личность и время/подмостки

текст: Людмила МАКСИМОВА, фото: Александр МАРАШАН и из личного архива С. Дубкова

Станислав Дубков: «Театр можно постигать всю жизнь…»  


В 2016 году Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин» отметил свое 80-летие. Это один из старейших кукольных коллективов страны и гордость нашего города. В последнее десятилетие учреждение активно развивается. Во многом это заслуга его руководителя Станислава Марковича Дубкова, посвятившего «Арлекину» более сорока двух лет, из них более двадцати лет – на посту директора. Организатор международного фестиваля «В гостях у «Арлекина», Заслуженный работник культуры России, он все эти годы остается рыцарем и подвижником сценического искусства. Накануне профессионального праздника, который ежегодно отмечается 27 марта, мы встретились со Станиславом Дубковым, чтобы поговорить о его жизни и призвании.

Выбор пути  

– Станислав Маркович, в юности вы учились в театральной студии. Это был ваш выбор или желание родителей?

– Родители у меня замечательные, но никакого отношения к театру не имели, всю жизнь работали на заводе Карла Маркса. В детстве я занимался в разных кружках, а в пятнадцать лет за компанию с приятелем пришел в драмкружок ДК «Молодежный». Занятия вел артист драматического театра Юрий Васильевич Музыченко.  

– Помните свою первую роль?

– Конечно. К 50-летию Октябрьской революции Юрий Музыченко  поставил спектакль по пьесе Бориса Горбатова «Юность отцов». Я играл роль сына командира партизанского отряда. Занимаясь в драмкружке, всерьез увлекся этим искусством. Решил, что хочу связать свою жизнь со сценой и уже не представлял свое будущее без театра. Вскоре главный режиссер Омского ТЮЗа Владимир Дмитриевич Соколов объявил о наборе в театральную студию, и я подумал: вот он, мой шанс! На прослушивании мэтр сказал: «Все замечательно. Но в студию тебе рано. Вот если бы был аттестат зрелости…»  (в то время я перешел в девятый класс). И я клятвенно пообещал, что к окончанию обучения в студии аттестат будет. Пришлось после восьмого класса поступить в вечернюю школу, чтобы иметь возможность учиться в студии. Родители, разумеется, были не в восторге, но препятствовать этому не стали. Мастерство актера нам преподавал легендарный Ножери Давыдович Чонишвили. Чтобы успевать в вечерней школе, приходилось учить уроки ночами. Так окончил среднюю школу экстерном и получил аттестат. Когда обучение в студии подошло к концу, решил поступать в Иркутское театральное училище. До начала вступительных экзаменов оставалось время, и я устроился осветителем в театр музыкальной комедии. В труппе знали, что я собираюсь поступать в театральное училище. Меня благословили три замечательных артиста, три удивительных человека – заслуженные артисты Ефалия Александровна Демина, Маргарита Артуровна Лаврова и молодой артист  Егор  Котов. Дружно сказав: «Театр – это твое, Стасик… Вперед!!!»

– Как вы стали актером-кукольником? 

– Судьба! Ехал в Иркутск поступать на драматическое отделение. Поступающие абитуриенты дружно обсуждали главную новость: председателем экзаменационной комиссии будет «сам Венгер», он впервые набирает курс артистов театра кукол. Я понятия не имел ни о театре кукол, ни о Венгере. После первого тура ко мне подошел молодой, высокий мужчина и предложил поступать на курс актеров кукольного театра. Незнакомец обладал невероятной силой убеждения. Поговорил со мной минут пятнадцать, и я, словно под гипнозом, отнес документы на отделение «Актер театра кукол». Как оказалось, это был Виталий Константинович Венгер. На четыре года стал моим главным учителем. Удивительный, талантливый человек, с которым мы потом на протяжении  многих  лет поддерживали добрые дружеские отношения.  

Никогда не жалел о своем выборе. Кукольный театр – особый вид театрального   искусства. Не раз убеждался, что хороший актер-кукольник может работать и в драматическом театре, а вот наоборот не всегда, так как необходимо иметь навыки  кукловождения разных систем кукол и владеть специфическими особенностями жанра. Раньше кукольников называли «невидимыми» актерами. Сегодня практически нет спектаклей, где актер не выходит к зрителю, как мы говорим, «живым планом».

– Вас приглашали в другие театры?

– Неоднократно! После окончания училища мне сразу на выбор предлагали работу в театрах кукол Томска, Алма-Аты и Симферополя. Даже мысли у меня не возникало уехать в другой город. Я коренной омич, очень люблю наш  город. Каникулы проводил в Омском кукольном театре. За год до окончания училища заручился поддержкой главного режиссера Анастасии Трифоновны Варжало. Мне прислали вызов из Омска, и в апреле 1975 года я впервые переступил порог областного театра кукол дипломированным актером. Сразу активно начались вводы в спектакли текущего репертуара. А первым новым спектаклем, который поставила режиссер нашего театра Евгения Ивановна Незлученко, был «Малыш и Карлсон».

Главным наставником в работе была Анастасия Трифоновна Варжало, создавшая омскую школу кукловождения. Она воспитала плеяду артистов, составивших костяк театра. Многие из них и сегодня ведущие актеры – ветераны нашего театра. В 2015 году в ознаменование столетнего юбилея Анастасии Трифоновны в нашем театре был установлен ее бюст.

Будни и праздники «Арлекина»  

– Вы служите театру более сорока лет, из них три десятка лет прошли в старом здании театра и тринадцатый год – в новом. Как удалось уговорить вас уйти на административную деятельность?  

– Работая актером, всегда одновременно совмещал еще какие то должности: был помощником режиссера, заведующим труппой, заведующим художественно-постановочной частью. Когда директор театра (а в то время им был  Василий Иванович Евстратенко)  предложил мне занять должность заместителя, согласился не сразу.  Решил не бросать  актерскую деятельность, будучи уже замом. Хотелось проверить себя: смогу ли?.. Трудился в таком режиме полтора года и почувствовал, что созрел для административной деятельности. Став заместителем директора в1987 году, понял, что нужно совершенствовать свой профессиональный уровень в этом направлении. И в 1988 году поступил на заочное обучение в Свердловский Государственный театральный институт, на театроведческий факультет, отделение «Экономика,  организация и управление театральным делом». В 1993 году благополучно его закончил. Девять лет был заместителем директора. Не считаю эту работу легкой. Руководитель отвечает за коллектив, развитие театра, имидж и многое другое. Невозможно работать в творческом коллективе, не зная всех внутренних механизмов. Когда в 1996 году начальник Главного управления культуры области Нина Михайловна Генова предложила возглавить театр, решение принял осознанно.

– Театр кукол постоянно развивается, трансформируется, в его жизни постоянно происходит много событий. Какие из них вы считаете знаковыми для «Арлекина»?

– Главное событие произошло 30 декабря 2005 года. За рекордно короткий срок было построено и распахнуло двери для зрителей уникальное театральное здание, одно из лучших в мире. Это настоящее чудо. И мы бесконечно благодарны Леониду Константиновичу Полежаеву. Только благодаря ему и его решению появилось такое здание театра, аналогов которому нет не только в России. Леонид Константинович принимал самое активное участие на протяжении всего сложного периода строительства нашего театра, от создания проекта до ввода здания в эксплуатацию. И даже сейчас в это трудно поверить, но за один год и три месяца мы получили в подарок современный, прекрасно оснащенный, с потрясающей инфраструктурой театр.  

На момент его открытия в новом здании располагались два зала, большой и малый. Мы первыми в стране оборудовали и открыли еще один зал – для самых маленьких зрителей. Его называют «зал на подушках». Всегда считалось, что в театр кукол желательно водить ребенка с четырех лет. В наш зал приходят малыши с двух лет. Спектакли для этих зрителей особенные во всех отношениях, включая репертуар. Наш опыт переняли и используют многие другие кукольные театры страны. У нас большой репертуар, в котором есть спектакли для всех возрастных категорий, «от двух лет и до бесконечности». Это и для малышей, и для подростков, и вечерний репертуар для взрослых. Приоритетом по-прежнему остается классика мировой литературы и драматургии. Шестого марта состоялась премьера спектакля «Севильский цирюльник » по пьесе Бомарше в постановке Бориса Гуревича,  режиссера из Санкт-Петербурга. С нашим театром сотрудничают ведущие режиссеры из России, ближнего и дальнего зарубежья.  

– В труппе много молодых актеров, приехавших  из разных городов. Как удается привлекать в театр молодежь? 

– Бывая в разных городах, я посещаю  учебные заведения, где готовят актеров. Отсматривая дипломные спектакли, приглашаю талантливых молодых артистов в наш театр. За последние несколько лет в труппу влились выпускники Екатеринбургского и Ярославского театральных институтов, Нижегородского театрального училища им. Е. А. Евстигнеева. Недавно пришел молодой актер – выпускник актерского отделения факультета культуры и искусств ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Наш театр известен, его знают не только в России, а и  за рубежом. Работать в «Арлекине» престижно, здесь большие возможности для самореализации. Молодые актеры это хорошо понимают.

– В Омске с успехом прошел пятый международный фестиваль «В гостях у «Арлекина». Какие грани искусства театра кукол он для вас открывает и есть ли планы на следующий фестиваль, в следующем году?

– Фестивали всегда расширяют представления о театре, о регионе, в котором находится театр. В 2006 году (а это был год, когда мы переехали в новое здание)  мы провели в «Арлекине» региональный фестиваль с участием  театров кукол Сибири. Мы доказали, что коллективу по плечу масштабные проекты. А в сентябре 2009 года при поддержке Правительства и Министерства Культуры Омской области  прошел первый международный фестиваль «В гостях у «Арлекина». Участвовали пятнадцать театров из одиннадцати стран. Иностранцы тогда плохо представляли себе Сибирь, Омск. Сейчас нас знают во всем мире. Фестиваль стал брендовым, вошел в десятку крупнейших международных фестивалей театров кукол. От фестиваля к фестивалю мы постоянно расширяем географию стран театров – участников. Так в пятом фестивале впервые участвовал театр  из Бразилии. В составе жюри – ведущие специалисты российского и мирового театра кукол.

В этом году мы получили приглашения на восьмой международный фестиваль театров кукол «Белгородская забава» (Белгород), «Каспийский берег»(Астрахань) и фестиваль «Золотая магнолия», который проходит в Шанхае. В Китае мы побывали уже четыре раза, каждый раз привозили гран-при или призы за лучший спектакль и лучшую актерскую работу. Каждый фестиваль «В гостях у Арлекина» – это новые открытия в безграничном мире театра, интересные встречи, контакты…  

– Станислав Маркович, два года назад вас избрали председателем правления Омского отделения Союза театральных деятелей России. Какие задачи вы перед собой ставите, что удалось сделать?

– То, что меня избрали на эту должность – не только большая честь, но и колоссальная ответственность. Омское отделение СТД – одна из самых крупных творческих организаций в регионе, в нее входит 340 человек. В свое время в 1978 году меня принимал в члены Всероссийского театрального общества Ножери Давидович Чонишвили, имя которого носит Дом актера. Союз театральных деятелей – общественная организация, которая имеет свое здание Дома актера, построенное в 1974 году. И за 44 года оно ни разу по- настоящему не ремонтировалось. А проблем достаточно: физическое состояние самого здания, инженерные коммуникации, состояние зрительного зала, сцены, световое, звуковое оборудование и многое другое. Но, к сожалению, все упирается только в финансы. Одна из основных задач для меня – привести здание в порядок, чтобы оно, как и прежде, было родным домом для актеров, режиссеров, художников, всех деятелей театра, где  можно было бы реализовывать свои самые смелые творческие планы и замыслы. Где можно было бы встречаться представителям всех творческих союзов. Идей действительно много. В Доме актера работает библиотека с уникальным книжным фондом по искусству (и не только по театру), театральный музей, мы проводим выставки, юбилейные вечера, концерты, встречи и многое другое.

Накануне Всемирного дня театра в Омске проходит областной фестиваль-конкурс лучших театральных работ по итогам 2017 года.   В следующем году театральная общественность отметит две даты – 45-летие Дома актера и 25-летие фестиваля - конкурса театральных работ. Наша задача – встретить юбилеи достойно.

– Ваше представление о счастье?

– Счастье как состояние души складывается из позитивных моментов. Поставили новый спектакль, который нравится зрителям – чувствую себя счастливым. Успешно провели фестиваль – здорово! У близких людей все хорошо – так чего еще желать? Счастливые мгновения дарит общение с интересными людьми, хорошим фильмом, книгой. Считаю себя счастливым человеком, потому что всю жизнь занимаюсь делом, которое люблю. Театр – это же огромный мир, который можно познавать всю жизнь. Чем я и занимаюсь… С удовольствием !!!

ДОСЬЕ  

Дата и место рождения: 30 ноября 1952 года, г. Омск

Образование: Иркутское театральное училище (1975), специальность «актер театра кукол»; Екатеринбургский государственный театральный институт (1993), специальность «театроведение: организация, планирование и управление театральным делом»   

Карьера: 1975-1989 – артист-кукловод Омского театра кукол; 1987-1996 – зам. директора театра по общим вопросам; с 1996 г. – директор театра   

Общественная деятельность: член совета Российского центра Международного союза деятелей театра кукол UNIMA; председатель правления Омского отделения Союза театральных деятелей России; член Общественной палаты Омской области.

Звания и награды: Заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии им. А. Т. Варжало «За вклад в развитие искусства кукольного театра» областного фестиваля-конкурса «Лучшая театральная работа-2005», победитель Всероссийского конкурса «Менеджер года-2006» в номинации «Культура», лауреат продюсерской премии международного фестиваля «KYKАRТ» (Санкт-Петербург) – «За создание уникальной инфраструктуры театра кукол» (2006), лауреат регионального этапа проекта «Профессиональная команда страны» (2007); знак Министерства культуры РФ «За достижения в культуре» (1998); диплом «За честь и достоинство» – за выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства Сибири (2010); медаль Правительства Омской области «ЗА ВЫСОКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ».  (2016)

Семья: мама Виктория Борисовна, жена Алла, сын Антон

Отдых, увлечения: чтение, кулинария, путешествия

Хобби: коллекционирование театральных масок из разных стран  

Жизненный девиз: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

 БУК «Омский государственный театр куклы, актера маски «Арлекин»

г. Омск, пр. К. Маркса, 41, тел.: (3812) 31-01-38, 31-22-33, e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript   www.arlekin-omsk.ru

  Содержание