личность и время

текст: Людмила МАКСИМОВА, фото: Александр МАРАШАН и из личного архива  И. Яновского

За штурвалом судьбы

 

Иван Иванович Яновский – личность поистине легендарная. Профессионал с большой буквы, талантливый руководитель, прошедший путь от скромного сельского паренька до генерального директора Иртышского пароходства. Заслуженный работник транспорта Российской Федерации, кандидат технических наук, академик РАЕН, доцент, заведующий кафедрой экономики и управления на транспорте Омского института водного транспорта – филиала ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта». Он и сегодня продолжает успешно трудиться в вузе, готовящем кадры для флота.      

Пятнадцатилетний капитан  

– Иван Иванович, где прошли ваши детские годы и что вам известно о родоначальниках династии Яновских?

– Мои предки были крестьянами, жили на Украине, в Херсонской области. Оттуда родители переехали в Сибирь. Поселились в селе Олифановка Черлакского района. Отец, Иван Андрианович, был сельским кузнецом. Моему появлению на свет предшествовала семейная трагедия. Два моих старших брата, Василий и Иван, умерли в детстве от скарлатины. В те годы еще не умели ее лечить, да и врача в селе не было. Когда я родился, отец решил: пусть и этот сын будет Иваном. Родители боялись меня потерять и вскоре переехали в Одесский район, где уже была больница. Моя мама, Ефимия Алексеевна, устроилась туда поваром.

Мне исполнилось два года, когда отец поехал по деревням подковывать лошадей. Сильно простыл, заболел воспалением легких. Его увезли на лошадях в омскую больницу, пытались спасти. К сожалению, болезнь оказалась сильнее... Позже у меня появился отчим. В годы войны мы с мамой остались вдвоем. В нашем большом сарае была оборудована конюшня, где районное начальство держало лошадей, а мы за ними ухаживали. Будучи мальчишкой, я каждое лето участвовал в сенокосе, помогал взрослым. С малых лет привык трудиться. А еще очень любил музыку. Рано научился играть на балалайке. Когда подрос, мама купила мне гармонь. А когда в 1947 году поступил в училище, сделала самый дорогой подарок – баян «Красный партизан».  

– Почему вы решили поступать в речное училище?

– Учился всегда хорошо, любил читать. Больше всего запали в душу романы Жюля Верна – «Пятнадцатилетний капитан», «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой»… Решил тоже стать капитаном. С этой мечтой отправился штурмовать Омское речное училище. Сыграло роль и то, что там было бесплатное питание, обмундирование. Не надо забывать, что в стране еще действовала карточная система, люди жили бедно, особенно в сельских районах.

В Омске была школа юнг, где учились дети речников. После седьмого класса они поступали в речное училище вне конкурса. А конкурс был высокий – двадцать человек на место. Из выпускников сельских школ мне единственному удалось поступить, сдав экзамены на «отлично». Сейчас из нашего выпуска осталось три человека...

В следующем году Омское речное училище имени капитана В. И. Евдокимова отметит столетний юбилей. Благодарен училищу за все. В его славных стенах началась моя самостоятельная жизнь. У нас были прекрасные преподаватели. Галине Георгиевне Муравьевой, преподававшей в те годы электрику, недавно исполнилось девяносто лет. Училище сформировало характер, приучило к дисциплине. Благодарен нашему командиру роты лейтенанту Михаилу Георгиевичу Семченко, требовательному и мудрому наставнику. Нарушителям дисциплины грозили наряды вне очереди или гауптвахта – арест на семь суток. Признаюсь, мне тоже доводилось, получив наряд, чистить картошку на камбузе. Хотя учился увлеченно, занимался музыкой.

– Как вы все успевали?

– Мне повезло в том, что не надо было далеко ехать. Раньше речное училище находилось на горке, где позже был установлен памятник Ленину, а наше общежитие – в районе речного вокзала. Музыкальное училище располагалось рядом, в центре города. И я по личной инициативе брал уроки у преподавателя по классу баяна. Договорился с начальником нашего учебного заведения, что после самоподготовки остаюсь и до полуночи разучиваю гаммы, арпеджио. Так и освоил баян. Позже выступал с сольными концертами. Первым произведением, которое исполнил на сцене, было «Турецкое рондо»  Моцарта.

Несмотря на тяжелые годы, в речном училище были очень развиты спорт и художественная самодеятельность, особенно хореография. В свободное от учебы время курсанты разучивали вальс, мазурку, падеграс, другие бальные танцы. Не говоря уже о народных, таких как «Яблочко» и «Цыганочка». В выходные дни начальник речного училища приходил на наши вечера и смотрел, как курсанты исполняют бальные танцы, лихо отплясывают матросское «Яблочко». Надо сказать, танцевал я всегда с огромным удовольствием. В жизни это пригодилось не раз. В 1952 году, после прохождения практики, нас на полгода отправили на Тихоокеанский флот, на военно-морскую стажировку. Служба проходила во Владивостоке. Когда присвоили офицерское звание, мы впервые отправились в клуб офицеров на танцы. Умея прекрасно танцевать, чувствовали себя как рыба в воде. Я вообще убежден, что музыка и хореография способствуют гармоничному развитию личности. И когда стал преподавателем вуза, призвал коллег не только совершенствовать образовательный процесс, но и внедрять художественную самодеятельность. В нашем институте три года подряд проходит бал с участием школьников и курсантов. Продолжаем традиции речного училища...  

Путь к причалу 

– Как складывалась ваша трудовая биография после окончания училища?

– Несколько лет работал штурманом Омского речного пароходства.  Запомнилась холодная осень 1953 года. В конце октября наш пароход шел по Иртышу в 180 километрах от Омска. Иртыш застыл, на реке – сплошной лед. С большими трудностями и аварийными ситуациями кое-как дошли до места назначения. Мне всегда нравилась работа на флоте, но хотелось продолжить образование. Поступил на заочное обучение в сельскохозяйственный институт, на гидромелиоративный факультет. Окончил два курса. А затем политотдел пароходства, отметив мое рвение в учебе, командировал в Новосибирский институт инженеров водного транспорта, на эксплуатационный факультет. Поступил на очную форму обучения, сразу на второй курс. Учился легко – помогал накопленный опыт. Вскоре меня избрали секретарем комитета комсомола института. После успешного окончания вуза вернулся в Омск.

Последующие четверть века моя трудовая биография была тесно связана с Омским судоремонтно-судостроительным заводом. Прошел там все ступени. Был мастером механосборочного цеха, дизельного участка, в разные годы – начальником механического и дизельного цехов. Был назначен заместителем директора по эксплуатации, главным  инженером, затем одиннадцать лет возглавлял завод, где тогда работало пять тысяч человек. Прошел большую производственную школу. В 1983 году по решению обкома партии был назначен начальником Иртышского пароходства. Посвятил пароходству тридцать лет. В 1995 году защитил кандидатскую диссертацию. Позже стал доцентом, профессором Омского института водного транспорта – ныне филиала Сибирского государственного университета водного транспорта. Преподавать начал еще в 1992 году, будучи главным инженером завода.

– Вы являетесь автором не только научных работ, но и нескольких книг, в том числе – «Иртышское пароходство: годы и люди», «Речники Иртыша – на фронте и в тылу», «Флот – моя судьба». Когда впервые появилось желание запечатлеть историю пароходства?

– Над книгами я начал работать в 80-е годы. И сегодня постоянно общаюсь с ветеранами пароходства, которые делятся воспоминаниями о себе, своих коллегах, взаимоотношениях на производстве. Эти свидетельства бесценны. Всегда хотелось сберечь  для потомков воспоминания ветеранов, рассказы о простых тружениках речного флота, капитанах, механиках, слесарях. Книга – это память. Когда начал писать об истории пароходства, ко мне стали обращаться родственники моих героев. Рассказывать о людях, с которыми довелось трудиться в те годы. Считаю, что эту работу надо продолжать. В частности, отразить участие судоремонтно-судостроительного завода в возведении значимых строительных объектов города. Когда я был главным инженером завода, мы изготавливали специальные перекрытия для строительства Торгового центра «Омский», Омского музыкального театра, СКК «Иртыш» (ныне СКК имени Виктора Блинова). Важно отдать дань память заводчанам, которые внесли свою лепту в строительство.  

По моей инициативе пятьдесят четыре года назад на заводе был основан музей истории судоходства по Иртышу. В разные годы он  располагался в заводском общежитии в городке Водников, в ДК речников, в здании Иртышского пароходства. Сейчас обрел пристанище в нашем институте. Я благодарен ректору Елене Алексеевне Заславской, выделившей помещение под музей.

– Через два года в Омске будут отмечать 175-летие с начала  организованного судоходству на Иртыше. Что для вас значит эта дата?

– Для меня, как и для каждого речника со стажем, это большое событие. Помню, как мы отмечали 150-летний юбилей начала судоходства на Иртыше с участием высоких гостей. В истории Иртышского пароходства немало крутых поворотов и переломных моментов. Это и национализация флота, и Карские хлебные экспедиции, и создание пароходства в Омске, и война, и освоение Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, и перестроечные реформы. Чтобы начать добычу нефти и газа, надо было прежде освоить малые реки, доставить сотни миллионов тонн груза. В основном эту задачу решали речники Иртышского пароходства. В омский порт везли трубы, оборудование. В 1983 году в пароходстве работали порядка 12 тысяч человек, было более тысячи самоходных судов. В последние годы возникло много судоходных компаний, а в Иртышском пароходстве осталось сорок два судна.  

Назрела необходимость возобновления грузоперевозок по Иртышу и Оби. В том числе в рамках сотрудничества с нашим соседом – Республикой Казахстан. С речниками идет разговор о возобновлении и увеличении объемов грузоперевозок с верхнего Иртыша, что в Казахстане, до Карского моря. В прежние годы в регионе уже накоплен большой опыт использования речного транспорта. Мы везли по Иртышу казахстанской стороне топливо, лес. Тогда были организованы пассажирские перевозки, скоростная «Ракета» курсировала между Омском и Павлодаром. Была достигнута договоренность о добыче в Казахстане песчано-гравийной смеси для строительных целей. В районе Семипалатинска российской стороной было добыто 4,5 миллиона тонн смеси. Для перевозок груза такого объема в Казахстане построили двенадцать колесных судов. В последующие годы по ряду причин грузоперевозки были приостановлены. Между тем, они способствуют налаживанию взаимовыгодных контактов Омской области не только с Казахстаном, но и с Китаем. Водный транспорт – самый дешевый вид транспорта. Не случайно в странах Европы 16 процентов всех грузов перевозят на внутренних водных путях. В Российской Федерации – лишь 1,2 процента, хотя у нас более ста тысяч километров водных путей. 

Радует, что наш губернатор Александр Леонидович Бурков поднял вопрос о возобновлении в области судостроения, дальнейшем развитии  речного транспорта в рамках сотрудничества России и Казахстана. Появилась необходимость перевозки хлеба северным путем по Оби и Иртышу и далее на восток. Это внушает надежду на дальнейшее развитие.

– Вы многое сделали для создания Омского института водного транспорта, готовите специалистов для речного флота. Каким видите будущее родного вуза?

– Речное училище и наш институт популярны у молодежи, пользуются авторитетом в профессиональной среде. Готовим специалистов, востребованных на рынке труда. Стараемся держать руку на пульсе времени, учитывать современные экономические реалии. Для эффективного управления сегодня необходимо знать логистику, тарифы, таможенные правила, особенности различных видов транспорта и многое другое. Этому учим наших студентов. Считаю своим долгом делиться накопленными знаниями и опытом с молодым поколением. Люблю свою работу. Порой слышу от преподавателей критические высказывания в адрес студентов. Мол, не хотят прикладывать усилий в учебе, постоянно «живут» в своих смартфонах. Что ж, время диктует свои законы, без гаджетов уже не обойтись. Когда начинаются специальные предметы, студенты проявляют больше рвения в учебе. Понимая, что профессиональные знания и навыки – их главная путевка в жизнь, возможность обеспечить семью, сделать карьеру. Важно находить общий язык с молодыми, подходить к ним с открытой душой.  

Счастье речника  

– Говорят, за жизненным успехом каждого настоящего мужчины стоит женщина – спутница жизни, способная создать надежный семейный тыл. Вы согласны?

– Целиком и полностью. Мы с супругой Людмилой Евстафьевной вместе уже шестьдесят три года. Познакомились, когда я учился на третьем курсе Новосибирского института инженеров водного транспорта. Как-то пришел на танцы в клуб «Транспортник». Мое внимание привлекла одна девушка. Красивая, серьезная, она была скромно и со вкусом одета. Дважды пригласил прекрасную незнакомку на танец, а потом она исчезла. Не мог ее забыть. Месяца через полтора увидел на автобусной остановке. Судьба! Познакомились, завязалась дружба. Оказалось, что Людмила из семьи железнодорожника, учится на третьем курсе института связи. Через полгода сыграли студенческую свадьбу. Жена много лет работала в Омском областном управлении связи, прошла путь от инженера-проектировщика до помощника начальника управления. К великому сожалению, наш сын Василий, выпускник политехнического института,  рано ушел из жизни из-за серьезного заболевания. Это незаживающая рана на сердце. Дочь Татьяна окончила факультет иностранных языков педагогического института. Преподавала в школе, затем на Омском заочном факультете Новосибирского института инженеров водного транспорта. Через двадцать лет возглавила Омский институт водного транспорта – филиал Новосибирской академии. За это время защитила кандидатскую диссертацию, стала академиком РАЕН. В настоящее время дочь, Татьяна Ивановна Зайко – ректор Сибирского государственного университета водного транспорта. У нас с супругой две взрослые внучки. Старшая, Евгения, юрист по образованию, живет в Симферополе, работает в представительстве Президента РФ, на хорошем счету. Младшая, Марина, окончила Омский институт водного транспорта, защитила кандидатскую диссертацию, сейчас работает менеджером. Уже есть правнучка, маленькая Лиза. Семья – мое главное богатство и достижение в жизни.                                          

– Какое место в вашей жизни занимает дружба?

– Очень большое. Рад, что судьба подарила мне надежных друзей. С ветераном речного флота Николаем Ивановичем Ланьковым и бывшим капитаном, а затем руководителем компании «Омскглавснаб» Алексеем Владимировичем Тращенко мы вместе учились в речном училище. Постоянно созваниваемся, общаемся. Давняя дружба связывает и со Станиславом Павловичем Володарским. Мы вместе трудились на судоремонтно-судостроительном заводе, затем в Иртышском пароходстве. Поддерживаю дружеские контакты с Александром Михайловичем Подгурским, бывшим директором «Омского бекона», высоко ценю его человеческие, деловые качества. Спасибо друзьям за то, что они есть.  

– Вы всегда энергичны, подтянуты, деятельны. В чем секрет вашей прекрасной физической формы? 

– Я убежденный оптимист, никогда не жалуюсь на трудности. В юности занимался спортом, имел разряд по спортивной гимнастике. Был чемпионом Омска среди юношей по боксу. Люблю хоккей, стараюсь не пропускать ни одного матча с участием омского «Авангарда». Убежден, что с возрастом человек не должен расслабляться, отказываться от физических нагрузок, сужать круг общения. Привык не давать себе поблажек. Встаю в шесть утра. Утро начинаю с занятий на велоаргометре, упражнений с гантелями. Без пятнадцати восемь уже на работе. Самое главное – активность, она обеспечивает движение крови по организму. Раньше регулярно плавал в бассейне. Что касается танцев, то и сейчас к ним неравнодушен. Однажды на очередном юбилее лихо исполнил «Цыганочку». Один из гостей, известный человек, произнес: «Как ты не боишься так отплясывать, ведь в нашем возрасте сердце надо беречь…» А меня это заряжает энергией. 

– Иван Иванович, у вас есть своя формула счастья? 

– Быть востребованным, нужным людям. Приносить пользу. Я более сорока лет работал руководителем – директором завода,  генеральным директором пароходства. Все эти годы старался работать для людей. И сегодня говорю студентам: вы – будущие руководители, поэтому всегда думайте о человеке. Хотя у нас рыночная экономика, далеко не всё решают прибыль и экономическая выгода. Определяющей роли человека на производстве, на флоте никто не отменял.

Счастлив, что всю жизнь занимаюсь любимым делом. Больше всего горжусь тем, что мой труд высоко оценила любимая Родина. Одна из самых дорогих для меня наград – золотая медаль за заслуги перед Омской областью. Мне довелось стать вторым человеком в регионе, удостоенным такой чести (первая медаль была вручена митрополиту Феодосию). Это оценка моего вклада в развитие области.  

– Приближается Новый год. Ваши пожелания землячкам-сибирякам?

– От души желаю мира, здоровья, благополучия сибирякам и всем жителям нашей страны. Хочется, чтобы омичи уделяли больше внимания развитию родного города, стремились возродить его былую славу. Всем речникам – достойно встретить столетие Омского речного училища. Пусть год будет добрым для всех…  

ДОСЬЕ  

Дата и место рождения: 17 апреля 1932 г., село Олифановка Черлакского р-на Омской обл.

Образование: Омское речное училище (1951); Новосибирский  институт инженеров водного транспорта (1958)

Трудовая биография: 1952-1958 – штурман Омского речного пароходства;

1958-1983 – мастер дизельного цеха, начальник механического цеха, начальник планово-производственного отдела, начальник дизельного цеха, гл. инженер, директор Омского судоремонтно-судостроительного завода;

1983-2013 – ген. директор Иртышского пароходства; преподаватель Омского института водного транспорта – филиала Новосибирской государственной академии водного транспорта, зав. кафедрой экономики и управления на транспорте 

Научные звания: кандидат технических наук (1995), доцент (1983), профессор (2001), академик РАЕН

Семья: жена Людмила Евстафьевна, дочь Татьяна, внучки Евгения и Марина, правнучка Елизавета  

Звания, награды: заслуженный работник транспорта РФ, кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Почета, ордена Дружбы, «Директор года» (2000); медали «За доблестный труд», «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири», золотая медаль «За особые заслуги перед Омской областью», «Звезда Вернадского» I степени, «300 лет Российскому флоту», золотая медаль за личный вклад в развитие предприятия Международного комитета программы «Партнерство ради прогресса»   

Творчество: автор книг «Речной транспорт Иртыша», «Использование флота на межбассейновых перевозках», «Иртышское пароходство: годы и люди», «Речники Иртыша – на фронте и в тылу», «Флот – моя судьба»

Увлечения, отдых: чтение исторической и художественной литературы, спорт, путешествия

Любимые праздники: Новый год, дни рождения близких и друзей

Любимое время года: золотая осень

от всей души

Т. И. ЗАЙКО, ректор Сибирского государственного университета водного транспорта (г. Новосибирск):

– Иван Иванович Яновский для меня – не просто отец и наставник, а удивительная, цельная личность. Я бы сказала, он очень гармоничный человек. В нем сочетаются твердость характера, воля, упорство и, в то же время, настоящая человеческая доброта, любовь к людям, к жизни, безграничный оптимизм. Он является для всех нас примером ответственного отношения к работе. Работа всегда для него была на первом месте. При этом семья никогда не страдала и не ревновала по этому поводу. Наоборот, это всегда вызывало уважение и понимание. Честность и нравственная чистоплотность – это тоже его сильные стороны, которые он нам генетически передал. Поскольку папа и мама вместе уже более шестидесяти лет, о них трудно говорить по отдельности. Отец такой, как он есть, потому что с ним рядом всю его жизнь моя мама, которая на равных правах разделяет все его успехи и достижения. Спасибо родителям за все. Пусть они живут долго в добром здравии!

Содержание