за
кадром
текст:
Ольга ВАСИЛЕНКО, фото из архива Владимира КУДРИНСКОГО
Взаимная
любовь Владимира Кудринского
В
прошлом году отметил очередной юбилей фотохудожник, директор Омского филиала
Союза фотохудожников России Владимир Кудринский. Землякам он известен еще и как
талантливый солист, исполняющий эстрадную классику. Владимира Федоровича часто
называют «поющим фотографом», а еще – фотохудожником, воспевающим сибирские
просторы. В
интервью журналу «Сибирь и Я» Владимир Кудринский рассказал о своем жизненном
пути и о том, как ему удается столько лет служить сразу двум музам – музыке и
фотографии.
Строитель,
певец и фотограф
–
Владимир Федорович, вы родом из села Степное Марьяновского района. Чем
запомнились детские годы и когда в вашу жизнь впервые вошла песня?
–
Петь любил всегда, сколько себя помню. На селе народ певучий. И моя мама, Эмма
Робертовна, была знатной певуньей. Много лет трудилась в хозяйстве дояркой.
Отчим, Федор Исакович Кудринский, бригадир полеводства, одно время работал конюхом.
А еще держал голубей. Мы с младшим братом Александром росли, как все
деревенские мальчишки. Отчим поручал пасти лошадей. До сих пор помню своего
любимца – коня Орлика, поездки в ночное, речку Камышловку… Всё это потом отразится
в моих снимках – и красота сибирской природы, и лошади, и даже голуби… В
школьные годы участвовал в художественной самодеятельности: пел, исполнял роли в
театральных постановках. Мечтал стать артистом. До окончания седьмого класса...
–
Продолжили учебу?
–
Приехал в Омск после школы-семилетки четырнадцатилетним пацаном в 1962 году с
опозданием – набор в учебные заведения закончился. Пошел в училище при пятом строительном
тресте, на арматурщика-бетонщика. Даже не представляя, что это за
специальность. Повезло – в училище был замечательный коллектив художественной самодеятельности
под руководством Казачкова. И я стал солистом хора. После окончания училища пришел
на стройку. Приходилось поднимать носилки с бетоном на верхние этажи. Ребята предложили:
«Да ты лучше пой, а мы будем работать! Веселее будет…» Так и не получилось из
меня профессионального строителя. Ушел в свободное плавание – выступал на танцплощадке,
в ресторане. В армии тоже служил по своему профилю – в ансамбле песни и пляски
в Норильске. Потом вернулся в Омск. В будущем видел себя певцом. Меня приняли в
эстрадный оркестр парка имени 30-летия ВЛКСМ под руководством Михаила Судата.
–
Фотографией в тот период не занимались?
–
Даже камеру в руках не держал. Однажды договорился с фотографом, чтобы тот отснял
наш коллектив. Долго не мог дождаться снимков. Отправился к нему в гости с бутылкой
коньяка. Посидели, разговорились... Он решил отпечатать наши снимки, пригласив
в свою лабораторию. И тогда я впервые увидел, как на белом листе появляется
изображение. Ощутил магию классической фотографии. Как меня захватил этот
процесс! Когда предложили записаться на курсы фотографии при службе быта, решил:
а почему бы и нет? Полгода учился, продолжая выступать на сцене. После
окончания курсов начинал фотографом в павильоне Амурского поселка. Затем перешел
в фотостудию «Современник». Вскоре получил приглашение в клуб юных техников, на
должность руководителя детской фотостудии. Одновременно работал фотокором газеты
«На стройке».
–
Помните свой первый фотоаппарат?
–
Конечно. Деревянная камера без автоматического затвора. С объектива приходилось
вручную снимать крышку. На смену пришел узкопленочный «Зенит». Поработал с ним
и понял: нужна широкоформатная камера. А вскоре познакомился с одним фотографом,
тому приглянулся мой «Зенит». Ну, мы и обменялись. Стал счастливым обладателем
среднеформатной немецкой камеры.
–
Кто из мэтров омской фотографии оказал на вас влияние?
–
Михаил Фрумгарц. У него была мастерская возле «Голубого огонька». Посмотрел,
как он работает, ретуширует. С волнением показал свои работы. Михаил Иосифович отнесся
благосклонно. Вскоре меня приняли в городской фотоклуб, где собирались известные
фотографы. Мир фотографии увлек окончательно и бесповоротно. Подружился с
такими мастерами, как Борис Чигишев, Алексей Безбородов, Борис Курносов... Мы
отправляли работы на зарубежные выставки, участвовали в конкурсах. Пение я тоже
не забывал. Когда в ДК «Комсомольский» появился вокально-инструментальный
ансамбль строителей «ВИАС-70», стал солистом. Это был профессиональный коллектив
от обкома профсоюзов. Где получали зарплату, а по документам числились
сварщиками, штукатурами-малярами. Ездили с концертами по области. Эх, золотое
было время…
Сила
притяжения
–
В последние годы в ходу реплика «Не пытайтесь покинуть Омск». А вы покидали – и
не раз! А потом возвращались...
–
Так складывались обстоятельства. В 1974 году, после окончания технологического
техникума, уехал в Братск. Жил там год. Организовал «в таежном смолистом краю»
свой авторский концерт, фотовыставку. Думаю, коллегам моя бурная деятельность
не нравилась, хотя отношения со всеми были дружеские. Вскоре приятель пригласил
в город Десногорск под Смоленском, где развернулось строительство атомной
электростанции. Назначили руководителем студии при министерстве энергетики. Дали
трехкомнатную квартиру. И я с семьей переехал в этот город. Организовал
фотостудию. Все складывалось хорошо, но… тянуло в Омск! Маленький городок лишь поначалу
кажется райским уголком, а потом в нем становится скучно. Не случайно известный
журналист Виктория Луговская назвала меня «человеком большого города». Надо
сказать, с Викторией Васильевной мы позже организовали творческий тандем. Когда
на моей малой родине, в селе Степное, проходила презентация фотоальбома «Земля
Омская благодатная», выступали в местном Доме культуры. Виктория Васильевна была
ведущей концерта, я пел…
А
тогда, в далеком 83-м, обменял квартиру и вернулся на родину. Многим мой
поступок казался странным: жил недалеко от Москвы, шикарная квартира, любимая
работа… В Омске предложили должность директора фотостудии при Союзе
журналистов. Стал солистом ансамбля «Вдохновение» от Сибзавода, мы выезжали на
гастроли за рубеж. А потом махнул на БАМ – как фотокор от ЦК комсомола и солист
ансамбля. Когда вернулся в Омск, из Союза журналистов предложили уволиться: руководство
не устраивало, что постоянно в разъездах. Устроился в службу быта, в студию в Чкаловском
поселке. Мы отправляли фотоработы на выставки. В 84-м году проходила всесоюзная
выставка предприятий бытового обслуживания в московском Манеже. Мне присудили гран-при
за триптих «Хатынь». И сразу посыпались предложения из разных городов. Оценив
ситуацию, директор службы быта предложила на выбор любую фотостудию. Выбрал «Современник»
на Ленинградской площади. Там было где развернуться – почти три тысячи
квадратных метров. С помощью друзей-строителей оборудовал современную студию. Три
съемочных зала, выставочный зал, рабочий кабинет, фотомузей, помещение для
ретушеров, столярная мастерская, холлы… «Современник» переименовали в «Ракурс».
Заняв должность директора студии, договорился с руководством: будет свобода творчества,
никакого плана. Задача студии – повышение квалификации фотографов. Проходит
время – и вдруг по решению областного руководства спускают план. Коллектив
начал возмущаться. А мне пришел вызов из Тюмени. Поехал на переговоры. Оттуда махнул
в Нефтеюганск. Сразу дали квартиру. Пригласил друга-фотографа из Москвы, и мы начали
создавать фотостудию. Оборудовали три съемочных зоны, освещение. Вроде бы всё
прекрасно: творческая работа, новые друзья, планы... А через три года – опять
ностальгия по Омску. Раньше не верил, что так бывает. Когда смотрел фильмы про
белогвардейцев в эмиграции, удивлялся их тоске по родине. Некоторые даже
погибали из-за невозможности вернуться в Россию. Мне довелось жить в разных
городах. Только в Омске мне тепло и комфортно. У нас с городом взаимная любовь.
Здесь все родное – улицы, архитектура, люди… В общем, опять бросил все и уехал из
Нефтеюганска в родной город. Куда идти? Обратился в знакомую службу быта.
Приняли в фотостудию на Карла Либкнехта. Когда началась перестройка, оборудовал
лабораторию дома. Стал свободным художником. В 91-м вышел мой первый авторский
фотоальбом. Спасибо, помогли спонсоры. Тираж фантастический по нынешним
временам – семнадцать тысяч...
–
У вас вышло тридцать таких фотоальбомов. Какие из них особенно памятны?
–
У каждого – своя история. Очень дорог фотоальбом «Я вижу Сибирь», изданный в
2005 году. В уникальном издании отражен архитектурный облик двадцати сибирских городов.
Альбом отпечатан в Москве. Дизайнер Александр Лелякин привез из столицы тысячу
экземпляров, а еще шесть тысяч не смогли выкупить. Реализовывали в книжных
магазинах.
Непростая
судьба и у подарочного альбома «Омские маршруты», который вышел в 2016 году, к
300-летию города. Чтобы осуществить проект, издатель Владимир Киян занял крупную
сумму у известного бизнесмена под залог квартиры. Деньги нужно было срочно возвращать.
Спасибо омскому политику. Тот выкупил тираж и подарил сельским библиотекам.
Под
крылом самолета
–
На заре цифровой фотографии многие мастера решали задачу: продолжать снимать на
пленку или перейти на «цифру». У вас был момент выбора?
–
Да. Когда появилась «цифра», фотографировал двумя аппаратами – на пленку и цифровой
камерой. Однажды надо было снять Тару с вертолета. Снимал на негатив и «цифру».
А когда проявил, оказалось, качество съемки на цифровую камеру лучше. Хотя первые
цифровые аппараты уступали нынешним. Сегодня цифровая фотография открывает
огромные возможности. Программы позволяют художественно обрабатывать снимки. В
эпоху аналоговой фотографии я всегда был должен более обеспеченным коллегам: на
пленку и другие атрибуты уходило много денег. Несколько лет назад передал 10
тысяч негативов городскому музею «Искусство Омска». Собрал коллекцию из 250
старинных фотоаппаратов. Давно мечтаю о создании музея истории омской фотографии.
Надеюсь, идея когда-нибудь осуществится…
–
У вас много снимков с высоты птичьего полета. Такая съемка всегда связана с определенным
риском...
–
Страшно вначале, потом привыкаешь. У моего приятеля есть самолет, часто
выручает, когда надо сделать панорамные фото. А началось с улицы Ленина в
начале 90-х. Жена работала директором кинотеатра. Там проходила выставка,
приехали пожарные показать технику. Супруга звонит: «Володя, выйди на балкон».
Я вышел – и ахнул. Бегом к пожарным. Познакомился с их начальником. Договорился,
чтобы на следующий день для меня подогнали «вышку». Впервые снял свой любимый Любинский
проспект с высоты…
У
меня много фотографий города, сельских просторов, снятых с высокой точки. С
крыши зданий, с вертолета, самолета... Такая съемка дает ощущение простора.
Отсекаются ненужные детали, рекламные растяжки. Словно видишь город с точки
зрения Творца. Нравится снимать Муромцевский и Тарский районы, крутинские
озера. Однажды предложил приятелю: «Давай над моим родным селом полетаем!»
Показал землякам фотографии. Они удивились: какое наше село красивое…
–
На ваших выставках всегда выделяются портретные фотографии. Как расположить к
себе человека, чтобы он не выглядел зажатым перед камерой?
–
Важно понять героя. Почувствовать, чем живет. Предпочитаю не студийные портреты,
а съемку в домашней обстановке. Там человек более раскрепощен, открыт. У меня
много портретов ветеранов, сельских жителей, детей. Нравится создавать портреты
художников. Долгое время дружил с Алексеем Либеровым, работал над его альбомом,
фотографировал семью. Вместе выезжали на пленэр. Однажды признался: «Алексей Николаевич,
хочу поступить на худграф. Понимаете, тогда, даже если погода будет ненастная,
смогу работать, создавать пейзажи». Либеров в ответ: «Сынок, ты уже делаешь
снимки как художник, зачем тебе учиться?» И предложил организовать совместную
выставку. Она позже состоялась в музее Врубеля. Так же интересно было работать
с Георгием Кичигиным.
Портретная
съемка – моя давняя страсть. Жаль, что в последние годы она не востребована.
Заказчикам нужна городская пейзажная съемка, архитектура, а человек отошел на
второй план.
Раньше
люди были более открытыми, отзывчивыми. Однажды поехал фотографировать для
альбома деревянную церковь в селе Вятка Усть-Ишимского района. На «ракете»
добрался до села Аксеново, оттуда до Вятки еще километров восемь пешком.
Остановился в заброшенной деревне, там три-четыре дома. Надвигалась гроза. Стучу
в первую избу – не открывают. Во вторую – тоже тишина в ответ. Сел на лавку
возле третьего дома. Где укрыться от дождя? И вдруг выходит мужчина, приглашает
в избу. Предложил пообедать: налил молока, дал хлеба. Я так устал за день, что
поел и сразу уснул. Утром просыпаюсь, гляжу в окно – а мой спаситель в утренней
дымке гонит скотину на пастбище. Получился интересный снимок.
–
Говорят, сложнее всего фотографировать детей и животных, они непредсказуемы. У
вас много интересных снимков и тех, и других. Как появился, например, «Новый
хозяин»?
–
Однажды ждал автобус в городке Нефтяников, рядом со мной на остановке стоял
мужчина. Замечаю – у него сумка шевелится. Что такое? И вдруг из нее высовывает
мордочку щенок. Носик пуговкой, в глазах – детское любопытство и надежда... Не
мог пройти мимо такого сюжета. Эту фотографию позже публиковали в «Огоньке» и
других изданиях.
Будь
со мной
–
Супруга разделяет вашу увлеченность фотографией и пением?
–
Конечно! Мы с нею почти тридцать пять лет вместе. Познакомились в зрелом
возрасте. Людмила покорила не только своей красотой, но и блестящим умом,
образованностью. Ее предки – князья из Тифлиса, а бабушка была владелицей
первых фотосалонов в Омске. В юности жена мечтала стать актрисой. Мы с ней творческие
личности, понимаем друг друга с полуслова. Семья для меня – главная опора в
жизни. Счастлив, что вырастил двух прекрасных сыновей. Огромная радость – наши
внуки, а сейчас уже и правнуки...
–
Ваши концерты по-прежнему собирают полные залы. Какие песни можете назвать
своей визитной карточкой?
–
У меня такой тембр, пою под Муслима Магомаева. Часто исполняю на концертах его
хиты «Будь со мной» и «Синяя вечность». Очень люблю советскую эстрадную
классику – песни Бернеса, Кобзона, Лещенко… В свое время получил гран-при за «Синюю
вечность». Не представляю своей жизни без музыки. Иногда так устанешь на
очередной съемке, на жаре или холоде, без обеда, а вечером – репетиция.
Думаете, отказываюсь? Конечно, нет! С удовольствием пою в ансамбле Дома
офицеров. Уже записано сорок три моих песни. Хочу записать в студии еще две
новые.
Иногда
приезжаю на репортажную съемку, а молодые коллеги подкалывают: мол, сидел бы
дома, отдыхал… По возрасту я один из «аксакалов» омской фотографии. А мне всё
интересно. Ни одна выставка, праздник, серьезное мероприятие в Омске без меня
не обходятся. Лежать летом на пляже, где-нибудь у моря – не для меня. Всегда
интересно открывать что-то новое. Идти вперед, ставить перед собой новые
задачи. Фотограф
должен быть в гуще событий. Его жизнь продолжается в снимках…
ДОСЬЕ
Дата
и место рождения: 5 ноября 1947 г., село Степное Марьяновского р-на Омской обл.
Образование:
строительное училище Треста № 5, Омский технологический техникум
Семья:
жена Людмила Николаевна, сыновья Олег и Вадим, внуки Яна, Лев, Екатерина, правнуки
Анастасия, Александр, Мария
Профессиональные
достижения: автор 40 персональных выставок, дипломант и призер многочисленных
выставок и фотоконкурсов; изданы 30 авторских фотоальбомов; награжден Почетной
грамотой Администрации Омской области
Общественная
деятельность: член Союза журналистов России, член Союза фотохудожников России, первый
председатель Омского отделения Союза фотохудожников России, директор Омского
филиала Союза фотохудожников России
Отдых,
хобби: пение, путешествия, общение с природой
Любимые
певцы: М. Бернес, М. Магомаев, И. Кобзон, Л. Лещенко
Любимый
уголок Омска: Любинский проспект
Любимый
праздник: Новый год
Содержание
|