на подмостках судьбы

«О не лети так, жизнь…»,

или Письма к брату, написанные сестрой Евгенией Кошкаровой


Семьдесят лет – это повод. Чтобы поздравить. Чтобы вспомнить. Чтобы еще раз сказать  о самых простых, самых обыкновенных вещах. В конце концов, семьдесят лет бывает раз в жизни…Тринадцатого декабря  у заслуженного артиста России Николая Чебыкина прошел юбилей. Он отпраздновал его в родном Липецком государственном академическом театре драмы имени Л. Н. Толстого, которому отдал сорок четыре года. Но поздравляли Николая Петровича и  в Омске – городе, который когда-то приютил талантливого юношу, а потом отпустил  и  благословил…

О не лети так, жизнь, мне важен и пустяк.

Вот город, вот театр. Дай прочитать афишу.

И пусть я никогда спектакля не увижу.

Зато я буду знать, что был такой спектакль…

«Мой дорогой Коля, если кто-то в этом мире и должен дарить людям красоту, радость, тепло, то это, конечно, актер. Театр, он ведь и существует для того, чтобы сделать нашу жизнь ощутимее. В суете мы так мало чувствуем, а театр заставляет нас затормозиться в этом беге. Тебе дано прожить на одном дыхании за вечер целую жизнь. Ты всегда поражал меня красотой и благородством, которое раньше именовали породой. Мне до обидного жаль, что я почти не видела тебя на сцене. Но, какая бы роль тебе ни досталась – Епиходов в «Вишневом саде», Нароков в «Талантах и поклонниках» или Василий Теркин – всегда был невероятно органичен. В тебе всегда присутствовала харизма и наше фирменное, семейное:  то ли сросшиеся на переносице брови, то ли прищуренные, с хитринкой, глаза – подарок казанского  деда, Дмитрия Ивановича Чебыкина».

О не лети так, жизнь, слегка замедли шаг…

«Это было так давно, что как бы уже и не с нами. Мы жили в Казахстане. Если говорить о родине, то будешь вечно вспоминать Кругловку, как пахло сеном и васильками, и бревенчатый дом, и  школу, и как снег засыпал улицы по самые крыши, а сердце утешалось от родительской любви.  У нас с тобой, милый Коля,  было счастливое детство, потому что были мама – великая труженица и певунья, и папа – великий книгочей и художник. Все самое лучшее, что есть в нас, мы вынесли с тобой из детства. Это папа научил  нас играть в шахматы, и вечерами при свете керосиновой  лампы мы играли с ним  в лото, шахматы и шашки… Наше детство всегда с нами. Оно никогда не кончается. Детство, если оно было счастливым, длится всю жизнь, существуя параллельно с нашей взрослой жизнью…

А помнишь, мы идем с мамой из магазина. Купили для тебя торт, чтобы поздравить с окончанием школы рабочей молодежи,  а ты несешься сломя голову навстречу и радостно кричишь: «Мама, мне некогда, у меня билет на поезд, я еду в Новосибирск!» У тебя никогда не было метаний, ты сразу определился с будущей профессией и несмотря на огромный конкурс  поступил в театральное… Только стипендию там в начале не платили, и папа регулярно тебя поддерживал на первых порах.

О не лети так, жизнь, я от ветров рябой.

Мне нужно этот  мир как следует запомнить.

А если повезет, То даже и заполнить,

Хоть чьи-нибудь глаза, хоть сколь-нибудь собой

«Я помню твой дебют в деревенском клубе – сценку  «Любитель-рыболов». Как односельчане  аплодировали тебе стоя! Это  потрясло тебя тогда до глубины души. Именно тогда ты  заболел театром. На первом курсе училища тебя  стали приглашать в Театр юного зрителя, и однажды  я попала на  спектакль «Пеппи Длинный чулок». Сказать, что я была потрясена твоей игрой – значит не сказать ничего. С тех пор это самый любимый детский спектакль. Мой и моих внуков. Я смотрела на сцену, открыв рот, и твои  друзья мне взахлеб говорили: «Если у нас выдается свободный вечер, мы идем на Колины спектакли».

Ты был великолепным Ломовым, бесподобным Очкариком, непревзойденным Кулыгиным,  умопомрачительным Жодле.  Ты так умел перевоплощаться, что порой  мне  казалось: передо мной не Коля Чебыкин из Кругловки, а потомок герцогов Миланских. Я видела, как на сцене в тебе  прорастает бог…

После училища были  Алтай, Таджикистан, Омск и  Липецк. Ты просто  влюбился в этот город и остался там навсегда, потому что Липецк – это маленький Париж. Это город фонтанов, цветущих лип и яблоневых садов. Здесь в каждом дворе цветы и фонтаны, и в самом центре города овраг, лог, где бьет чудесный   источник.  И ты поселился рядом с театром, вокруг которого тоже фонтаны, фонтаны, фонтаны. Побывав там однажды, я тоже влюбилась в этот город.  

Помнишь нашу встречу в Москве? Ты повел меня в Дом-музей Станиславского. Никогда не забуду твоего трепета и восторга, с которым ты входил в комнаты, где он жил,  работал, репетировал. Ты сказал, а я запомнила, мой милый Коля, что система Станиславского для вас, актеров – как таблица Менделеева для химиков…» 

О не лети так, жизнь, на миг хоть задержись.

Уж лучше ты меня калечь, пытай и мучай.

Пусть будет все – тюрьма, болезнь, несчастный случай.

Я все перенесу, но не лети так, жизнь…

Леонид Филатов

 «И был день, о который разбилась жизнь… Внезапно ушла из жизни Светлана – твой светоч, твоя муза, твоя любовь, твоя опора. Но остались две замечательные дочери, любимые внуки, театр.  Мой дорогой Коля, у тебя есть театр, есть намоленные стены, есть поклонники, – актеру противопоказаны перерывы. Да, ушли наши бешеные страсти, желания  и обиды. И мы не спеша, с достоинством подходим к нашему новому жизненному этапу. Поэтому я не ставлю точку. Многоточие. А жизнь –  продолжается…»

Твоя Женя

Содержание