личность
и время
текст:
Людмила МАКСИМОВА, фото: Александр МАКСИМОВ и из архива ООО «Стройсервис»
Крутые
маршруты Якова Вагнера
В
2024 году отметит юбилей одна из самых известных компаний нашего региона – ООО
«Стройсервис». Ее основатель и генеральный директор Яков Александрович Вагнер входит
в первую пятерку успешных бизнесменов Омской области и по праву носит звание Почетного
дорожника России. Его дорожно-строительный бизнес охватывает всю страну и вышел
на межгосударственный уровень. Накануне
Нового года Яков Вагнер рассказал журналу «Сибирь и Я» о том, какую роль в его
судьбе играют дороги и о своем главном детище – предприятии «Стройсервис».
Слово
и дело
–
Яков Александрович, судя по всему, вы не боитесь менять свою жизнь. Например, в
юности, проучившись год в сельхозинституте, перевелись в СибАДИ, на
специальность «Автомобильные дороги»…
–
Для меня было важно получать современные знания, которые пригодятся в жизни. По
образованию я механик. В сельхозинституте нас учили по методичкам 50-х годов,
хотя технический прогресс уже далеко ушел. Понял, что лучше продолжить учебу в
другом вузе. В 1976 году начал работать в Таврическом дорожно-ремонтом
строительном управлении. Начинал водителем, потом водителем-механиком.
–
Когда вы пришли в Таврическое ДРСУ, вам было двадцать лет. По сути, там впервые
начали работать в большом коллективе, руководить людьми. Чему еще научила
работа в этой организации?
–
Отвечать за свои слова и поступки. Я хорошо разбирался в дорожной технике.
Наладил контакты с Республиканским центром сервиса дорожной техники. В его
задачи входил ремонт, выполнение гарантийных работ. Мне доверили функции
представителя интересов Республиканского центра на огромной территории за
Уралом и в Казахстане. По совместительству продолжал работать в Тавричанке.
В
90-е началось сокращение штатов. Из работавших в ДРСУ пяти механиков я был самым
молодым. Взвесив все «за» и «против», обратился к директору: «Мужикам осталось
до пенсии кому год, кому три, а я найду себе работу». Уволился по собственному
желанию. Создал частное предприятие «Стройсервис». Начинали мы за пределами
Омской области – в Казахстане и на Севере: Сургут, Нефтеюганск, Когалым… В
лихие 90-е приходилось несладко. Тем не менее, выдержали.
–
Что явилось толчком для приобретения «Стройсервисом» первого современного асфальтового
завода?
–
Ко мне обратился представитель мэра Валерия Рощупкина. Имевшаяся у города
дорожная техника была изношена, Омск нуждался в новой. За ней в те годы
приходилось обращаться в бывшие страны СЭВ – ГДР, Югославию, Болгарию, Румынию…
После объединения ГДР и ФРГ появилась возможность ознакомиться с передовой
техникой фирмы Ammann, которая производила 160-300 тонн асфальта в час. В
городском бюджете средств на приобретение завода не было, и я решил оформить
его на свою фирму.
Директор
компании г-н Мертенс, побеседовав со мной, заметил: «Глядя в ваши честные
глаза, я готов этот завод отдать без денег на два года. Для этого необходимо
привезти письмо от мэра Омска, что потребность города в асфальте – не менее 300
тысяч тонн в год. Потому что долг необходимо отработать. Нужны объемы
производства». Мэр гарантийное письмо подписал. И в 1997 году «Стройсервис»
заключил контракт с компанией Ammann на приобретение асфальтобетонного завода. Он
стоил тогда 2,5 миллиона дойчмарок, или 5,5 миллиарда рублей (до деноминации).
–
Вы осознавали, что идете на довольно рискованный шаг?
–
В бизнесе элемент форс-мажора присутствует всегда. Я понимал, что нужно
развиваться, идти вперед. В результате в Омске появилось мощное современное
предприятие. А через год – дефолт...
Цены на все резко возросли. У города не оказалось средств для приобретения
нашей продукции. В результате мы рассчитались с немецкой фирмой не за два года,
а за три. Когда завод открыли, познакомиться с ним приезжали не только из
Омска, но и из других регионов. Это было новое слово в дорожном строительстве.
Новый
поворот
–
В вашей биографии есть период, связанный с муниципальной службой. Как созрело
решение прийти в команду мэра?
–
Решение далось очень непросто. Виктор Филиппович Шрейдер еще в должности первого
зама губернатора был наслышан о нашем заводе. Когда в 2005 году был избран
мэром, предложил войти в его команду. С работой нашего завода он был уже хорошо
знаком. Понимал, что в Омске у предприятия огромный фронт работ. К тому времени
из нашего асфальта была сделана взлетная полоса омского аэропорта. Оценив ее
качество, глава города принял решение – пока город не запустит свой асфальтобетонный
завод, использовать для дорожных работ асфальт нашей компании. Поставил условие:
я должен перейти на работу в городскую администрацию. Убедил возглавить дорожно-строительную
отрасль на посту директора городского ДРСУ № 2, которое в то время лежало на
боку. «Стройсервис» в тот период возглавлял мой сын Евгений, ему тогда было
двадцать три года.
Работать
приходилось почти сутками, чтобы вывести дорожную отрасль из прорыва. Удалось восстановить
асфальтовый завод ДРСУ № 2, приобретенный в свое время еще в ГДР. Мы начали
выпускать для города свой асфальт, а часть по-прежнему поступала с завода «Стройсервиса».
Одно
время сложилась ситуация, когда дорожные управления оказались не обеспечены асфальтоукладчиками
и катками. По моей инициативе состоялись переговоры в Москве с представителем
компании и директором фирмы «Виртген Интернациональ Сервис». Для Омска была
приобретена мощная дорожная техника европейского класса. Это значительно
ускорило проведение дорожно-ремонтных работ на Ленинградском мосту, проспекте
Карла Маркса, улицах Герцена, Омской и многих других.
От
Калининграда до Владивостока
–
Яков Александрович, в перечне работ вашей компании – множество дорог различной
протяженности. Какая из них была самой сложной?
–
В дорожном строительстве двух одинаковых стройплощадок не бывает, каждая по-своему
интересна. В настоящее время у «Стройсервиса» десять передвижных асфальтовых
заводов, что позволяет выполнять заказы на строительство в разных регионах. Часто
приглашают на объекты государственной важности. В 2011 году наша компания принимала
участие в строительстве дорожного полотна на острове Русский близ Владивостока.
Строили дороги в Калининграде, Североморске, Сочи, Забайкалье... Наша компания
не первый год активно участвует в возведении дорог в Алтайском крае. Места там
живописные, и для строителей важно «привязать» облик трассы к природному
ландшафту. Строили в Белоруссии.
Были
работы на пределе возможностей. Например, возведение дороги на Красную Поляну накануне
Олимпиады 2014 года. Тогда меня вызвали в Управление делами Президента России,
поставили задачу: нужно за два месяца сделать дорогу в Сочи протяженностью
четырнадцать километров. Мы перевезли асфальтовый завод из Омска, поставили за
тоннелем, в заповедной зоне. Оборудовали площадку, смонтировали и запустили в
эксплуатацию завод. Работы велись ударными темпами. За пятьдесят четыре дня
выпустили 75 тысяч тонн асфальта. Справились с задачей даже на шесть дней
раньше установленного срока. Проект был по-своему уникальный. Нас контролировали
на самом высоком уровне. Поначалу транспорт с грузами для нашей организации
подолгу стоял в пробках. Начальнику ГИБДД было дано задание – обеспечить проезд
машин с материалами и комплектующими «Стройсервиса». Когда ощущаешь поддержку,
работа спорится.
Дорога
уходить в даль
–
Каким был для компании «Стройсервис» уходящий год?
–
Продуктивным. Все обязательства по контрактам выполнены и даже перевыполнены:
завершена часть работ, которые по графику предстояло выполнить в 2023 году. Создаем
задел на следующий год, полным ходом идет заготовка материалов, переработка на сортировочных
комплексах.
–
Самый значимы для вас объект 2023 года?
–
Трасса «Казань – Екатеринбург». Большой, сложный проект. Дорога первой категории, которая строится с нуля, в
чистом поле. Она будет электрифицирована, оснащена на самом современном уровне
автоматикой, камерами видеонаблюдения. Предстоит возвести полноценный автобан с
разделением потоков. Мы взяли на себя обязательства проложить дорогу длиной
пятнадцать километров. Возможно, к ним добавятся еще десять. Это очень значимый
для страны объект, возвести его предстоит в крайне сжатые сроки. Курирует
работы по строительству Марат Хуснуллин, заместитель председателя Правительства
РФ Михаила Мишустина.
«Стройсервис»
продолжает дорожное строительство в Забайкалье, Алтайском крае, модернизирует
дороги в Республике Беларусь, работает на федеральных трассах Омского региона. Заказов
хватает. Одних только федеральных дорог наша компания в течение года осваивает
270-350 километров. А всего проложено трасс общей протяженностью более тысячи
километров.
–
Сколько человек трудится на всех объектах?
–
От 800 до 1150, в зависимости от сезона. В компании кроме омичей трудятся жители
территорий, где мы прокладываем трассы. На стройку в Забайкалье принимаем жителей
Читинской области. То же самое – в Республике Алтай. В Омской области на наших
объектах занято немало жителей сельских районов.
В
последние годы в отрасли дефицит квалифицированных кадров. Принимаем на работу желающих
трудиться у нас и обучаем премудростям дорожного строительства. Несмотря на
достойную оплату труда, не все готовы к длительным командировкам, жизни в
вагончиках, вдали от дома. Остаются самые стойкие, сильные духом.
Хочу
пожелать коллективу «Стройсервиса» в новом году интересных объектов, слаженной
работы, взаимовыручки в коллективе и благополучия во всем. Новых
дорог и больших горизонтов!
ООО
«Стройсервис»
644073,
г. Омск, ул. 2-я Солнечная, 43, тел. +7 (3812) 73-25-34, т/ф: +7 (3812)
78-22-71, 78-26-13, e-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
www.stroyservis.net
Содержание
|