личность и время

текст: Людмила МАКСИМОВА, фото: Александр МАКСИМОВ и из архива ООО «Стройсервис»     

Крутые маршруты Якова Вагнера


В 2024 году отметит юбилей одна из самых известных компаний нашего региона – ООО «Стройсервис». Ее основатель и генеральный директор Яков Александрович Вагнер входит в первую пятерку успешных бизнесменов Омской области и по праву носит звание Почетного дорожника России. Его дорожно-строительный бизнес охватывает всю страну и вышел на межгосударственный уровень. Накануне Нового года Яков Вагнер рассказал журналу «Сибирь и Я» о том, какую роль в его судьбе играют дороги и о своем главном детище – предприятии «Стройсервис».   

Слово и дело

– Яков Александрович, судя по всему, вы не боитесь менять свою жизнь. Например, в юности, проучившись год в сельхозинституте, перевелись в СибАДИ, на специальность «Автомобильные дороги»…  

– Для меня было важно получать современные знания, которые пригодятся в жизни. По образованию я механик. В сельхозинституте нас учили по методичкам 50-х годов, хотя технический прогресс уже далеко ушел. Понял, что лучше продолжить учебу в другом вузе. В 1976 году начал работать в Таврическом дорожно-ремонтом строительном управлении. Начинал водителем, потом водителем-механиком.

– Когда вы пришли в Таврическое ДРСУ, вам было двадцать лет. По сути, там впервые начали работать в большом коллективе, руководить людьми. Чему еще научила работа в этой организации?

– Отвечать за свои слова и поступки. Я хорошо разбирался в дорожной технике. Наладил контакты с Республиканским центром сервиса дорожной техники. В его задачи входил ремонт, выполнение гарантийных работ. Мне доверили функции представителя интересов Республиканского центра на огромной территории за Уралом и в Казахстане. По совместительству продолжал работать в Тавричанке.

В 90-е началось сокращение штатов. Из работавших в ДРСУ пяти механиков я был самым молодым. Взвесив все «за» и «против», обратился к директору: «Мужикам осталось до пенсии кому год, кому три, а я найду себе работу». Уволился по собственному желанию. Создал частное предприятие «Стройсервис». Начинали мы за пределами Омской области – в Казахстане и на Севере: Сургут, Нефтеюганск, Когалым… В лихие 90-е приходилось несладко. Тем не менее, выдержали.

– Что явилось толчком для приобретения «Стройсервисом» первого современного асфальтового завода?

– Ко мне обратился представитель мэра Валерия Рощупкина. Имевшаяся у города дорожная техника была изношена, Омск нуждался в новой. За ней в те годы приходилось обращаться в бывшие страны СЭВ – ГДР, Югославию, Болгарию, Румынию… После объединения ГДР и ФРГ появилась возможность ознакомиться с передовой техникой фирмы Ammann, которая производила 160-300 тонн асфальта в час. В городском бюджете средств на приобретение завода не было, и я решил оформить его на свою фирму.

Директор компании г-н Мертенс, побеседовав со мной, заметил: «Глядя в ваши честные глаза, я готов этот завод отдать без денег на два года. Для этого необходимо привезти письмо от мэра Омска, что потребность города в асфальте – не менее 300 тысяч тонн в год. Потому что долг необходимо отработать. Нужны объемы производства». Мэр гарантийное письмо подписал. И в 1997 году «Стройсервис» заключил контракт с компанией Ammann на приобретение асфальтобетонного завода. Он стоил тогда 2,5 миллиона дойчмарок, или 5,5 миллиарда рублей (до деноминации).

– Вы осознавали, что идете на довольно рискованный шаг?

– В бизнесе элемент форс-мажора присутствует всегда. Я понимал, что нужно развиваться, идти вперед. В результате в Омске появилось мощное современное предприятие. А через год –  дефолт... Цены на все резко возросли. У города не оказалось средств для приобретения нашей продукции. В результате мы рассчитались с немецкой фирмой не за два года, а за три. Когда завод открыли, познакомиться с ним приезжали не только из Омска, но и из других регионов. Это было новое слово в дорожном строительстве.

Новый поворот

– В вашей биографии есть период, связанный с муниципальной службой. Как созрело решение прийти в команду мэра? 

– Решение далось очень непросто. Виктор Филиппович Шрейдер еще в должности первого зама губернатора был наслышан о нашем заводе. Когда в 2005 году был избран мэром, предложил войти в его команду. С работой нашего завода он был уже хорошо знаком. Понимал, что в Омске у предприятия огромный фронт работ. К тому времени из нашего асфальта была сделана взлетная полоса омского аэропорта. Оценив ее качество, глава города принял решение – пока город не запустит свой асфальтобетонный завод, использовать для дорожных работ асфальт нашей компании. Поставил условие: я должен перейти на работу в городскую администрацию. Убедил возглавить дорожно-строительную отрасль на посту директора городского ДРСУ № 2, которое в то время лежало на боку. «Стройсервис» в тот период возглавлял мой сын Евгений, ему тогда было двадцать три года.

Работать приходилось почти сутками, чтобы вывести дорожную отрасль из прорыва. Удалось восстановить асфальтовый завод ДРСУ № 2, приобретенный в свое время еще в ГДР. Мы начали выпускать для города свой асфальт, а часть по-прежнему поступала с завода «Стройсервиса».

Одно время сложилась ситуация, когда дорожные управления оказались не обеспечены асфальтоукладчиками и катками. По моей инициативе состоялись переговоры в Москве с представителем компании и директором фирмы «Виртген Интернациональ Сервис». Для Омска была приобретена мощная дорожная техника европейского класса. Это значительно ускорило проведение дорожно-ремонтных работ на Ленинградском мосту, проспекте Карла Маркса, улицах Герцена, Омской и многих других.

От Калининграда до Владивостока

– Яков Александрович, в перечне работ вашей компании – множество дорог различной протяженности. Какая из них была самой сложной?

– В дорожном строительстве двух одинаковых стройплощадок не бывает, каждая по-своему интересна. В настоящее время у «Стройсервиса» десять передвижных асфальтовых заводов, что позволяет выполнять заказы на строительство в разных регионах. Часто приглашают на объекты государственной важности. В 2011 году наша компания принимала участие в строительстве дорожного полотна на острове Русский близ Владивостока. Строили дороги в Калининграде, Североморске, Сочи, Забайкалье... Наша компания не первый год активно участвует в возведении дорог в Алтайском крае. Места там живописные, и для строителей важно «привязать» облик трассы к природному ландшафту. Строили в Белоруссии.

Были работы на пределе возможностей. Например, возведение дороги на Красную Поляну накануне Олимпиады 2014 года. Тогда меня вызвали в Управление делами Президента России, поставили задачу: нужно за два месяца сделать дорогу в Сочи протяженностью четырнадцать километров. Мы перевезли асфальтовый завод из Омска, поставили за тоннелем, в заповедной зоне. Оборудовали площадку, смонтировали и запустили в эксплуатацию завод. Работы велись ударными темпами. За пятьдесят четыре дня выпустили 75 тысяч тонн асфальта. Справились с задачей даже на шесть дней раньше установленного срока. Проект был по-своему уникальный. Нас контролировали на самом высоком уровне. Поначалу транспорт с грузами для нашей организации подолгу стоял в пробках. Начальнику ГИБДД было дано задание – обеспечить проезд машин с материалами и комплектующими «Стройсервиса». Когда ощущаешь поддержку, работа спорится.

Дорога уходить в даль

– Каким был для компании «Стройсервис» уходящий год? 

– Продуктивным. Все обязательства по контрактам выполнены и даже перевыполнены: завершена часть работ, которые по графику предстояло выполнить в 2023 году. Создаем задел на следующий год, полным ходом идет заготовка материалов, переработка на сортировочных комплексах.

– Самый значимы для вас объект 2023 года?

– Трасса «Казань – Екатеринбург». Большой, сложный проект. Дорога  первой категории, которая строится с нуля, в чистом поле. Она будет электрифицирована, оснащена на самом современном уровне автоматикой, камерами видеонаблюдения. Предстоит возвести полноценный автобан с разделением потоков. Мы взяли на себя обязательства проложить дорогу длиной пятнадцать километров. Возможно, к ним добавятся еще десять. Это очень значимый для страны объект, возвести его предстоит в крайне сжатые сроки. Курирует работы по строительству Марат Хуснуллин, заместитель председателя Правительства РФ Михаила Мишустина.   

«Стройсервис» продолжает дорожное строительство в Забайкалье, Алтайском крае, модернизирует дороги в Республике Беларусь, работает на федеральных трассах Омского региона. Заказов хватает. Одних только федеральных дорог наша компания в течение года осваивает 270-350 километров. А всего проложено трасс общей протяженностью более тысячи километров. 

– Сколько человек трудится на всех объектах?

– От 800 до 1150, в зависимости от сезона. В компании кроме омичей трудятся жители территорий, где мы прокладываем трассы. На стройку в Забайкалье принимаем жителей Читинской области. То же самое – в Республике Алтай. В Омской области на наших объектах занято немало жителей сельских районов.

В последние годы в отрасли дефицит квалифицированных кадров. Принимаем на работу желающих трудиться у нас и обучаем премудростям дорожного строительства. Несмотря на достойную оплату труда, не все готовы к длительным командировкам, жизни в вагончиках, вдали от дома. Остаются самые стойкие, сильные духом. 

Хочу пожелать коллективу «Стройсервиса» в новом году интересных объектов, слаженной работы, взаимовыручки в коллективе и благополучия во всем. Новых дорог и больших горизонтов!

ООО «Стройсервис»

644073, г. Омск, ул. 2-я Солнечная, 43, тел. +7 (3812) 73-25-34, т/ф: +7 (3812) 78-22-71, 78-26-13, e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

www.stroyservis.net

 Содержание