фамильная гордость

Текст: Алла ЛАДАН, фото: Александр МАКСИМОВ и из личного архива С. Шуголь

Медицинская династия доктора Славы


Какими путями приходят в медицину? Разными. Кто-то вырос в семье медиков, на кого-то повлияли жизненные обстоятельства, а для кого-то это призвание. В профессиональной судьбе известного в Омске и за его пределами врача, управляющего одним из ведущих центров современной медицины в Омске «Евромед» Славы Ароновны Шуголь тесно переплелись все эти три условия.

Лекарство от смерти

О том, что она станет врачом, Слава знала с самого детства. Как большинство детей, росла подвижной и любознательной – играла в шахматы, настольный теннис, училась в музыкальной школе, занималась в драмкружке в городском Дворце пионеров, выступала на школьной сцене в клоунадах, а лето проводила в пионерских лагерях и часами пропадала во дворе с друзьями. Будучи подростком, пристрастилась к путешествиям и туризму: с друзьями отправлялась в турпоходы. В школе училась хорошо, считалась лидером, могла увести за собой с уроков полкласса, чтобы посмотреть интересный фильм в ближайшем кинотеатре «Луч». Одним словом, была не по годам самостоятельной, с разносторонними интересами и увлечениями.

Но был среди ее многочисленных интересов один, пропитанный запахом лекарств, больничными палатами, лицами угасающих сверстников – маленьких пациентов детской городской клинической больницы № 2, непреходящей и неизбывной маминой тревогой, казалось, навсегда застывшей в ее голубых глазах. Этот интерес – к профессии врача.  В три года Слава перенесла тяжелое заболевание. Чудом осталась жива, проведя в больнице два года и каждую минуту борясь за жизнь. Но детские впечатления от лекарств, уколов, таблеток и борьбы за выживание не оттолкнули девочку от медицины, а, напротив, зародили в ее душе мечту. Мечту изобрести лекарство от смерти, чтобы люди не страдали от боли и болезней, не умирали, не огорчали своим уходом родных и близких. А для этого необходимо стать врачом, многое знать и уметь, постоянно стремиться к новому, пробовать, изобретать, внедрять.

И Слава Шуголь стала врачом. Окончила Омский государственный медицинский институт. Начинала свой путь с должности терапевта в МСЧ № 6, работала в областной клинической больнице, была первым начмедом Омского клинического диагностического центра, создателем первого центра телемедицины в регионе, частной клиники «Доктор САШ», уникального многопрофильного центра современной медицины «Евромед». Одной из первых в регионе внедрила ультразвуковые исследования в омское здравоохранение,  долгое время являлась главным внештатным специалистом УЗ-диагностики областного управления здравоохранения. В основе ее профессиональной деятельности как врача, так и организатора здравоохранения до сих пор лежит детская мечта – помогать людям, отвоевывать у смерти годы человеческих жизней.

Мама, милая мама…

Они были совсем не похожи друг на друга: белокурая, ясноглазая старший лейтенант медицинской службы Мария Васильева и чернявый красавец-связист капитан Арон Шуголь. За ее плечами до начала Великой Отечественной были фельдшерское училище, неоконченный медицинский институт, финская война, за его – работа в должности начальника радиотрансляционного узла города Омска. Познакомились они осенью 1941 года в боях под Москвой. Вместе прошли всю войну, завершив ее в Германии.

Дочь Слава появилась на свет в родной деревне матери Смолёво Новгородской области. Над выбором имени долго не думали. Отец предложил назвать девочку в честь своей сестры, тоже Славы Шуголь, военного врача, погибшей совсем молодой в 1943 году под Белгородом.

После войны Мария Ивановна вслед за своим мужем Ароном Соломоновичем последовала в Сибирь, в далекий и неведомый Омск. В детской городской клинической больнице № 2 она проработала медсестрой ЛОР-кабинета и кабинета врача-окулиста с марта 1957 по декабрь 1980 года. Активная, подвижная, обладающая от природы живым, пытливым умом, Мария Ивановна много читала, следила за собой, занималась йогой, не давала врачам почем зря удалять детям миндалины – каждый орган в теле человека важен! Промывала горло маленьким пациентам специальными растворами и очень многим помогла избавиться от ЛОР-заболеваний.

Из воспоминаний Сталины Александровны Казанцевой, врача-педиатра детской городской клинической больницы № 2:

– В то время я была заведующей педиатрическим отделением. Мы много лет с Марией Ивановной проработали вместе. Это был прекрасный человек, добрый, отзывчивый, всегда готовый прийти на помощь. По своей квалификации она была выше, чем медсестра и вполне могла бы заменить врача, что иногда и делала. Когда доктора не было, Мария Ивановна вела прием детей, всегда давала квалифицированные советы. В то время народная медицина была не в моде, а она очень увлекалась ею и даже нам, врачам, давала рекомендации по применению различных трав, по неспецифическому лечению. Была незаменимым помощником доктору. Занималась плаванием, являлась «моржом», купалась зимой в ледяной проруби на Иртыше. Очень спокойная, выдержанная, тактичная женщина.

Для Славы Ароновны мама была большим авторитетом, учителем, другом, примером. Они часто вместе проводили свободное время: шили, вязали крючком. Детские игры в больницу, лечение уколами кукол – тоже от маминой профессии, стремления ей подражать. А в годы студенчества Слава умудрялась еще и подрабатывать в процедурном кабинете маминой больницы.

На всю жизнь запомнила Слава Ароновна уроки и наставления матери. Когда доктор Шуголь получала от благодарных пациентов какие-то подарки (цветы, конфеты, вино, сувениры), мама ругала дочь: «Не смей брать ничего от больных, никаких подношений от пациентов!» И сама Мария Ивановна никогда не позволяла себе принимать что-то от людей в знак благодарности. Она делала добро для других абсолютно бескорыстно. Это было потребностью души.

Семья врачей

В феврале нынешнего года Слава Ароновна Шуголь и Яков Моисеевич Янкелевич отметили золотую свадьбу, а отпраздновали эту торжественную дату путешествием в Грузию и Израиль.

Судьба свела их в мединституте в годы учебы. Она только что окончила первый курс стоматологического факультета, он – второй санитарно-просветительского. Вместе поехали на уборочную, где сразу обратили внимание друг на друга. Стали встречаться, проводить интересно время. Именно любовь к литературе, к чтению запрещенных в то время книг (Ахматова, Цветаева, Булгаков, Мандельштам) и сблизила юных студентов. На третьем курсе Слава Шуголь вышла замуж за Яшу. Вместе вырастили двоих детей: сына Максима и дочь Ирину. Вместе прошли долгий семейный путь со всеми его трудностями, радостями, печалями. Впрочем, как и полагается в счастливой семье, построенной на любви, доверии, взаимном уважении, все делили пополам, помогали друг другу. Многое по дому делал и сейчас делает Яков Моисеевич. Прекрасно готовит, занимается дачными делами, любит выращивать на собственных грядках овощи и зелень. Роднит супругов и общность интересов: оба охотно путешествуют, являются поклонниками Омского театра драмы и Омского академического симфонического оркестра.

Яков Янкелевич – один из известных в нашем регионе врачей-дерматовенерологов. Так получилось, что еще в студенчестве увлекся лекциями по дерматовенерологии профессора, заведующего кафедрой кожных и венерических болезней ОмГМИ Бориса Антоновича Теохарова и решил посвятить себя этому направлению медицины. Долгие годы работал в областном клиническом кожно-венерологическом диспансере, пройдя путь от ординатора до заведующего венерологическим отделением. Многие его пациенты, попавшие в сети тяжелого недуга, название которому «сифилис», и по сей день благодарны ему за качественное лечение и квалифицированную помощь. В настоящее время Яков Моисеевич продолжает трудиться в клинике «Евромед».

– Конечно, супругам-медикам проще найти общий язык в семье, – рассуждает Слава Ароновна. – Общие разговоры, обсуждения интересных случаев на работе, диагнозов. Да и круг друзей со студенческой скамьи у нас общий – медицинский.

По стопам родителей пошел и сын супругов Шуголь-Янкелевич Максим. Впрочем, поначалу готовил себя к спортивной карьере: долго и настойчиво занимался конькобежным спортом, был в составе олимпийской молодежной сборной. Однако травма позвоночника, полученная на тренировке,  поставила крест на его спортивной карьере.  «Максим, тебе надо уже распрощаться с физкультурой и спортом и поступать в медицинский», – посоветовали родители. Он поступил на педиатрический факультет ОмГМИ, окончил его с красным дипломом, в НИИ детской онкологии и гематологии им. Н. Н. Блохина в Москве учился в аспирантуре, защитил кандидатскую диссертацию. Из столицы был приглашен в США на учебу. В настоящее время является доктором медицинских наук, профессором Мичиганского медицинского университета, работает в области детской онкологии, проживает с семьей в городе Блумфилде (штат Мичиган, США). Супруга Ольга тоже по профессии врач. Она известный в Москве и Мичигане стоматолог. Каждое лето приезжает в российскую столицу, где ее уже ждут записавшиеся на прием пациенты.

Дочь Ирина, хоть, к своему сожалению, и не пошла в медицину, но работая в Израиле с детьми как педагог, изучает и корригирует отклонения в их поведении – сказываются гены родителей.

У супругов Шуголь-Янкелевич пятеро внуков. Слава Ароновна надеется, что из кто-то из них обязательно продолжит врачебную династию.

– Если ты решил стать врачом, ты обязан помогать людям, стараться сохранять их жизнь и здоровье на том отрезке, который им отпущен,  – говорит доктор Слава. – Это огромная задача для врача. Врач должен быть и квалифицированным, и сердобольным, и отзывчивым. Человек   ответственен за свое здоровье практически на 90 процентов, врач ему только помогает своими знаниями найти правильный путь в борьбе с болезнями.

«Если человек просит, ты ему помоги, – учил  дочь Арон Соломонович Шуголь, – даже нищему на улице все равно что-то дай».

Помогать всем, кто к ним обращается на работе ли, дома, по телефону, жертвуя отдыхом и свободным временем, стараться сделать все возможное, чтобы облегчить состояние обратившегося за помощью – один из принципов врачебной семьи Шуголь-Янкелевич. «Как же может быть иначе? Если я отказалась помочь человеку, а с ним что-то случилось – я буду об этом долго жалеть», – рассуждает Слава Ароновна.

Она и так всех жалеет. И это чувство глубокого сострадания и какой-то вселенской неземной грусти постоянно сквозит в ее взгляде. Жалеет,  потому что жизнь у каждого из нас, по большому счету, непростая и, по меркам Вселенной, слишком короткая...

Содержание