экстремальный
спорт
текст:
Ольга ВАСИЛЕНКО, фото из личного архива С. Щербакова
Моря
его судьбы
Исполнилось
двадцать лет со дня окончания первой кругосветной экспедиции омской яхты
«Сибирь». Впервые в истории мореплавания экипаж преодолел Северный морской путь
без зимовок и ледокольной проводки. Кругосветка продолжалась пятнадцать
месяцев, завершившись в исходной точке – в Омске. В
интервью нашему журналу легендарный капитан яхты «Сибирь», заслуженный мастер
спорта России Сергей Щербаков рассказал о своем пути к мечте, путешествиях и о
том, как воспитывает юную смену.
«Юнона»
и «Волна»
–
Сергей Борисович, удалось отметить юбилей кругосветки с командой?
–
Конечно. Первая кругосветная экспедиция финишировала тридцатого сентября 2001
года. Наша экспедиция в Антарктиду в прошлом году пришла к завершению тоже в
этот день. Постарались собрать всех членов экипажа, которые на разных этапах
участвовали в экспедициях. Из двадцати четырех человек почетная и трудная
миссия идти до Антарктиды выпала шести участникам. На финише собралось восемнадцать
человек. В честь юбилея на территории яхт-клуба высадили крошечный дубок. Пусть
вырастет как память потомкам в честь завершения в один день двух экстремальных экспедиций
яхты «Сибирь».
–
О ком из своих учителей и наставников вспоминаете с благодарностью?
–
Наставники сопровождали и в годы учебы, и на службе, и по жизни. Мои ранние
детские годы прошли на родине отца, в Саратове. В Омск семья переехала тринадцатого
июня 1964 года. Считаю эту цифру счастливой, я ведь и родился тринадцатого
числа. В этот день пошли с отцом на Кировский пляж по соседству с детской, гребно-парусной
спортивной школой № 3. А я в Саратове увлекался плаванием, занимал призовые
места на первенстве города. В тот день проводил занятия с ребятами тренер
Виктор Дмитриевич Тюшев. Заметил меня в воде и говорит: «Смотрите, как мальчик
красиво, правильно плывет!» Это услышал мой отец, так они познакомились с Виктором
Дмитриевичем. Он посоветовал отцу отдать
меня в парусный спорт.
На
всю жизнь запомнил первый поход на яхтах летом 1965 года. Яхты
назывались
«Юнона», «Церера», «Зыбь» и «Волна». За один день дошли до Ачаира, был сильный
попутный ветер. Потом ветер стих, и весь следующий день мы тащили яхты на фале,
как бурлаки на Волге. Дошли до Черлака, потом до деревни Ольховка. Виктор
Дмитриевич сопровождал нас на флагманской яхте «Заря», но под мотором. И вот – привал
на острове Татарский. Каждый из четырех экипажей подготовил программу, чтобы вечером
у костра представить концертный номер. Поход оставил неизгладимое впечатление. Тогда
и началось мое увлечение парусным спортом длиною в жизнь.
Важную
роль сыграл и признанный мастер омского парусного спорта Том Михайлович Барабанов.
В 1987 году я с тремя яхтсменами сходил в поход на яхте до Тобольска. Выполнил
норматив, получил удостоверение яхтенного капитана. Том Михайлович тогда предложил:
«А давай построим яхту и дойдем до Ленинграда!»
–
Идея кругосветного путешествия тогда и зародилась?
–
Нет, все сразу объятьи предвидеть невозможно. Эта идея казалась нереальной.
Считалось, что за одну навигацию пройти на яхте Северный морской путь невозможно.
Конечно, яхту можно было увезти в другую точку и начать путь по экватору. Но я был
убежден в одном: если мы из Омска, стартовать и финишировать обязаны здесь. Строительство
растянулось на долгие десять лет. Продвигалось с большими трудностями.
С
парусным спортом никогда не расставался. Совершенствовал свое мастерство, ходил
на олимпийском классе яхт «Финн», в 1979 году стал первым «доморощенным» в
Омской области мастером спорта СССР по парусному спорту. Чтобы отправиться в экспедицию,
в сорок пять лет принял непростое решение – уйти из «органов», где на тот
момент возглавлял антитеррористическую оперативно-боевую группу. К тому времени
выслуга составила двадцать три года, и я в звании подполковника вышел в запас. Разве
может яхта, в которую вложено столько сил и трудов, фактически это была цель в
жизни, отправиться в экспедицию без меня? И началась новая жизнь...
За
кромкой замерзающих льдов
–
Каким был путь к осуществлению мечты о кругосветке? Наверное, вам не раз доводилось
слышать: брось эту затею…
–
Было и такое. Однако, мой главный козырь в характере – упертость. Если во что-то вкладываюсь, то должен
получить результат. Мне жаль затраченных ресурсов, времени, сил, которые в
противном случае будут затрачены зря. Мой девиз: «Делай, что должно – и будет,
что нужно».
Стараюсь
логически завершить задуманное, достичь поставленной цели. А иначе зачем жить?
После
успешного завершения похода до Питера был огромный эмоциональный подъем: мы сделали
это! В то же время возникла пустота: а что дальше? Мысль о кругосветном
плавании не давала покоя. Главный вопрос – как преодолеть Северный морской
путь. Мы уже прошли на яхте на запад из Обской губы. А что, если пойти на
восток и за короткое полярное лето проскочить в отведённое стихией окошко между
льдами? Оно открывается в разных местах на одну-две недели. Необходимо пройти четыре
пролива – Вилькицкого, Лаптева, Лонга, Беринга, которые обычно забиты льдом – за
одну навигацию. Этого до нас не делал никто, мы не атомный ледокол. Если выйдем
через Берингово море в Тихий океан и уйдем за кромку замерзающих льдов, задача будет
решена. Кругосветка продолжится по Тихому океану, через Панамский канал, Атлантический
океан, к Мурманску… Остальное – дело техники.
Составил
перечень подготовительных мероприятий. Первый пункт – привезти яхту в Омск из
Санкт-Петербурга, где она осталась зимовать. Задача оказалась едва ли не сложнее,
чем пройти Северный морской путь. Достаточно сказать, что на Урале «КамАЗ» с
яхтой в гололёд чуть не улетел в пропасть. И вот после долгой эпопеи «Сибирь»
прибыла в Омск. На повестке дня – вопрос финансирования кругосветки. Был создан
попечительский совет, куда вошли губернатор Леонид Полежаев, мэр Валерий
Рощупкин, митрополит владыка Феодосий, председатель Всероссийской федерации парусного
спорта Николай Малышев, вице-президент ВФПС Александр Котенков, телеведущий
Юрий Сенкевич. На согласование оргмоментов и походы по коридорам власти ушло десять
месяцев. Распоряжение губернатора было подписано, и финансирование нашего
похода в размере двух миллионов рублей было заложено в бюджет области. Средства
на кругосветку добывались с огромным трудом. На дворе – лихие 90-е, кризис
неплатежей, бартеры, взаимозачеты… Осложнил ситуацию дефолт 1998 года. И все же
подготовить яхту в срок и стартовать мы смогли. Спасибо родному региону и землякам
за поддержку.
–
Кто оказывал помощь в финансировании, оснащении, организации экспедиции?
–
Фактически вся область, предприятия военно-промышленного комплекса. ПО «Полет»,
заводы имени Попова, Карла Маркса, Омский НИИ связи. Многие помогают развивать
парусный спорт в регионе и сегодня. С большим интересом воспринял наши
экспедиции Темури Отарьевич Латария, руководитель Группы компаний «Руском». Он ведь
вырос в городе Поти, в семье моряка. Помогал нашему яхт-клубу еще до антарктической
экспедиции, когда мы ходили на Диксон. Темури Отарьевич был у нас в гостях,
ознакомился с подготовкой яхтсменов. Одобрил: «Ребята, вы делаете нужное дело».
Предоставленные компанией продукты марки «Сибирские колбасы» не раз выручали и
в кругосветке, и в путешествиях на Север. Берем на борт все, что может долго
храниться в морских условиях, без холодильника: тушенку, копченые и
сырокопченые колбасы, вяленое мясо индейки, мясные чипсы. Гречневая каша со
свининой всегда идет на ура. Когда прибыли на антарктическую станцию «Беллинсгаузен»,
презентовали начальнику продукты марки «Сибколбасы» – тушенку, колбасу. В ответ
услышали: «Ребята, качество отличное. Мы бы с удовольствием эти продукты
заказывали на нашу станцию...»
–
По каким критериям подбирали команду для кругосветки?
–
Решили так: четыре человека – основной экипаж, который знает яхту «от» и «до», а пятый меняется. Первого июля 2000
году в кругосветное путешествие от речного вокзала кроме капитана отправились старпом
Сергей Кикоть, второй помощник капитана Александр Чулков, боцман Владимир Шельменков
и матрос Владимир Корниенко. На берегу ждать вызова на свои этапы остались
Александр Щербинин, Евгений Федоров, Алексей Декельбаум. Причем в Америку мы пришли после оверкиля на Аляске,
за Алеутскими островами. Когда яхта перевернулась, Кикоть побывал за бортом. Главное,
что все остались живы. Дошли до города Кадьяк в Русской Америке. Представитель
миграционной службы выдал всем визы в США, с проходом по внутренним водным
путям. С ними дошли до Майами. Щербинин и Федоров прошли с нами часть пути. Алексею
Декельбауму в американском посольстве не дали визу. Ему пришлось лететь на Кубу,
куда мы первоначально заходить не планировали, чтобы присоединиться к команде. Все
работали отлично. Для команды главное – цель, ради которой приходится
жертвовать личным комфортом, терпеть лишения.
–
А как члены экипажа организовывали быт?
–
С собой кроме запасов тушенки и колбасных изделий взяли рыбные консервы, макароны
(кстати, тоже омского производства), крупы, овощи, сгущенку, кофе... Готовили
по очереди. Поход был сложным. Все несли вахты через каждые четыре через шесть
часов. В обязанности дневального по камбузу входило в восемь утра (сразу после
ночной вахты на руле) приготовить завтрак, помыть посуду, заняться судовым хозяйством.
В 14:00 – обед, уборка внутренних помещений. В 20:00 – ужин, а в ночь или рано утром – опять
на вахту. Когда заходили в порт, пополняли продуктовые запасы. Я на правах
капитана готовкой не занимался. На мне – навигация, прокладка курса, ведение
судового журнала, оформление бумаг для захода и выхода в порт, другие вопросы.
–
Как омичей принимали в разных уголках земного шара?
–
Всегда доброжелательно. Когда узнавали, что идем в кругосветку из Сибири,
проникались особой симпатией. Дарили продукты, кто-то – деньги… Тепло встречали представители русской
диаспоры. И на Аляске, и в США, и в Латинской Америке нас ждали соотечественники.
На подходе к Сиэтлу предоставили возможность выступить в прямом эфире по радио
на русском канале. Как говорят, не было бы счастья, так несчастье помогло.
После оверкиля в Тихом океане мы стали «фэймос пипл» и по всей Америке шли с
триумфом. Там же встретились с участниками кругосветки на «зилах» Дмитрия Шпаро,
стартовавшей на Красной площади в Москве в 2000 году. Везде и всегда нас
встречали очень тепло.
Это
подтвердилось через двадцать лет и в нашей экспедиции в Антарктику. Помню, пришли
на Острова Зеленого Мыса, в республику Кабо-Верде. Подняли российский триколор.
Через полчаса к нам бежит какой-то
мужчина. Оказалось, моряк из бывшего Союза, Владимир. Говорит: «Мужики, вы из
России? А я ехал сейчас по набережной, смотрю – российский флаг. Остановился,
вышел из машины – и слезы ручьем…» Дело в том, что после развала Союза многие
советские рыболовецкие суда были брошены на чужбине вместе с командами. Кто-то
так и не смог вернуться домой, пустил корни в других странах. Мы со многими из
них встречались.
–
Как команда отметила начало третьего тысячелетия?
–
Двадцать девятого декабря 2000 года закончили ремонт в Сиэтле и дошли до канадского
острова Ванкувер (не путать с одноименным городом). Когда тридцатого зашли в
городок Виктория, он был расцвечен огнями и сказочно красив. Утром вышли в
Тихий океан, обогнув самую северо-западную точку Северной Америки. Омск в это
время уже встречал Новый год. В честь праздника открыли бутылку шампанского. А
вечером тридцать первого декабря с большими проблемами зашли в индейскую
резервацию, местечко Ла-Пуш, укрыться от шторма. Там и встретили Новый год по
местному времени. У нас была елочка, подвесили в каюте. Прослушали аудиокассету,
на которой были записаны поздравления от жен и родных участников кругосветки.
–
Кто обеспечивает ваш «тыл» и как близкие относятся к длительному отсутствию
главы семьи?
–
К моему частому отсутствию семья относится, конечно, отрицательно. Но вместе с
тем и боится, и гордится, и любит, и ждет. Жена Людмила Валентиновна – главный,
надежный партнер. В этом году отметили сорок восемь лет совместной жизни. Вместе
учились в институте. Когда поженились, я уже девять лет занимался парусным
спортом. Воспитали с супругой двух дочерей. Сейчас у нас внучка и двое внуков.
Под
парусами «Сибири»
–
С вашим прошлогодним путешествием, посвященным 200-летию открытия Антарктиды
экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева,
связано немало крутых поворотов...
–
Да, планы приходилось менять иногда очень круто. Осуществить экспедицию в
Антарктиду помогли два Президентских гранта, которые мы выиграли в 2018 и 2019
годах. Первоначально планировали тройную полярную кругосветку на «Силе Сибири»,
но в итоге выбрали самый безопасный путь на «Сибири» до станции «Беллинсгаузен»,
распложенной на островах вблизи Антарктического полуострова. В феврале 2020
года, дойдя до Ушуайи, самого южного города Земли и ближайшего к Антарктиде,
приняли участие в международном фестивале, посвященном этой дате. Уже в пути,
при пересечении пролива Дрейка, столкнулись с серьезной технической проблемой,
которую устранить на полярной станции Беллинсгаузен не представлялось возможным.
С разбитой валовой линией было опасно отправляться в обратный путь. Готовились
оставить яхту на зимовку и к следующему полярному лету привезти необходимые
запчасти. На наше счастье, на станцию пришло научно-экспедиционное судно
«Академик Трёшников», принадлежавшее Арктическому и Антарктическому НИИ Росгидромета
в Санкт-Петербурге. Вопрос о погрузке яхты на судно решался на
правительственном уровне. Подключили и Всероссийскую федерацию парусного
спорта, и нашего губернатора, и Фонд Президентских грантов... После заключения
договора яхту наконец-то погрузили. Экипаж «Академика Трёшникова» помог с
ремонтом. Сначала вели переговоры, чтобы выгрузить яхту на воду в восточной
точке Южной Америки. Но на маршрут экспедиции повлияла пандемия, когда в ночь с
девятнадцатого на двадцатое марта 2020 года все государства закрыли свои
границы. В итоге нас выгрузили напротив
Балтийска Калининградской области, в эксклюзивной экономической зоне России. А
оттуда до Питера прошли своим ходом 500 миль. Оставили яхту на два месяца, а в начале
июля вернулись. Вместе с экипажем яхты «Жемчужина» провели акцию, посвященную 75-летию
Великой Победы: в семи географических точках возложили венки в местах гибели
советских кораблей с экипажами в годы войны.
–
Вы возглавляете спортивную школу «Омский яхт-клуб». На ваш взгляд, современных
детей, с малых лет общающихся в Интернете, сложно увлечь спортом?
–
Думаю, дети не настолько отличаются от тех, что были десятки лет назад. Но
технический прогресс не стоит на месте. Грустно, когда кругозор ребенка
ограничивается гаджетами. У детей должно
быть увлечение, любимое дело, не обязательно – парусный спорт. Преимущества
паруса в том, что он, как очень немногие виды спорта, позволяет не только
ощутить стихию, а и взаимодействовать с ней. Когда идешь на яхте, управляешь
парусом. Используешь для движения силу ветра, маневрируешь. Преодоление препятствий, азарт, адреналин –
то, что так необходимо для полноценной жизни. Парусным спортом можно заниматься
до преклонных лет. Вид спорта на все времена. Мы участвовали в соревнованиях
самых больших парусников в мире. Дважды принимали участие с нашими «Толшипами» «Крузенштерн»,
«Седов», «Мир» – в регатах, где собираются больше ста самых больших в мире
парусников. Когда вернулись, многие родители заметили, как возмужали их сыновья.
–
Чтобы заниматься парусным спортом, нужно быть в хорошей физической форме.
Удается?
–
Да. В немалой степени благодаря младшему внуку, Сергею. Ему десять лет. Делает
первые успехи в парусном спорте. Нравится плавать в бассейне. Ежедневная зарядка
– обязательно. Отжимаюсь сто раз, внук – пятьдесят. Потом я пятьдесят раз
приседаю, а Сережа – сто. Надо быть готовым к тому, чтобы любую ситуацию на яхте
отработать. Раньше увлекался бегом, даже готовился к первому Сибирскому
международному марафону.
–
У капитана яхты «Сибирь» есть несбывшаяся мечта?
–
Конечно. В этом году провел пятьдесят восьмую навигацию. И все равно есть точки
на планете, где хотелось бы еще побывать. Мы с командой прошли на яхте
одиннадцать морей, омывающих Россию: Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское, Белое,
Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Лаптевых, Берингово. Остались
Охотское и Японское. Надеюсь, в будущем паруса «Сибири» увидят и там… СПАСИБО
Редакция
журнала «Сибирь и Я» выражает искреннюю благодарность председателю Совета
директоров ГК «РУСКОМ» Т. О. Латария за финансовую поддержку в публикации статьи.
Содержание
|