фестиваль/ подмостки

Автор: Эльвира КАДЫРОВА
Фотограф: Андрей КУДРЯВЦЕВ

Вива «Академия»!
 
 

Главным культурным событием осени в нашем городе стал I Международный театральный фестиваль «Академия». Его организаторы - правительство Омской области, региональное министерство культуры и Омский академический театр драмы - доказали, что невозможное возможно, собрав в одной афише лучшие спектакли Европы – настоящую академию театрального искусства.

«Академиками» не рождаются
«Все флаги в гости будут к нам!» - на сей раз это была не просто красивая цитата. Флаги Сербии, Болгарии, Польши, Украины, Литвы, Франции, Венгрии, Германии, России две недели развевались перед зданием Омской драмы. Омск давно имеет репутацию театральной столицы Сибири, и фестивалями, даже международными, нашу публику не удивишь. Но фестиваля классической драмы здесь еще не было. Мы ждали его ровно год, и не напрасно.
Погружение в культуру других стран принесло немало интересных открытий. Два немецких театра – «Берлинер ансамбль» и театр «Шаубюне» - продемонстрировали любовь к малым формам, показав моноспектакли своих ведущих актеров – Мартина Вуттке и Анн Тисмер. Кстати, Вуттке (спектакль «Арто и Гитлер в Романском кафе») буквально поразил всех своей энергетикой, блистательным владением словом и телом, а Анн («Концерт по заявкам») – способностью и вовсе существовать на сцене без слов.
Гоголевскую «Шинель» актеры маленького болгарского театра «Кредо» Нина Димитрова и Васил Василев сыграли в Омске на русском языке. До этого они уже играли свой спектакль на девяти языках мира. Сложнее всего, признается Нина, было выучить японский.
Украинского «Эдипа» (Национальный театр имени Ивана Франко) омичи ждали прежде всего из-за исполнителя главной роли народного артиста СССР Богдана Ступки. Харизматичный актер, снявшийся в десятках популярных фильмов, не разочаровал зрителей и на этот раз. А сам спектакль прозвучал очень злободневно, несмотря на то что действие его происходит в 432 году до нашей эры.
Для любителей же музыки оказалось истинным подарком выступление с Омским академическим симфоническим оркестром польского композитора и дирижера Кшиштофа Пендерецкого, и буквально для всех – «сНежное шоу» Театра Славы Полунина, два часа детского счастья от незабвенного Асисяя.
Несмотря на то, что фестиваль называется «Академия», на нем были представлены не только академические театры с богатыми традициями и не только классические произведения. «Академиками» не рождаются, но – становятся. Поэтому для живого современного театра с хорошей перспективой двери здесь открыты всегда. Спектакль «Фауст в кубе. 2360 слов» показал сравнительно молодой, свободный от жанровых рамок и стилей Инженерный театр «АХЕ» из Санкт-Петербурга, делающий свои постановки на грани фокуса и чуда. А Малый театр Вильнюса познакомил омичей с современной литовской пьесой «Мадагаскар».

«Мы снова приедем в Сибирь!»
Гости и участники фестиваля не переставали восхищаться, с какой интенсивностью в старейшем Сибирском регионе развиваются культурные процессы, поддерживается театральное искусство и насколько уникален нынешний фестиваль. «Это точно чудо, - сказал Вячеслав Полунин. - Я просто преклоняюсь перед людьми, которые это сделали. Я посмотрел программку – такое собрать нереально. Нереально, чтобы столько замечательных людей вдруг разом отправились в Сибирь со своими лучшими выступлениями. Это просто удивительно!»
Удивление высоким уровнем проведения фестиваля высказал и гость из Англии Ян Херберт, основатель театрального издания «Theatre Record»: «Это очень цивилизованный город. Меня очень удивило, что во время представления люди готовы были стоять, потому что они так хотели посмотреть эти спектакли. Удивительная публика. Как человек, который участвовал во множестве театральных фестивалей, хочу сказать, что «Академия» организована на самом высоком уровне, и те коллективы, которые здесь представлены – лучшие европейские и мировые коллективы. Быть здесь – это огромное удовольствие для меня».
Люди, еще недавно при слове «Сибирь» тыкавшие пальцами в Антарктиду, выражают желание приехать сюда снова. Режиссер спектакля «Арто и Гитлер в Романском кафе» Пауль Пламер даже высказал сожаление, что не знает русского языка. Фестиваль «Академия» стал важной вехой в формировании театральной культуры в Омске – культуры высокого качества, глубокого духовного содержания, многообразной, в чем-то омичам еще не знакомой, не знающей национальных и географических границ. Кто-то из участников действительно приедет сюда еще раз. Вообще же, в 2010 году ожидается, что «Академию» посетит знаменитейший французский театр «Комеди Франсез» и покажет все свои мольеровские спектакли. Афиша вновь формируется фантастическая. Фестиваль закончился. Да здравствует фестиваль!


Содержание