круглый стол

текст: Оксана ДУБОНОС, Ольга ВАСИЛЕНКО, Людмила МАКСИМОВА, фото: Андрей КУДРЯВЦЕВ

Театр не проходит бесследно…


Омский академический театр драмы – плодородный. На нем «растут» килограммы наград и гигабайты премьер, километры гастролей и мегатонны фестивалей, творческие проекты, разлетающиеся со скоростью звука, и лаборатории напряжением в тысячу вольт, режиссеры-золотомасочники и актеры с обаянием мощностью в миллион ватт. Градообразующая цитадель искусств, вотчина нетленного слова, прибежище муз, средство от неврозов и  вечная загадка, с которой вот уж  как сто восемьдесят лет мыкается Виссарион Григорьевич Белинский: «А любите ли вы театр так, как любят его в Омской драме?»

В преддверии большого юбилея редакция журнала «Сибирь и Я» предложила «академикам» провести круглый стол и с пристрастием «допросила» жрецов Мельпомены на предмет искусства и не только. За некруглым хлебосольным столом  творческая команда во главе с «гроссмейстерами» – директором театра Виктором Лапухиным и главным режиссером Георгием Цхвиравой – рассказала,  почему актеров пугает слово «миссия», что они думают о критике, как готовятся к  грядущему 150-летию alma mater  и для чего открыли школу «Новая смена».  

Людмила Михайловна Максимова, учредитель, главный редактор журнала «Сибирь и Я»:

– В конце года принято подводить итоги. Чем запомнился уходящий 2022-й, какие события театральной жизни стали для театра знаковыми? 

Светлана Викторовна Вегелей, заместитель директора по развитию:

– В театре состоялось пять премьер: «Смит и Вессон» Алессандро Барикко и «Мой дедушка был вишней» по повести Анджелы Нанетти на Камерной сцене, «Осенние скрипки» по пьесе русского классика Ильи Сургучева и «С днем рождения, Папа!» Романа Габриа, питерского режиссера, по мотивам пьесы Теннесси Уильямса «Кошка на раскаленной крыше» на Основной сцене, а двадцатого и двадцать первого декабря на Основной сцене вышел премьерный спектакль «О мышах и людях» по повести Джона Стейнбека в постановке нашего главного режиссера Георгия Цхвиравы.

В марте этого года у театра прошли «Большие гастроли» в Москве. В мае в Санкт-Петербурге в рамках XXIII Международного фестиваля «Радуга» с огромным успехом трижды был сыгран спектакль «Свидригайлов. Сны». Было у нас много и других замечательных событий. Например, впервые при Омском академическом театре драмы открылась Школа для детей и молодежи «Новая смена». Многие артисты получили престижные премии. Татьяна Ивановна Филоненко стала лауреатом премии Правительства Омской области за лучшую женскую театральную роль имени Любови Полищук за исполнении роли Татьяны Марковны Бережковой в спектакле «Обрыв». Александр Анатольевич Гончарук удостоен премии губернатора Омской области  имени Михаила  Ульянова за лучшую мужскую театральную роль. Почетное звание «Легенда омской сцены» получила  Марина Михайловна Кройтор. Работу Анны Ходюн в спектакле «Дальше – тишина…» на областном конкурсе-фестивале «Лучшая театральная работа» жюри отметило  премией «За лучшую женскую роль второго плана».

Виктор Прокопьевич Лапухин, заслуженный работник культуры России, директор театра:

Заполняемость зрительного зала составила 85 процентов, на Камерной сцене она выше – 96 процентов. До пандемии эта цифра составляла 97 процентов, но пандемия нас подкосила. Сейчас выходим из этой ситуации: в октябре-ноябре зал заполнялся почти на сто процентов, дай Бог, в следующем году эта тенденция сохранится. Работает «Пушкинская карта», к нам с удовольствием приходят молодежь, школьники, студенчество. 

С большим успехом прошли гастроли театра в Москве. Мы работали на трех сценах театра имени Евгения Вахтангова при аншлагах, в том числе и на большой сцене, на тысячный зрительный зал.

Во время этих столичных гастролей наш спектакль  «Свидригайлов. Сны» вызвал настоящий бум. Мы его играли на Симоновской сцене, а там всего двадцать мест. Это уже анекдот, но у нашего артиста – он начинает играть, сидя на табуреточке, – украли табуретку, потому что мест не было!

 В один из дней я ехал по Москве на телевидение и вижу электронное табло: «Спектакль «Свидригайлов. Сны» на Симоновской сцене произвел фурор». Приятно. Георгий Зурабович – скромный человек, не хочет говорить о себе, а это его спектакль.

В рамках празднования 200-летия Омской области труппа показала свои спектакли на сценах сельских домов культуры в десяти  муниципальных районах.

 По словам министра культуры Омской области, по итогам заседания в Москве, где обсуждались национальные проекты, наш регион занял первое место. Потому что местная власть уделяет этому вопросу самое пристальное внимание.

Состоялась встреча губернатора Александра Леонидовича Буркова с министром культуры России Ольгой Борисовной Любимовой, на которой обсуждался и наш главный вопрос – празднование 150-летия театра.

Наш коллега и хороший друг Кирилл Юрьевич Крок к столетнему юбилею вахтанговского театра добился того, что пятьдесят шесть  человек были награждены званиями, медалями, орденами и т. д. Но у них коллектив – семьсот человек, у нас поменьше – двести двадцать, однако и мы постараемся, чтобы наши сотрудники получили награды к юбилею театра.

Сразу после новогодних каникул состоится заседание оргкомитета по празднованию 150-летия театра. Документы подготовлены, есть что обсуждать. Во-первых, гастроли «академиков» в сентябре 2023 года в Санкт-Петербурге на трех сценах.  Открытие пройдет на сцене МДТ, затем сыграем в Театре на Васильевском, и четыре спектакля состоятся в ДК имени Горького. Три недели мы будем полноценно работать. Заявка подписана и находится в Москве, в федеральном Центре гастрольной деятельности.

В мае следующего года к нам снова приедет «Золотая маска». В афише фестиваля заявлены спектакли театров МХТ, «Современник», «Центр драматургии и режиссуры». Театр Вахтангова приедет в июне к нам на гастроли и среди других спектаклей привезет нашумевшую постановку «Война и мир» Римаса Туминаса, его покажут на сцене музыкального театра.

Сейчас ведутся переговоры о полноценных гастролях в Омске в 2024 году двух питерских театров – Александринского театра и Театра на Васильевском. Юбилейное празднество планируем провести в день официального рождения театра – 28 мая. Надеемся, все наши планы осуществятся.

Людмила Максимова:

– Георгий Зурабович, чем вам запомнился этот год?

Георгий Зурабович Цхвирава, главный режиссер театра:

– Прежде всего, гастролями в Москве, питерским фестивалем «Радуга». Живем ожиданием новых премьер. К нам приедет очень известный российский режиссер-«золотомасочник» Петр  Шерешевский, будет ставить спектакль. Планов много. Поживем – увидим.

Я стараюсь приглашать как можно больше интересных режиссеров, а что хорошо, что плохо, думаю, критики скажут. На март планируем блок премьер, пригласим критиков из Москвы и Петербурга…

Виктор  Лапухин:

– Проблема в том, что у нас в городе по большому счету нет театральных критиков с профильным образованием. Парадокс – пишет один человек в одном ресурсе! Пишет, что все плохо, вплоть до того, что совсем плохо. А профессиональная театральная критика Москвы, эксперты и жюри «Золотой маски» эти спектакли постоянно отмечают, вносят в лонг-лист Национального театрального фестиваля.

Олег Александрович Теплоухов, заслуженный артист России: 

– То, что пишут местные «критики» – это, скорее, заметки, впечатления от спектакля или пересказ сюжета. А как режиссер поработал над решением спектакля, как артист сыграл, как спектакль звучит сегодня и почему эта пьеса поставлена именно сегодня – ни слова…

Татьяна Ивановна Филоненко, заслуженная артистка России: 

– Часто наблюдаю такую картину: не успел спектакль выйти, уже кто-то из критиков в зале. А мы, актеры, особенно те, кто много лет работает в театре, знаем, что спектакль «вырастает» минимум на десятый показ. Он должен прожить свою жизнь, пройти путь, обрасти плотью, если хотите. Премьера, как правило, разительно отличается от того, что идет на сцене к концу сезона.

Оксана Дубонос, журналист:

- Петр Наумович Фоменко говорил: «Не спрашивайте, о чем мы будем играть. Придут критики и все напишут»…

Виктор Лапухин:

– Наш главный критик – это зритель в зале. Если он ходит, голосует рублем, то это востребовано. А если ползала, да еще и уходят со спектакля – это оценка нашей работы, повод задуматься. Да, профессиональная критика видит больше, чем рядовой зритель.  Но для нас также важно, чтобы был полный зал, чтобы в нем не сидели только «три сестры» и «дядя Ваня».

Самая высокая профессиональная оценка деятельности  российских театров – главный театральный фестиваль и премия «Золотая маска». И мы гордимся тем, что практически каждый год наши спектакли номинируются на эту театральную премию, на сегодняшний день театр – обладатель семи «Золотых масок». Мы ездим почти на каждый фестиваль «Золотая маска», стараемся увидеть других и показать себя.

Анна Степановна Ходюн, заслуженный деятель культуры Омской области:

– Важно, чтобы зритель ходил в театр, но бывают такие ситуации, когда мы, артисты, очень любим какой-то спектакль, играем с большим удовольствием, а зритель принимает его прохладно. А на фестивалях и гастролях постановка идет по-другому: теплый прием,  горячий продуктивный фидбэк. В нашем театре выстроена грамотная репертуарная политика, соблюдающая баланс между кассой и альтернативой – тем, что было бы интересно продвинутому зрителю. Прекрасно, что руководство театра продолжает приглашать молодых режиссеров.

Людмила Максимова:

– Один зритель идет на конкретный спектакль, а другого интересует,  как актеры играют. Ему интересно сравнить, как вы играли полгода назад и сейчас, в каком настроении. А мне интересно: во время финального поклона актеры о чем-то думают или делают это на «автомате»: слава Богу, сыграли, спектакль хорошо приняли…

Анна Ходюн:

– С соседкой по гримерке, актрисой Машей Токаревой, мы иногда обмениваемся впечатлениями. Слушай, говорю, как хорошо сегодня идет спектакль. А она: мне кажется, тяжеловато.

Артист все пропускает через свои фильтры. И если сегодня он работал не очень точно, то его ощущения – спектакль прошел не на высоте. А если у артиста все сложилось, появились свежие зрительские реакции, ему кажется, что все прошло прекрасно.

Олег Теплоухов:

– Поклон – не показатель качества спектакля. Это финальная точка. У меня это вообще любимое место. Любой спектакль есть некий путь затрат – физических, душевных, каких угодно. И когда приходишь домой, ты еще доигрываешь, рефлексируешь и проверяешь, как оно сегодня было. Для многих иногородних режиссеров бывает потрясением, когда наш зритель в финале встает. А он так воспитан.  Так зрители выражают свою благодарность. Почему нет?

 Есть очень важный момент – «мостик», переход от последней реплики к самому поклону. Переход чисто технический: мы закончили играть, пауза и затемнение. У меня два таких спектакля: «Дядя Ваня» и «С днем рождения, Папа!». И когда в этой паузе случается тишина, а потом гром аплодисментов – я понимаю, что спектакль «попал». Когда этого нет, получается немножко рядовой спектакль, что-то недобрали. Главное – если мы «попали» в человека, что-то вонзили. А поклоны? Приятно, конечно, стоят, хлопают, идем дальше…

Николай Иванович Михалевский, заслуженный деятель культуры Омской области:

– Зритель – это половина нашего творческого процесса. Все, что мы делаем, делаем ради зрителя. Нет зрителя – нет театра.

Поклон – это загадка, тайна, если хотите, тут у всех свои мысли. А что касается аплодисментов, вспомнил историю, как мы с Татьяной Ивановной в медовый месяц ездили к деду в Алтайский край. Председателем тамошнего колхоза был человек-легенда. Фронтовик без обеих рук сделал захудалую деревню райцентром, вывел колхоз в передовики. Так вот, однажды он пришел на спектакль, в котором играл Михаил Ульянов, в театр имени Вахтангова. «Спектакль закончился, зрители аплодируют, – рассказывает он нам. – А мне стыдно: я не могу хлопать – рук нет…»

Вот что такое аплодисменты, вот что такое поклон…

Оксана Дубонос:

– Актеры видят свою миссию в том, чтобы воспитывать зрителя?

Анна Ходюн:

– Воспитывать – это очень опасный путь, фактически в никуда. На самом деле зритель тоже должен работать во время спектакля.  Потому что, по большому счету, то, что мы ему насадим, что будем мягко и настойчиво предлагать – на это он и будет ориентироваться.

Олег Теплоухов:

– Миссия?! Боже сохрани! Если люди что-то говорят при встрече, пишут в соцсетях, значит, не зря, как минимум, не зря… Володя Майзингер рассказывал один случай. Был в нашей афише легендарный спектакль «Дачники». И вот едет Володя в маршрутке, а на него девушка пристально так  смотрит и говорит: «Вчера была на «Дачниках». Что, действительно все так безнадежно?» Она моментально вытащила главную мысль. Зритель полспектакля хохотал как безумный, хотя на самом деле спектакль бил наотмашь. «Руками» Горького ли, Марчелли, актеров, неважно – там сложилась очень серьезная история, которая била зрителя, что и нужно по большому счету в драматическом театре. Как говорил Николай Дмитриевич Чиндяйкин, драматический театр – не потому, что там драмы играют, а потому что жизнь драматична…

Культурно отдохнуть идите в парк, а к нам – работать.

Виктор Лапухин:

– Один случай про «Дачников» вспомнился.  Поехали мы со спектаклем в Польшу. Сыграли. А после нас – Вильнюсский театр и Римас Туминас со своей постановкой. Вроде бы, «Три сестры».  Фестиваль конкурсный: все обсуждается в буфете. Туминас стоит в сторонке, критиков слушает. Когда все высказались, он говорит: «Коллеги, если бы я такой спектакль поставил в Вильнюсе и повез в Европу, то был бы очень богатым человеком. Вы как хотите, а меня «Дачники» уложили на обе лопатки…»

Олег Теплоухов:

– Он сказал: «Там сейчас мои декорации ставят. А что после вас мне делать здесь, я не знаю».

Татьяна Филоненко:

– Для меня театр, конечно, не миссия. Это радость. Или печаль. Но,  как у Пушкина, «печаль моя светла». На нашем спектакле «Время женщин» все сидят зареванные, но со светлыми лицами.

Недавно «Мой дедушка был вишней» выпустили, и многим так хочется, придя домой, посмотреть старые фотографии, рассказать  детям и внукам о предках, позвонить родителям.

Для меня играть в спектакле – значит помогать людям жить, испытывать радость от того, что в тебе пробуждаются какие-то чувства, которые гасятся в этой жизни телефонами, компьютерами, суетой. Книгу можно отложить, телевизор переключить на другую программу, а в театр, если уж пришел, то, чтобы встать из четвертого или восьмого ряда и выйти, – на это надо иметь мужество. И чтобы  спектакль тебя действительно достал.

В театре отключаешь телефон и сам выбираешь глазами актера, который тебе интересен. Монтажа нет. Театр будит такие чувства, которые в суете стираются. У нас было так после «Я – Караваджо». Мы проводили зрителей, я собрала костюмы. Дай, думаю, зайду в часовенку Иверской Божьей Матери, поставлю цветы. А мне навстречу по улице Ленина бежит девушка: «Татьяна Ивановна, вы видите, сорок минут прошло, а я по улице туда-сюда бегаю, боюсь растерять это свое состояние. Я думала, что у вас лучший спектакль «Пушкин», но сегодня пережила такое, чего не переживала никогда».

Когда зритель вот так говорит, выше этого для нас, артистов, ничего нет. Это дает силы для новых работ.

Виктор Лапухин:

– К слову, «Театр живописи» побывал  вместе с нами на гастролях в Москве. Любимое детище Татьяны Ивановны Филоненко и Николая Ивановича Михалевского давно стало самостоятельным театром. Одно время он располагался в музее имени Врубеля, но вдруг по каким-то причинам деньги на проект оказалось выделять нельзя.    Чтобы театр не умер, «драма» взяла его под свое крыло. Выбивать под него средства очень сложно: театр вроде как есть, но как творческая единица у чиновников не учтен. А театр, между тем, уникальный – это синтез искусств. Тут вам и драма, и картины, и художники, и авторы. Это дорогого стоит.

Татьяна Филоненко: 

– Когда руководство включило два спектакля «Театра живописи» в афишу гастролей, для нас это стало огромным событием. Получился  своеобразный творческий отчет. Мы работали на сцене Школы драматического искусства, собрали полный зал.

Сразу вспомнились гастроли в Центре культуры при посольстве Австрии. Организаторы сказали, что сотрудники запросили что-нибудь  оригинальное и неизвестное из провинции. До нас там выступали  Башмет, вахтанговцы, Юлия Рутберг. Одним словом, от столичных гостей  они устали и захотели провинцию.

После «Сцен из «Мертвого дома» ко мне подходили зрители и говорили: «Мы вообще-то Достоевского не очень любим, но после вашего спектакля хочется его перечитать». И если бы не пандемия, мы бы, конечно, гастролировали. У нас было много приглашений и в Чехию, и в Китай, но пока возможности приехать нет. А омские залы,  слава Богу, полны.

Виктор Лапухин:

– На открытие 150-го юбилейного театрального сезона Николай Иванович, как режиссер,  должен поставить на основной сцене нашего театра спектакль о большом омском поэте Аркадии Кутилове. Премьера намечена на  сентябрь 2023 года.

Николай Михалевский:

– Свердловская «драма» одна из первых инсценировала судьбу  омского поэта, притом, что на Урале родились такие известные поэты,  как Борис Рыжий, Илья Кормильцев. Но вот два года назад у них «случился» омский Кутилов.

Когда-то Геннадий Великосельский, друг Аркадия Кутилова, подарил мне книжку «Скелет звезды». Я отдал ее старшему сыну Тарасу, и он в течение двадцати лет писал музыку на стихи Кутилова. Сейчас вместе с сыновьями – один как  художник по свету и композитор, другой как автор пьесы – работаем над постановкой…

Господь Бог поцеловал этого мужика из деревни. И как совместить все гениальное и парадоксальное, что он написал за свою короткую жизнь во время скитаний по подвалам и теплотрассам? Как  разгадать эту великую загадку?

Людмила Максимова:

– Александр Анатольевич, каким был уходящий год для вас? Какие яркие творческие события случились в вашей жизни? Александр Анатольевич Гончарук, заслуженный артист России:

– Во-первых, это все премьеры, которые достались мне, в том числе, и по разным случайным обстоятельствам. Как, например, в спектакле «Смит и Вессон», когда, к сожалению, уехал наш замечательный артист Иван Дмитриевич Маленьких.

Во-вторых, премия. Помню, когда в Саратовское театральное училище не поступил, позвонил маме: «Мама, я не поступил». Она в ответ: «Ну ты же не Ульянов!» Поэтому, когда дали премию имени Михаила Ульянова, было очень приятно.

А вообще-то этот год я уже как бы забыл.  Я реальный человек и хочу быть занятым во всех премьерах. Я тут по секрету ворожу: если все сбывается, замечательно, не сбывается – и такое бывает. Но хочу участвовать везде. Параллельно работаю над спектаклями «Фрида» и «Врубель». Это большие проекты на сцене Дома актера, там заняты многие артисты театра. И, конечно, знаковое событие для меня – съемка в фильме «Покоривший космос». Актеры «драмы» играют всех положительных персонажей: Туполев, Королев, все жены и медсестры – наши, а все предатели, все, кто нас бьет, –  из других театров.

Мне пришлось ехать на закрытый завод в Казань, я видел все разработки, меня туда чудом пустили. Побывал в доме, где жил Королев, в музее, познакомился с внуками главного конструктора, и они  сказали: «Похож!» В отличие от Карбышева.  Я же случайно попал на эту роль (в фильме «Несломленный» – прим. авт.) Артист ермолаевского театра отказался, а я должен был играть другого персонажа, но в последний момент съемочная группа все переиграла и я стал Карбышевым… Даст Бог, все случится: гастроли и все спектакли, надо только  набраться сил. 

Есть у меня два курса в музыкально-педагогическом колледже, есть три детских группы по пятнадцать человек: «Рафаэль», «Леонардо» и «Микеланджело» – по именам итальянских живописцев Я, как Олег Александрович (Теплоухов – прим. авт.) – поклонник итальянской культуры, у меня уклон в эту сторону. А своим студентам говорю: «Если вы не смотрите весь театральный репертуар, то через год мы прощаемся». Так что они в драму ходят.

Ольга Юрьевна Василенко, литературный редактор:

– В этом году при театре открылась школа для творческих детей «Новая смена». Расскажите, как вы увлекаете своих подопечных, ведь современные дети «живут» в гаджетах и почти не читают…

 Олег Теплоухов:

– Читают! У меня, например, группа из ребятишек семи - десяти лет. А увлекаем через игру, они читают поэзию, на которой я вырос: Юлиан Тувим, Борис Заходер. Читают и интересуются: «Мы уже будем чего-нибудь ставить?»

Егор Александрович Уланов, артист театра:

– Мои не спрашивают. Одна девочка говорит: «Вы в «Сказке о царе Салтане» распределение сделали, так вот, я хочу играть Царевну-Лебедь!» «Вообще-то ты Бабарихой будешь», – говорю. «Нет, – возражает. – У нас есть Бабариха».

Мы не стремимся сделать из них профессиональных актеров, но хотим, чтобы они стали профессиональными зрителями. А что получится из ребенка, которому только десять лет, никто не знает.

У них тонкий юмор. «Что будем делать? – спрашиваю. – Надо что-то показать родителям». Девочка, ей одиннадцать лет, предлагает: «Мертвые души»! Все ложимся на спину, руки на животе и медленно-медленно поднимаемся со словами: «Брат-баран, не барабань на барабане!» Я спрашиваю: «А ты знаешь это произведение?» «А чего тут знать, – удивляется. –  Из названия же все ясно: все мертвые! Можно не читать».

Сейчас взрослый зритель идет на какое-нибудь название. Допустим, «С днем рождения, Папа!». И все ждут, что будет комедия, про какое-нибудь торжество. А маленькую приписку «по мотивам пьесы Теннеси Уильямса «Кошка на раскаленной крыше» не все читают. Это к разговору о зрителе, который приходит и чего-то ждет, как в кафе: заказал две куриных ножки – тебе принесут две куриные ножки. А в театре не факт, что тебе принесут то, что ты очень хотел бы.

 Я всегда говорю: не приходите за услугой, пожалуйста, хотя мы и относимся, к сожалению, к сфере услуг. В театр зритель приходит работать. Как бы вы ни хотели отдохнуть душой и сердцем, но все-таки немножечко надо поработать.

На занятии в старшей группе я как-то дал задание построить  любимый кадр из фильма.  А можно, спрашивают, не из фильма? Можно, конечно. И выстраивают кадр: официант подходит к столику и начинает рассказывать: «Это пожилая пара. У них много детей. И буквально завтра она посадит его на поезд, и они больше никогда не увидятся». И я понимаю, что это наш взрослый спектакль «Дальше – тишина…». А средняя моя группа, им по десять-двенадцать лет,  спрашивает:

– А когда у нас будет кастинг?

– Куда?

– В театр!

– Надо будет, позовем…

– А кто у вас детей играет?

– Когда дети, когда взрослые…

– А в таком-то спектакле (называет) кто играет?

– Актриса, – говорю. 

– А сколько ей лет?

– Двадцать восемь.

– А почему не я?!

 Виктор Лапухин:

– Анекдотический случай. Мой близкий друг прочитал в афише про спектакль «С днем рождения, Папа!» А его папе исполняется восемьдесят лет. Он просится на спектакль. Я объясняю, что там вообще-то не про то, что он подумал. Друг настаивает. Сходили на спектакль… После спектакля аккуратно интересуюсь: «Ну как?» Он говорит: «Папа сказал: слава Богу,  у меня семья другая!»

Это к вопросу, зачем школа. Затем, чтобы люди о театре много знали…

Татьяна Филоненко:

– Я коренная омичка. Помню золотое время, когда  в ТЮЗе, при Соколове (В. Д. Соколов, главный режиссер Омского ТЮЗа с 1965 по 1974 гг. – прим. авт.) был школьный  клуб любителей театра «Бригантина». Мы смотрели спектакли, дежурили на спектаклях, встречались с актерами, писали рецензии, нас учили это делать. В результате одна из бригантиновцев заведует кафедрой в педуниверситете, другая работает на худграфе, третья – режиссер, многие стали актерами, например, Таня Прокопьева – мы же с ней жили этой «Бригантиной». Все это не проходит бесследно…

Виктор Лапухин:

– К 150-летию театра совместно с Фондом «Духовное наследие» мы планируем выпуск новой книги об Омской драме. Проект спонсирует  член Попечительского совета театра Темури Отариевич Латария, а работает над ним вместе с представителями фонда наша сотрудница – Наталья Владимировна Елизарова, кандидат наук, член Союза писателей, большой профессионал.

Наталья Владимировна Елизарова, литературный редактор:

– Перед тем как приступить к работе, мы с дизайнером книги Ольгой Макаровой – она человек молодой, креативный, дерзкий, творческий,  работает в Фонде «Духовное наследие», попросили в пушкинской библиотеке показать аналогичные издания. Нам принесли не менее сорока книг, посвященных юбилеям различных театров. Мы стали их листать и обнаружили, что все они как близнецы-братья. Как правило, представляют из себя хронографы и сделаны по одному принципу. Для себя мы решили, что наше издание не должно быть похоже на эту гору литературы.

 Я работаю в театре чуть больше года. С одной стороны, это небольшой срок для того, чтобы считать себя каким-то авторитетом по истории театра. С другой стороны, в этом есть плюс: отсутствует профессиональная деформация, глаз еще не замылен, когда вещи становятся обыденными и ты просто перешагиваешь через них, перестаешь удивляться, восхищаться. Я эти вещи еще вижу, стараюсь сохранить ощущение новизны, привнести свой нетрадиционный взгляд для театра и сделать книгу, используя все лучшее, накопленное за сто пятьдесят лет в контексте истории. Там будет много иллюстраций: и рисованных, и фотографий. Преимущества будут у тех, которые еще не публиковались. Планка очень высокая, будем стараться до нее дотягиваться. Думаю, книга должна получиться...

P.S.

Круглый стол состоялся в знаменитой «комнате № 51» – уютном атмосферном зале театра драмы, где обычно проходят важные встречи, обсуждение новых постановок. Согласно нумерологии, цифра «51» обещает неожиданное продвижение в любых начинаниях. А ее составляющие, пятерка и единица, представляют собой сильнейший тандем, нацеленный на преодоление любых препятствий. Надеемся, что и наш заинтересованный разговор с актерами и руководством театра найдет свое продолжение в новых  совместных проектах.

Участники круглого стола

Виктор Прокопьевич ЛАПУХИН, заслуженный работник культуры России, директор театра

Георгий Зурабович ЦХВИРАВА, заслуженный деятель культуры Омской области, главный режиссер театра

Светлана Викторовна ВЕГЕЛЕЙ, зам. директора по развитию

Сергей Робертович ОЛЕНБЕРГ, народный артист России

Александр Анатольевич ГОНЧАРУК, заслуженный артист России

Олег Александрович ТЕПЛОУХОВ, заслуженный артист России

Татьяна Ивановна ФИЛОНЕНКО, заслуженная артистка России

Николай Иванович МИХАЛЕВСКИЙ, заслуженный деятель культуры Омской области

Анна Степановна ХОДЮН, заслуженный деятель культуры Омской области

Владислав Анатольевич ПУЗЫРНИКОВ, заслуженный деятель культуры Омской области

Иван Александрович КУРАМОВ, артист театра

Егор Александрович УЛАНОВ, артист театра

Наталья Владимировна ЕЛИЗАРОВА, литературный редактор

Екатерина Васильевна КВАШНИНА, PR-сотрудник театра

Участники от редакции журнала «Сибирь и Я»

Людмила Михайловна МАКСИМОВА, учредитель, главный редактор

Ольга Юрьевна ВАСИЛЕНКО, литературный редактор

Оксана Алексеевна ДУБОНОС, журналист 

СПАСИБО

Редакция журнала «Сибирь и Я» благодарит коллектив Омского академического театра драмы за участие в нашем проекте. Отдельное спасибо директору театра В. П. Лапухину и всей административной команде за помощь в организации круглого стола. 

 Содержание