негромкая дата

текст: Андрей КОЛОМИЕЦ, фото: Борис МЕТЦГЕР и из интернет-источников

Лицедеи из Шебалинки


В Омском музыкальном училище имени В. Я. Шебалина 40 лет назад состоялся первый и последний набор на актерское отделение. В советские годы в нашем городе не готовили профессиональных артистов, поэтому интерес к этому образовательному эксперименту был запредельным – поступать на актеров в Омск приехали из многих сибирских и казахстанских городов. Мы решили вспомнить об этом уникальном актерском выпуске.

Небывалый конкурс

Как удалось в Москве добиться открытия актерского отделения в Омском музыкальном училище имени В. Я. Шебалина, знали, наверное, только тогдашние главный режиссер Омского драмтеатра Артур Хайкин и директор Шебалинки Владимир Юргенсон. Но их давно нет в живых, поэтому не спросишь. Отделение создавалось в интересах драматического театра, которому требовались молодые актеры. В прежние годы при омской драме время от времени проходили наборы в школы-студии, последняя была организована в 1959 году при главном режиссере Юрии Ольховском. Такую школу в свое время закончил и будущая звезда театра и кино Михаил Ульянов, которому совсем недавно установили памятник возле драмтеатра. Почему на этот раз решили готовить актеров не в школе-студии, а в музыкальном училище, остается только догадываться.

Информация о том, что в сентябре 1978 года проводится набор на актерское отделение, была сродни бомбе. Многие выпускники омских школ, уже поступившие в вузы летом, подавали заявления о приеме. Всего оказалось 1210 желающих выучиться на актера, а набирали всего двадцать человек. Конкурса почти 60 человек на место не было ни в одном омском учебном заведении ни до, ни после. Отбор проходил в три тура, в состав приемной комиссии входили актеры Омского драмтеатра, в том числе народные артисты Борис Каширин и Елена Псарева. Абитуриенты демонстрировали свои способности: читали стихи, басни, прозу, пели, танцевали, показывали сценки и этюды. Прошедших творческий отбор счастливчиков ожидали два общеобразовательных экзамена. Оценки особого значения не имели, главное было не завалить. В ходе набора случился казус: один из абитуриентов, прошедший все три тура, как оказалось, еще не окончил среднюю школу и вообще непонятно каким образом был допущен к экзаменам. Ему и многим другим несчастливцам сам Артур Хайкин клятвенно обещал, что у них будет шанс попробовать свои силы в следующем году. Однако больше наборов на актерское отделение не проводилось.

Всего на актерское отделение был зачислен двадцать один человек. Было создано две группы, которые курировали артисты драмтеатра Татьяна Ожигова и Вадим Лобанов. Занятия проводились как в стенах училища, так и в драмтеатре. В ноябре 1978-го к будущим артистам приезжал поделиться опытом Михаил Ульянов, об этом писала «Омская правда» в статье «Скажи свое слово» в номере от 15 ноября 1978 года. Историю театра на актерском отделении преподавала Светлана Яневская, которая в последние годы заведовала музейным отделом Омского драмтеатра, а в 2014-м ушла из жизни. Как она вспоминала, будущие актеры были не слишком прилежными и уделяли куда больше внимания сценическим опытам, чем чтению отечественной и зарубежной драматургии. В процессе учебы пять студентов были отчислены по разным причинам, курс закончили только шестнадцать человек. 

Забвению не подлежит?

Хотя актерское отделение создавалось под потребности Омского драмтеатра, все его выпускники были распределены по другим театрам по всей стране. Только Надежда Живодерова, попавшая после окончания в труппу Омского ТЮЗа, проработав там год, перешла в омскую драму. Все выпускники по окончанию училища получили специальность «актер драматического театра», но работать им пришлось в самых разных театрах. Ходили слухи, что вдохновитель и организатор этого проекта Артур Хайкин постепенно потерял интерес к своему театральному детищу, разочаровался в большинстве будущих актеров, поэтому в свою труппу никого не взял. Так ли это, уже не проверишь.

В музее музыкального училища имени В. Я. Шебалина единственный актерский выпуск представлен чисто символически. Нет ни фотографий, ни информации о судьбе выпущенных актеров. Сохранились только список зачисленных на отделение, афиши и программы спектаклей драмтеатра, где указано, что в массовых сценах задействованы студенты актерского отделения, и статьи, напечатанные в «Омской правде» об этом отделении. Понятно, что это была непрофильная страница в музыкальном училище, но почему от нее почти ничего не осталось, понять трудно.

Я пытался связаться с выпускниками актерского отделения, но тщетно, хотя несколько из них живут и работают в Омске. Поэтому информация о дальнейшей судьбе лицедеев из Шебалинки в основном найдена в Интернете. Однако следов большинства выпускников обнаружить так и не удалось. Среди зачисленных были семь парней, двенадцать девушек и двое, чьи фамилии трудно идентифицируемы: Грицик и Демко. Девушки, закончившие актерское отделение, могли сменить фамилию, поэтому обнаружить их по девичьей весьма проблематично, а у одной фамилия была Ахмадулина, поэтому поисковые системы в основном выдают сведения о ее знаменитой однофамилице Белле Ахмадулиной.

Такие разные судьбы

Среди выпускников актерского отделения Шебалинки двое удостоены звания «Заслуженная артистка России» – Надежда Живодерова и Лариса Гольштейн, а Наталья Федосеева получила звание «Заслуженная артистка РСФСР». С разной степенью подробности удалось узнать информацию всего лишь о семи выпускниках актерского отделения.

Надежда Живодерова, по воспоминаниям Светланы Яневской, была одной из самых ярких студенток курса. После окончания училища один сезон прослужила  в Омском ТЮЗе, а в 1983 году стала актрисой Омского академического театра драмы, где сыграла немало интересных, запомнившихся публике ролей. В 1995-м получила звание «Заслуженная артистка России», а в апреле 2001 года уехала в Санкт-Петербург и стала актрисой государственного драматического театра на Васильевском. Там же вышла замуж за народного артиста России Юрия Ицкова, многие годы блиставшего в Омском драмтеатре и преподававшего фехтование будущей жене и ее однокурсникам.

Лариса Гольштейн после училища попала в Кемеровский театр драмы имени А. В. Луначарского, потом играла в Кемеровском театре драмы и комедии для детей и юношества и Новосибирском театре «Красный факел». В 1989 году окончила Свердловский театральный институт, а в 1993-м вернулась в Омск и была принята в труппу «Пятого театра», где играет до сих пор. За роль Сони в спектакле «Три визита доктора Астрова» по Чехову стала лауреатом премии имени народной артистки. Татьяны Ожиговой. Именно Ожигова когда-то обучала ее актерскому мастерству. Лариса Гольштейн отметила юбилей на сцене «Пятого театра» спектаклем «Кукла для невесты», а в 2015 году вместе со своим мужем Алексеем Янки, актером «Арлекина», уехала в Москву, но неизвестно, продолжила ли там актерскую карьеру.

Сергей Плотов по распределению попал в Хабаровский ТЮЗ, затем был актером Челябинского театра кукол. В начале 90-х перебрался в Москву, где сделал неплохую карьеру не на актерском поприще. Вначале писал стихи для программы «Ну и денек» на радиостанции «Эхо Москвы». Потом вместе с Вадимом Жуком писал сценарии творческих вечеров и капустников для Центрального дома актера, стал одним из авторов сценария спектакля «Нам все еще смешно» Московского академического театра сатиры. Был шефом-редактором и автором нескольких серий сериалов «Моя прекрасная няня» и «Кто в доме хозяин?»

Павел Кондрашин после окончания училища попал в Тобольский драматический театр, потом работал в Русском драматическом театре Дагестана. В 1991 году окончил Алтайский институт культуры по специальности «режиссура массовых праздников» и был зачислен в труппу Омского драматического театра «Галерка», где служит до сих пор. Его звездной ролью стал Фрол Скабеев в одноименном спектакле по пьесе Д. Аверкиева, который шел на сцене театра десять лет. В 1996 году состоялся бенефис Павла Кондрашина, став первым в истории «Галерки».

Наталья Федосеева после училища попала в Русский драматический театр Якутии, потом с 1987 по 2000 год работала в Камчатском театре драмы и комедии, где и получила почетное звание. С сентября 2000 по 2002 год работала в драматическом театре «Галерка», потом снова играла в Камчатском театре, а в 2009-м вернулась в «Галерку», но, проработав несколько сезонов, перебралась в Москву. Ее анкета, как и анкета Л. Гольштейн, размещена на портале российских актеров театра и кино

Марина Савищева по распределению была направлена в Хабаровский ТЮЗ, потом играла в Новосибирском драматическом театре. В начале 90-х получила педагогическое образование, оставила сцену и работала социальным педагогом в одной из школ Новосибирска.

Ирина Сафронова после училища попала в Тобольский драматический театр, но в 1986 году вернулась в Омск, пополнив труппу театра куклы, актера, маски «Арлекин», где и проработала двадцать семь лет, пока не ушла на заслуженный отдых. Среди ее ролей – Настя в «Сказке про Дядьку, Змея Горыныча да Девицу Красную», Сережиссер в пьесе «Подземный король, или Крыса-дворник» Т. Мокроусовой и В. Бердичевского, Заяц  в спектакле «Еще раз о Красной Шапочке» С. Когана и С. Ефремова, Дедка в «Первой сказке детства»,  Госпожа Ян в «Добром человеке из Сычуани» Б. Брехта и Полевая Мышь  в «Дюймовочке»  Андерсена.

…Вот и все из выпускников актерского отделения Шебалинки, о которых хоть что-то удалось выяснить. Было бы неплохо, если бы нашлась информация и об остальных выпускниках, ведь когда-то этот актерский набор был заметным культурным явлением в нашем городе. Если кому-то из наших читателей известно что-нибудь о судьбе других лицедеев из Шебалинки, можно будет продолжить разговор.

 Содержание