за кадром

текст: Ольга ВАСИЛЕНКО, фото из архива Владимира КУДРИНСКОГО

Взаимная любовь Владимира Кудринского


В прошлом году отметил очередной юбилей фотохудожник, директор Омского филиала Союза фотохудожников России Владимир Кудринский. Землякам он известен еще и как талантливый солист, исполняющий эстрадную классику. Владимира Федоровича часто называют «поющим фотографом», а еще – фотохудожником, воспевающим сибирские просторы. В интервью журналу «Сибирь и Я» Владимир Кудринский рассказал о своем жизненном пути и о том, как ему удается столько лет служить сразу двум музам – музыке и фотографии. 

Строитель, певец и фотограф    

– Владимир Федорович, вы родом из села Степное Марьяновского района. Чем запомнились детские годы и когда в вашу жизнь впервые вошла песня?

– Петь любил всегда, сколько себя помню. На селе народ певучий. И моя мама, Эмма Робертовна, была знатной певуньей. Много лет трудилась в хозяйстве дояркой. Отчим, Федор Исакович Кудринский, бригадир полеводства, одно время работал конюхом. А еще держал голубей. Мы с младшим братом Александром росли, как все деревенские мальчишки. Отчим поручал пасти лошадей. До сих пор помню своего любимца – коня Орлика, поездки в ночное, речку Камышловку… Всё это потом отразится в моих снимках – и красота сибирской природы, и лошади, и даже голуби… В школьные годы участвовал в художественной самодеятельности: пел, исполнял роли в театральных постановках. Мечтал стать артистом. До окончания седьмого класса...   

– Продолжили учебу? 

– Приехал в Омск после школы-семилетки четырнадцатилетним пацаном в 1962 году с опозданием – набор в учебные заведения закончился. Пошел в училище при пятом строительном тресте, на арматурщика-бетонщика. Даже не представляя, что это за специальность. Повезло – в училище был замечательный коллектив художественной самодеятельности под руководством Казачкова. И я стал солистом хора. После окончания училища пришел на стройку. Приходилось поднимать носилки с бетоном на верхние этажи. Ребята предложили: «Да ты лучше пой, а мы будем работать! Веселее будет…» Так и не получилось из меня профессионального строителя. Ушел в свободное плавание – выступал на танцплощадке, в ресторане. В армии тоже служил по своему профилю – в ансамбле песни и пляски в Норильске. Потом вернулся в Омск. В будущем видел себя певцом. Меня приняли в эстрадный оркестр парка имени 30-летия ВЛКСМ под руководством Михаила Судата.

– Фотографией в тот период не занимались?

– Даже камеру в руках не держал. Однажды договорился с фотографом, чтобы тот отснял наш коллектив. Долго не мог дождаться снимков. Отправился к нему в гости с бутылкой коньяка. Посидели, разговорились... Он решил отпечатать наши снимки, пригласив в свою лабораторию. И тогда я впервые увидел, как на белом листе появляется изображение. Ощутил магию классической фотографии. Как меня захватил этот процесс! Когда предложили записаться на курсы фотографии при службе быта, решил: а почему бы и нет? Полгода учился, продолжая выступать на сцене. После окончания курсов начинал фотографом в павильоне Амурского поселка. Затем перешел в фотостудию «Современник». Вскоре получил приглашение в клуб юных техников, на должность руководителя детской фотостудии. Одновременно работал фотокором газеты «На стройке».

– Помните свой первый фотоаппарат?

– Конечно. Деревянная камера без автоматического затвора. С объектива приходилось вручную снимать крышку. На смену пришел узкопленочный «Зенит». Поработал с ним и понял: нужна широкоформатная камера. А вскоре познакомился с одним фотографом, тому приглянулся мой «Зенит». Ну, мы и обменялись. Стал счастливым обладателем среднеформатной немецкой камеры.  

– Кто из мэтров омской фотографии оказал на вас влияние?

– Михаил Фрумгарц. У него была мастерская возле «Голубого огонька». Посмотрел, как он работает, ретуширует. С волнением показал свои работы. Михаил Иосифович отнесся благосклонно. Вскоре меня приняли в городской фотоклуб, где собирались известные фотографы. Мир фотографии увлек окончательно и бесповоротно. Подружился с такими мастерами, как Борис Чигишев, Алексей Безбородов, Борис Курносов... Мы отправляли работы на зарубежные выставки, участвовали в конкурсах. Пение я тоже не забывал. Когда в ДК «Комсомольский» появился вокально-инструментальный ансамбль строителей «ВИАС-70», стал солистом. Это был профессиональный коллектив от обкома профсоюзов. Где получали зарплату, а по документам числились сварщиками, штукатурами-малярами. Ездили с концертами по области. Эх, золотое было время…

Сила притяжения  

– В последние годы в ходу реплика «Не пытайтесь покинуть Омск». А вы покидали – и не раз! А потом возвращались...  

– Так складывались обстоятельства. В 1974 году, после окончания технологического техникума, уехал в Братск. Жил там год. Организовал «в таежном смолистом краю» свой авторский концерт, фотовыставку. Думаю, коллегам моя бурная деятельность не нравилась, хотя отношения со всеми были дружеские. Вскоре приятель пригласил в город Десногорск под Смоленском, где развернулось строительство атомной электростанции. Назначили руководителем студии при министерстве энергетики. Дали трехкомнатную квартиру. И я с семьей переехал в этот город. Организовал фотостудию. Все складывалось хорошо, но… тянуло в Омск! Маленький городок лишь поначалу кажется райским уголком, а потом в нем становится скучно. Не случайно известный журналист Виктория Луговская назвала меня «человеком большого города». Надо сказать, с Викторией Васильевной мы позже организовали творческий тандем. Когда на моей малой родине, в селе Степное, проходила презентация фотоальбома «Земля Омская благодатная», выступали в местном Доме культуры. Виктория Васильевна была ведущей концерта, я пел… 

А тогда, в далеком 83-м, обменял квартиру и вернулся на родину. Многим мой поступок казался странным: жил недалеко от Москвы, шикарная квартира, любимая работа… В Омске предложили должность директора фотостудии при Союзе журналистов. Стал солистом ансамбля «Вдохновение» от Сибзавода, мы выезжали на гастроли за рубеж. А потом махнул на БАМ – как фотокор от ЦК комсомола и солист ансамбля. Когда вернулся в Омск, из Союза журналистов предложили уволиться: руководство не устраивало, что постоянно в разъездах. Устроился в службу быта, в студию в Чкаловском поселке. Мы отправляли фотоработы на выставки. В 84-м году проходила всесоюзная выставка предприятий бытового обслуживания в московском Манеже. Мне присудили гран-при за триптих «Хатынь». И сразу посыпались предложения из разных городов. Оценив ситуацию, директор службы быта предложила на выбор любую фотостудию. Выбрал «Современник» на Ленинградской площади. Там было где развернуться – почти три тысячи квадратных метров. С помощью друзей-строителей оборудовал современную студию. Три съемочных зала, выставочный зал, рабочий кабинет, фотомузей, помещение для ретушеров, столярная мастерская, холлы… «Современник» переименовали в «Ракурс». Заняв должность директора студии, договорился с руководством: будет свобода творчества, никакого плана. Задача студии – повышение квалификации фотографов. Проходит время – и вдруг по решению областного руководства спускают план. Коллектив начал возмущаться. А мне пришел вызов из Тюмени. Поехал на переговоры. Оттуда махнул в Нефтеюганск. Сразу дали квартиру. Пригласил друга-фотографа из Москвы, и мы начали создавать фотостудию. Оборудовали три съемочных зоны, освещение. Вроде бы всё прекрасно: творческая работа, новые друзья, планы... А через три года – опять ностальгия по Омску. Раньше не верил, что так бывает. Когда смотрел фильмы про белогвардейцев в эмиграции, удивлялся их тоске по родине. Некоторые даже погибали из-за невозможности вернуться в Россию. Мне довелось жить в разных городах. Только в Омске мне тепло и комфортно. У нас с городом взаимная любовь. Здесь все родное – улицы, архитектура, люди… В общем, опять бросил все и уехал из Нефтеюганска в родной город. Куда идти? Обратился в знакомую службу быта. Приняли в фотостудию на Карла Либкнехта. Когда началась перестройка, оборудовал лабораторию дома. Стал свободным художником. В 91-м вышел мой первый авторский фотоальбом. Спасибо, помогли спонсоры. Тираж фантастический по нынешним временам – семнадцать тысяч...  

– У вас вышло тридцать таких фотоальбомов. Какие из них особенно памятны?

– У каждого – своя история. Очень дорог фотоальбом «Я вижу Сибирь», изданный в 2005 году. В уникальном издании отражен архитектурный облик двадцати сибирских городов. Альбом отпечатан в Москве. Дизайнер Александр Лелякин привез из столицы тысячу экземпляров, а еще шесть тысяч не смогли выкупить. Реализовывали в книжных магазинах.

Непростая судьба и у подарочного альбома «Омские маршруты», который вышел в 2016 году, к 300-летию города. Чтобы осуществить проект, издатель Владимир Киян занял крупную сумму у известного бизнесмена под залог квартиры. Деньги нужно было срочно возвращать. Спасибо омскому политику. Тот выкупил тираж и подарил сельским библиотекам.

Под крылом самолета

– На заре цифровой фотографии многие мастера решали задачу: продолжать снимать на пленку или перейти на «цифру». У вас был момент выбора?

– Да. Когда появилась «цифра», фотографировал двумя аппаратами – на пленку и цифровой камерой. Однажды надо было снять Тару с вертолета. Снимал на негатив и «цифру». А когда проявил, оказалось, качество съемки на цифровую камеру лучше. Хотя первые цифровые аппараты уступали нынешним. Сегодня цифровая фотография открывает огромные возможности. Программы позволяют художественно обрабатывать снимки. В эпоху аналоговой фотографии я всегда был должен более обеспеченным коллегам: на пленку и другие атрибуты уходило много денег. Несколько лет назад передал 10 тысяч негативов городскому музею «Искусство Омска». Собрал коллекцию из 250 старинных фотоаппаратов. Давно мечтаю о создании музея истории омской фотографии. Надеюсь, идея когда-нибудь осуществится…

– У вас много снимков с высоты птичьего полета. Такая съемка всегда связана с определенным риском...

– Страшно вначале, потом привыкаешь. У моего приятеля есть самолет, часто выручает, когда надо сделать панорамные фото. А началось с улицы Ленина в начале 90-х. Жена работала директором кинотеатра. Там проходила выставка, приехали пожарные показать технику. Супруга звонит: «Володя, выйди на балкон». Я вышел – и ахнул. Бегом к пожарным. Познакомился с их начальником. Договорился, чтобы на следующий день для меня подогнали «вышку». Впервые снял свой любимый Любинский проспект с высоты…

У меня много фотографий города, сельских просторов, снятых с высокой точки. С крыши зданий, с вертолета, самолета... Такая съемка дает ощущение простора. Отсекаются ненужные детали, рекламные растяжки. Словно видишь город с точки зрения Творца. Нравится снимать Муромцевский и Тарский районы, крутинские озера. Однажды предложил приятелю: «Давай над моим родным селом полетаем!» Показал землякам фотографии. Они удивились: какое наше село красивое…

– На ваших выставках всегда выделяются портретные фотографии. Как расположить к себе человека, чтобы он не выглядел зажатым перед камерой?

– Важно понять героя. Почувствовать, чем живет. Предпочитаю не студийные портреты, а съемку в домашней обстановке. Там человек более раскрепощен, открыт. У меня много портретов ветеранов, сельских жителей, детей. Нравится создавать портреты художников. Долгое время дружил с Алексеем Либеровым, работал над его альбомом, фотографировал семью. Вместе выезжали на пленэр. Однажды признался: «Алексей Николаевич, хочу поступить на худграф. Понимаете, тогда, даже если погода будет ненастная, смогу работать, создавать пейзажи». Либеров в ответ: «Сынок, ты уже делаешь снимки как художник, зачем тебе учиться?» И предложил организовать совместную выставку. Она позже состоялась в музее Врубеля. Так же интересно было работать с Георгием Кичигиным.

Портретная съемка – моя давняя страсть. Жаль, что в последние годы она не востребована. Заказчикам нужна городская пейзажная съемка, архитектура, а человек отошел на второй план.  

Раньше люди были более открытыми, отзывчивыми. Однажды поехал фотографировать для альбома деревянную церковь в селе Вятка Усть-Ишимского района. На «ракете» добрался до села Аксеново, оттуда до Вятки еще километров восемь пешком. Остановился в заброшенной деревне, там три-четыре дома. Надвигалась гроза. Стучу в первую избу – не открывают. Во вторую – тоже тишина в ответ. Сел на лавку возле третьего дома. Где укрыться от дождя? И вдруг выходит мужчина, приглашает в избу. Предложил пообедать: налил молока, дал хлеба. Я так устал за день, что поел и сразу уснул. Утром просыпаюсь, гляжу в окно – а мой спаситель в утренней дымке гонит скотину на пастбище. Получился интересный снимок.

– Говорят, сложнее всего фотографировать детей и животных, они непредсказуемы. У вас много интересных снимков и тех, и других. Как появился, например, «Новый хозяин»?

– Однажды ждал автобус в городке Нефтяников, рядом со мной на остановке стоял мужчина. Замечаю – у него сумка шевелится. Что такое? И вдруг из нее высовывает мордочку щенок. Носик пуговкой, в глазах – детское любопытство и надежда... Не мог пройти мимо такого сюжета. Эту фотографию позже публиковали в «Огоньке» и других изданиях.   

Будь со мной

– Супруга разделяет вашу увлеченность фотографией и пением?  

– Конечно! Мы с нею почти тридцать пять лет вместе. Познакомились в зрелом возрасте. Людмила покорила не только своей красотой, но и блестящим умом, образованностью. Ее предки – князья из Тифлиса, а бабушка была владелицей первых фотосалонов в Омске. В юности жена мечтала стать актрисой. Мы с ней творческие личности, понимаем друг друга с полуслова. Семья для меня – главная опора в жизни. Счастлив, что вырастил двух прекрасных сыновей. Огромная радость – наши внуки, а сейчас уже и правнуки...

– Ваши концерты по-прежнему собирают полные залы. Какие песни можете назвать своей визитной карточкой?

– У меня такой тембр, пою под Муслима Магомаева. Часто исполняю на концертах его хиты «Будь со мной» и «Синяя вечность». Очень люблю советскую эстрадную классику – песни Бернеса, Кобзона, Лещенко… В свое время получил гран-при за «Синюю вечность». Не представляю своей жизни без музыки. Иногда так устанешь на очередной съемке, на жаре или холоде, без обеда, а вечером – репетиция. Думаете, отказываюсь? Конечно, нет! С удовольствием пою в ансамбле Дома офицеров. Уже записано сорок три моих песни. Хочу записать в студии еще две новые.

Иногда приезжаю на репортажную съемку, а молодые коллеги подкалывают: мол, сидел бы дома, отдыхал… По возрасту я один из «аксакалов» омской фотографии. А мне всё интересно. Ни одна выставка, праздник, серьезное мероприятие в Омске без меня не обходятся. Лежать летом на пляже, где-нибудь у моря – не для меня. Всегда интересно открывать что-то новое. Идти вперед, ставить перед собой новые задачи.  Фотограф должен быть в гуще событий. Его жизнь продолжается в снимках…

ДОСЬЕ

Дата и место рождения: 5 ноября 1947 г., село Степное Марьяновского р-на Омской обл.

Образование: строительное училище Треста № 5, Омский технологический техникум

Семья: жена Людмила Николаевна, сыновья Олег и Вадим, внуки Яна, Лев, Екатерина, правнуки Анастасия, Александр, Мария

Профессиональные достижения: автор 40 персональных выставок, дипломант и призер многочисленных выставок и фотоконкурсов; изданы 30 авторских фотоальбомов; награжден Почетной грамотой Администрации Омской области  

Общественная деятельность: член Союза журналистов России, член Союза фотохудожников России, первый председатель Омского отделения Союза фотохудожников России, директор Омского филиала Союза фотохудожников России

Отдых, хобби: пение, путешествия, общение с природой

Любимые певцы: М. Бернес, М. Магомаев, И. Кобзон, Л. Лещенко  

Любимый уголок Омска: Любинский проспект

Любимый праздник: Новый год

 Содержание