личность и время

текст: Людмила МАКСИМОВА, Оксана ДУБОНОС, фото: Борис МЕТЦГЕР и из личного архива В. Двораковского  

Вячеслав Двораковский: «Вот так и живем…»


Для Вячеслава Викторовича Двораковского август – месяц знаковый. В августе он отмечает не только свой день рождения, а и профессиональный праздник, День строителя. День города, к которому у него, как у бывшего мэра Омска, особое отношение. Несмотря на то, что находится на заслуженном отдыхе, по-прежнему активен, и день порой расписан по минутам. Накануне 305-летия нашего города Вячеслав Двораковский побывал в редакции и ответил на вопросы журнала «Сибирь и Я».  

Человек эпохи стройотрядов   

– Вячеслав Викторович, у вас редкая фамилия. Что вам известно о своей родословной? 

– Корни нашего рода, скорее всего, белорусские. Отец, Виктор Аркадьевич, до войны жил в Ленинграде. Все его близкие погибли в блокаду. А родители мамы, Марии Семеновны, переехали в Сибирь из Полтавской губернии в 1906 году по Столыпинской реформе. Мама окончила Тобольское фармацевтическое училище. Прошла всю войну медсестрой, лечила раненых в госпиталях. Там и познакомилась с моим будущим отцом, полковым разведчиком. Между ними тогда и пробежала «искра», а вскоре война вновь разлучила. Мама вернулась в село Дробышево Нововаршавского района в 1945-м. Через год, отслужив в комендатуре Кенигсберга, к ней приехал отец. Создали семью. Поселились в Черлаке, где мама много лет заведовала аптекой. Отец одно время работал в райкоме партии, потом перешел на педагогическую работу. Был человеком суровым, немногословным. О пережитом на войне рассказывать не любил. Мог поднять чарку за Победу с родственником, дядей Федей. Тот тоже воевал в разведке.

Нас со старшей сестрой родители не баловали, у каждого были обязанности по дому. Летом я с приятелями мог часами купаться в Иртыше, вечером гонять мяч в футбол или волейбол. Но в шесть вечера должен быть дома. Полить огород, помочь родителям по хозяйству.

Отец перенес много операций. Рано ушел из жизни. Жалею, что не расспросил его о наших корнях. Хотя пытался узнать свою родословную. Однажды даже занялся архивным поиском. В ответ получил бумагу, где были представлены корни нашей семьи. Дворянские… Конечно, не поверил. И бумагу ту выбросил.

– Полвека назад вы с однокурсниками, студентами института инженеров железнодорожного транспорта, создали первый стройотряд. Что для вас стройотрядовское движение? 

– Это целая эпоха. Великая школа, которая очень пригодилась в жизни и создала основу особого стройотрядовского братства. Недавно обсуждали с ветеранами ССО вопрос об установке в городе скульптурной композиции, посвященной строительным отрядам. Идею все поддержали, включая руководство области и города.

В молодости хочется проявить самостоятельность. Уехать далеко-далеко, чтобы доказать, что чего-то стоишь. Стройотряды открывали перед нами колоссальные возможности. Можно было отправиться с отрядом в сельский район, на стройку, или Сахалин, работать на рыбном заводе. А можно было участвовать в уборке урожая в Краснодарском крае. Моя строительная биография началась со стройотряда. Многие ребята-студенты добивались серьезных результатов, осваивая строительные профессии каменщика, бетонщики, плотника, штукатура… На всю жизнь запомнился первый объект, Черноглазовский элеватор. Получив аванс, первым делом купили магнитофон, колонки и усилитель. Подготовили место под танцплощадку. Рядом работали девчонки из пединститута, в отряде «Глория». Мы бетонировали, а они проводили штукатурные работы. Как же тут без танцплощадки?

Позже, по просьбе директора ОПХ «Новоуральское» Леонида Андреевича  Смыслова, наш отряд построил коровник. Работали от зари до зари. Мне, как командиру, приходилось решать все  организационные вопросы, обустраивать быт бойцов стройотряда. Спасибо нашим старшим товарищам, руководителям «Стройпоезда- Э 21». Относились к нам по-отечески и в то же время требовательно.

С ребятами из стройотряда встречаемся до сих пор. Вспоминаем юность. Мы работали тогда не только и не столько ради денег. Одно время даже обсуждали, что для нас важнее – построить объект, который нам доверили, или заработать. В итоге придумали формулу, что ССО – это «органическое слияние патриотизма и материальной заинтересованности». Понятно, материальный интерес был серьезной мотивацией. Из-за болезни отца родители не имели возможности мне помогать, а в стройотрядах мог заработать на жизнь. Кстати, и на собственную студенческую свадьбу заработал сам.

Поэма созидания

– Вячеслав Викторович, почти вся ваша трудовая биография связана со строительной отраслью. Кто были главные учителя и наставники в профессии?

– Важную роль в становлении сыграли руководитель «Стройпоезда-Э 21» Рейнгард Эдмундович Кицлер, главный инженер Петр Павлович Сильченко, начальник участка Евгений Николаевич Щербаков. Добрым словом вспоминаю блистательных профессоров СибАДИ, куда перевелся из института инженеров транспорта – Леонида Георгиевича Горынина, Григория Михайловича  Погребинского. Их лекции студенты слушали, затаив дыхание.

С огромной благодарностью вспоминаю легендарного омского строителя Эдуарда Францевича Каминского. Посчастливилось работать в тресте «Омскагропромспецмонтаж» под его началом. Эталоном строителя был и Бронислав Ильич Кононов. Его первый трест участвовал в возведении важнейших объектов города.  Областную библиотеку имени Пушкина возводили в тяжелое время, когда в стране все рушилось. Перенял от предшественников  главный принцип: любое дело доводить до конца. И, конечно, безусловный авторитет – генеральный директор ООО «НПО «Мостовик» Олег Владимирович Шишов. Талантливый организатор, производственник, новатор. А познакомились мы тоже благодаря областному штабу студенческих отрядов.  

– В этом году у вас еще одна круглая дата: тридцать лет назад пришли главным инженером в НПО «Мостовик». Участвовали в возведении многих уникальных мостов, грандиозных сооружений во Владивостоке и Сочи. Какие объекты запомнились больше других?

– В каждом осталась частица души. Работать было интересно, каждый год «Мостовик» осваивал что-то новое. Коллектив возводил сверхсложные объекты. Многое построено в Омской области. Достаточно только вспомнить Самсоновский мост через Иртыш.

В Сочи к предстоящей Олимпиаде «Мостовиком» были возведены ледовая арена и арена керлинга, санно-бобслейная трасса, железнодорожный вокзал, тоннель, верхняя площадка на Красной Поляне, многие другие объекты. Поручили даже объект, от которого напрочь отказался один из подрядчиков. Это была настоящая поэма созидания – сверхнагрузки, невероятные темпы, впечатляющие масштабы…

Когда возводили вантовый мост на остров Русский и океанариум во Владивостоке, курировал процесс. Подолгу жил в этом городе. Мост грандиозный! Омские строители совершили трудовой подвиг при его возведении.

Подготовка кадров – часть идеологии «Мостовика». Старт дал Олег Владимирович Шишов, будучи заведующим кафедрой СибАДИ. Мы отбирали лучших студентов, доверяя им проектирование реальных объектов. Начинали с небольших мостов по 60-70 метров. Работая над проектами, ребята росли как специалисты. НПО «Мостовик» воспитал многих профессионалов, которые сегодня успешно трудятся в сфере мостостроения. На основе наработок коллектива были потом сформированы нормативные документы по строительству тоннелей в России. 

Одно из достижений – создание завода по производству мостовых конструкций. Когда выпускали первые 10 тысяч тонн металлоконструкций, отметить это событие пригласили руководителей ведущих заводов этой отрасли – Чеховского, Курганского. Эти предприятия были главным производителями для мостостроения. Когда они все увидели этот завод, не могли скрыть удивления: оказывается, в Омске умеют работать на самом современном уровне.

– Говорят, с работой в должности главного инженера у вас связано одно драматическое событие почти двадцатилетней давности…

– Было дело. Двадцать восьмого июня 2002 года из Краснодара в «Мостовик» позвонили и сообщили: «Двораковский погиб». Мы тогда проходили тоннель под горой Кобыла для газопровода «Турецкий поток». Ехали сдавать первый километр: я на переднем сиденье, два пассажира сзади. Встречный «Камаз» пролетел, подняв пыль. И наш водитель на миг потерял управление и правой стороной залетел под «Урал», стоявший на обочине. «Ниву» зажало, меня долго не могли вытащить. Потом привезли в больницу станицы Смоленской. Лежу на носилках у входа и  слышу, как мужики между собой переговариваются: «Кто же в «Мостовик» сообщит, что Двораковский погиб?»…

А спасло меня то, что во время движения разговаривал с пассажирами на заднем сиденье, сидел повернувшись к ним.  

Самое интересное, что за пятьдесят три года за рулем ни разу не был в авариях. Жена села за руль лишь в 2005 году. Мы купили ей машину, она прошла курсы, сдала экзамены – а на дороге  ничего не получается… Прошла дополнительные курсы вождения, и опять – результатов ноль. Тогда я взялся ее учить. Составил четыре маршрута на четыре дня: Нефтяники, Амур, Ленинский, Кировский. Садись, говорю, и поехали. И показал, как нас учили. На пятый день Валентина самостоятельно поехала. И до сих пор за рулем…

 Город и люди  

– Вам довелось участвовать в подготовке к празднованию 300-летия Омска. Чем запомнился тот период?

– Когда начал работать на посту мэра в 2012 году, уже регулярно обсуждалась тема предстоящего юбилея города. С приближением круглой даты напряжение и волнение нарастали. Перед командой была поставлена задача реализовать программу подготовки города к 300-летию, обеспечив сдачу в эксплуатацию всех юбилейных объектов. Работали с серьезной нагрузкой, не считаясь с личным временем. Задача была выполнена. Дополнительно реконструкцию Омской крепости проводили по инициативе депутатов и при поддержке Министерства культуры России. Считаю, что юбилейный День города прошел на достойном уровне. Была идея в формате театрализованного праздничного действа отразить вехи истории Омска. Думаю, что многим омичам запомнился исторический «Пролог» на Соборной площади. Даже министр культуры РФ Владимир Мединский, часто выступавший моим оппонентом, был впечатлен. Сказал: «Я ни в одном городе такого не видел…» Спасибо всем, кто участвовал в подготовке юбилея, общественности города, омским предприятиям и учреждениям. То, что праздник удался – наша общая заслуга. 

– В последние годы появилась тенденция критиковать Омск, представляя его едва ли не самым проблемным городом Сибири. Ваше отношение к этой ситуации?

– Критику города я переживал всегда очень остро. У Омска в этом плане большой «опыт»: далеко не первый год подвергаются критике и наш город, и очередной мэр. Омск объективно оказался в сложной ситуации еще в лихие девяностые. Бывший «город-сад», флагман обороной промышленностью оказался невостребованным. Резкое сокращение объемов госзаказа на оборонных предприятиях привело к массовой безработице. Высококлассные специалисты, чтобы прокормить семьи, ушли в торговлю, частное предпринимательство. Такого быть не должно. Сейчас пожинаем плоды непродуманных реформ.

Проще всего заявить, что Омск – плохой, бесперспективный город. А ведь город – это, прежде всего, люди. Так что, люди плохие? Чтобы переломить ситуацию, необходима политическая воля федеральной власти. Важный шаг – вернуть городу в качестве налогоплательщика нефтезавод. Из Омска «ушли» в другие регионы многие предприятия системы жизнеобеспечения, хозяйствующие субъекты. Во время работы в мэрии я  дважды выступал в Совете Федерации. Первый раз поднял вопрос о межбюджетных отношениях. Второй раз говорил о том, что 44-й Федеральный закон – вредный и разрушительный,  он уничтожил строительную дорожную отрасль. В 2016 году, когда на дороги направили первые деньги, торги еще выигрывали местные предприятия. Сегодня все иначе…   

Обеспечить качество строительства дорог можно лишь в том случае, если ты заранее подготовил кадры, технику и закупил качественный материал. Дорожные работы падают в цене за счет того, что зарплата урезается, используются некачественные материалы и не платятся налоги. Предприятие может быстро обанкротиться, и спросить за результат, как правило, не с кого.

Чтобы вернуть городу былую славу, надо работать на перспективу, вдолгую. Ничего не бывает как по волшебству, «здесь и сейчас». На все уходят годы.

– Какие книги сейчас читаете?

– «Апокалипсис Сталина» Эдварда Радзинского. Люблю историческую литературу. Это моя девятая книга про Сталина. Хочу докопаться  до истины. В 90-е годы XX века была огромная страна. Мы все сломали, а зацепиться, чтобы создать что-то новое, не получилось. Тогда ситуация была еще жестче, но ведь справились. Мне крайне любопытна личность Сталина, взаимоотношения между верховной  властью и исполнителями на  местах.

 Елка для внуков

– Вячеслав Викторович, расскажите о своей супруге. При каких обстоятельствах вы познакомились?

– Первое знакомство состоялось, страшно сказать, шестьдесят пять лет назад, в 1956 году. Первого сентября пришел в первый класс.  Учительница посадила на первый ряд, за третью парту. Рядом с девочкой Валей. Так с тех пор вместе идем по жизни. Конечно, чувства у нас возникли не с первого класса. Долго носил за своей избранницей портфель, провожал до дома... В общем, других вариантов у меня не было. Поженились с Валентиной Александровной в студенческие годы. Всегда много работал. Так получалось, что быт, воспитание детей в основном были на ней. Она и любимая жена, и хозяйка, и мама, и бабушка...

Меня часто спрашивают: «Чем ваши дети занимаются?» Кем могут стать дети инженеров? Инженерами. Сын закончил политехнический, внук Антон – СибАДИ, внучка Анна заканчивает юридический.

– Вы строгий дедушка?

– К внукам строгим быть нельзя по определению. Я в этом плане демократ. Новый год обожаю из-за того, что все внуки собираются у нас. Наряжаем для них елку. Младший внук Слава пойдет в седьмой класс. Внучке Любе скоро исполнится десять лет, а Александре в марте было пять.

 Внуки приезжают и сразу бегут к кормушке: «Дед, ты птичек покормил?» На мокике гоняем, с внуком играем в футбол. Люба  конструировать любит. Все ходим в баню. Зимой на лыжах катаемся, и – святое дело – на горке. В нашем садоводческом товариществе большущая деревянная горка, с нее и летаем. Славика стараюсь приучать к труду. Зимой как-то говорю: ты уже большой, давай снег расчистим возле дома. Делай дорожку к собаке, а я – площадку побольше. Согласился. А потом говорит: «Дед, как мы здорово поработали!»

– Вы упомянули собаку. Она у вас породистая?

– Обычная дворняга по кличке Дружок. У нас дома всегда жили коты. А тут знакомая женщина, которая опекает бездомных животных, предложила на время взять в наш вольер песика, которого порвали хозяйские собаки. Бедолагу долго выхаживали. Так Дружок и остался у нас жить. Привыкли к нему. Сначала убегал – все-таки семь лет прожил на воле. Знакомые ребятишки звонили: заберите свою собачку! А сейчас погуляет немного – и домой…

– На рыбалку ездите с младшим внуком?

– К великому сожалению, сейчас редко получается порыбачить. На пенсии четвертый год, а времени и сегодня катастрофически не хватает.  

– Как вы обычно отдыхаете?

– Лучший отдых для меня – русская баня. И близких к ней приучил. Суббота у нас – банный день. Живем за городом, там у нас своя банька. Приезжают внуки, парятся… Целый ритуал! Баню люблю с детства. На зиму заготавливаю до шестидесяти пяти березовых веников. Самый подходящий для этого лес – у села Ивановка в Саргатском районе.

– Верите в гороскопы, магию, экстрасенсов?  

– Нет. Хотя с необъяснимым сталкивался. Еще во время работы в «Мостовике» к нам каким-то ветром занесло ясновидящую. Всех она обошла и напоследок решила ко мне заглянуть. Секретарь стучится в кабинет: «Вячеслав Викторович, знаю ваше атеистическое отношение, но пусть она на секунду забежит, из любопытства». Зашла. А у меня нога побаливает. Она руками поводила и говорит: «Все нормально, только ногу застудили. Все у вас будет хорошо. Но будьте готовы: вам придется взять ответственность за город на себя». И ушла. Я и думать забыл про тот случай. Прошло лет пять. Меня сначала избрали председателем горсовета, а потом мэром...

– Какое место в вашей жизни занимает дружба?

– Настоящих друзей много не бывает. Давняя дружба связывает с Валерием Анатольевичем Беляевым, бывшим главным редактором «Молодого сибиряка». Когда встречаемся, обязательно поем под гитару любимую песню из фильма «Добровольцы»: «Вот так и живем, не ждем тишины…» С комсомольских времен дружим с Владимиром Мартыновичем Арцером, экс-главой Знаменского района.                   

– Как вы отмечаете свой день рождения? 

– Дома отмечал только два юбилея – пятьдесят и семьдесят лет. А так всегда заранее уезжаю – в отпуск с супругой или с приятелями на природу, в Знаменский район. Получается шикарный день рождения на природе – поймаешь налима, наваришь ухи, соберутся друзья. Костер, разговоры, песни под гитару…

– В одном хите поется: «У меня есть три желанья, нету рыбки золотой…» Если бы такая рыбка попалась – чего бы вы пожелали? 

– Сложный вопрос. Никогда в жизни о «халяве» не мечтал. Если что-то легко досталось – так же легко и уйдет. Мне интересно ставить перед собой цель и достигать ее, порой – ценой огромных усилий. Видеть результаты своего труда. А иначе зачем жить?  

ДОСЬЕ  

Дата и место рождения: 14 августа 1949 г., пос. Черлак Омской обл.  

Образование: СибАДИ (1978)

Трудовая биография: 1974-1984 – инструктор, затем начальник штаба студенческих отрядов Омского обкома ВЛКСМ, комиссар, командир областного студенческого отряда;

1984-1987 – гл. инженер треста «Омскагропромспецмонтаж»;

1987-1988 – инструктор строительного отдела обкома КПСС;

1988-1991 – зам. директора Сибзавода им. Борцов революции;

1991-2012 – гл. инженер НПО «Мостовик»;

2012-2017 – мэр города Омска.

Семья: жена Валентина Александровна, дочь Ирина, сын Сергей, внуки Антон, Вячеслав, Анна, Любовь, Александра

Общественная деятельность: депутат Омского городского Совета нескольких созывов, с марта 2012 г. – председатель Омского горсовета

Увлечения, отдых: чтение исторической литературы, баня, рыбалка, общение с природой

Любимые фильмы: «Добровольцы» Ю. Егорова, «Офицеры» В. Рогового, «Не горюй!» Г. Данелия, «Пять вечеров» Н. Михалкова, «Вечный зов» В. Краснопольского и В. Ускова

Любимые праздники: Новый год, День строителя, День рождения комсомола

 Содержание