спецпроект/клуб современных бабушек

текст: Ольга ВАСИЛЕНКО, фото: Олег ДЕРКУНСКИЙ

Книга в жизни современного ребенка


В Омске второй год реализуется проект «Клуб современных бабушек», создателем которого выступила редакция журнала «Сибирь и Я». На очередном заседании участницы клуба, успешные и активные деловые женщины, обсудили волнующий многих вопрос: как научить современного ребенка любить хорошие книги? Свою встречу молодые душой «прогрессивные бабушки», как они себя называют, провели в одном из лучших муниципальных учреждений культуры – Центральной городской библиотеке.

Мой друг Мальчиш-Кибальчиш 

Ведущая заседания, арт-директор журнала Наталия Бисева, обозначила суть проблемы – современные дети стали меньше читать. Педагоги и ученые уже говорят о появлении Generation Z, или первого «цифрового поколения», которое живет одновременно в реальном и виртуальном мире и нацелено на восприятие краткой, наглядной информации. Книга в эту систему ценностей не вписывается. Нельзя забывать о большой нагрузке в школе, и о социальных сетях как серьезных конкурентах книге. 

Любовь к чтению закладывается в семье – об этом говорили все участницы встречи. Если родители равнодушны к литературе, не  читают вслух, не рассказывают о книгах своего детства, вряд ли ребенок полюбит чтение.

Особая роль в приобщении к культурным ценностям сегодня отводится представителям старшего поколения. Создатель Клуба современных бабушек, главный редактор Людмила Максимова убеждена – внукам с малых лет нужно читать детскую литературу, вместе обсуждать их содержание, экранизации понравившихся книг. А с определенного возраста – делать упор на советскую классику. Современного ребенка истории гайдаровских Мальчиша-Кибальчиша, Чука и Гека, Тимура и его команды, Гули Королевой из «Четвертой высоты» Е. Ильиной и других героев волнуют не меньше, чем их ровесников много лет назад.

– Когда малыши приходят в первый класс, сразу видно, как их воспитывают дома, читают ли им книжки вслух, – поделилась наблюдениями одна из участниц заседания, Галина Шумейко, Почетный работник образования, учитель начальной школы лицея № 137. – Задача учителя – сформировать у ребенка интерес к книге, посеять семена любви и добра в его душе. Не ограничиваться уроками литературного чтения, а как можно больше читать вместе с ребятами, разговаривать о героях книг. Если бы все взрослые больше общались с ребенком, в том числе на «книжные» темы, проблем  в воспитании было бы куда меньше…

Лариса Соколина, учитель русского языка и литературы гимназии № 75, призвала более внимательно относиться к тому, как современный школьник воспринимает классические произведений. Зачастую ребенок не знает значения устаревших слов, фразеологизмов, и это мешает восприятию. Задача учителя – учесть все нюансы. Директор школы № 104 Марина Рябикова рассказала о проекте, который стартовал в этом учебном заведении. Раз в неделю ученики приносят в школу книгу на свой выбор, а затем двадцать минут читают в классе.

– Поначалу ребята стеснялись, ведь последний раз они читали литературные произведения вслух еще в начальной школе, –  рассказала  Марина Григорьевна. – А сейчас читают с удовольствием. И их с интересом слушают!..

Кто виноват, или Что делать?

– Почему современные дети читают меньше, и желание обращаться к книге исчезает? – продолжила дискуссию сотрудник литературного музея им. Ф. М. Достоевского, детский писатель Татьяна Бацевич. – Есть медицинский аспект – в последние годы рождается много детей с  дислексией и дисграфией, расстройствами речи и письма. По некоторым данным, этим страдает каждый десятый. Мир меняется. Заставить ребенка полюбить книги невозможно – любовь к чтению передается с генами. Запретом пользоваться гаджетами проблему не решить. Да и надо ли? Нет ничего страшного в том, что дети добывают информацию из Всемирной Паутины, пользуются планшетами и смартфонами. Это другое поколение! Наш долг – открыть ребенку увлекательный мир книг, не навязывая свои взгляды и идеологические догмы. Предоставить свободу выбора. Хочет мой внук в определенном возрасте читать про Гарри Поттера – пусть читает.  Главное, чтобы при этом умел ценить и классическую литературу…

О том, как музыка помогает современному ребенку приобщиться к высокой литературе, рассказала Елена Безбородова, директор  Русского камерного оркестра «Лад». Пример такого подхода – концертная программа для учащихся школ, когда пушкинская «Метель» звучит в сопровождении музыки Георгия Свиридова.

Оказывается, приобщить к чтению помогает не только музыка, но и… четвероногие питомцы. Муниципальные библиотеки совместно с центром зоотерапии успешно реализуют проект для детей с особенностями развития «Читаем с собакой».

– Общение с животными для ребенка само по себе несет большой воспитательный заряд, – высказала после заседания свое мнение о проекте ветеринарный врач, руководитель ветеринарной клиники «Аветана» Анна Таслицкая. – Совместное чтение детских произведений в компании специально обученных собак – канис-терапевтов – не просто стимулирует интерес к чтению, а развивает речь, навыки общения. И еще. Некоторые дети-интроверты боятся выступать на публике, отвечать на уроках, выходить к доске. Малыш может отлично знать материал, рассказывать маме или учительнице, а в присутствии класса наступает ступор. И здесь на помощь могут прийти домашние питомцы, выступающие в роли благодарных слушателей. Прекрасный тренинг общения – когда ребенок рассказывает стихотворение или другой учебный материал собаке, кошке, морской свинке, другим питомцам. К «хвостатой аудитории» можно добавить игрушки, чтобы создать впечатление массовости. Такое выступление оттачивает помогает раскрепоститься, преодолеть комплексы. Работает эта методика и в отношении взрослых, которые стесняются выступать на публике, не могут рассказать о себе на собеседовании. Уже не говоря о том, что общение с собакой или другим домашним любимцем снимает стресс и заряжает позитивом…

– Сейчас происходит «водораздел» между ретро-книгой, которая активно входит в круг чтения детей, и современной литературой, – рассказала спикер заседания Елена Монахова, главный библиотекарь отдела ОМР Центральной городской библиотеки. – В большинстве случаев чтение ребенка основывается на классической литературе, в том числе советского периода. А вот подростки хотят жить здесь и сейчас. Огромный пласт советской подростковой литературы не востребован. Речь идет не о классиках, а о писателях «второго эшелона». Взамен приходит другая литература. Можно с пренебрежением относиться к таким жанрам, как «книги для девочек», «детский детектив», но подросткам они интересны. Массовая литература для взрослых влияет на круг чтения подростков. Исследования, посвященные массовой детской литературе, показали: «развлекательные» жанры выполняют функцию социализации ребенка. Если высокая литература ставит проблемы, то массовая закрепляет нормы поведения, мышления, гендерных ролей. При этом важно видеть грань между классической литературой и той, что предлагают современные авторы.

Работа с детьми заставляет отказываться от шаблонов. Например, я всегда с предубеждением относилась к комиксам. А недавно познакомилась с детскими комиксами, которые рассказывают об исследователях Севера. В них – модель поведения мужественного, целеустремленного человека. Чем не образец для подражания?..

По признанию сотрудников библиотек, выбор книг и связанных с ними мероприятий у юных читателей сегодня широкий. Всех желающих муниципальные библиотеки приглашают принять участие в проектах «Двенадцать месяцев» (к 130-летию С. Я Маршака), «Двадцать два поэта: от Заходера до Тима Собакина», «Детская библиотека имени Веры Чаплиной», «Детский центр литературного краеведения». В работе с юными читателями используют интерактивное общение и различные интернет-ресурсы. Виртуальные экскурсии, мастер-классы, карнавалы, квесты по мотивам детских книг… Немало интересного ожидает ребят и в ходе Недели детской книги, которая начнется 19 марта.  

СПАСИБО

Редакция журнала «Сибирь и Я» благодарит всех, кто принимал участие в спецпроекте. Отдельное спасибо директору БУК «Омские муниципальные библиотеки» Н. Л. Чернявской, заместителю директора О. В. Колесенковой, сотрудникам Центральной городской библиотеки за помощь в организации мероприятия.  

 Содержание