чтобы помнили

текст: Ольга ВАСИЛЕНКО, Людмила МАКСИМОВА, фото: Евгений КАРМАЕВ, из архива пресс-службы ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, ОАПП, личных архивов

Прерванный полет Григория Мураховского


Судьба Григория Мойсеевича Мураховского неразрывно связана с производственным объединением «Полет». Заслуженный машиностроитель РФ, кавалер орденов Трудового Красного Знамени, Дружбы, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, награжденный золотой медалью «За особые заслуги перед Омской областью», ветеран космонавтики России – далеко не полный перечень его званий и наград. В последние годы Г. М. Мураховский вел большую общественную работу. Планировал еще многое сделать для людей. А сердце не выдержало нагрузки. Двадцать пятого июля Григорий Мойсеевич скоропостижно ушел из жизни. Ему было семьдесят три года...  

Ровесник Победы   

Григорий Мураховский родился 25 ноября 1945 года на Украине, в  поселке Томашполь Винницкой области. В семье росли два брата и две сестры. Военное лихолетье не обошло семью стороной. Отец ушел на фронт, был тяжело ранен. Мать, оставшаяся на оккупированной территории с тремя старшими детьми на руках, чудом спаслась от расправы, укрывшись на время оккупации в глухом селе. К счастью, их никто не выдал. Значительная часть населения Томашполя была уничтожена фашистами. Вскоре после войны от последствий фронтовых ранений ушел из жизни отец.

Григорий Мойсеевич всю жизнь с огромной любовью относился к родителям. Был благодарен матери за ее материнский подвиг. Всегда старался помочь, поддержать. С первого класса учился  на «отлично». Самостоятельно освоил игру на мандолине и гитаре. Прекрасно пел. И, возможно, быть бы одаренному юноше музыкантом, если бы судьба не указала другую дорогу.     

Четвертого октября 1957 года с запуском первого советского спутника Земли началась эра освоения космоса. Вряд ли двенадцатилетний сын фронтовика Гриша Мураховский мог тогда предполагать, что станет участником космической эпопеи, будет создавать ракетно-ядерный щит страны. В старших классах мечтал о профессии инженера – поднимавшейся после войны стране требовалась техническая интеллигенция. Томашпольскую среднюю школу окончил с золотой медалью. А тут старший брат Яков, выпускник танкового училища, предложил: «Приезжай в Омск! Поступишь в институт, будешь жить в моем доме…»   

Так в 1963 году Григорий Мураховский стал студентом Омского политехнического института. Учился на отделении сварочных работ.  Когда брат женился, юноша поселился в общежитии, где обрел новых друзей.

– Мы познакомились с Григорием Мураховским в студенческие годы, – рассказывает Владимир Алексеевич Варнавский, председатель Законодательного собрания Омской области. – Он уже тогда был харизматичной личностью. Доброжелательный характер, обаяние, чувство юмора, безусловные вокальные и музыкальные способности делали его душой компании. В комнате общежития, где он жил со своим другом, было всегда многолюдно. Приходили поговорить, послушать песни. Хотя я учился на вечернем отделении, тоже был в этой компании.

Григорий Мойсеевич всегда был внимательным к людям. Это качество – уметь слушать и слышать других – сохранилось в нем и позже, когда судьба привела нас на разные оборонные заводы, и мы изредка  встречались на официальных мероприятиях. Позднее он приезжал в обком партии, где я занимал должность секретаря по промышленности – поговорить, посоветоваться. В этом была его особая мудрость: не бояться проверить чаще всего уже принятое им решение на людях, которым доверял…  

Практику Григорий Мураховский проходил на предприятии «почтовый ящик № 7» – так назывался в те годы Омский авиационный завод, позднее получивший название «Полет». Начинал учеником сварщика, газосварщиком второго разряда. А в июне 1968 года пришел на предприятие инженером-технологом.

– Он уже тогда обращал на себя внимание. Был не просто грамотным молодым специалистом, а человеком высокой культуры, воспитанным, интеллигентным, – вспоминает его друг и соратник Юрий Николаевич Некрасов, исполнительный директор Омской ассоциации промышленников и предпринимателей, заслуженный машиностроитель РФ, ветеран ПО «Полет». – В тот период завод производил транспортно-пусковые контейнеры. Григорий Мойсеевич, будучи технологом-сварщиком, выполнял ответственную работу. Несколько лет работал в цехе № 66, где производили окончательную сборку знаменитой ракеты-носителя «Космос-3М». Первая омская ракета космического назначения была освоена при его непосредственном участии и в октябре 1969 года успешно стартовала с космодрома Плесецк. За этим стоял огромный труд. Мы гордились заводом...

Управленческий потенциал Григория Мойсеевича был виден уже тогда. Он никогда не повышал голоса, хотя нестандартных ситуаций   хватало. Вникал в детали производственного процесса. Обсуждал их с мастером цеха, рабочими. Не стеснялся задать вопрос, если что-то требовалось уточнить. Понимал: задание, которое он написал как технолог, рабочему предстоит выполнять. Важно, чтобы это было руководство к действию, а не просто бумага.

– Во многом его сформировала заводская среда, – продолжает Ю. Н. Некрасов. – Рядом, плечом к плечу трудились люди, прошедшие войну. Строжайшая дисциплина, ответственность за произведенную продукцию были для них нормой жизни. Эти традиции фронтовики, труженики тыла передавали нам, молодым. Григорий Мураховский к заводчанам военного поколения относился с особым уважением. Высоко ценил контрольного мастера 66-го цеха, бывшего инженера авиаполка «Нормандия - Неман» Валерия Федоровича Ветвинского, много с ним общался.

Коллеги понимали, что у молодого инженера большое будущее. Жизнь это подтвердила. Его деловые и человеческие качества ценил начальник цеха, а затем начальник производства Вениамин Алексеевич Карпухин, пришедший на завод в годы войны пятнадцатилетним мальчишкой и отлично разбиравшийся в людях. Григорий Мураховский был назначен старшим инженером-технологом. Затем – старшим мастером цеха, заместителем начальника цеха по подготовке производства.

В 1977 году ему было присвоено звание «Лучший мастер Министерства общего машиностроения» с вручением памятного подарка и почетного диплома министерства и ЦК профсоюза.

От «Космоса-3М» до «Ангары»

– В 60-70-е годы на производственном объединении «Полет» сформировалась плеяда талантливых инженеров. Григорий Мойсеевич выделялся на их фоне, прежде всего, государственным подходом к решению задач и высокой ответственностью за порученное дело, – продолжает рассказ Юрий Николаевич Некрасов. – Он жил интересами завода. Обладая стратегическим мышлением, смотрел на десятилетия вперед. Предлагал решения производственных задач, открывавшие перед цехом и заводом большие перспективы. Это редкое качество было по достоинству оценено руководством предприятия.  

Ему довелось работать в разных подразделениях. Когда его в 1980 году назначили начальником цеха автоматики (цех № 14), там сложилась напряженная обстановка. Это негативно сказывалось на производительности труда. Проанализировав ситуацию, Григорий Мойсеевич провел кадровые перестановки. Доверил ключевые посты  знающим, толковым сотрудникам, настроил коллектив на работу. И добился высоких результатов.  

Так же успешно работал начальником цеха автоматики двигателя РД-170; РД-171 (цех № 45), турбонасосных агрегатов (цех № 32). Позже был начальником двигательного производства. Прекрасно разбираясь в людях, умело использовал человеческие ресурсы. Объективно оценивал возможности каждого, дорожил людьми. Мог быть и жестким, но при этом всегда – справедливым, человечным. Заводчане это видели и обращались к нему с любыми проблемами. Если надо было задержаться на работе, его беспрекословно слушались.

Особенно трудно шло производство турбонасосных агрегатов, самого сложного механизма ракетного двигателя. Предшественники Григория  Мураховского не справились с задачей, а сроки выпуска продукции никто не отменял. Тогда директор завода предложил ему возглавить цех. И снова – высокий результат…

По признанию коллег, Григорий Мураховский был одним из самых ярких представителей омской технической интеллигенции. Прошел на заводе все этапы карьерного роста, от инженера-технолога до первого заместителя генерального директора по производству, главного инженера, а затем – генерального директора ПО «Полет».

Почти полвека посвятил освоению и серийному выпуску ракетно-космической и авиационной техники. При непосредственном участии и под руководством Г. М. Мураховского выполнены важнейшие работы по освоению и производству ракеты-носителя «Космос-3М», мощных жидкостных ракетных двигателей РД-170 и РД-171 в рамках программы создания многоразовой космической системы «Энергия-Буран». Создание двигательного производства, которым он руководил, позволило предприятию провести техническое перевооружение.

Г. М. Мураховский внес огромный клад в производство космических аппаратов глобальной навигационной спутниковой системы «ГЛОНАСС», ракет подводного старта, пусковых контейнеров для межконтинентальных баллистических ракет, космических аппаратов «Парус», «Меридиан», «Глобус-1», «Надежда», а в более поздний период – ракет-носителей «Протон», «Рокот» и «Ангара».

 – Григорий Мойсеевич и вокруг себя собирал таких же ярких, неординарных людей, готовых ради достижения высокой цели жертвовать свободным временем и комфортом, – продолжает рассказ В. А. Варнавский. – Вот потому-то и коллективы, которыми он руководил, всегда получались мощными, передовыми, «краснознаменными», как иногда в шутку говорили о таких лидерах производства в оборонной отрасли. Успешно пройти такую проверку на прочность, какая выпала Григорию Мойсеевичу, дано не каждому. Он прошел жизненные испытания с достоинством. Сдал судьбе все экзамены на «отлично»…   

– Мне посчастливилось работать с Григорием Мойсеевичем Мураховским много лет, – рассказывает ветеран ПО «Полет» Владимир Васильевич Приходкин. – Был его заместителем, когда он занимал пост главного инженера, затем – генерального директора. Дружили семьями. Впервые познакомились еще во второй половине шестидесятых годов, когда молодой специалист Мураховский работал в 66-м цехе окончательной сборки. Потом его направили в цех № 14, где я был начальником бюро технического контроля. Григорий Мойсеевич той поры – молодой, энергичный, целеустремленный... 

Он был выдающимся инженером, освоившим не одно изделие, работая в сборочном цехе. А изделий было много: ракеты, серия спутников разработки КБ «Полет», наших коллег из Красноярска, других городов. Благодаря Григорию Мойсеевичу они были изготовлены, испытаны, сертифицированы и запущены в серийное производство.

Обладая организаторским талантом, он умел сплотить вокруг себя команду, поставить задачу и вместе со всеми ее выполнять. В годы перестройки приложил огромные усилия, чтобы сохранить производство. Возглавив дочернее предприятие «Космос», полностью загрузил два механосборочных цеха, четвертый сборочный. Обеспечил людям занятость, своевременную выплату заработной платы. Там все мечтали работать...

Григорий Мойсеевич пользовался большим авторитетом у коллег по всей стране. Умел налаживать деловые контакты в интересах завода, коллектива. Помогали в этом превосходный дар убеждения и широкий кругозор. Не существовало области знаний, особенно в сфере ракето- и самолетостроения, в которой он был бы некомпетентен. Он знал все! Всегда находил нужные слова и аргументы, мастерски вел переговоры. При этом был человечным, добрым, отзывчивым. Многим приходил на помощь в трудную минуту, поддерживал словом и делом.

Когда коллектив отмечал заводской Новый год, Григорий Мойсеевич с удовольствием сидел за столом, вместе со всеми исполнял шуточные куплеты, любимые песни. Сценарии праздников продумывал заранее, не упуская ни одной детали. Это еще больше сплачивало людей вокруг него.

Он оставил яркий след в истории отрасли как руководитель с государственным подходом, большой профессионал. Бескорыстный, совестливый, с чувством собственного достоинства. Таким остался в памяти…

Поэма о крыльях

Непродуманные реформы в годы перестройки и резкое падение Государственного оборонного заказа больно ударили по заводу, которому Григорий Мураховский посвятил свою жизнь. Особенно трудным был 1994 год, когда гособоронзаказ сократился на 75 процентов. Как снежный ком, начали расти долги по зарплате. Все это серьезно осложняло обстановку на заводе.

Работая в должности главного инженера, а затем первого заместителя генерального директора, Григорий Мойсеевич при поддержке правительства Омской области, администрации города Омска находил выход из самых тупиковых ситуаций. Делал все, чтобы решить проблемы, порожденные кризисом неплатежей, обеспечить коллектив работой. На объединении «Полет», ранее производившем ракетную технику, выпускали продукцию гражданского назначения – бытовую технику, мебель… Это позволило предприятию сохранить производственные мощности и кадровый потенциал.  

Падение гособоронзаказа заставило вернуться и к производству авиационной техники. Вот как об этом рассказывает Юрий Николаевич Некрасов:

– Григорий Мойсеевич лично руководил освоением и испытаниями многоцелевого самолета Ан-74. На «Полете» было освоено 147 тысяч технологий его производства. Это было непросто, ведь завод не занимался самолетостроением уже много лет. Реанимировали и привели в порядок взлетно-посадочную полосу предприятия. В 1993 году был поднят в воздух первый Ан-74. Всего на заводе было произведено пять таких самолетов, они летают до сих пор.

В 1998 году по инициативе Г. М. Мураховского коллектив приступил к производству самолета Ан-3Т разработки киевского «АНТК им. О. К. Антонова». Он был создан на основе Ан-2 и оснащен турбовинтовым двигателем, произведенным на заводе имени П. И. Баранова. Хотя самолет по объемам значительно меньше, проблем с ним было много. К тому же Ан-3Т не был сертифицирован. Григорий Мойсеевич совместно с государственным авиационным комитетом организовал работу так, что сертификацию самолет прошел на «Полете». Завод сертифицировал семь модификаций Ан-3Т. Было выпущено двадцать шесть самолетов, которые эксплуатируются до настоящего времени.  

Серьезным испытанием для главного инженера стала работа по восстановлению самолета  Ан-70, который полетел на испытание в Якутию в 2001 году и из-за отказа двигателя приземлился в Кировском округе Омска, недалеко от жилого массива. Восстанавливать его пришлось «Полету». Ан-70 – всепогодный тяжелый транспортный самолет для военных целей. Вопрос: как доставить его на предприятие? Диаметр фюзеляжа – семь метров. Транспортировка через Ленинградский мост исключалась: самолет мог задеть высоковольтные провода.

Под руководством Г. М. Мураховского была разработана операция по доставке Ан-70 на завод, составлен маршрут. На трескучем январском морозе по окружной дороге самолет везли четверо суток. Представителей «Полета» сопровождали работники ГАИ и МЧС. Так  проехали сто двадцать пять километров. Чтобы исключить возможность аварии, произвели сто двадцать отключений электроэнергии. Можно только догадываться, какого нервного напряжения стоило Григорию Мойсеевичу. Самолет был восстановлен и принял участие в омской выставке вооружений и военной техники. Летчик-испытатель, который прилетел в Омск, отметил, что восстановленный Ан-70 стал даже лучше, чем был до аварии. Детали на заводе состыковали с точностью до сотых долей миллиметра.

В сентябре 2002 года «Полет» выиграл тендер на серийное изготовление самолетов Ан-70.

Под руководством Г. М. Мураховского были успешно осуществлены две экспедиции самолета Ан-3Т омского производства на Южный полюс. Седьмого января 2002 года самолет, доставленный в разобранном виде в Антарктиду на станцию Пэтриот Хиллс и собранный в полевых условиях, совершил впервые в истории одномоторной авиации 1075-километровый беспосадочный перелет на Южный полюс. Руководил экспедицией Герой Советского Союза Артур Чилингаров, известный ученый-океанолог, исследователь Арктики и Антарктики, вице-спикер Госдумы.

Из-за технических проблем самолет остался на Южном полюсе и три года был законсервирован. Американская сторона предложила утилизировать его или доставить в другое место. Обсудив ситуацию с главным конструктором, Григорий Мойсеевич принял решение вернуть самолет на родину. Успеха никто не гарантировал.

Главным инженером Г. М. Мураховским была разработана программа полетов для испытания нового двигателя, специально изготовленного для застрявшего на полюсе Ан-3Т.  В техническом отношении операция была крайне сложной. Двигатель сняли, погрузили на грузовой Ил-76 и вместе с бригадой специалистов ПО «Полет», ОМКБ и АНТК им. О. К. Антонова 27 декабря 2004 года доставили на Южный полюс. Вторым этапом стала замена двигателя, испытание самолета и перелет в экстремальных погодных условиях с полюса на новозеландскую станцию Мак Мердо. Маршрут проходил на высоте 4,5 тысячи метров, расстояние – более 1400 километров, что выше предельных возможностей Ан-3Т. Так одномоторный самолет омского производства первым покорил Южный полюс. 

За заслуги в организации и проведении беспосадочного перелета Ан-3Т с Южного полюса до побережья Антарктиды главному инженеру ПО «Полет» Г. М. Мураховскому была объявлена благодарность Президента Российской Федерации. 

– Григорий Мойсеевич Мураховский сформировался как руководитель и организатор с государственным подходом в заводском коллективе, –   говорит Владимир Борисович Соснин, главный эксперт по омской оборонной промышленности, бывший представитель ФГУП «Рособоронэкспорт» в Омской области. – Он всю жизнь был верен заводу. Четко понимал, что коллектив выполняет работу государственной важности, укрепляя обороноспособность страны. Вернул ракетостроение в Омск. Однажды, вспоминая трудные девяностые, рассказал, как добивался в столице заказа хотя бы на одну ракету. Ему говорили: «А что вам даст одна ракета?» Он ответил: «Заводчане, конечно, будут жаловаться на низкую зарплату, но она у них будет. Они не разбегутся, останутся на заводе…» Мудрый подход настоящего руководителя.

У него был вкус к новому. Когда я поделился идей провести в Омске первую выставку военной техники, технологий и вооружения, Григорий Мураховский ее одобрил. Выставка прошла в сентябре 1996 года в самом большом корпусе аэрокосмического объединения «Полет» и на прилегающей территории. 

Он был требовательным к себе. Когда его назначили генеральным директором, однажды специально пригласил на оперативное совещания, чтобы узнать мое мнение о его стиле руководства. Завод готовился к производству ракеты-носителя «Ангара». Григорий Мойсеевич резко критиковал тех, кто, по его мнению, прилагал недостаточно усилий для подготовки производства. 

В последние годы он был председателем Совета Омской ассоциации промышленников и предпринимателей, председателем общественного Совета при Министерстве промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области (в настоящее время Министерство промышленности, связи, цифрового и научно-технического развития Омской области). Многое успел сделать и на этом поприще.

Дорогу осилит идущий  

В 2008 году производственное объединение «Полет» вошло в состав государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева. Встал вопрос, кто возглавит омское предприятие. Было принято решение  назначить на должность генерального директора Григория Мойсеевича Мураховского. Его авторитет был непререкаем.

– Григорий Мойсеевич, как убежденный оптимист, не боялся браться за самые сложные дела, – продолжает рассказ Ю. Н. Некрасов. – Говорил: дорогу осилит идущий. Не допустил банкротства предприятия. Вернул заводу двадцать тысяч квадратных метров производственных площадей, которые были проданы в частные руки одним из его предшественников. Сказал: «Заводу нужны эти корпуса. Начинаем войну!» Мы прошли через множество судебных заседаний и добились, чтобы производственные площади вернули заводу. Единственный случай в России, когда проданное в частные руки государственное имущество было возвращено предприятию.

У «руля» крупнейшего предприятия омской оборонной промышленности Григорий Мойсеевич находился до 2013 года. Создал более тысячи новых рабочих мест. Добился значительного увеличения заработной платы заводчан. Ввел социальные гарантии для молодежи, что способствовало снижению среднего возраста работников предприятия и увеличению доли молодых сотрудников среди персонала более чем вдвое. Без ссылок на трудности создавал условия для сохранения и развития человеческого капитала, интеллектуального потенциала предприятия, преемственности поколений.

В последние годы государство поставило перед коллективом «Полета» важнейшие стратегические задачи по освоению ракетной техники нового поколения. Г. М. Мураховский добился осуществления этапа государственной программы по созданию ракетного комплекса «Ангара» в Омске. Под его личным контролем были успешно проведены испытания и запущены в производство составные части уникального ракетного модуля. Он руководил освоением основных комплектующих блоков ракеты-носителя, задача которой – не только укрепить приоритет России в оборонной сфере и лидерство в освоении космического пространства, но и сохранить паритет политических сил в мире.

Безусловная заслуга генерального директора – в создании новых уникальных производственных мощностей ПО «Полет». Обладая огромным опытом, он уделял особое внимание инновационному развитию, модернизации и техническому перевооружению производства. Личное участие Григория Мойсеевича позволило внедрить новейшие технологии производства ракетно-космической техники, улучшить качество выпускаемой продукции.

По его инициативе на Космическом проспекте, бывшей взлетной полосе заводского аэродрома, у здания кинотеатра «Космос» к 70-летию ПО «Полет» установлена в натуральную величину ракета-носитель «Космос-3М». Григорий Мураховский лично руководил ее установкой. По его словам, это дань уважения всем заводчанам, работникам оборонных предприятий Омска, символ надежности выпускаемой техники.

В 2014 году состоялись успешные запуски легкой и тяжелой ракеты-носителя «Ангара», комплектующие для которой изготовлены на объединении «Полет». Омск вернул славу города, где создается современная ракетно-космическая техника.

За большой вклад в укрепление обороноспособности страны Указом Президента РФ от 20 апреля 2012 года Г. М. Мураховский награжден орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени».   

– Григорий Мойсеевич Мураховский – яркий представитель технократического типа управления, когда во главу угла ставится выполнение сроков и обеспечение качества продукции, – говорит Виталий Ефимович Щетинин, бывший советник генерального директора ПО «Полет». – Для него главным было производство, а не сиюминутные коммерческие интересы. Мне довелось работать с ним,  когда он был главным инженером. Обладая универсальными техническими познаниями и практическим опытом, блестяще справлялся с трудными задачами, которые ставила перед предприятием эпоха. Каждый космический аппарат – отдельный вид техники, который приходилось осваивать с ноля. Это требовало широкого спектра знаний –технологии, особенностей конструкции, ожидаемых условий эксплуатации… Когда в девяностые завод вернулся к производству авиационной техники, в кратчайшие сроки она была освоена, техдокументация адаптирована к производству, начат выпуск самолетов. Одной из ключевых фигур, решавших эти задачи, был Г. М. Мураховский. Он «цементировал» команду. Вопросы решал конкретно, по существу. Его отличало стремление глубоко вникнуть в тему и владеть всей информацией, прежде чем давать распоряжения. Не было случая, чтобы он не справился с заданием. Жил интересами завода. Лишь однажды, в 1990 году, покинул «Полет», чтобы по предложению министерства общего машиностроения возглавить Красиловское производственное объединение «Пищемаш» в Хмельницкой области. За короткий срок сумел поднять производство. И вернулся на родное предприятие...

Когда Григорий Мойсеевич был назначен генеральным директором, психологически не смог «отрезать» от себя функции главного инженера, сузить зону личной ответственности. И когда ушел с завода, продолжал жить его интересами. Руководители с таким менталитетом, самопожертвованием – огромная редкость…

Выше только небо  

По воспоминаниям друзей, семья для Григория Мойсеевича была смыслом жизни. Свою будущую жену повстречал в студенческие годы. Татьяна приехала в Омск из Новосибирской области, тоже училась в политехническом институте. Позже много лет работала в конструкторском бюро ПО «Полет», была инженером-конструктором высшей категории. Супруги вырастили двух достойных сыновей, Александра и Евгения. Семью Мураховских всегда считали эталоном. 

– Отец был однолюбом, – рассказывает Александр Григорьевич Мураховский, старший сын. – Маму обожал, не представлял жизни без нее. Заботился, во всем помогал, оберегал. Всегда дарил ей бордовые розы...  

Мы с братом гордились отцом. Он воспитывал нас по-мужски, в соответствии со своими жизненными принципами. Мы видели, что для него государственные интересы выше личных. Отец мог сутками находиться на заводе, решая производственные вопросы. Когда предоставлялась возможность, старался показать нам с братом заводские цеха.

В старших классах я увлекся фотографией. Мечтал приобрести фотоаппарат «Зенит». Просить денег у родителей у нас было не принято. Устроился на завод, в цех по производству стиральных машин «Сибирь». Два года на летних каникулах стоял у конвейера. Узнал, что такое заводская дисциплина. Сам заработал на фотоаппарат. Отец мой поступок одобрил...  

У отца была феноменальная память. Стоило нам где-нибудь появиться, у него сразу находились знакомые с «Полета». Он помнил не только инженерно-технических работников, но и слесарей, рабочих. Складывалось впечатление, что он знает по именам всех заводчан.

Таким же доброжелательным был и в кругу семьи. У нас подолгу жила его мама, мы называли ее «баба Соня», приезжали мамины родители. Отец любил принимать гостей. Великолепно готовил. В выходной обычно ехал на рынок за продуктами. Мог до поздней ночи стоять у плиты, чтобы порадовать близких и гостей  фирменным холодцом, борщом, другими блюдами. Готовил с размахом – на большую семью…

Конечно, отец мечтал, что оба сына продолжат инженерную династию. Евгений поступил в технический университет. А я с девятого класса хотел стать врачом. Отец принял мой выбор.

Он очень трепетно относился к внукам. Когда у нас с женой родилась дочь Таня, был так счастлив: теперь у него две Татьяны Александровны – жена и внучка! Так же нежно любил своего младшего внука Матвея. Ребятишкам помогал решать сложные школьные задачки по телефону. Он был очень эрудированным.                                     

В компании и на всех заводских праздниках отец обязательно брал в руки гитару. Пел военные песни, эстрадную лирику своей молодости  – о Родине, дружбе, верности... Любил творчество Булата Окуджавы, песни о войне Владимира Высоцкого. Его любовь к музыке передалась и мне. Бережно храню семейную реликвию – подаренную отцом гитару…

У него было два любимых праздника – День Победы и День космонавтики. Двенадцатое апреля всегда ждал с нетерпением.

О своих проблемах со здоровьем предпочитал не рассказывать.

Так и жил – семьей и работой…

Вместо послесловия

Григорий Мураховский всем сердцем любил свою страну, Омск. Завод, которому посвятил жизнь. Занимая ответственные посты в аэрокосмической отрасли, никогда не забывал о людях, земных делах и заботах. Свой талант инженера, руководителя сложнейшего производства воплотил в конкретные дела. Осталась память. И высокий полет его души, который еще долго будет вдохновлять и указывать путь другим – как свет далекой звезды. Как космос…

СПАСИБО

Редакция журнала «Сибирь и Я» выражает искреннюю благодарность А. Г. Мураховскому, В. А. Варнавскому, Ю. Н. Некрасову, В. В. Приходкину, В. Б. Соснину, С. В. Угрюмову, Н. Р. Шафиру, В. Е. Щетинину, всем, кто принял участие в подготовке статьи.  

А. Л. БУРКОВ, губернатор Омской области:

– Уход из жизни Григория Мойсеевича Мураховского – большая потеря для нашей области. Это был настоящий труженик и патриот омской земли. Около полувека Григорий Мойсеевич посвятил омскому флагману ракетно-космической отрасли – заводу «Полет». Многое сделал для стабильной работы этого предприятия и развития промышленности региона. Во многом благодаря Григорию Мойсеевичу производственное объединение «Полет» стало площадкой по выпуску ракеты-носителя «Ангара», а Омск сохранил статус «космической столицы» России. Все, кто знали Григория Мойсеевича, уважали и ценили его за широту профессионального кругозора, неравнодушие, активную жизненную позицию, колоссальную энергию и работоспособность. Он заслуженно имел авторитет ответственного и компетентного руководителя. Светлая память о Григории Мойсеевиче навсегда сохранится в сердцах всех, кто его знал.

В. А. ВАРНАВСКИЙ, председатель Законодательного собрания Омской области: 

– Григорий Мойсеевич был неординарным человеком. Природа наделила его высоким интеллектом, большим талантом. После окончания политехнического института с первых дней работы на авиационном заводе, как тогда назывался «Полет», его отличали глубокая профессиональная эрудиция, серьезный и  взвешенный подход к выполнению государственных задач, ответственность и самостоятельность в принятии решений.

Более 40 лет он самым активным образом участвовал  в серийном производстве изделий ракетно-космической и авиационной техники, пройдя трудовой путь от инженера-технолога до генерального директора крупнейшего омского производственного объединения «Полет». Делом доказывал свою способность созидать, успешно выполнять самые ответственные государственные задания, аналогов которым в мире на тот момент не существовало, да и до сих пор они еще не появились. Вместе с рабочими, инженерами, начальниками цехов, конструкторами Григорий Мойсеевич мог сутками дежурить на основной сборке, пока  общими усилиями не добивались нужного результата.

И даже уйдя на заслуженный отдых, он не потерял связи с «Полетом», поддерживая связь с Советом ветеранов родного предприятия и возглавив Омскую ассоциацию промышленников и предпринимателей,  а также Общественный совет при министерстве промышленности Омской области. Как всегда, с головой окунулся в новые заботы. Строил грандиозные планы. И сердце в какой-то момент не выдержало колоссальной нагрузки… Остановилось. Прервало полет. Мы никогда не забудем этот полет. Будем помнить тебя, Григорий Мойсеевич...

А. В. ПОСАЖЕННИКОВ, министр промышленности, связи, цифрового и научно-технического развития Омской области:

–Трудно переоценить личный вклад Григория Мойсеевича Мураховского в решение вопросов стабильной работы и развития омской промышленности. Это был яркий, неординарный человек, настоящий патриот и гражданин нашей Родины. Григорий Мойсеевич всегда считал себя лично ответственным за успех любого порученного дела: производство изделий ракетно-космической техники, управление предприятием, руководство Общественным советом Минпрома Омской области и Омской ассоциацией промышленников и предпринимателей. Он постоянно находился в гуще событий, брал на себя повышенные обязательства, добивался поставленных целей. Вместе с тем это был добрый, искренний и порядочный человек. Он обладал талантом работать с людьми, создавая атмосферу доверия и взаимопомощи, имел незыблемый авторитет и уважение среди коллег и друзей.

В. М. ШУЛИКО, руководитель филиала АО «ГКНПЦ имени М.В. Хруничева» в г. Омске - директор ПО «Полет»:

– Одна из ярчайших личностей в когорте руководителей омских предприятий, в директорском корпусе «Полета» – Григорий Мойсеевич Мураховский. На заводе он прошел трудовой путь от ученика сварщика до директора предприятия, и на этом пути сам способствовал становлению многих и многих специалистов. По большому счету, это его ученики, воспитанники, и я тоже отношу себя к их числу.

При деятельном участии Григория Мойсеевича были выполнены важнейшие работы, связанные с успешным освоением и производством целого ряда полетовских изделий. Среди них – сверхмощные двигатели РД-170, РД-171 для ракет «Энергия» и «Зенит». Темпы освоения по программе МКС «Энергия-Буран» были напряженными, и Г. М. Мураховский как начальник двигательного производства проявил себя достойно, преодолел  колоссальные трудности, доставшиеся тогда заводу. Еще одна ключевая для «Полета» и лично для Григория Мойсеевича точка – присоединение предприятия к Космическому центру на правах филиала. Это позволило получить поддержку по загрузке объединения, по его дальнейшему развитию и техническому перевооружению; стало возможным возрождение на омской площадке ракетного производства. Завод приступил к изготовлению составляющих «Протона» и «Рокота» и, наконец, – к освоению выпуска ракет-носителей семейства «Ангара». Сегодня «Полет» продолжает дело, начатое под руководством  Г. М. Мураховского: расширяется и усложняется номенклатура ангарских изделий. Эта работа и дальнейшие полеты «Ангары» омского производства в космос  – лучшая память о замечательном человеке, высоком профессионале, директоре, навсегда вписавшем свое имя в богатую историю ПО «Полет».

С. В. УГРЮМОВ, и. о. председателя Совета Омской ассоциации промышленников и предпринимателей:

– Судьба подарила нам возможность не только работать с Григорием Мойсеевичем Мураховским, но и просто быть рядом, учиться его исключительно ответственному отношению ко всему: к семье, друзьям, работе. Для него не было нерешаемых задач. Нужно только найти правильный подход и немножко времени. А времени оказалось так мало... Его не хватило, чтобы он воплотил в жизнь то многое, что хотел еще сделать. Но он рядом, он с нами: своей верой в будущее, своей мудростью, своими словами одной из его любимых песен: «Мы будем гнуться, но, конечно, не согнемся, не заржавеют в ножнах скрытые клинки; и мы когда-нибудь куда-нибудь вернемся, и станем снова с вами просто мужики…»

                                                                   Содержание