мастерская

текст: Ольга ВАСИЛЕНКО, фото из личного архива С. Сочивко  

Человеческий «космос» Сергея Сочивко


Рассказывать о творчестве этого художника – все равно что пытаться в трех словах передать содержание, к примеру, романа Шолохова «Тихий Дон». Почти на каждом его холсте разворачивается свое особое действо, в которое вовлечены десятки крайне колоритных персонажей.     

Художественное пространство Сергея Сочивко требует детального восприятия, его мир жгуче интересен в своих подробностях. Именно поэтому работы художника лучше всего воспринимать «живьем»: фоторепродукции с их многократным уменьшением невольно заставляют зрителя чувствовать себя в этом густонаселенном пространстве Гулливером, заглянувшим в страну лилипутов, да еще в разгар каких-то очень важных для нее событий. В мастерской и на выставках их воспринимаешь совсем по-другому. Перепутать Сочивко с другими авторами практически невозможно, его стиль легко узнаваем с первого взгляда (о многих ли современных художниках можно сказать то же самое?). Сергею очень подходит его фамилия – столь сочно и колоритно его самобытное творчество.  

В 2000 году Сергей Сочивко принял участие во Всероссийской художественной выставке «Имени твоему…», посвященной 2000-летию Рождества Христова. Надо отметить, что некоторые российские художники идею этой выставки тогда поняли слишком буквально, увлекшись непосредственно евангельскими сюжетами. Причем Спасителя на кресте порой изображали авторы, которые в «добрые застойные» успешно рисовали Ленина на броневике. Сочивко, как и следовало ожидать, пошел  другим путем. На выставке в Москве была представлена одна из лучших его работ начала «нулевых», навеянная воспоминаниями детства – «Рождественская ночь на Атаманском хуторе». В ней по-особому тепло и образно представлены главные темы художника: близость, тесное соприкосновение в нашей национальной жизни земного и небесного, быта и бытия, материального и духовного. В звездном, почти волшебном небе над хутором в ночь перед Рождеством свершается великое таинство, и это небо у Сочивко просто завораживает. А на земле у него – свой, человеческий, по-домашнему уютный, но оттого не менее загадочный космос: теплая русская изба с наряженной елкой, дети и взрослые в предвкушении праздника, овцы в хлеву, картошка в подполе… И эта картошка мерцает не менее таинственно, чем звезды на небе! Избы изображены в разрезе, что создает неожиданный и очень сильный эффект, этот театральный прием Сочивко не раз повторит в своих работах. Идея Рождества у него воплощена поразительно емко и точно. Ощущение значимости человеческого космоса, привычного и причудливого «муравейника жизни» очень характерно для этого художника. Особенно любопытны в этом плане работы, посвященные старому Омску. Сочивко никогда не изображает одни только архитектурные достопримечательности. Его волнует жизнь людей той эпохи, которая разворачивается, подобно театральному представлению, на фоне пышных декораций. Излюбленные персонажи – крепкие коренастые мужики, в основном казаки, а также «крупногабаритные» российские бабы. Никакой худосочности и прочего декаданса! Своеобразный эротизм художественного мира Сочивко, на мой взгляд, заслуживает отдельного исследования.

Космическая феерия материального мира, это сугубо российское буйство плоти особенно характерны для таких его творений, как «Казачий рынок». Тут смешалось все: горы снеди и толпы горожан, невероятных размеров рыбины и румяные купцы с глазками-бусинками, огромные тыквы, экзотические для Сибири верблюды и пышногрудые молодки в платочках… Среди горожан художник изобразил и себя любимого, несущего с базара аппетитную рыбину. Кстати, он очень любит рыбалку, а еще – по-особому приготовленного сазана.

Себя на картинах, как участника всеобщего действа, наш герой изображает довольно часто, хотя обнаружить его среди множества других персонажей не так просто. Есть у него и любопытный автопортрет – на фоне роскошной золотой осени, в компании любимого питомца, французского бульдога Чуни. И все же портреты и натюрморты для Сочивко с его эпическим размахом нехарактерны. У отдельно взятых просвещенных эстетов его полотна нередко вызывают целый ряд литературных ассоциаций, от Гоголя до рассказов Шукшина. Что же касается любимых имен в живописи, то сам Сочивко, наряду со старыми мастерами Брейгелем и Босхом, называет Кустодиева.

Связь художника с национальными традициями, духовными ценностями русского казачества, несомненна. Родился Сергей Сочивко 22 июля 1959 года в шахтерском Анжеро-Судженске. Детство и юность мастера прошли в глубине России, в маленьком мордовском городке Краснослободске. Здесь он увлекся рисованием и лепкой, отсюда в 1976 году уехал учиться на художника. Поступил на театрально-декорационное отделение Пензенского художественного училища имени К. А. Савицкого. Это училище, одно из старейших в России, многое дало начинающему живописцу. Еще в детские годы на него произвела сильное впечатление народная лубочная живопись. В доме его друга, бабушка и дед которого происходили из «бывших», сохранилось множество старинных антикварных вещиц, в том числе лубочные картины начала XX века. Особенно нравились мальчишкам изображенные на них военные эпизоды и геройские деяния казака Петрухи. Позднее эти детские впечатления найдут отражение в творчестве Сочивко. А вообще, у него нормальная «мужская» биография: окончил училище, служил в армии, в войсках ПВО, затем преподавал в детской художественной школе, покуда жена, тоже художник, заканчивала училище. В Омск приехал жить в 1986 году благодаря жене-омичке. Город Сергею сразу понравился – и сибирским размахом, и традициями, и тем, что Иртыш придает ему особое очарование. Постепенно увлекся историей старого Омска, воплощая любимые образы «третьей столицы» на холсте. Несомненный талант и высокая работоспособность молодого художника были по достоинству оценены. В 1991 году он вступил в Союз художников. Участвовал во многих выставках, от городских до международных, преподавал на легендарном «худграфе» Омского пединститута, который сам заочно окончил уже в зрелом возрасте  – только затем, чтобы расширить свое педагогическое образование. В отличие от некоторых художников, ему нравилось работать со студентами, выезжать с ними на пленэр, быть руководителем дипломных работ.

Поклонников творчества Сочивко в Омске и в других российских регионах сегодня немало, как среди профессионалов, так и среди людей, не имеющих отношения к искусству. В 1998 году в музее имени М. А. Врубеля состоялась его первая большая персональная выставка, причем ее инициатором стал даже не сам художник, а искусствоведческий совет музея – уже одно это говорит о многом. А как удачно вписались работы Сергея Сочивко и Георгия Кичигина в контекст памятной многим выставки «Свидетельство старого самовара» в том же врубелевском музее! Немало работ Сочивко сегодня находится во Франции, куда их вывез один тамошний почитатель его таланта. Однако меньше всего Сергей Евгеньевич, отметивший в прошлом году юбилей, напоминает богемного художника, проводящего время в бесконечных тусовках и эпатажных художественных экспериментах. Он убежден, что любой, даже суперталантливый, художник – прежде всего труженик и пахарь, легкого успеха в искусстве не бывает.  

Слава о необычном омском живописце давно перешагнула границы Омского Прииртышья. Его работы называют визитной карточкой нашего города, а сочивкинские «Никола Зимний» и «Масленица» встречают гостей Омска в зале местного аэропорта.  

– Шестой год сотрудничаю с аукционным домом Екатеринбурга, – продолжает удивлять Сочивко. – У меня там постоянно действующая выставка, в Храме-на-Крови хранится моя картина. Православный телеканал «Союз» даже передачу обо мне снял.

Как-то мои мама и сестра пришли со службы, пьют чаек, а у них с утра до вечера идет этот «Союз». Пьем, рассказывают мне, чай, а из телевизора наш сынок вещает, как приятно!

Когда случилось открытие выставки, посвященной старому Екатеринбургу, бывший губернатор Россель сказал: «Интересное кино: историю города Екатеринбурга нам открывает художник из Омска. Нонсенс какой-то!»… 

Нынешний губернатор, г-н Куйвашев, тоже поклонник моего творчества. Наина Иосифовна Ельцина видела мои работы, а потом поинтересовалась: «А этот художник мог бы сделать что-нибудь про Бориса Николаевича Ельцина?»

К Ельцину как политическому деятелю у меня определенное отношение, но для Наины Иосифовны он в первую очередь муж, для дочерей – отец, для внуков – дед. Поэтому масштаб личности этого человека я воплотил в фигуре Гулливера. Картина называется «Гулливер в стране Московии». Ну что мне его, со стаканом рисовать, как художник Бочаров? И Гулливер кому-то помогал, а кого-то топтал, противоречивый был, вы вспомните...

У Сочивко, как и следовало ожидать, отменное чувство юмора. Особенно это заметно в работах, посвященных современности, традиционным житейским и «новорусским» радостям типа охоты. Кстати, холодильник в его знаменитой мастерской одно время украшала картина «Прощание с горилкой». Природа комического и театрального действа в его творчестве, по моему убеждению, заслуживает отдельного исследования. Вот что сам художник заметил по этому поводу:

– В шутку о себе иногда говорю: «Киностудия «Сочивко-мультфильм» продолжает свою работу!» А почему бы и нет? Все-таки театральный художник во мне умрет только вместе со мной, хотя в театре работать так и не довелось… У нас ведь как бывает? Берет, скажем, художник, Казачий собор или драмтеатр такими, какими они выглядят на фотографиях начала прошлого века, и рисует. А мне интересно не только исторические здания изобразить, но и определенные ситуации, то же самое театральное действо, которое, происходит в студии «Сочивко-мультфильм», эдакие маленькие кино раскрутить. Поэтому мне и нравятся такие фильмы, как «Сибирский цирюльник» – с обилием театральных персонажей, исторических костюмов, ярких эпизодов. Я очень любил и посей день люблю творчество Сергея Бондарчука, особенно его экранизацию «Войны и мира». В детстве этот фильм меня просто потряс своей панорамностью, массовыми съемками, обилием эпизодов, батальных сцен, персонажей, костюмов. В детстве сильное впечатление на меня произвел русский лубок. Считаю, что душа русского человека вообще тяготеет к лубку – к этой раскрашенности, определенной театральности.

– В живописи для меня классиком является Брейгель, – рассказал журналистам Сергей Сочивко на своей творческой встрече в международном пресс-центре МКР-Медиа в прошлом году. – Больше четырехсот лет он не теряет актуальности, вокруг – те же самые деревенские пляски, небритые морды. Интерьеры вроде бы современные, а лица еще глупее стали…

У нас раньше на «Трудовых резервах» была оптовочка. И вот сидит там в открытой «фуре» наша русская красавица, как я люблю: пухлые коленки, на коленках – пластмассовая тарелочка, в тарелочке дымятся манты, в них воткнута пластмассовая вилочка, а в руке у красавицы рюмочка водочки. Звучит что-то восточное: «Тинь-дили-динь-дили-тинь». А она, счастливая, пьяненькая, улыбается во весь щербатый рот, и вокруг – эти, к кому мы должны быть толерантны, млеют. Вот вам картина Брейгеля, далеко ходить не надо!..

«Культурный слой» Сочивко изучает с особым пристрастием. Как-то в начале «нулевых» увлекся творчеством Леонида Мартынова. «Небесные фрегаты» поразили его настолько, что свою очередную работу он посвятил мартыновскому Омску, городу-метафоре, «городу-блину» – равнинному, пропеченному на солнце, с обилием желтого и белого: желтого иртышского песка, белокаменных церквей, беленых зданий. И над всем этим – синее небо, по которому плывут небесные фрегаты…

Так называемых творческих планов у потомка кубанских казаков, знаменитого омского художника, неистового правдоруба и трудоголика Сергея Сочивко всегда в избытке. Нынешней весной, сидя в мастерской на «самоизоляции», благодарил судьбу за то, что художнику она на пользу: наедине с холстом и красками столько идей приходит в голову, а главное, ничто не отвлекает от работы. Ненужные контакты он из своей жизни вычеркнул.

Характер у Сочивко, как и у всякого щедро одаренного талантом человека, непростой. По-мужски прямой, по-сибирски суровый. Не держит он ни фигу в кармане, ни камень за пазухой. Правду-матку говорит всем в глаза. Лицемерия и интриг на дух не выносит, высокопоставленным чиновникам никогда угождать не стремился ради званий и прочих благ. Ну что тут скажешь? Одно слово – казак!

Содержание