спецпроект/клуб современных бабушек
текст:
Ольга ВАСИЛЕНКО, фото: Олег ДЕРКУНСКИЙ
Книга
в жизни современного ребенка
В
Омске второй год реализуется проект «Клуб современных бабушек», создателем
которого выступила редакция журнала «Сибирь и Я». На очередном заседании
участницы клуба, успешные и активные деловые женщины, обсудили волнующий многих
вопрос: как научить современного ребенка любить хорошие книги? Свою встречу
молодые душой «прогрессивные бабушки», как они себя называют, провели в одном
из лучших муниципальных учреждений культуры – Центральной городской библиотеке.
Мой
друг Мальчиш-Кибальчиш
Ведущая
заседания, арт-директор журнала Наталия Бисева, обозначила суть проблемы – современные
дети стали меньше читать. Педагоги и ученые уже говорят о появлении Generation
Z, или первого «цифрового поколения», которое живет одновременно в реальном и
виртуальном мире и нацелено на восприятие краткой, наглядной информации. Книга
в эту систему ценностей не вписывается. Нельзя забывать о большой нагрузке в
школе, и о социальных сетях как серьезных конкурентах книге.
Любовь
к чтению закладывается в семье – об этом говорили все участницы встречи. Если
родители равнодушны к литературе, не
читают вслух, не рассказывают о книгах своего детства, вряд ли ребенок
полюбит чтение.
Особая
роль в приобщении к культурным ценностям сегодня отводится представителям
старшего поколения. Создатель Клуба современных бабушек, главный редактор Людмила
Максимова убеждена – внукам с малых лет нужно читать детскую литературу, вместе
обсуждать их содержание, экранизации понравившихся книг. А с определенного
возраста – делать упор на советскую классику. Современного ребенка истории
гайдаровских Мальчиша-Кибальчиша, Чука и Гека, Тимура и его команды, Гули
Королевой из «Четвертой высоты» Е. Ильиной и других героев волнуют не меньше,
чем их ровесников много лет назад.
–
Когда малыши приходят в первый класс, сразу видно, как их воспитывают дома,
читают ли им книжки вслух, – поделилась наблюдениями одна из участниц
заседания, Галина Шумейко, Почетный работник образования, учитель начальной
школы лицея № 137. – Задача учителя – сформировать у ребенка интерес к книге,
посеять семена любви и добра в его душе. Не ограничиваться уроками
литературного чтения, а как можно больше читать вместе с ребятами,
разговаривать о героях книг. Если бы все взрослые больше общались с ребенком, в
том числе на «книжные» темы, проблем в
воспитании было бы куда меньше…
Лариса
Соколина, учитель русского языка и литературы гимназии № 75, призвала более внимательно
относиться к тому, как современный школьник воспринимает классические
произведений. Зачастую ребенок не знает значения устаревших слов, фразеологизмов,
и это мешает восприятию. Задача учителя – учесть все нюансы. Директор школы №
104 Марина Рябикова рассказала о проекте, который стартовал в этом учебном
заведении. Раз в неделю ученики приносят в школу книгу на свой выбор, а затем двадцать
минут читают в классе.
–
Поначалу ребята стеснялись, ведь последний раз они читали литературные
произведения вслух еще в начальной школе, –
рассказала Марина Григорьевна. –
А сейчас читают с удовольствием. И их с интересом слушают!.. Кто
виноват, или Что делать?
–
Почему современные дети читают меньше, и желание обращаться к книге исчезает? –
продолжила дискуссию сотрудник литературного музея им. Ф. М. Достоевского,
детский писатель Татьяна Бацевич. – Есть медицинский аспект – в последние годы
рождается много детей с дислексией и
дисграфией, расстройствами речи и письма. По некоторым данным, этим страдает
каждый десятый. Мир меняется. Заставить ребенка полюбить книги невозможно –
любовь к чтению передается с генами. Запретом пользоваться гаджетами проблему
не решить. Да и надо ли? Нет ничего страшного в том, что дети добывают информацию
из Всемирной Паутины, пользуются планшетами и смартфонами. Это другое
поколение! Наш долг – открыть ребенку увлекательный мир книг, не навязывая свои
взгляды и идеологические догмы. Предоставить свободу выбора. Хочет мой внук в
определенном возрасте читать про Гарри Поттера – пусть читает. Главное, чтобы при этом умел ценить и классическую
литературу…
О
том, как музыка помогает современному ребенку приобщиться к высокой литературе,
рассказала Елена Безбородова, директор
Русского камерного оркестра «Лад». Пример такого подхода – концертная
программа для учащихся школ, когда пушкинская «Метель» звучит в сопровождении
музыки Георгия Свиридова.
Оказывается,
приобщить к чтению помогает не только музыка, но и… четвероногие питомцы.
Муниципальные библиотеки совместно с центром зоотерапии успешно реализуют
проект для детей с особенностями развития «Читаем с собакой».
–
Общение с животными для ребенка само по себе несет большой воспитательный заряд,
– высказала после заседания свое мнение о проекте ветеринарный врач,
руководитель ветеринарной клиники «Аветана» Анна Таслицкая. – Совместное чтение
детских произведений в компании специально обученных собак – канис-терапевтов –
не просто стимулирует интерес к чтению, а развивает речь, навыки общения. И
еще. Некоторые дети-интроверты боятся выступать на публике, отвечать на уроках,
выходить к доске. Малыш может отлично знать материал, рассказывать маме или учительнице,
а в присутствии класса наступает ступор. И здесь на помощь могут прийти
домашние питомцы, выступающие в роли благодарных слушателей. Прекрасный тренинг
общения – когда ребенок рассказывает стихотворение или другой учебный материал
собаке, кошке, морской свинке, другим питомцам. К «хвостатой аудитории» можно
добавить игрушки, чтобы создать впечатление массовости. Такое выступление оттачивает
помогает раскрепоститься, преодолеть комплексы. Работает эта методика и в
отношении взрослых, которые стесняются выступать на публике, не могут рассказать
о себе на собеседовании. Уже не говоря о том, что общение с собакой или другим
домашним любимцем снимает стресс и заряжает позитивом…
–
Сейчас происходит «водораздел» между ретро-книгой, которая активно входит в
круг чтения детей, и современной литературой, – рассказала спикер заседания Елена
Монахова, главный библиотекарь отдела ОМР Центральной городской библиотеки. – В
большинстве случаев чтение ребенка основывается на классической литературе, в
том числе советского периода. А вот подростки хотят жить здесь и сейчас.
Огромный пласт советской подростковой литературы не востребован. Речь идет не о
классиках, а о писателях «второго эшелона». Взамен приходит другая литература.
Можно с пренебрежением относиться к таким жанрам, как «книги для девочек»,
«детский детектив», но подросткам они интересны. Массовая литература для
взрослых влияет на круг чтения подростков. Исследования, посвященные массовой
детской литературе, показали: «развлекательные» жанры выполняют функцию
социализации ребенка. Если высокая литература ставит проблемы, то массовая
закрепляет нормы поведения, мышления, гендерных ролей. При этом важно видеть
грань между классической литературой и той, что предлагают современные авторы.
Работа
с детьми заставляет отказываться от шаблонов. Например, я всегда с
предубеждением относилась к комиксам. А недавно познакомилась с детскими
комиксами, которые рассказывают об исследователях Севера. В них – модель
поведения мужественного, целеустремленного человека. Чем не образец для
подражания?..
По
признанию сотрудников библиотек, выбор книг и связанных с ними мероприятий у юных
читателей сегодня широкий. Всех желающих муниципальные библиотеки приглашают
принять участие в проектах «Двенадцать месяцев» (к 130-летию С. Я Маршака),
«Двадцать два поэта: от Заходера до Тима Собакина», «Детская библиотека имени
Веры Чаплиной», «Детский центр литературного краеведения». В работе с юными
читателями используют интерактивное общение и различные интернет-ресурсы. Виртуальные
экскурсии, мастер-классы, карнавалы, квесты по мотивам детских книг… Немало интересного
ожидает ребят и в ходе Недели детской книги, которая начнется 19 марта.
СПАСИБО
Редакция
журнала «Сибирь и Я» благодарит всех, кто принимал участие в спецпроекте.
Отдельное спасибо директору БУК «Омские муниципальные библиотеки» Н. Л.
Чернявской, заместителю директора О. В. Колесенковой, сотрудникам Центральной
городской библиотеки за помощь в организации мероприятия.
Содержание
|