский

Хобби: путешествия, кулинария, скрапбукинг

Любимое время года: лето

Любимый уголок Омска: Любинский проспект

Любимый афоризм: «Всё в наших руках, поэтому их нельзя опускать» (Коко Шанель)

Представление о счастье: «Счастье – это здоровье родных и близких

Блиц-ответы Инги Борисовны Коваленко

Если выдается свободное время, то… Посвящаю его близким.

Если стиль в одежде, то… Спортивный.

Если цветы, то… Те, что выращивают на даче мама Любовь Николаевна и сестра Ксения.

Если духи, то… Chanel Coco Mademoiselle.

Если музыка, то… Живая.

Если назвать мое главное достижение в профессии, то… Это достижения моих учеников.

авторитетно

М. Л. СЕЛЕЗНЕВА, директор БОУ г. Омска «Лицей № 64»:

– Ингу Борисовну Коваленко можно смело назвать гордостью коллектива, одним из лучших учителей начальной школы. В этом году исполняется 30 лет ее педагогической деятельности. В лицее трудится с 2008 года, имеет высшую квалификационную категорию. Это учитель, который постоянно стремится к совершенству, не останавливается на достигнутом. Умеет создать в каждом классе теплую семейную атмосферу. Вкладывает душу в оформление учебного кабинета. Делает все, чтобы лицей стал для учащихся вторым домом, где их любят и ждут. Умело и тактично выстраивает отношения с родителями. Достаточно принципиальный и требовательный педагог, который видит свою миссию в воспитании достойных, разносторонне развитых граждан страны. 

За время обучения у Инги Борисовны дети не просто открывают для себя безграничный мир знаний, а учатся жить в коллективе, быть дисциплинированными и ответственными, надежными в дружбе.   Перейдя на уровень основного общего образования, выпускники часто навещают любимого учителя. Делятся новостями, спрашивают совета. Инга Борисовна остается для ребят «второй мамой», мудрым наставником на все времена. За многолетнюю плодотворную работу Инга Борисовна Коваленко удостоена звания «Почетный работник общего образования РФ». Ее портрет в 2020 году занесен на Доску почета работников муниципальной системы образования. Молодые учителя с интересом перенимают ее богатый педагогический опыт: нестандартный подход к организации образовательного процесса. Поздравляю Ингу Борисовну с юбилеем профессиональной деятельности! От души желаю еще много лет так же творчески и увлеченно работать с детьми в педагогическом коллективе нашего лицея!    

авторитетно

М. Г. БЕКЕТОВА, заместитель директора лицея № 64:

– Чтобы много лет успешно учить детей в начальной школе и получать высокий результат, нужен особый дар. Инга Борисовна Коваленко наделена им сполна. Профессионал с большой буквы, исключительно ответственный, творческий педагог – это всё о ней. За годы работы в лицее заслужила неоспоримый авторитет в коллективе. Требовательна к коллегам, родителям, ученикам. А в первую очередь – к самой себе. Из когорты учителей, которые не останавливаются на достигнутом. В курсе новшеств и интересных находок, которые появляются в педагогике начальной школы. Своей творческой энергией заряжает коллег.

Любовь к детям у Инги Борисовны выражается в делах и поступках. В организации уютного и комфортного развивающего пространства в классе. В неординарном построении занятий. В разноплановой внеклассной работе. Скрупулезно выбирает задания для каждого урока. Продумывает, как ребенок будет решать ту или иную задачу, стараясь предугадать ход его мыслей. У учеников Инги Борисовны традиционно высокая успеваемость, выпускники хорошо подготовлены для дальнейшего обучения в среднем звене и старших классах лицея. Для нее важно взрастить не просто грамотных, эрудированных учеников, а людей всесторонне развитых, способных к сопереживанию, с активной жизненной позицией. С первого класса стремится привить детям интерес к литературе, искусству, классической музыке, театру, кино. Каждый год ученики готовят театральные постановки. Учитель выступает в роли генератора идей, режиссера, художественного руководителя и даже костюмера. Вкладывает частицу души в каждого ребенка. Под ее руководством дети развиваются, учатся взаимодействовать в команде, сообща решать задачи. Каждый большой праздник в классе превращается в яркое событие. Это педагог, который трудится в школе по велению души. Желаю Инге Борисовне неисчерпаемого запаса энергии, здоровья и вдохновения, чтобы все планы и мечты воплощались в реальность, а ученики радовали достижениями и победами!    

авторитетно

Е. А. ГОРЧАКОВА, мама учащегося 4 «в» класса Леонида Горчакова:

– Инга Борисовна – талантливый педагог. Учитель, который максимально ориентирован на создание комфорта для учеников. Ее девиз – «Детям в школе должно быть хорошо». Всегда на страже интересов ребенка. С первого класса ставит задачу воспитать в каждом самостоятельность, способность к самоконтролю, умение формулировать свои мысли. Для учеников Инга Борисовна – бесспорный авторитет. Мудрый наставник, который делится знаниями и опытом. На начальном этапе помогает адаптироваться в новой среде, ощутить себя частью лицейского сообщества. К детям всегда подходит объективно. Интересы каждого отстаивает в равной степени. В зависимости от ситуации может быть требовательной или лояльной, но всегда справедливой. Излишне строгим родителям напоминает: «Вы должны любить своего ребенка, а строгой должна быть я». Все спорные моменты обсуждает тет-а-тет. В классе нет проявлений троллинга. Ребята дружны, готовы к взаимопомощи, умеют выходить из конфликтных ситуаций. Нет борьбы за лидерство – каждый по-своему успешен. Особое внимание Инга Борисовна уделяет свободе творческого самовыражения ребенка. Старается привить интерес к художественной литературе, искусству. Ее визитная карточка – театральные постановки и праздничные концерты, в которых участвуют все ученики, начиная с первого класса. Результат налицо. За четыре года ребята очень выросли и в интеллектуальном, и в творческом плане. В четвертом «в» – высокая успеваемость. Во втором триместре в классе пять отличников, семь ребят обучаются в школах искусств, семнадцать занимаются в спортивных секциях. Для нашего учителя важно передать класс такому же неравнодушному классному руководителю. А для выпускников Инга Борисовна всегда остается родным и близким учителем.

 Содержание