команда/даты в истории Омска

текст: Людмила МАКСИМОВА, Ольга ЮРИНА, фото: Александр МАРАШАН

Под куполом мечты


Этот год для Омского государственного цирка отмечен сразу несколькими историческими датами. Исполняется 120 лет первому цирковому зданию, открывшемуся в 1898 году в новом деревянном здании на нынешней улице Партизанской как цирк-театр купца Сичкарева. Через десять лет цирк переехал в помещение на Казачьем рынке. В октябре исполнится 45 лет со дня открытия существующего здания Омского цирка. Наш рассказ – о команде директора  Омского государственного цирка Елены Филипповны Агафоновой, о творческих людях, влюбленных в свое дело.  

Три юбилея цирка

– Для нас главным событием является 45-летие здания, где цирк располагается сейчас и где был осуществлен масштабный ремонт, – это говорит Елена Филипповна Агафонова. – Осенью планируем провести детский фестиваль, приуроченный к этой дате. Все будет зависеть от согласования с руководством, графиками  других фестивалей. Предварительная договоренность с Дмитрием Евгеньевичем Ивановым, генеральным директором Росгосцирка, уже достигнута. Это будет наш традиционный фестиваль цирковых коллективов «Под куполом мечты», который мы проводили до ремонта четыре года во время осенних каникул у школьников. К нам приезжали со всей страны, от Калининграда до Владивостока. Мы бы хотели возобновить его работу. Если все получится, объявим конкурсный отбор и 1 сентября начнем принимать заявки.

– В последние годы ваше учреждение часто радовало зрителей эксклюзивными программами. Эта традиция сохранится?  

– Безусловно. Но я бы хотела сказать о другом. Цирк – единая сложная система, где важно каждое звено. На арене зрители видят артистов, каждый из которых по-своему уникален. Но работники закулисья – не менее важная часть общего процесса. От того, насколько слаженно они работают, зависит качество представления. Конечно, ветеринарного доктора или администратора легче заменить, чем звезду манежа. Куда сложнее найти людей, преданных цирку, любящих этот вид искусства. Тех, на кого можно положиться. С большим уважением отношусь к тем, кто трудится у нас, ведь цирк – особый мир. Мое глубокое убеждение, что люди, работающие в театрах, музеях, цирках, библиотеках – особые. Это подвижники, которые за небольшую зарплату работают с такой самоотдачей, которую вы редко где увидите. Они преданы своему делу, готовы служить ему. На сегодняшний день наш коллектив – одна большая команда, где каждый знает свое место и относится к работе чрезвычайно ответственно и с любовью. Как руководитель я счастлива, что со мною рядом такие люди.

– Что бы вы хотели пожелать сотрудникам по случаю юбилея?

– Того, что желают самым родным и близким людям – быть здоровыми и счастливыми, получать удовольствие от того, что мы делаем все вместе. Говорят, уровень человеческого счастья зависит от того, видит ли человек положительные результаты своего труда. В этом смысле мы – счастливые люди. Те, кто посвятил себя цирку, очень быстро видят результат своей деятельности – счастливые лица зрителей, слышат детский смех. Это ни с чем не сравнимо. Когда видишь, что у нас все получается, это огромный источник позитива. Главное пожелание коллегам – продолжать дарить радость зрителям.

Человек, влюбленный в цирк

В цирке Егор Иванович Стефанкив, заместитель директора, работает 36 лет. Окончил институт легкой и текстильной промышленности. Михаил Семенович Цукерман, директор цирка в далеком восемьдесят втором, предложил ему:

– Берем тебя с испытательным сроком. На три месяца… 

Мол, посмотрим, что ты за работник, а там видно будет. Но «испытательный срок» продолжается всю жизнь.

 Конечно, цирк надо любить. Задерживаются в нем лишь те, кто одержим, кто любит свою профессию. До 1996 года Егор Иванович трудился главным администратором. И вот уже более двадцати лет является заместителем директора. В его обязанности входит в основном работа с артистами. Приехала новая труппа – ее надо встретить, разместить в цирковой гостинице, проявив при этом сибирское гостеприимство. Обеспечить максимальный комфорт во время гастролей и людям, и животным. Для четвероногих артистов – тепло, качественное питание, мойка, которая появилась в цирке недавно.

Сервис проживания и переезда за эти годы существенно изменился к лучшему. Раньше переезжали в вагонах и люди, и животные. Сейчас артисты переезжают из региона в регион в специальном автотранспорте. Это качественно новый уровень. Хотя порой тоже случается всякое – от человеческого фактора никто не застрахован. 

– Конечно, цирк за эти годы изменился, – признается эмоциональный и доброжелательный Егор Иванович. – Он меняется постоянно! Тот цирк, который был три десятка лет назад, не похож на нынешний. Преобразилось и здание. Сейчас это статусное место, куда приходят и взрослые, и дети. Цирк – демократичное искусство, для всех слоев населения. И каждый находит в нем что-то свое. Для артистов это огромный труд. Здесь нет такого, как на эстраде – включил фонограмму и шоу началось. Работа с хищниками, воздушные номера – всегда большой риск.

В мои должностные обязанности входит также обеспечением порядка и безопасности в цирке. А это – работа охраны, контролеров, гардеробщиц. Делаем все, чтобы цирк был красивым и ухоженным, чтобы здесь всегда было ощущение праздника для зрителей. Мы должны это поддерживать на самом высоком уровне. Хотя сейчас с цирком как видом досуга конкурируют Интернет, всяческие гаджеты.

Как рассказывает Егор Иванович, с Омским цирком у него давняя связь. Его родители работали дворниками в старом цирковом здании у Казачьего рынка, а он им помогал. Даже не предполагая, что доведется трудиться здесь много лет.

– Все программы смотрю с превеликим удовольствием. Нет такого, что одна нравится больше, а другая меньше, – признается Егор Иванович. – Каждая открывает новые грани циркового искусства. Как не восхищаться мужеством и талантом Виталия Смолянца? Это человек-легенда. Уникальный аттракцион привез дрессировщик Николай Карпович Павленко. А как работает со слонами Сергей Гулевич!

На вопрос о своем жизненном кредо заместитель директора ответил:

– При любых обстоятельствах быть порядочным человеком, чистоплотным в отношениях. Любить людей, делать добро – и все  вернется сторицей…

Я в этом цирке – шпрехшталмейстер…

Красивый и импозантный, в неизменном фраке или блестящем костюме, торжественно объявляющий: «Представление начинается!» Да, это все по него, Ивана Олеговича Сургучева, инспектора манежа. Так сегодня называется его должность. Хотя те, кто посвящен в искусство цирка, эту должность называю иначе – шпрехшталмейстер, хозяин манежа. С хорошо поставленным голосом, артистичный, ведущий программу. Ежедневно. Празднично и весело.

Иван Олегович постоянно стремится превзойти зрительские ожидания, с благородной готовностью удивить и порадовать. Говорят, как цирковой профи объявит номер, с какой тональностью и торжественностью – это половина успеха номера.

А еще он задет темп представлению. А еще – отвечает за технику безопасности на репетициях и представлениях. В круг его обязанностей входят распределение артистических гримуборных, сбор необходимых документов, распределение самих репетиций и составление программ.

Иван Олегович участвует в клоунских репризах в качестве белого клоуна-резонера. У контролирует, контролирует… Медосмотры, безопасное размещение животных. Униформисты убирают реквизит? Проследить, чтобы все вовремя, и новый тоже установили, как положено. И не дай бог, чтобы звери ненароком не встретились за кулисами – разной весовой категории.

На вопрос о том, какими качествами должен обладать представитель его профессии, Иван Олегович отвечает:

– В первую очередь, это должен быть хороший организатор. Артистичный, собранный, с прекрасной памятью. Свой среди своих… Уважаемый и публикой, и командой. И очень собранный, аккуратный.

Это непросто, обладать всеми качествами. Иван Олегович родом из Одессы, вырос в цирковой семье. Его отец прошел путь от конюха до берейтора в цирке. Иван Сургучев получил профессию в Московском училище эстрады и цирка. В Омске живет второй год. Приехал по приглашению директора цирка, а сам из Подмосковья.

Наверное, повторюсь, сказав об Иване Олеговиче, что он в работе находится в постоянной готовности удивлять и радовать, вызывая у зрителей массу положительных эмоций. А какие эмоции получает сам инспектор-распорядитель манежа?

– В Омске очень хорошая публика, теплая обстановка. Это вдохновляет, подпитывает. И в конце номера, когда я широко раскинув руки, отправляю артиста на поклон, сам получаю массу позитива от аплодисментов, улыбок, смеха зрителей. Происходит цепная реакция. А если говорить о партнерских отношениях, они тоже заряжают – как, впрочем, и вся команда во главе с замечательным директором Еленой Филипповной. 

P.S. Бывая на представлениях в цирке, никогда не задумывалась о том что оказывается, человека, многим хорошо знакомого, называют «шпрехшталмейстер». Слово из тринадцати труднопроизносимых букв. А раньше я думала, что номера в цирке объявляет конферансье…            

Манеж, оркестр, дробь, барабанщик…

И, конечно, маэстро, который взмахом своей «волшебной палочки» оживляет тишину ожидания зрителей. И вот уже танцуют наездницы, скользят под куполом канатоходцы, крутят сальто акробаты. А вокруг – музыка, музыка, музыка…

– Ритм цирка, его голос – это все в музыке, – обаятельно улыбается Сергей Ефимович Ройс, главный дирижер оркестра Омского государственного цирка. В мае следующего года исполнится сорок лет с тех пор, как он пришел в омский цирковой оркестр. Тогда они и представить себе не мог, что его запись в трудовой книжке станет единственной на всю трудовую жизнь. В 1979 году его пригласили музыкантом в цирковой оркестр. Его первой программой стал «Цирк Игоря Кио». Режиссура, трюки – высшего уровня. Сергей Ефимович смог соответствовать этому уровню. Как говорят в таких случаях – его заметили. И в 1989 году он занял должность главного дирижера.

Тринадцать музыкантов – таков количественный состав оркестра, Созданный главным дирижером оркестр создает настроение каждой цирковой программы. И, как говорят сами артисты, половина успеха любого номера тоже зависит от музыки оркестра.

Хотя сегодня во многих других цирковых коллективах пошли по другому пути – убрали оркестр, оставив работника, который, подобно диджею, всего лишь наживает кнопочки. И все!

Елена Филипповна Агафонова директор цирка, считает, что на манеже все должно быть живым и настоящим – и шоу, и музыка. Она – за живое искусство.

– Наш зритель приходит на цирковое представление не только смотреть, но и слушать хорошую музыку, – поддерживает разговор Елена Филипповна. – В отличном профессиональном исполнении. 

За то, что удалось сохранить состав оркестра, главный дирижер бесконечно благодарен руководству цирка. Свое многолетнее преподавание в ОмГУ и колледже культуры и искусства Сергей Ефимович объясняет как желание делиться опытом. Самых одаренных студентов старается привести в коллектив, чтобы передать им свою любовь и трепетное отношение к профессии. Многие его студенты из тех ранних, первых, давно стали маститыми музыкантами. Кто-то уехал в другой регион или за границу и предельно востребован в своей профессии. А Сергей Ефимович продолжает свой путь наставничества, идет дальше. Артисты считают его соавтором своих цирковых номеров и аттракционов.

…Его коллектив весь вечер над манежем, без особого зрительского внимания, лишь озвучивает номера. Но Сергей Ефимович весь растворяется в работе, он создан для цирка. И это главное. И как ни крути, а цирк все-таки начинается с музыки.

Хозяйка гостиницы

Заведующая гостиницей Омского цирка Татьяна Михайловна Седых по специальности – преподаватель музыки. Двадцать три года учила детей доброму и вечному – музыкальной классике. Будучи женой военнослужащего, много ездила по стране. Когда школы искусств начали закрываться, начались проблемы с работой. Так она двенадцать лет назад пришла в цирк. Сначала дежурной в гостиницу, а через год ее назначили заведующей.

– Гостиницу начали ремонтировать намного раньше, чем основное здание цирка, – вспоминает Татьяна Михайловна. – Изменения начались с приходом в учреждение Елены Филипповны Агафоновой. До этого в гостинице 40 лет не проводили ремонт. Помещение находилось в плачевном состоянии, артисты жили в сложных  условиях, в номерах не было удобств. С 2010 начали понемногу ремонтировать гостиницу. Поменяли окна, сделали косметический ремонт в комнатах, обновили мебель. Постепенно все этажи привели в нормальный вид. Артисты,  побывавшие у нас после долгого отсутствия, были в восторге от новой гостиницы. Сейчас к нам приезжают с удовольствием, даже не хотят уезжать.

Коллектив у нас стабильный, все добросовестно относятся к работе, понимают друг друга с полуслова. Конфликтов не бывает. В штате четырнадцать человек – администраторы, дежурные, горничные. Наша задача – расселить артистов так, чтобы всем было удобно и комфортно. Нередко на гастроли приезжают семьями, с детьми. Однажды всей семей приезжали представители династии Запашных. В таких случаях ставим в номерах дополнительно кровати для детей.

По словам Татьяны Михайловны, число проживающих зависит от программы. Бывают большие программы, такие как «Цирк Гии Эрадзе», где заняты сто человек. А бывают небольшие, где двадцать-тридцать артистов, тогда каждый может поселиться один в номере.

– Мы должны быть психологами, – улыбается интеллигентная и обаятельная Татьяна Михайловна. – Всегда идем навстречу артистам. Жизнь у них кочевая, каждые полтора месяца переезжают из города в город. Хочется создать для них уют, чтобы было по-домашнему чисто,  тепло, красиво. Все просьбы и пожелания стараемся выполнять. У нас есть кухня, где постояльцы могут готовить еду. Сейчас это не проблема – многие возят с собой мультиварки, пароварки. Можно подключить и прямо в номере что-то приготовить, не нарушая при этом техники безопасности. В последние годы цирковые артисты приезжают на гастроли в Омск с удовольствием, считают это престижным. А мы, со своей стороны, стараемся делать все, чтобы бытовые вопросы не мешали их работе. Помогает ли мне профессия педагога? Безусловно. Она учит такту, терпению. Мне нравится работа в цирке, общение с творческими людьми. Считаю, что мне повезло в жизни…

Чтобы лечить – надо любить

Любовь к животным у Андрея Ивановича Вечернина, ветеринарного врача цирка – с детства. Родом он из Казахстана, после школы поступил в Институт ветеринарной медицины и биотехнологии ОмГАУ. А получив диплом ветеринарного врача, успел поработать и в Пермской области, и на Омском ипподроме.

Почти два года он работает в цирке. Немного по времени. Но в его врачебном «досье» – львы и тигры, лошади и бегемоты, жирафы, слоны, морские львы…

Кстати, его «боевое крещение» в этом коллективе началось со спасения жизни морского льва. Дрессировщица Гаяне Мартиросян боролась за жизнь своего 400-килограммового питомца, делая ему искусственное дыхание. Прямо в бассейне. Андрей Иванович вытащил животное из бассейна, стал делать непрямой массаж сердца… В тот раз все обошлось, он спас животное. Но вскоре снова случился сердечный приступ… И морского льва не стало.

Специфика работы врача в цирке несколько иная, нежели в клинике. Здесь лечение животных не поставлено на поток. А вот организационной работы в разы больше. Требуется своевременное оформление документов ветеринарного паспорта на ввоз и вывоз животных. Крайне актуален вопрос профилактики инфекционных заболеваний – прививок.

– Я должен держать на контроле эпизоотическую обстановку в регионе, откуда прибыло животное, куда потом его отправят, - рассказывает о своей профессии Андрей Иванович и продолжает: - Вот сейчас еще только половина очередной программы отработана в Омске, а я уже готовлю документы, выписываю свидетельства.

Накануне прибытия новой группы четвероногих артистов во всех помещениях проводится тщательная санитарная обработка.

В помещениях для проживания животных – чистота идеальная. Условия пребывания – на достойном уровне.

– За два года работы в цирке я повидал столько животных, сколько за всю свою жизнь не видел, – смеется Андрей Иванович. – Искренне полюбил свою новую работу, коллектив, все больше узнаю о животных.

Нахожу общий язык с дрессировщиками, учитываю в работе все их пожелания, реагирую на просьбы. Но, какой бы опыт не был приобретен, часто приходится обращаться к узким специалистам. Консультироваться, проводить диагностику. У ветеринарного врача знаний и опыта должно быть много. А это и курсы повышения квалификации, и постоянная учеба.

И еще. Очень много мифов я раньше читал про цирковых животных. Как их, якобы, плохо кормят, жестоко с ними обращаются… Может, где-то это и происходит, но только не у такого руководителя, как наша Елена Филипповна. У нее все для артистов по высшему разряду. А уж сколько у них ног – не важно.   

Манишка для носорога

Наталья Александровна Александрович, костюмер и создатель авторских кукол – родилась в небе, в прямом смысле этого слова. Ее мама полетела в гости к родителям в Павлодар. А спускалась по трапу воздушного судна уже вместе с крошечной дочуркой…

С тех пор необычность ситуаций сопровождает Наталью по жизни. Конечно, она не сразу стала костюмером цирка. До этого прошла заводскую проходную, работая аппаратчицей. Потом была совсем не творческая работа дворника… До сих пор в памяти у женщины – безлюдные улицы утреннего города, метла, совок, лопата.

Однажды к ней подошла милая старушка, ветеран цирка, сообщив, что у них есть вакансия уборщицы. Наталья послушалась и пришла. За пять лет е работы цирк стал родным, а коллектив – второй семьей. Но о том, что у Наталья золотые руки, сшить, подшить, отутюжить и все такое она на «раз-два» – дирекция узнала случайно. И теперь, с нового года, она костюмер. А по совместительству – дизайнер своих кукол.

Увлеклась рукоделием Наталья Александровна не в детстве, а когда находилась в декретном отпуске, в начале двухтысячных. Тогда заинтересовалась техникой изготовления кукол из папье-маше. Одной из первых ее кукол стала Баба Яга, потом стала создавать более сложные куклы. Сегодня приемную директора и кабинет Елены Филипповны Агафоновой украшают Клоуны, Фокусник, Арлекин…

Она с удовольствием и большим мастерством готовит к очередному представлению цирковую одежду – костюмы, фраки. Правда, костюм клоуна отутюжить ей пока не доверяют.

– Тут есть некое суеверие, – смущенно улыбается Наталья. – А вот нашему великому дрессировщику Николаю Карповичу Павленко рубашки гладила. Знаете, для меня было огромной честью дотронуться до одежды великого человека…

У артистов цирка особая миссия – дарить людям праздник, хорошее настроение. Это счастье – работать в таком коллективе. Я очень дорожу своей работой, хорошим отношением ко мне в коллективе. Спасибо нашему директору, нашей Королеве – Елене Филипповне за этот уютный, сказочный мир, за то, что я наконец-то почувствовала себя нужной, что работаю в прекрасных условиях – есть свой кабинет, вся необходимая техника. Я всех обожаю и люблю.

Не избалованному жизнью человеку, Наталье Александровне Александрович комфортно и уютно в мире циркового искусства. Она готовится к своей первой авторской выставке, которая, скорее всего, пройдет в фойе цирка в нынешнем году.

А еще она делает свои, «александровичские» подарки гастролирующим артистам. И ее куклы разъезжаются по всей стране. У нее много планов и идей. А работоспособности Натальи Александровны можно только восхищаться. Например, на новогодние представления она полностью сшила костюмы пингвинам. Если надо – она и носорогу сошьет наряд. Манишку, к примеру, или фрак…

Предъявите билетик!

Сколько тысяч билетов проверила контролер цирка Любовь Анатольевна Минина за семнадцать лет своей работы, она точно не знает. Очень много. Ее заветные слова для зрителей – «предъявите билеты» – уже звучат, что называется, на автомате.  Как, впрочем, доброжелательная улыбка, ласковое слово малышу, помощь найти нужное место гостю города. Это и понятно. Работа контролера напрямую связана со зрителями. Ее доброжелательная улыбка – главный ключ в умении работать со сложным зрителем. Кто-то раздражен, кто-то долго не может найти свое место, у кого-то ребенок убежал… Годы работы со зрителями сделали Любовь Анатольевну прекрасным психологом, а нештатные ситуации научили находить нужные слова, сдерживать свои эмоции.   

– Конечно, Омский цирк очень изменился за последнее десятилетие. Особенно с приходом нового директора, Елены Филипповны Агафоновой, – уточняет Любовь Анатольевна. – Раньше инвалид-колясочник не мог посетить цирковой представление. Сегодня это вполне возможно. Для этой категории зрителей созданы все условия.

А вообще, по словам Любови Анатольевны, добрый, культурный, эмоциональный зритель. Порой на представление приходят сразу три поколения, большая семья в семь-десять человек. Как говорится, и стар, и мал.

На вопрос, что же главное в работе контролера, она вдумчиво отвечает:

– Надо любить свое дело, зрителя. Вот нас семь контролеров, одна команда, все друг друга знаем. Стараемся общаться, поддерживать друг друга. Каждый из нас, выходя к зрителю, знает главное: спокойствие и самообладание в работе – основа основ. Ситуации бывают разные. Маленький зритель непредсказуем. Поэтому каждого малыша, который на секунду подошел недопустимо близко к манежу, убежав от родителей, держим на особом контроле, сразу подводим к маме или папе. В ход порой идут шутки, комплименты, а иногда и строгий взгляд. Моя дочь до сих пор любит цирк, хотя уже сама мама и с удовольствием приводила на премьеры своего сына. Во время представления мы тоже несем свою службу, наблюдем за реакцией зрительного зала.

А завтра все снова повторится. И так – из месяца в месяц, за годом год!         

Омский государственный цирк

просп. Карла Маркса, 43б, тел. кассы: (3812) 34-36-36, 34-37-37, 51-05-81, www.circus-omsk.ru

Содержание