личность
и время
текст:
Оксана ДУБОНОС, фото: Светлана БЕРЕСТОВА, Евгений КАРМАЕВ и из личного архива Т.
Пуха
Траектория
будущего Татьяны Пуха
Среди
руководителей школ есть люди, чей стиль управления, опыт и харизма во многом
определяют лицо образовательного учреждения, во главе которого они стоят. Мы встретились и пообщались с таким
директором…Татьяна
Анатольевна Пуха – капитан корабля под названием «СОШ № 107» с надежной
командой и крепкими парусами. За тринадцать лет плавания в административно-педагогических
морях-океанах судну встречались рифы, мели, акулы и даже пираты. Не раз
приходилось идти на абордаж. А чтобы двигаться дальше, надо было рисковать.
Риск, если вы помните, – благородное дело.
Не
рубить сплеча
«В
детстве директор школы воспринимался мною как человек с нимбом над головой, –
рассказывает Татьяна Анатольевна. – Уровень доверия и уважения к этой должности
был настолько высок, что я и думать не могла когда-нибудь оказаться на его
месте. Что стану учителем, знала точно, но встать у руля школы – это из области
фантастики».
И
тем не менее… На собеседовании в городской администрации у заместителя мэра Ирины
Михайловны Касьяновой героине нашего рассказа врезалась в память одна
замечательная фраза, которая не раз спасала в тупиковых ситуациях: «Только не
руби сплеча». С этим напутствием она и шагает по жизни.
Для
Татьяны Пуха слово «директор» – всеобъемлющее понятие: «У нас большой
образовательный комплекс с детским садом. Дети в возрасте от трех до семи лет
находятся здесь с утра до вечера. Когда проводим мероприятия для малышей,
стараемся пригласить родителей, привлечь к воспитательному процессу. Многие из
них родились в 90-е, когда духовно-нравственному воспитанию не уделялось должного
внимания. И для нас принципиально, чтобы родители тоже почерпнули что-то важное
для себя. Повзрослев, дети придут в нашу начальную школу. Чтобы вчерашним
детсадовцам было легче адаптироваться к новой жизни, заранее проводим для них
экскурсии по школе. А выпускаем вполне сформировавшихся граждан –
семнадцати-восемнадцатилетних парней и девушек. Поэтому перед нами стоит
большая задача: не только дать им качественное образование и обеспечить
комфортное, здоровое и безопасное пребывание в стенах комплекса, но и воспитать
патриотов своей страны».
«Когда
в 2013 году впервые попала в сто седьмую школу, я плакала», – «день седьмое
ноября» стал для Татьяны Анатольевны в буквальном смысле «красным днем
календаря». Говорит, эту дату невозможно забыть. Ну вот представьте себе: ваша
педагогическая карьера начинается в
комфортных и благоприятных условиях: учитель физики в 142-й школе, затем «Лицей
БИТ», школа № 110. Оранжерейная
атмосфера. И вдруг – сто седьмая школа! Тихая оторопь. Коллектив был достойный
и стабильный, но что-то шло не так. Пришлось засучить рукава. Из
«достопримечательностей» – обшарпанный фасад с намеком на архитектурный
замысел, убогие стены, осыпающаяся штукатурка. И стойкое нежелание родителей
отдавать туда своих детей. У новоиспеченного директора было такое чувство, что
все дороги вели не к сто седьмой, а из нее: «Я заплакала и не скрываю этого.
Школа была на грани вымирания. Как сейчас помню, 630 учащихся. А сегодня –
полторы тысячи, не считая детсадовцев».
Началась
«планомерная работа по популяризации школы». Сделали косметический ремонт, поменяли
учебные планы, пересмотрели воспитательную систему, активизировали внеклассную
работу. По мнению Татьяны Анатольевны, «если в классах нет жизни, учебный
процесс не тронется с мертвой точки. Дети должны бежать в школу! Для этого надо
организовать общественную работу, включая волонтерскую деятельность, движение
юнармейцев и многое другое». На самый первый грант в 2014 году восстановили
школьный музей. Через год открыли новый детский сад. Привели в порядок
газпромовскую площадку перед школой. Увеличился педагогический состав, пришли
молодые кадры. К сотрудничеству активно подключился депутат областного
Законодательного собрания, генеральный директор АО «ОНИИП» Владимир
Александрович Березовский. Многострадальную сто седьмую, не знавшую ремонта
сорок пять лет, наконец включили в федеральную программу.
Когда
идет ремонт
«На
время строительных работ 108-я и 99-я школы гостеприимно предоставили места для
наших учащихся, – рассказывает о добрых соседях Т. А. Пуха. – Педагоги работают
«на два фронта». К середине июля этого года ремонт планируется завершить.
Надеюсь, Первое сентября встретим в родных стенах. Каждую неделю бываю на
объекте и уже сейчас вижу: это будет совершенно новое здание. Отремонтирована
кровля, заменен тепловой узел, вместо деревянного пола на втором и третьем
этажах уложен прочный и красивый керамогранит. Закупаются интерактивные
телевизоры, современная мебель, оборудование для кабинетов физики и химии.
Совместно с авиационным колледжем имени Н. Е. Жуковского ведется работа по
организации профильных классов для старшеклассников. А с апреля в школе открыт
набор в первые классы, которых, как и до ремонта, будет шесть».
«Школа
– самое конфликтное место на земле», – заметил один мудрый директор. Здесь под одной крышкой «варятся» педагоги,
учащиеся, родители, государство – адская смесь! И каждый, заметьте, тянет
одеяло на себя. А директор школы должен сделать так, чтобы всем было хорошо и
удобно. Когда твой рабочий день начинается и заканчивается учениками,
учителями, родителями, департаментом образования, проверяющими службами,
возникает резонный вопрос: какими качествами в дополнение к общеизвестным
должен обладать директор школы, чтобы вывозить на своих плечах эту махину? «Надо
просто любить свою работу, – улыбается моя собеседница. – Если нет любви,
ничего сделать нельзя. Как бы тяжело порой не было, любовь помогает решить
любые сложности». Директор сто седьмой омской школы искренне полагает, что нет такой проблемы,
которую невозможно решить. И если родители или учителя обратились к ней с
каким-то вопросом, надо обязательно найти правильный ответ. Проблемы нельзя
замалчивать. Надежные помощники в работе – заместители директора. «Сидим, –
вспоминает, – иной раз в учительской, думу думаем, аж пар над головами
клубится, и вдруг кто-то засмеется, а вслед за ним остальные, и задача со
звездочкой, еще пять минут назад казавшаяся невыполнимой, моментально
решается».
По
данным Министерства просвещения России среди руководителей школ 77 процентов –
представительницы прекрасного пола. Наша героиня, безусловно, принадлежит к
славной когорте «некрасовских женщин», что и коня на скаку, и в горящую избу, и
ремонт в школе осилит, и блестяще урок физики проведет. При этом твердо
уверена: мужчины школе нужны. Их малочисленность на директорском поприще
объясняет тем, что «мужчины более строги к себе и подчиненным, не всегда могут
идти на компромиссы».
«Знаю
много примеров классных директоров-мужчин, за ними всегда стоят
заместители-женщины. Доводилось работать с директором-мужчиной. Это феерично.
Он принимал очень сложные, порой жесткие, решения, а мы помогали их
реализовывать. Это круто. Не каждая женщина так сможет. Я бы хотела, чтобы в
школе было больше мужчин – это другой стиль поведения и преподавания, другой
дух. Представитель сильного пола привносит стабильность, уверенность,
спокойствие, уважение к профессии. В нашей школе работают замечательные
мужчины: преподаватели истории, физкультуры, химии. Около тридцати лет нашу
школу возглавлял Вадим Федорович Науменко. Роль педагогов-мужчин трудно
переоценить».
О
физике – с любовью
Бывают
вещи, о которых сразу и безоговорочно понимаешь, что это – твое. Так в судьбе
Татьяны Пуха на заре туманной юности случилась физика. В педагогический класс
134-й школы пришла «из любопытства», а встреча с блистательным педагогом Марией
Васильевной Захарченко развернула ее жизнь на 180 градусов: «Я влюбилась в
физику».
Урок
у Марии Васильевны был разыгран словно по нотам, с кульминацией и развязкой,
прологом и эпилогом, и каждый его финал можно было смело выбить в граните.
Класс просто-таки светился этими уроками физики. «Мне повезло встретить учителя
от Бога. Поэтому решила, что и своим ученикам буду преподавать физику так же,
как Мария Васильевна», – говорит Татьяна Анатольевна.
В
Омский педагогический институт поступила без экзаменов. После собеседования по
предмету – а это было серьезное испытание, отвечать нужно было без подготовки –
отыскала свою фамилию в списке зачисленных и моментально почувствовала
гордость. «Я не могла подвести людей, которые вкладывали в меня свои знания и
душу. Мой успех был благодарностью за их бескорыстный труд».
Учитель
физики на сегодняшний день – краснокнижный специалист. В сто седьмой, как в
песне, «их оставалось только трое». Двоих «переманила Москва», и в прошедшее
Первое сентября директору сто седьмой «пришлось поделить с коллегой все часы». Административную работу никто не отменял, а к
ней «бонусом» шестнадцать часов физики. И какой физики: седьмые-восьмые классы!
«Орлы» – одним словом характеризует своих учеников Татьяна Анатольевна. Поэтому
на урок приходит во всеоружии, с полным
комплектом «боеприпасов»: учебник, пара-тройка эффектных опытов, наглядный
пример «из жизни», сдобренный толикой юмора (иначе не запомнят!) и тетрадка с
решенными задачами: «На физике можно
поговорить, но решенная задача всегда должна быть под рукой». Авторитет
директора, разумеется, тоже на руку: играет свою роль, но от силы два-три
первых урока, а дальше – только профессионализм и ежедневная подготовка к
занятиям. Несмотря на двадцатипятилетний педагогический стаж, учитель физики
Татьяна Пуха каждый божий день готовится к урокам. Потому что, если классу
будет не интересно, никакой директор школы, будь он хоть самим Исааком
Ньютоном, не заставит учеников выучить про силу действия равную силе
противодействия.
Любимая
тема – электричество. «Полет» кусочка ваты с помощью эбонитовой палочки, клочки
бумаги, «выдрессированные» потертой о волосы пластмассовой линейкой, резиновый
коврик, «съедающий» удар электрического тока, – все это, по словам Татьяны
Анатольевны, «классика жанра», благодаря которой ощущаешь себя немножко Дамблдором из Хогвартса. Когда «школа
волшебников» № 107 под руководством своего физика берется за опыты, Отто фон
Герике отдыхает. Она готова отдать «полцарства» за то, чтобы увлечь,
воодушевить, заинтересовать. И если после всей «магии», объясняет, мой любимый троечник откроет учебник, это –
высший пилотаж, значит, урок прошел не зря.
Пуха
говорит своим мальчишкам, что все они, повзрослев, будут водить машину, и если
вот прямо сейчас, на уроке, не разберут
параллельное и последовательно соединение, не замкнут цепь, цепь
«замкнет» их. История не знает примеров, чтобы после ТАКИХ аргументов кто-то
скучал в сторонке.
«У
меня есть фантастические учебники физики 1957 года издания, где очень много
таких примеров, – с удовольствием делится педагогической «кухней» Татьяна
Анатольевна, – и я обязательно привожу их на уроках. Все-таки не случайно в
1961 году мы полетели в космос: будущие инженеры-конструкторы учились именно по
таким книгам. Это работа на результат. И спустя тринадцать лет как директор могу
сказать: «Есть результат!» Горжусь тем, что удалось сделать, что на Московке
есть такая замечательная 107-я школа. В пору кадрового голода мы запустили
новый проект, и теперь наши выпускники-целевики, будущие учителя математики,
иностранного языка, филологи, которые учатся в педуниверситете,
возвращаются на практику в родную
школу, к учителям, у которых учились. Связь поколений не теряется, и этим я
тоже горжусь». 
Всё
начинается с семьи
«Хорошо
быть руководителем, когда дома такие надежные тылы», – признается Татьяна Пуха.
Мама, Александра Яковлевна – «без нее никуда!». Муж Евгений – полковник,
выпускник Московской Академии ГПС МВД России. Познакомились в Омске на
праздновании 8 Марта в студенческой тусовке, когда он был курсантом Екатеринбургского
пожарного училища. С тех пор двадцать семь лет вместе. Две дочери: Анастасия –
врач-терапевт поликлиники № 10, учится в ординатуре, старшеклассница Арина тоже
мечтает стать врачом. Мопс и кот – тоже
«члены семьи». Дома Татьяна Анатольевна – не строгий босс, а настоящая
хранительница семейного очага. «Люблю готовить, создавать гармонию в доме: уют,
цветы, красивая скатерть на столе, аромат пирогов… Всегда хочется порадовать
близких».
Ее
любимое «место силы» – слияние Оми и Иртыша – куда могут приехать вместе с
мужем поздним вечером и немного помолчать. Ведь у каждого человека должно быть
хотя бы одно такое «магическое» место, где можно почувствовать себя вне времени
и пространства. Из культурных мероприятий выделяет концерты Владимира Спивакова
и Валерия Гергиева, потому что «затрагивают высокие ноты души».
И
какой директор школы не любит выращивать огромные тыквы, что с трудом их
отрываешь от земли, и плод богов – кабачок, которого всегда столько, что
угощаешь всех, кто готов его принять! Только на любимой даче между человеком,
будь он даже директором школы, и овощами возникает нечто похожее на любовь. У
каждой петрушки-редиски обнаруживаешь свой неповторимый характер. Так же, как у
учеников. Или педагогов. А еще – харизму, внутренний темперамент, тысячи
вкусовых оттенков. И где еще, как не на даче, восхищаться чудесами природы,
когда из маленькой семечки вдруг вылупляется росток, который превращается в
пузатый баклажан или душистый левкой?! «Помню, как в детстве не хотела ездить
на дачу, – с улыбкой вспоминает Татьяна Анатольевна. – А теперь мне нравятся
«последствия» моих трудов, будь то сладкая морковь или жгучий перец. В прошлом году посадили девять
плодовых деревьев, теперь ждем. С началом сезона муж обычно предлагает: «Давай
не будем много сажать: грядку помидоров, грядку огурцов». А если у меня сто
корней помидоров, я не могу их выбросить, они живые! В итоге огород засажен под завязку. Рада, что все
это в моей жизни тоже есть, ведь без этого она бы точно была неполной…»
Всем
– спасибо
Директор
107-й школы благодарна коллективу за поддержку. Старается войти в положение
педагогов, понимая, как непросто им в период масштабного ремонта проводить
занятия в соседних учебных заведениях, переходить из одного здания в другое, да
еще проводить с ребятами внеклассную работу.
«Все
с таким нетерпением ждут завершения реконструкции, когда распахнет двери наша
обновленная школа! – улыбается Татьяна Анатольевна. – Большинство педагогов
воспитаны советской системой и готовы хоть сейчас выйти на субботники, чтобы
ускорить процесс. Спасибо депутатам, нашим социальным партнерам, родительской
общественности, бывшим выпускникам – всем, кто вносил и вносит вклад в развитие
школы. Вместе сможем горы свернуть…»
Планов
у Татьяны Анатольевны Пуха, как всегда, «громадьё». Когда начинает
анализировать новые проекты и задумки, приходит к выводу: чтобы все воплотить,
и девяносто лет жизни для директора – мало. Но разве это может остановить
настоящего лидера? Главное – всегда идти вперед...
ДОСЬЕ
Дата
и место рождения: 16 июля, г. Омск
Образование:
Омский государственный педагогический институт
Семья:
муж Евгений, дочери Анастасия и Арина
Трудовая
биография: прошла путь от учителя физики до директора БОУ г. Омска «СОШ № 107»
Общественная
деятельность: координатор проекта ВПП «Единая Россия» «Новая школа» на
территории Омской области
Хобби,
отдых: путешествия, общение с природой, дача
Музыкальные
пристрастия: классическая музыка в исполнении мастеров
Любимые
актеры: В. Лановой, М. Ульянов, В. Тихонов
Любимые
праздники: Новый год, День учителя, дни рождения дочерей
Любимое
время года: осень, «потому что это начало важного этапа жизни – нового учебного
года»
авторитетно
С.
Н. ШЕЛЕСТ, мэр города Омска:
–
Капитальный ремонт школ в нашем городе проводится в рамках масштабной
федеральной программы «Модернизация школьных систем образования», которая
реализуется по поручению Президента России Владимира Путина.
В
2024 году стартовал капитальный ремонт четырнадцати омских школ, в их числе –
СОШ № 107, расположенная в Ленинском округе. Началу работ предшествовала
серьезная подготовка, включающая в себя максимально комфортный перевод ребят на
время ремонта в другие учебные заведения, а также вопросы сохранения школьного
имущества. Большая ответственность в этот период возложена и на администрацию
образовательных учреждений.
Начиная
с прошлого года школа № 107 находится в зоне пристального внимания городской
администрации. В ходе рабочей поездки в августе 2024 года был проанализирован
ход ремонтных работ. На стройплощадке мы побывали с председателем горсовета
Владимиром Корбутом и исполняющим обязанности прокурора города Омска
Александром Лазарчуком. Состоялся разговор с подрядчиком, ООО «Строительные
материалы Сибири». Важно,
чтобы при проведении работ были учтены индивидуальные особенности здания,
соответствие современным требованиям. Главным приоритетом остается обеспечение
безопасности для учеников, педагогов и администрации каждой из школ. Обновленное
учебное заведение – это новые возможности для ребят и преподавателей, точка
отсчета достижений и побед. Желаю коллективу СОШ № 107, директору Татьяне
Анатольевне Пуха достойного
завершения капитального ремонта. В День знаний встретить новый учебный год в
максимально комфортном, современном здании, оборудованном всем необходимым.
Школе – всегда оставаться центром притяжения для жителей микрорайона.
авторитетно
Н.
Г. ДОМОСКАНОВА, директор БОУ г. Омска «Лицей № 92», председатель президиума ОМОО
«Совет руководителей муниципальных учреждений образования города Омска»,
Почетный работник общего образования РФ:
–
Татьяна Анатольевна Пуха – очень ответственный, грамотный специалист,
увлеченный педагог-альтруист, который искренне любит детей и свою профессию.
Неравнодушный человек, занимающий активную жизненную позицию. Для руководителя
современного образовательного учреждения эти качества особенно важны.
Мы
знакомы более тринадцати лет. Когда Татьяну Анатольевну – молодого,
перспективного преподавателя физики – назначили директором школы № 107, мне
было поручено на первоначальном этапе выполнять функции куратора. С задачами
она справляется достойно, заслужив авторитет в коллективе и раскрыв за эти годы
новые грани своей личности. Татьяна Анатольевна – позитивный, доброжелательный,
тактичный, отзывчивый человек, наделенный талантом общения, что для директора
немаловажно. Умеет находить общий язык с коллегами, родителями, учениками,
социальными партнерами. Открыта для новых знаний. Живет интересами школы.
Многое делает для ее развития, участия в федеральных программах. В период
полномасштабного ремонта здания постоянно отслеживает процесс. В курсе всех
строительных дел, следит за качеством работ. Такое отношение к делу вызывает
большое уважение. Т.
А. Пуха является координатором проекта политической партии «Единая России»
«Новая школа» в Омской области. Большое внимание уделяет патриотическому,
духовно-нравственному воспитанию юного поколения. От
души желаю Татьяне Анатольевне новых больших достижений в профессиональной
деятельности, поддержки со стороны коллектива.
А еще – сил, здоровья и вдохновения, чтобы воплотить в жизнь свои планы
и самые смелые, амбициозные проекты.
авторитетно
А.
В. АРТЕМОВ, председатель Законодательного Собрания Омской области:
– Во
все времена учитель выполняет важнейшую миссию – не просто дает знания, но и
воспитывает граждан, формируя их ценности, характер, любовь к Родине. Татьяна
Анатольевна Пуха – пример такого педагогического подвижничества. Под ее
руководством школа № 107 стала не только центром качественного образования, а
пространством творчества, патриотизма, добрых традиций. Татьяна Анатольевна
стремится внедрить в образовательный процесс инновационные методики. Большое
внимание уделяется патриотическому воспитанию. В школе есть музей памяти,
экспозиция «Доблесть Героев России», установлена «Парта Героя». Актив СОШ № 107
участвует в патриотических акциях. Передавая из поколения в поколение память о
героических предках, мы сможем научить детей любить и оберегать Родину. В
рамках международной акции «Сад Памяти» ребятами высажено более 30 хвойных
деревьев, в планах – высадка Аллеи Памяти. Школа – стратегическая площадка для
внедрения образовательных и просветительских проектов, таких как «Киноуроки в
школах России».
В
рамках проекта партии «Единая Россия» «Новая школа» воспитание детей
рассматривается как стратегический общенациональный приоритет. Т. А. Пуха
достойно проявляет себя на посту
председателя общественного совета проекта. На базе Штаба общественной
поддержки совместно с педагогами и ребятами
проводит социально значимые мероприятия. В
2024 году Т. А. Пуха награждена Почетной грамотой Законодательного Собрания
Омской области за многолетний добросовестный труд, активную гражданскую
позицию, высокие достижения в профессиональной деятельности и значительный
вклад в развитие системы образования. Коллектив школы демонстрирует высокий
профессионализм, а ученики – упорство в освоении знаний и творческий подход к
решению задач. Желаю
педагогам и учащимся школы новых достижений, научных открытий, значимых
результатов, побед в конкурсах и олимпиадах!
авторитетно
В.
А. БЕРЕЗОВСКИЙ, ген. директор АО «ОНИИП», депутат Законодательного Собрания
Омской области:
–
Сотрудничество нашего предприятия со 107-й школой продолжается много лет. В 2021 году на базе
учебного заведения открыт кружок радиоэлектроники и программирования
«Электрон», организованный по инициативе руководства АО «ОНИИП». Проект
позволяет на этапе школьного обучения выявлять талантливых ребят, интересующихся
точными науками, которых привлекают технические, естественнонаучные
специальности.
В
стенах школы проходят профориентационные мероприятия с представителями вузов и
колледжей, которые являются давними партнерами АО «ОНИИП». Подготовка кадров,
начиная со школьной скамьи – ноу-хау нашего предприятия. Стали доброй
традицией профориентационные мероприятия, такие как «Трудовое лето», «Неделя
без турникетов». Рады видеть среди участников старшеклассников 107-й школы.
Директор СОШ № 107 Татьяна Анатольевна Пуха за эти годы проявила себя как
грамотный, неравнодушный, творческий, коммуникабельный руководитель. Всегда
активно отстаивает интересы своего образовательного учреждения, стремится
создать для детей комфортную среду, мотивировать ребят получать разносторонние
знания. В школе проводят большую внеклассную работу, уделяя особое внимание
духовно-нравственному воспитанию будущих граждан. Воспитание здесь начинается
буквально с детского сада: школа № 107 – одна из немногих школ в регионе, в
структуру которых входит и дошкольное учреждение. С прошлого года в здании
развернуты масштабные ремонтные работы, и Татьяна Анатольевна держит руку на
пульсе строительства. Стремится делать всё, чтобы качество образования не
страдало от временных трудностей. Хочется пожелать, чтобы с вводом в строй
после ремонта школа вышла на качественно новый уровень, а перед выпускниками
открылись большие перспективы.
авторитетно
Д.
С. ПЕРМИНОВ, Герой России, сенатор Российской Федерации от Законодательного
Собрания Омской области, член Комитета СФ по обороне и безопасности:
– С
общеобразовательной школой № 107 в рамках патриотического воспитания
сотрудничаю на протяжении довольно длительного времени. Директор Татьяна
Анатольевна Пуха обладает удивительной способностью вдохновлять как учащихся,
так и педагогов. Активно внедряет современные методы обучения, создавая
комфортную и мотивирующую атмосферу для всех. Под ее руководством школа
становится не только местом получения знаний, но и пространством, где
формируются важные жизненные ценности, такие как патриотизм, уважение и
ответственность.
В
настоящее время в школе идет капитальный ремонт, который станет важным этапом в
развитии. Обновление инфраструктуры позволит создать комфортные условия для
обучения и всестороннего развития детей. В самом начале ремонта встречался с
родителями учащихся. Обсуждали, каким будет обновленное учебное заведение и как
оно повлияет на образовательный процесс. Встреча стала важным моментом для
понимания потребностей и ожиданий родителей. Татьяна Анатольевна Пуха
рассказала об участии учреждения в
программе капитального ремонта «Школа мечты». Программа предоставляет
уникальные возможности для создания современных учебных пространств,
соответствующих требованиям времени. Совместно с учащимися и педагогами были
выбраны наиболее подходящие цветовые решения и интересные подходы для улучшения
пространства. Убежден,
что результатом преображения станет школа, где каждый ученик сможет развиваться
в соответствии со своими интересами и способностями, а образовательный процесс
будет не только качественным, но и вдохновляющим. С нетерпением жду завершения
ремонтных работ и открытия обновленной школы. Уверен, что это станет новым
этапом в жизни школы и положительно скажется на всех участниках
образовательного процесса. Содержание
|