испытано на себе

текст: Алексей ДЕКЕЛЬБАУМ, фото из архива автора и открытых интернет-источников

Атлантика вдоль и поперек


В своем кругосветном походе 2000-2001 годов омская яхта «Сибирь» пересекала Атлантический океан в его самом широком месте, а в антарктической экспедиции 2019-2020 годов прошла его «по диагонали». И у этих двух маршрутов были весьма примечательные отличия...

В жизни у каждого человека есть моменты, ради которых уже стоило родиться. Правда, к сожалению, не все их замечают, но тут уж кому как повезет. Мне повезло.

Конечно, в любом случае стоило родиться ради моих сыновей и внучек. Но еще судьба подбросила «бонусом» участие в двух дальних походах омской яхты «Сибирь» – в ее кругосветном плавании 2000-2001 годов и в относительно недавнем (июль 2019-го - февраль 2020-го) походе от Омска до Антарктиды. Об этих путешествиях написано много, а я позволю себе лишь сравнить свои сугубо личные впечатления от них. Но сначала отмечу, что у судьбы всегда бывают земные представители – сама она бесплотна. В моих случаях таким представителем судьбы был бессменный капитан «Сибири» Сергей Щербаков, взявший меня в эти походы. За что ему моя пожизненная благодарность.

Острова в океане

Начну с самого простого – маршрута и сроков. В кругосветном походе «Сибири» на мою долю выпало пять месяцев плавания от Кубы до Омска с ремонтными стоянками в Майами и Фигейра-да-Фош (Португалия). Особенности моей части маршрута – пересечение Атлантики в самом широком месте, двенадцатидневный переход от Бермуд до Азорских островов и плавание в Заполярье от норвежского города Тромсе до нашего Салехарда. Всего – 10740 морских миль, или около 20 тысяч километров.

В антарктическом же походе «Сибирь» за четыре «моих» месяца прошла от Амстердама до берегов южной Аргентины. При этом совершила свой рекордный автономный переход – пятнадцать суток в океане на пути от Островов Зеленого Мыса до Бразилии.

С «Сибирью» я простился в южно-аргентинском городке Порто-Десеадо. Кстати, в марте 1520 года сильный ветер загнал в здешнюю унылую бухту Магеллана (тогда еще отнюдь не великого). Раздраженный мореплаватель назвал это место «Бухтой вынужденной работы», а для меня она стала «Бухтой пересадки». Ибо здесь закончился мой плановый этап в экспедиции «Сибири», и я пересел на яхту «Ксанаду» моего товарища из Петербурга Максима Озерного, чтобы на ней добраться до Антарктиды.

Не добрался: при пересечении пролива Дрейка, когда до антарктической станции «Беллинсгаузен» оставалось всего 360 миль (меньше чем от Омска до Новосибирска), у «Ксанаду» полетела муфта на валу. Правда, через пару дней мы получили большой «бонус» в виде знаменитого мыса Горн – мечты любого яхтсмена и головной боли профессиональных моряков. Закончилась же моя морская эпопея шестого февраля 2020 года в аргентинской столице Огненной Земли, очень симпатичном городке Ушуайя. Кстати, самом южном городе в мире.

Итого 9900 морских миль, или 18300 километров...

«Сибири», к счастью, повезло больше. И хотя в проливе Дрейка у нее опасно разболталась валовая линия, но восемнадцатого февраля яхта все-таки пришла к антарктическому острову Кинг Джордж, где располагалась российская станция «Беллинсгаузен». Цель похода была достигнута, и это главное.

Лучший в мире экипаж

Экипажи двух этих экспедиций «Сибири» были, безусловно, для меня самые лучшие. К тому же у нас была общая цель, и это придавало командам яхты дополнительный запас прочности. И немалый.

Между прочим, момент наиважнейший. Даже идеальному экипажу не идет на пользу длительное совместное пребывание в мизерном и малокомфортном пространстве, которое еще и качается двадцать четыре часа в сутки – и так на протяжении многих дней. Я много читал и слышал о конфликтах в яхтенных экипажах, состоящих из случайно собравшихся туристов. И о панических атаках при первой же серьезной качке. Ибо море в мечтах, море с берега и море среди волн высотой хотя бы в три метра (не говоря уже о семиметровых) – это три совершенно разных моря...

Но таких реакций в походах яхты «Сибирь» не было и быть не могло. Так как люди здесь подобрались далеко не случайные. Правда, тут у двух походов есть серьезные различия. В кругосветке постоянный экипаж из четырех человек не менялся все пятнадцать месяцев и был основательно «притертым». Лишь на разных этапах добавлялся сменный матрос. А от Кубы до Омска мы дошли уже в неизменном составе.

А вот в антарктической экспедиции было далеко не так. Выбыли двое отличных ребят, которые так и не смогли избавиться от изматывающей морской болезни. В немецком Киле на борту «Сибири» остались лишь капитан Щербаков и старпом Владимир Заздравных (который вообще не покидал яхту за все семь месяцев ее похода до Антарктиды). Но потом усилиями капитана или по собственной инициативе добавлялись русские яхтсмены-волонтеры из Омска, Питера, Германии, с Канарских островов и с Островов Зеленого Мыса. И это были очень надежные ребята, и свои этапы они прошли более чем достойно. А Женя Забродин из омского яхт-клуба не только дошел на «Сибири» от Киля до Антарктиды, но и продемонстрировал выдающийся талант рыбака. И если в кругосветной экспедиции у нас некому было этим заниматься, то в антарктическом походе Женя посреди Атлантики добывал на свой спиннинг и тунцов, и золотистых корифен весом до двадцати пяти килограммов. Да потом еще и виртуозно их готовил во всех видах.

Лёд и пламень  

Тут различия весьма яркие. Конечно, в кругосветке ребятам до меня перепало изрядно: и опасные ледовые ловушки в Карском море, и незабвенный оверкиль, а точнее кувырок «Сибири» в ночной шторм у Алеутских островов, когда у яхты снесло обе мачты... Но вот на моем куске маршрута подобного экстрима практически не было. Конечно, никогда не забуду жесткие болтанки за Бермудами или при уходе из Португалии, или у Тиманского берега (есть на побережье Баренцева моря такое веселое место). Но это все было, так сказать, в пределах разумного. В остальном же практически полная пастораль. Даже в Бискайском заливе, прозванном «европейской морской мясорубкой». Даже в Заполярье, где в начале сентября после вышеупомянутого «тиманского» шторма установилась полная тишь да гладь, особенно в Карском море.

Иное дело в антарктической экспедиции. Здесь «Сибирь» пересекла сверху донизу все климатические зоны – сначала до экватора, а после него – в обратном порядке. Еще до меня ей основательно досталось и в Обской губе, и в Карском море, и в Баренцевом, и на Балтике. Сделайте поправку и на календарь. Если в июле 2001 года наша «ласточка» на попутных приливных течениях пролетела от французского Бреста до Амстердама всего за трое суток, то в октябре 2019-го она через те же 510 морских миль, но в обратном направлении, долбилась шестнадцать дней. Борясь со встречными течениями и ветрами, а во время особенных морских безобразий отстаиваясь на случайных стоянках.

То же и в Бискайском заливе, где так болтало и дуло навстречу, что отжало яхту миль на двести вглубь залива. Но зато, когда мы завернули «за угол» Пиренейского полуострова, погода стала улучшаться прямо на глазах. И так до самых Канарских островов.

Из погодного экстрима упомяну жесткий шторм за Канарами. Дуло до 52 узлов (около 26 м/с) и волны были высотой более шести метров. «Сибирь» дважды кренило так, что вода с шумом переливалась через фальшборт и заливала палубу. Висеть на страховке над палубой, которая субъективно представлялась вертикальной – то еще удовольствие. Впрочем, команда не нервничала, а безобразие на море довольно быстро закончилось.

Щедра была на погодные сюрпризы и зона экватора. Там нас едва ли не каждую ночь «навещали» шквалы с проливными дождями. Плюс запредельное пекло, между прочим, в конце ноября! Уже в десять утра солнце жарило капитально, и задумчивость на открытой палубе наказывалась обгорелой шкурой. Впрочем, позже, в декабре, жара в бразильском Сальвадоре была еще круче...

Маршрут через Атлантику «сверху вниз» был примечателен и тем, что за 35-м градусом южной широты стало ощутимо холодать – и в воздухе, и на море. Особенно это было заметно, когда мы шли вдоль побережья Аргентины. Да и море распоясывалось, и у берегов Огненной Земли штормовой Ла-Манш вспоминался уже как милый и интеллигентный. Но все равно это было лето (не забывайте, что здесь конец января соответствует концу июля у нас), и температура в январе-декабре все-таки держалась на уровне 9-10 градусов. Слава богу, плюс...

Другое дело, что южное полушарие вообще холоднее северного. Тому свидетельством экстремальные минусы температур в Антарктиде (-88°С) и в северном полушарии (-78°С). По моему сугубо дилетантскому восприятию, климатически южные широты равны аналогичным северным плюс еще 20 градусов. Например, у нас в Омске 55-я широта - это просто подарок, а вот 55-й градус южной широты – как 75-й северной.

Под знаком Южного Креста

Тут, конечно, кратко не получится, но я постараюсь. Кругосветка по впечатлениям вообще вне конкуренции, как первая любовь. Там для меня все тоже было первым. Первая за сорок лет жизни заграница, да еще и сразу западное полушарие, да еще и тропики... Первый в жизни выход в море, первая морская болезнь, первые зарубежные порты и страны, тот самый Бермудский треугольник (кстати, милейший – шли по совершенно нежным волнам). Первая долгая «автономка» – двенадцать дней перехода от Бермудских до Азорских островов.

К слову, через десять дней после ухода с Бермуд получили сообщение: пропала французская яхта, два человека на борту. За последние пару месяцев это было уже четвертое сообщение о пропавших яхтах (к сожалению, позже были еще). Но как же потом приятно было на азорском острове Файял встретить этих французов! Они все-таки добрались до берега. Но видели бы вы ту яхту: сломанная грот-мачта, вместо нее – какая-то самодельная рама под парус. Экипаж – два потрепанных измученных мужика...

...Или моя первая и в том походе единственная встреча с китом! Было это уже под финал нашего пересечения Атлантики. Тогда кит длиной 15-20 метров полчаса кружил вокруг «Сибири», ныряя под нее и выныривая сбоку, сзади, спереди...

Или, когда уже миль за десять от берегов Португалии у нас непоправимо сломался двигатель, а на море опустился почти полный штиль. Мы остались и без движка, и без парусов и вошли в порт под лодочным моторчиком с нашей шлюпки. Держу пари, что мирные португальские рыболовы, удящие сардин с мола бухты, подумали: «Так вот как эти ненормальные русские ходят через океаны…»

...И конечно, навсегда останется в памяти тот темный вечер пятого сентября 2001 года, когда в точке «73-73» (73°00' с. ш., 73°00’ в. д., в 37 км от северо-восточного «угла» Ямала) «Сибирь» замкнула вокруг земного шара «колечко» длиной 22 тысячи морских миль...

Все это, как и горячие встречи при возвращении домой по Оби и Иртышу, – безусловно, мои «эксклюзивные» и пожизненные впечатления от того плавания с 5 мая по 30 сентября 2001 года.

Поход же от Амстердама до Огненной Земли и пролива Дрейка был еще богаче на изумления, потрясения и адреналин. В частности, я убедился, что в школе нас не обманывали: экватор, Южная Америка, Антарктида и созвездие Южный Крест действительно существуют.

Был и на этом маршруте совершенно особый день – 28 ноября 2019 года, когда «Сибирь» пересекла экватор. Причем некоторыми членами экипажа опытным путем было установлено, что и на седьмом десятке лет можно добраться до экватора на небольшой яхте. Даже от Омска. Было бы желание и более-менее надежное здоровье…

...И конечно, океан. Самое красивое в открытом море у экватора – это облака и закаты. Первые были просто немыслимых форм – и горы, и «летающие тарелки», и ангелы, и звери. Закаты же играли фантастическими красками – от темной голубизны на востоке до расплавленной стали на западе. А ночью при выходе на вахту дух захватывало от густого звездного крошева. Незнакомые созвездия над головой весьма красноречиво напоминали, куда мы забрались...

Честно говоря, в южном полушарии я переживал хроническое изумление о того, куда нас занесло. Так было и в бразильской деревне под Сальвадором, и в Рио-де-Жанейро. Кстати, в Рио о нас трогательно заботился наш новый друг и туроператор Артур Григорян. Например, свозил экипаж к знаменитой статуе Христа-Искупителя на горе Корковаду, а затем провел для нас прекрасную экскурсию по городу. Мы увидели известные бразильские фавелы – кварталы трущоб, самбы и криминала, благородные ретро-трамваи, богемно-злачные районы Лапа и Санта-Тереза и соединяющую их красочную лестницу – творение художника Силарона.

И, конечно, весьма живых впечатлений добавил океан у Огненной Земли и в проливе Дрейка... Кстати, китов в тех водах – как кошек в омских дворах. И не только китов. Когда у южного побережья Огненной Земли «Ксанаду» летела на попутном шторме к ближайшей бухте-убежищу, настроение промокшим вахтенным повышали и ныряющие в волнах морские котики, и черные дельфины. И те же киты. Не думаю, что у них было высокое мнение о нашем психическом здоровье, тем более что от яхты до ближайших скал было метров пятьдесят. Впрочем, этого хватило, чтобы успеть отвернуть.

Русский мир  

Что касается памятных встреч на разных берегах, то тут антарктическая экспедиция была гораздо насыщеннее. Конечно, и в кругосветке экипажу «Сибири» от души помогали соотечественники на Аляске, в Калифорнии и Майами. Нас чудесно принимали рыбаки-любители на острове Терсейро (Азорские острова), а в норвежских городах о нас тепло заботились местные спонсоры омской кругосветки.

Но в походе 2019-2020 годов таких встреч было куда больше. И не удивительно, ведь капитану удалось получить на экспедицию два Президентских гранта, и стараниями российского МИДа информация о походе «Сибири» поступила в посольства в разных странах задолго до того, как туда пришла наша яхта.

Соотечественники помогали нам и в Амстердаме, и во французских Сен-Мало и Бресте, и в Португалии. На Канарских островах организовали встречу экипажа в «русском клубе», а провожали вообще с барабанным боем – концертом юных барабанщиц с острова Тенерифе. Причем для этого выступления они добирались до острова Гран-Канария на пароме, выдержав по пути неслабую качку.

Были очень дорогие встречи и на Островах Зеленого Мыса, и особенно в бразильском Сальвадоре. Здесь нас опекал Алейша Белов – национальный герой Бразилии русского происхождения. Яхтсмен, путешественник, писатель, владелец верфей. Он пять раз обошел вокруг света на яхтах, причем три раза – в одиночку. Алейша организовал ремонт «Сибири» на своей верфи и вообще заботился о нас, как отец родной.

Отношение к нам на том предприятии тоже не оставляло желать лучшего. Уже в первый день на территории верфи нам кричали: «Добрый утро», а в последующие дни даже со склада доносилось: «Как деля?» Те же работники завода, которые еще не освоили русский язык, при встрече приветливо кивали или показывали большой палец. Это вообще универсальный бразильский жест. Даже в столовой пожилая подавальщица, раздавая нам бананы на десерт, тоже показала большой палец. Дескать, ешьте, сердешные, когда вы еще доберетесь до своей России с ее жареными медведями…

Очень теплой была и встреча с соотечественниками в православном храме Рио-де-Жанейро. Среди них была основатель балетной школы в Бразилии Татьяна Лескова, правнучка великого писателя Николая Лескова, родившаяся в Париже в 1922 году. Был на той встрече и Дмитрий Лунин – потомок декабриста Лунина, и генеральный консул России в Рио-де-Жанейро Владимир Токмаков, очень доброжелательный и контактный человек. Кстати, потом он принес на яхту целую коробку мангового варенья, при этом сообщил, что манго собирал он сам, а варенье варила его жена.

...В аргентинской Мар-дель-Плате на встречу с нами в православном храме собрались человек тридцать. В основном, моряки и жены моряков. Они организовали очень сердечное застолье с домашней выпечкой и разными вкусностями.

Кстати, нам объяснили, почему в Аргентине так много русскоязычных морских семей: в 90-е годы здесь были буквально брошены на произвол судьбы украинские и российские суда вместе с экипажами.

В Мар-дель-Плате к нам особенно сердечно отнеслись супруги Куделя. Татьяна Ивановна родилась в Аргентине, а Виталий Евгеньевич – сын сосланных в Сибирь украинцев, бывший детдомовец, выпускник Одесской мореходки, известный специалист по холодильным установкам рыболовных судов. Они замечательно принимали нас в своем уютном доме. Татьяна Ивановна также помогла закупить продукты на новый переход, а Виталий Евгеньевич весьма поспособствовал решению наших технических проблем.

И вот такие встречи, такое душевное тепло на разных берегах – это, пожалуй, одно из самых сильных впечатлений от моего четырехмесячного похода на «Сибири». Правда, горько было видеть, как раскидало по миру наших сограждан. Но это и не удивительно, ведь только по официальным данным с 1989 по 2015 год Россию покинуло около 4,5 миллиона человек. А в нынешнем веке, вплоть до сегодняшнего дня, от 1,6 до двух миллионов.

...Конечно, рассказать еще хочется о многом, но совесть уже напоминает, что журнал не резиновый. Впрочем, те, кого интересуют подробности дальних экспедиций яхты «Сибирь», смогут без особого труда найти их в Интернете. А такой интерес для нас очень ценен. Ведь собственно ради него «Сибирь» за двадцать четыре года своего существования прошла более 135 тысяч морских миль в Мировом океане. Доказав, что наш Омск тоже стоит на его берегах.

Декабрь 2021 г.,

специально для журнала «Сибирь и Я»

об авторе

Алексей Захарович Декельбаум – журналист, писатель, путешественник, кандидат в мастера спорта по парусному спорту. Член Союза российских писателей.

Родился 11 августа 1954 г. в Омске. Окончил Омский политехнический институт по специальности «Криогенная техника», работал в НПО «Микрокриогенная техника». С 1991 по 1995 гг. учился на заочном отделении Литературного института им. А. М. Горького, работал редактором издательства «Любинский проспект». С 1994 по 1997 гг. – гл. редактор юмористической газеты «Сибирикон» (Омск). Много лет работает в СМИ. Произведения публиковались в омских и центральных изданиях, в журналах «Юность», «Сибирские огни», «Крокодил», «Чаян», альманахах и коллективных сборниках. Является автором  бардовских песен, в т. ч. вошедших в компакт-диск «Музыка слов. Песни омских журналистов» (2007). Автор книг «По за­конам сохранения», «Плоть от плоти», «Остров Жаннетты», «На случайных берегах», «На палубе земного шара», скетчей к телесериалам «Женская лига», «6 кадров», «Даешь молодежь!», сценариев к сериалам «След», «Пятая стража», «Следаки» и др. Занесен в энциклопедию «Лучшие люди России».

Содержание