юбилей

текст: Александра САМСОНОВА, фото: Евгений КАРМАЕВ, Андрей КУДРЯВЦЕВ, Александр МАРАШАН, Борис МЕТЦГЕР, из архива ТЮЗа и личного архива В. Тзапташвили

Виктор Тзапташвили: «Вся жизнь – в искусстве танца» 


Заслуженного артиста России, главного балетмейстера ТЮЗа Виктора Тзапташвили называют легендой омской сцены. Любимого артиста, потрясающего хореографа знает не одно поколение поклонников сценического искусства. В качестве хореографа Виктор Датикович участвовал в постановке более пятидесяти спектаклей Омского ТЮЗа и сегодня продолжает служить театру. А еще он талантливый педагог. Член жюри Дельфийских игр. Человек-праздник, темпераментный, яркий, искрометный – это все о нем…

Омское танго

В  труппу Свердловского театра музыкальной комедии Виктора Тзапташвили приняли 6 февраля 1965 года, в неполные шестнадцать лет, а уже в восемнадцать он стал ведущим солистом. Потом была армия, служил в Москве завклубом, каждый день занимался, чтобы не потерять форму. Его приглашали в Московский театр оперетты и в мюзик-холл, но – одного, а работа нужна была для двоих. Поэтому жена Тамара предложила ему сначала поехать в Омск, в театр музкомедии, к своему педагогу, знаменитому балетмейстеру Валентине Тулуповой. Мол, годик поработаем, а потом переберемся на «Большую землю». А в Омске не менее знаменитый тренер Галина Горенкова позвала его ставить программы для гимнасток. И «Большая земля» в виде сборной страны  по художественной гимнастике сама стала ездить к нему на тренировки и сборы.

– Взрослея, мы начинаем спрашивать себя: тебе нравится то, что ты делаешь? Я счастлив, потому что работал там, где хотел, и самое удивительное, за это мне еще и платили! – качает головой Тзапташвили. – Когда-то это может кончиться. Все когда-то приходит к завершению… Мы по нескольку раз в год мотаемся к детям в Москву, и все время возникает этот вопрос: «Папа, ну сколько можно работать?» Я не смерти боюсь и не немощи. Боюсь ненужности, никчемности – все, ты свободен! Но решать, свободен или нет, буду только я.

«Я стал бриться дважды в день!»

Он до сих пор считает вехой своей жизни второе мая 1992 года. Именно в этот день ему позвонил Андрей Горбатый, ставивший в ТЮЗе «Вора» Эдуардо де Филиппо. Так совпало, что накануне на тюзовской сцене шло шоу в постановке Тзапташвили. Увидев его, Горбатый понял: ему нужен именно этот балетмейстер!

Они встретились, поднялись в декорационный цех, режиссер рассказал, что премьера намечена на двадцать четвертое мая, показал декорации, эскизы. Мимо прошел заросший бородой мужик, поинтересовался:

– Ну что, договорились?

– Вроде да.

– Кто это? –  удивился Тзапташвили.

– Главный режиссер – Рубанов.

Владимир Рубанов был очень жестким и требовательным главрежем, если работа приглашенного коллеги ему не нравилась, мог все порушить и без сожаления снять спектакль. Впрочем, черновым прогоном «Вора» он остался доволен. Лишь попросил придумать пару дополнительных танцевальных номеров.

– Мы бывали в ТЮЗе со старшей дочкой, не очень часто, она ведь тоже была занята у нас в музыкальном. Помню, в «Красной Шапочке» мне так понравилась заслуженная артистка Людмила Лавринович, острохарактерная, темпераментная. Когда слушали с Горбатым музыку к спектаклю, я то и дело предлагал: «Вот здесь будет Лавринович танцевать!» А он упорно отказывался: «Она же не танцует! Вы видели ее объемы?» Но для меня важна ярко выраженная индивидуальность, всегда цепляюсь за это. Умею так расставить акценты, что минусы превращаются в плюсы. В общем, я его уговорил. На другой день встречаемся на сцене с труппой, обговариваем план действий. Режиссер предоставляет мне полную свободу, я развожу туда-сюда танцевальные номера, потом обращаюсь к Лавринович: «В этом куске вы начнете с молодыми людьми, а потом продолжите со Звоновым…» Она взглянула на меня с возмущением: «Я не буду танцевать! Во-первых, у меня колени, во-вторых, подагра…» И я выгляжу, как идиот! Говорю: «Я так упрашивал режиссера, чтобы вас занять в танце, он пошел мне навстречу… Ну хотите, я при всех встану перед вами на колени?!» Она ахнула: «Ну что вы, что вы!» И согласилась. Я ее закрутил, завертел, лапши на уши навешал, убедил – и она так куражисто поднимала юбку, так отплясывала с парнями – зал взрывался! Это была пуля! Она потом всегда с нетерпением ждала этого спектакля!

А ближе к премьере Тзапташвили вдруг поймал себя на мысли, что ему очень нравится в этом театре.

– Я даже стал бриться два раза в день! – смеется Виктор Датикович. – В то время я еще был ведущим солистом музыкального театра, но именно здесь почувствовал: мое! «Вор» стал отправной точкой, спектакль имел бешеный успех, первое время даже конная милиция дежурила возле театра. Я много ездил, много ставил – в Новокузнецке, Красноярске, Свердловске моем, Кемерово, Таре, очень много в Омске – в «Галерке», «Пятом», драме, «Арлекине», но своим театром считаю только ТЮЗ. Это моя вотчина.

Храни меня, мой талисман…

Он обожает актеров, и они отвечают ему взаимностью:

– Знают, что я их люблю. Когда что-то не получается, начинаю злиться, кричать: «Да организуйтесь уже! Это просто!» – замечаю, что лица у них серьезные, а глаза смеются. Понимают, что я не со зла, что никого не подставлю, что они будут в выигрыше, если пойдут за мной.

В театре у него есть талисман – Александра Корнева.

– Талисманчик мой, – нежно произносит Тзапташвили. – Я ее люблю, стараюсь занять в спектаклях. В каждом возрасте актер открывается по-разному. Вон Лариса и Олег Чичко после долгого периода забвения как раскрылись в «Театральной машине»! Просто в омут с головой за мной полетели!

«Скверный» дед

Еще один талант Тзапташвили – семьянин. Тамара и Виктор знамениты не только своим невероятным партнерством на сцене. В артистической среде не было (и нет!) второй такой супружеской пары, они вместе уже сорок восемь лет. А какой он отец и дед! И с дочками, и с внуками – по максимуму! Когда родился первый внук, Влад, а потом появилась на свет внучка Анфиса, он каждый день после репетиций гулял в сквере с коляской. Ехидные соседи даже прозвали его Скверным дедом. Он долго смеялся, когда об этом услышал.

Дочери и внучка сделали головокружительную карьеру, достигли невероятных высот в танцах и художественной гимнастике – чемпионы мира, заслуженные мастера спорта, чемпионы России. Стиль, вкус, чувство меры, трудолюбие, упорство – все это воспитывают родители. Но откуда берется талант?

Когда он, уже взрослым, впервые приехал в Грузию, родственники обомлели: надо же, один к одному – дед Иона!

– Как сейчас его вижу – древний старик в сванке, черкеске, седой, сухой, держит лошадь под уздцы. Копия я! – Тзапташвили берет под уздцы воображаемого коня и легко ступает по гримерке.

Всегда готов!

Чувство стиля у него врожденное. Он элегантен, изящен, грациозен, умеет красиво носить красивые вещи и не прочь возникнуть перед поклонниками в эффектном наряде.

– Это свойственно нации – выпендриться, покрасоваться, – смеется Тзапташвилли.

И рассказывает, вернее, разыгрывает в лицах, как увидел в фильме «Блеф» Челентано в длинном черном пальто – и моментально захотел такое же! И шляпу! Высокий, стройный, в длинном пальто и  шляпе со здоровенными полями – на серых омских улицах, среди луж, проталин и покрытых сажей сугробов это выглядело вызывающе, прохожие оглядывались. А тут еще порыв ветра – ба-бах! – и шляпа валяется в грязи! Тьфу!

Он всегда в форме, хотя уверяет, что не прикладывает к этому никаких усилий, более того, любит готовить и вкусно поесть. А сколько раз ему доводилось в срочном порядке гримироваться и выходить на сцену, чтобы заменить заболевшегоартиста и тем самым спасти спектакль! Только в «Мухе-Цокотухе» танцевал  и Таракана, и Самовар, и Паука. А однажды на показе мод вышел на подиум вместо манекенщика (он и в модельном бизнесе свой человек!).

– Я готов всегда. А вдруг что случится? – хитро щурит глаз Тзапташвили. – Но это, конечно, шутка...

Танцплощадка 70/55

«Моя танцплощадка 70/55» – так назывался большой юбилейный вечер Виктора Тзапташвили, состоявшийся в Омском театре для детей и молодежи двадцатого марта при полном аншлаге. Поздравить любимца публики пришли многочисленные друзья и поклонники его таланта, вся культурная общественность региона, представители власти, общественных организаций, коллеги из театров областного центра, Тарского Северного драматического театра, ветераны сцены и многочисленные ученики балетмейстера.

Юбилейный вечер состоял из двух частей, каждая из которых вызвала бурю эмоций у публики. В начале зрителям был представлен камерный пластический спектакль «Танцплощадка 41/45» в постановке Владимира Золотаря, хореографом которого является Виктор Тзапташвили. Пронзительная история о том, как война ломает человеческие судьбы, рассказанная без единого слова – языком пластики, музыки и танца. Следует подчеркнуть, что артисты ТЮЗа достойно справились со сложной творческой задачей.

После антракта, во время которого гости смогли пообщаться и поднять бокал шампанского за виновника торжества, состоялся своеобразный бенефис Виктора Датиковича – с искренними признаниями в любви к юбиляру, подарками, сюрпризами, концертными номерами, сценами из спектаклей и, конечно, морем цветов. Легенду омской сцены поздравили министр культуры Омской области Юрий Трофимов, директор городского департамента культуры Владимир Шалак, руководители ТЮЗа, другие известные персоны. За многолетнюю творческую деятельность и большой личный вклад в развитие культуры региона Виктору Тзапташвили была торжественно вручена памятная медаль имени С. И. Манякина. Награду вручил представитель Фонда развития Омской области имени С. И. Манякина Владимир Спиридонов.

Кульминационным моментом стало выступление танцевального коллектива под руководством известного хореографа Елены Зайцевой, старшей дочери Виктора Датиковича. А яркое выступление своей внучки Анфисы Зайцевой юбиляр назвал «молитвой». Напомню, что Анфиса с честью продолжает династию, она – мастер спорта международного класса, победитель международных и всероссийских соревнований по художественной гимнастике. Теплые слова прозвучали в этот вечер и в адрес «царицы Тамары», супруги Виктора Тзапташвили.    

Глядя на главного героя праздника, было трудно поверить, что цифра 70 – это возраст юбиляра, а 55 – стаж работы на сцене. Потому что у Виктора Датиковича есть только одно состояние души – вечная молодость. Это проявляется во всем – в огромной работоспособности, пластике, вечном драйве, особом таланте любить жизнь, общаться со всеми на равных и всегда выглядеть «на миллион долларов». А иначе и быть не может.

Коллектив редакции журнала «Сибирь и Я» с радостью присоединяется к поздравлениям в адрес юбиляра и желает ему здоровья, семейного благополучия, неисчерпаемого запаса сил и творческого вдохновения для новых побед.  

С юбилеем, маэстро!

ДОСЬЕ  

Дата и место рождения: 3 марта 1950 г., гор. Свердловск

Образование: Свердловское хореографическое училище (1968)

Творческая биография: 1965-1968 – артист Свердловского театра музыкальной комедии;

1976-1992 – солист балета Омского государственного музыкального театра;

с 1993 г. – главный балетмейстер Омского театра юного зрителя

Семья: жена Тамара, дочери Елена и Мария, зять Андрей, внуки Владислав, Александр, Михаил, внучка Анфиса 

Звания, награды: заслуженный артист РСФСР (1989), заслуженный деятель культуры Омской области, лауреат премии Администрации Омской области за заслуги в области культуры и искусства; имя занесено в Книгу Почета деятелей культуры города Омска   

Увлечения, отдых: театр, хореография, кино, мюзиклы, классическая опера, путешествия, кулинария

поздравляю

Юрий ТРОФИМОВ, министр культуры Омской области:

– Виктор Датикович Тзапташвили внес значимый вклад в историю и развитие сразу двух омских театров. Влияние его творчества сложно переоценить – и в Омском музыкальном театре, и в Театре юного зрителя о нем говорят только в превосходной степени. Напомню, что в 1968 году Виктор Датикович стал солистом Омского государственного музыкального театра. Во время работы исполнял ведущие партии в самых первых омских балетах, был среди тех, кто закладывал основы омского балета, который до сих пор держит высокую марку. В 1993 году Виктор Тзапташвили стал главным балетмейстером Омского театра для детей и молодежи, что стало для ТЮЗа, несомненно, одним из важных этапов развития. Сейчас сложно отыскать спектакль, в котором бы не было хореографических решений мастера. Его стиль знают и узнают зрители, он – одна из визитных карточек Омского ТЮЗа.

Еще одна сфера, где он успешно реализовался, –  сфера педагогическая. Как педагога его знают и ценят во многих российских театрах, а также в театрах нашего города, с которыми ему довелось и, надеюсь, еще предстоит поработать.

Отдельно хотел бы отметить, что мне, и как министру культуры, и как человеку весьма импонирует творческое кредо Виктора Дзапташвили, которое помещается всего в шесть букв: «Любовь». Считаю, что это самое правильное кредо для человека, посвятившего жизнь искусству, культуре, театру, Омску. Я горд, что Виктор Датикович Тзапташвили работает в нашем городе и в нашем замечательном театре. Желаю ему, чтобы и дальше вся его жизнь, в том числе и творческая, была наполнена этим прекрасным чувством.

Михаил МАЛЬЦЕВ, директор Омского ТЮЗа:

– В дипломе у меня стоит подпись Виктора Датиковича  – он принимал у нас госэкзамен. Поэтому считаю его своим педагогом. С ним надежно, знаешь, что всегда поддержит  в трудную минуту. В театре он пользуется огромным авторитетом, к его мнению прислушиваются. Артисты любят с ним работать. А еще у Виктора Датиковича великолепный вкус. Однажды я просил у него совета, как лучше одеться  для важной встречи. Очень привлекает его интеллигентность и стиль общения. Воспитанный, деликатный, заходит только по делу. Мне повезло, что я с ним работаю. С большой радостью поздравляю нашего любимого маэстро с юбилеем и желаю всего самого доброго. В первую очередь – здоровья, сил, энергии, вечной молодости и творческого вдохновения еще на долгие-долгие годы!

от всей души

Евгений РОГУЛЬКИН, главный режиссер ОмскогоТЮЗа:

Виктор Датикович – это целая Вселенная! Не перестаю удивляться ходу его мыслей. Когда репетировали «Плутни Скапена», он спрашивал: чего ты хочешь? Я объяснял, а он предлагал: а давай вот так?.. И вдруг возникало что-то новое, ярко-убедительное, парадоксальное.

Мне никогда бы не пришло в голову, что снеговики могут танцевать канкан – веселый и неожиданный финал новогодней сказки «Снеговишник в ТЮЗе» получился только благодаря его фантазии. А когда я впервые смотрел его «Муху-Цокотуху» – клянусь, если бы в зале не было детей, упал бы на пол от хохота!

Познакомились мы в 2013 году на постановке «Старомодной комедии»  в «Пятом театре». Татьяна Казакова тогда сказала: «Это наш друг, если его зовут – все будет хорошо». Помню нашу первую встречу. Курили с актерами на улице, и мне издали показали красавца в лазоревых кедах:

– Вот идет Тзапташвили!

А он, раскинув руки вместо приветствия, спросил:

– Но главный же танец после ресторана, когда они танцуют чарльстон?!

– Какое счастье, когда балетмейстер приходит на первую встречу с режиссером, уже зная пьесу!

А когда ставили «Скапена», где в финале все, как в индийском кино,  оказываются родственниками, выяснилось, что двоюродная сестра его жены замужем за братом моей жены, и мы с ним, в некотором роде, родня!

Сергей ФЕДОРИЧЕВ, главный художник ОмскогоТЮЗа:

– С Виктором Датиковичем связано несколько театральных баек,  одна из них юбилейная. Когда мы ездили с ним в Кемерово, в командировку, моя матушка положила в дорогу вареники с капустой и мясом. Он попробовал, и ему безумно понравилось!  Я, конечно же, маме об этом сказал. А вскоре ему исполнялось пятьдесят лет. Мама говорит: «Я знаю, что ему подарить! Сколько у него будет гостей?» «Человек шестьдесят, не меньше». И она приготовила  ему сто десять этих вареников! Сестра дала большое деревянное блюдо, мы их красиво разложили, упаковали.

Вышел его поздравлять, подарил эскиз к «Мухе-Цокотухе», говорю: «А вот это подарок от моей мамы!» Он открывает пакет: «Это то, что я думаю? Не может быть!». «Мама велела передать, что шестьдесят  вареников можете раздать гостям, а пятьдесят – оставить себе! Блюдо потом вернете». «Ни одного не раздам! Это все мне!». И забрал. А блюдо вернул только месяца через три, потому что поставил его вместе с варениками в морозилку, доставал каждый день несколько штук, разогревал и ел.

Наталья ТОРОПОВА, заслуженная артистка РФ:

– Каждый раз, когда я приезжала из балетного училища на каникулы в Омск, мы с мамой ходили в театр музыкальной комедии. Вот тогда-то я и обратила внимание на Тзапташвили. Он танцевал всё, исполнял потрясающие партии. А как партнеры мы впервые встретились в спектакле «Эсмеральда». С ним очень приятно работать. Он эмоциональный, темпераментный, в нем прорываются кавказские страсти. Он танцевал в паре с женой, и замечательный хореограф Валентина Тулупова поставила для них много номеров. Когда Тамара ушла в декретный, меня назначили танцевать с ним чарльстон в оперетте. После классики это был новый опыт – множество поддержек, круток. В финале была сложная круточка-поддержка, я что-то накосячила, не раскрылась вовремя, но Витя меня, не знаю как, не знаю за что, но поймал! Я не упала, и выступление мы завершили вполне достойно.

Он очень разный, многогранный, может перевоплощаться в разных персонажей – и комических, и трагических. Участвовал во всех наших капустниках. До сих пор в прекрасной форме, на нем идеально сидит фрак. Но главное его качество – надежность. Тзапташвили никогда не подведет.

Анатолий ЗВОНОВ,  народный артист РФ:

– Я  отношусь к Виктору Датиковичу с высочайшей степенью уважения. Главное и безусловное  его дарование – он отец, воспитавший невероятно талантливых детей и внуков. Хотя он их очень любит, никогда с ними не сюсюкал и муштровал так, как не муштровал никого!

На репетициях Виктора больше всего раздражают вялость, пофигизм, отсутствие амбиций. Иногда он достаточно мощно взрывается, но только по одному поводу – степени готовности артистов трудиться. Он простит любую хореографическую ошибку, если уверен, что артист работает,  просто пока у него не получается. Виктор достаточно требовательный человек, и это качество основано на том, что он никогда не делает никаких поблажек самому себе. Он перфекционист – все только лучшее, только по максимуму. И никогда не расслабляется. Если заболел артист – надевает костюм и выходит на сцену. Он высоко ценит свои умения – и имеет на это абсолютное право. Но если театр приглашает хореографа со стороны, никогда не влезет в чужую хореографию.

Еще одна его ипостась – педагог. Он уникальный учитель. Внутренняя подоплека его педагогического таланта основана на высочайшем профессионализме. Очень часто вместе с режиссером он решает не только хореографические, но и драматические задачи. Он изумительно танцевал в паре с женой Тамарой. А что является движителем этой бешеной энергетики? Высочайшая степень амбициозности! Вот эту энергетику и амбициозность он и воспитывает в своих учениках.

Содержание