личность
и время/подмостки
текст:
Людмила МАКСИМОВА, фото: Александр МАРАШАН и из личного архива С. Дубкова
Станислав
Дубков: «Театр можно постигать всю жизнь…»
В
2016 году Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин» отметил
свое 80-летие. Это один из старейших кукольных коллективов страны и гордость
нашего города. В последнее десятилетие учреждение активно развивается. Во
многом это заслуга его руководителя Станислава Марковича Дубкова, посвятившего
«Арлекину» более сорока двух лет, из них более двадцати лет – на посту
директора. Организатор международного фестиваля «В гостях у «Арлекина»,
Заслуженный работник культуры России, он все эти годы остается рыцарем и
подвижником сценического искусства. Накануне
профессионального праздника, который ежегодно отмечается 27 марта, мы
встретились со Станиславом Дубковым, чтобы поговорить о его жизни и призвании.
Выбор
пути
–
Станислав Маркович, в юности вы учились в театральной студии. Это был ваш выбор
или желание родителей?
–
Родители у меня замечательные, но никакого отношения к театру не имели, всю
жизнь работали на заводе Карла Маркса. В детстве я занимался в разных кружках, а
в пятнадцать лет за компанию с приятелем пришел в драмкружок ДК «Молодежный».
Занятия вел артист драматического театра Юрий Васильевич Музыченко.
–
Помните свою первую роль?
–
Конечно. К 50-летию Октябрьской революции Юрий Музыченко поставил спектакль по пьесе Бориса Горбатова
«Юность отцов». Я играл роль сына командира партизанского отряда. Занимаясь в
драмкружке, всерьез увлекся этим искусством. Решил, что хочу связать свою жизнь
со сценой и уже не представлял свое будущее без театра. Вскоре главный режиссер
Омского ТЮЗа Владимир Дмитриевич Соколов объявил о наборе в театральную студию,
и я подумал: вот он, мой шанс! На прослушивании мэтр сказал: «Все замечательно.
Но в студию тебе рано. Вот если бы был аттестат зрелости…» (в то время я перешел в девятый класс). И я клятвенно
пообещал, что к окончанию обучения в студии аттестат будет. Пришлось после восьмого
класса поступить в вечернюю школу, чтобы иметь возможность учиться в студии. Родители,
разумеется, были не в восторге, но препятствовать этому не стали. Мастерство
актера нам преподавал легендарный Ножери Давыдович Чонишвили. Чтобы успевать в вечерней
школе, приходилось учить уроки ночами. Так окончил среднюю школу экстерном и
получил аттестат. Когда обучение в студии подошло к концу, решил поступать в Иркутское
театральное училище. До начала вступительных экзаменов оставалось время, и я устроился
осветителем в театр музыкальной комедии. В труппе знали, что я собираюсь
поступать в театральное училище. Меня благословили три замечательных артиста, три
удивительных человека – заслуженные артисты Ефалия Александровна Демина,
Маргарита Артуровна Лаврова и молодой артист
Егор Котов. Дружно сказав: «Театр
– это твое, Стасик… Вперед!!!»
–
Как вы стали актером-кукольником?
–
Судьба! Ехал в Иркутск поступать на драматическое отделение. Поступающие
абитуриенты дружно обсуждали главную новость: председателем экзаменационной
комиссии будет «сам Венгер», он впервые набирает курс артистов театра кукол. Я
понятия не имел ни о театре кукол, ни о Венгере. После первого тура ко мне подошел
молодой, высокий мужчина и предложил поступать на курс актеров кукольного
театра. Незнакомец обладал невероятной силой убеждения. Поговорил со мной минут
пятнадцать, и я, словно под гипнозом, отнес документы на отделение «Актер
театра кукол». Как оказалось, это был Виталий Константинович Венгер. На четыре
года стал моим главным учителем. Удивительный, талантливый человек, с которым
мы потом на протяжении многих лет поддерживали добрые дружеские отношения.
Никогда
не жалел о своем выборе. Кукольный театр – особый вид театрального искусства. Не раз убеждался, что хороший
актер-кукольник может работать и в драматическом театре, а вот наоборот не
всегда, так как необходимо иметь навыки кукловождения разных систем кукол и владеть
специфическими особенностями жанра. Раньше кукольников называли «невидимыми»
актерами. Сегодня практически нет спектаклей, где актер не выходит к зрителю,
как мы говорим, «живым планом».
–
Вас приглашали в другие театры?
–
Неоднократно! После окончания училища мне сразу на выбор предлагали работу в
театрах кукол Томска, Алма-Аты и Симферополя. Даже мысли у меня не возникало уехать
в другой город. Я коренной омич, очень люблю наш город. Каникулы проводил в Омском кукольном театре.
За год до окончания училища заручился поддержкой главного режиссера Анастасии Трифоновны
Варжало. Мне прислали вызов из Омска, и в апреле 1975 года я впервые переступил
порог областного театра кукол дипломированным актером. Сразу активно начались
вводы в спектакли текущего репертуара. А первым новым спектаклем, который
поставила режиссер нашего театра Евгения Ивановна Незлученко, был «Малыш и
Карлсон».
Главным
наставником в работе была Анастасия Трифоновна Варжало, создавшая омскую школу
кукловождения. Она воспитала плеяду артистов, составивших костяк театра. Многие
из них и сегодня ведущие актеры – ветераны нашего театра. В 2015 году в ознаменование
столетнего юбилея Анастасии Трифоновны в нашем театре был установлен ее бюст.
Будни
и праздники «Арлекина»
–
Вы служите театру более сорока лет, из них три десятка лет прошли в старом
здании театра и тринадцатый год – в новом. Как удалось уговорить вас уйти на административную
деятельность?
–
Работая актером, всегда одновременно совмещал еще какие то должности: был
помощником режиссера, заведующим труппой, заведующим
художественно-постановочной частью. Когда директор театра (а в то время им был Василий Иванович Евстратенко) предложил мне занять должность заместителя,
согласился не сразу. Решил не бросать актерскую деятельность, будучи уже замом.
Хотелось проверить себя: смогу ли?.. Трудился в таком режиме полтора года и
почувствовал, что созрел для административной деятельности. Став заместителем
директора в1987 году, понял, что нужно совершенствовать свой профессиональный
уровень в этом направлении. И в 1988 году поступил на заочное обучение в
Свердловский Государственный театральный институт, на театроведческий
факультет, отделение «Экономика,
организация и управление театральным делом». В 1993 году благополучно
его закончил. Девять лет был заместителем директора. Не считаю эту работу
легкой. Руководитель отвечает за коллектив, развитие театра, имидж и многое
другое. Невозможно работать в творческом коллективе, не зная всех внутренних
механизмов. Когда в 1996 году начальник Главного управления культуры области
Нина Михайловна Генова предложила возглавить театр, решение принял осознанно.
–
Театр кукол постоянно развивается, трансформируется, в его жизни постоянно происходит
много событий. Какие из них вы считаете знаковыми для «Арлекина»?
–
Главное событие произошло 30 декабря 2005 года. За рекордно короткий срок было
построено и распахнуло двери для зрителей уникальное театральное здание, одно
из лучших в мире. Это настоящее чудо. И мы бесконечно благодарны Леониду
Константиновичу Полежаеву. Только благодаря ему и его решению появилось такое
здание театра, аналогов которому нет не только в России. Леонид Константинович
принимал самое активное участие на протяжении всего сложного периода
строительства нашего театра, от создания проекта до ввода здания в
эксплуатацию. И даже сейчас в это трудно поверить, но за один год и три месяца мы
получили в подарок современный, прекрасно оснащенный, с потрясающей
инфраструктурой театр.
На
момент его открытия в новом здании располагались два зала, большой и малый. Мы
первыми в стране оборудовали и открыли еще один зал – для самых маленьких зрителей.
Его называют «зал на подушках». Всегда считалось, что в театр кукол желательно водить
ребенка с четырех лет. В наш зал приходят малыши с двух лет. Спектакли для этих
зрителей особенные во всех отношениях, включая репертуар. Наш опыт переняли и используют
многие другие кукольные театры страны. У нас большой репертуар, в котором есть
спектакли для всех возрастных категорий, «от двух лет и до бесконечности». Это
и для малышей, и для подростков, и вечерний репертуар для взрослых. Приоритетом
по-прежнему остается классика мировой литературы и драматургии. Шестого марта
состоялась премьера спектакля «Севильский цирюльник » по пьесе Бомарше в
постановке Бориса Гуревича, режиссера из
Санкт-Петербурга. С нашим театром сотрудничают ведущие режиссеры из России,
ближнего и дальнего зарубежья.
–
В труппе много молодых актеров, приехавших из разных городов. Как удается привлекать в театр
молодежь?
–
Бывая в разных городах, я посещаю
учебные заведения, где готовят актеров. Отсматривая дипломные спектакли,
приглашаю талантливых молодых артистов в наш театр. За последние несколько лет
в труппу влились выпускники Екатеринбургского и Ярославского театральных
институтов, Нижегородского театрального училища им. Е. А. Евстигнеева. Недавно
пришел молодой актер – выпускник актерского отделения факультета культуры и
искусств ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Наш театр известен, его знают не только в
России, а и за рубежом. Работать в
«Арлекине» престижно, здесь большие возможности для самореализации. Молодые
актеры это хорошо понимают.
–
В Омске с успехом прошел пятый международный фестиваль «В гостях у «Арлекина».
Какие грани искусства театра кукол он для вас открывает и есть ли планы на
следующий фестиваль, в следующем году?
–
Фестивали всегда расширяют представления о театре, о регионе, в котором
находится театр. В 2006 году (а это был год, когда мы переехали в новое здание)
мы провели в «Арлекине» региональный
фестиваль с участием театров кукол
Сибири. Мы доказали, что коллективу по плечу масштабные проекты. А в сентябре
2009 года при поддержке Правительства и Министерства Культуры Омской области прошел первый международный фестиваль «В
гостях у «Арлекина». Участвовали пятнадцать театров из одиннадцати стран.
Иностранцы тогда плохо представляли себе Сибирь, Омск. Сейчас нас знают во всем
мире. Фестиваль стал брендовым, вошел в десятку крупнейших международных
фестивалей театров кукол. От фестиваля к фестивалю мы постоянно расширяем
географию стран театров – участников. Так в пятом фестивале впервые участвовал театр
из Бразилии. В составе жюри – ведущие специалисты
российского и мирового театра кукол.
В
этом году мы получили приглашения на восьмой международный фестиваль театров
кукол «Белгородская забава» (Белгород), «Каспийский берег»(Астрахань) и
фестиваль «Золотая магнолия», который проходит в Шанхае. В Китае мы побывали уже
четыре раза, каждый раз привозили гран-при или призы за лучший спектакль и лучшую
актерскую работу. Каждый фестиваль «В гостях у Арлекина» – это новые открытия в
безграничном мире театра, интересные встречи, контакты…
–
Станислав Маркович, два года назад вас избрали председателем правления Омского
отделения Союза театральных деятелей России. Какие задачи вы перед собой
ставите, что удалось сделать?
–
То, что меня избрали на эту должность – не только большая честь, но и
колоссальная ответственность. Омское отделение СТД – одна из самых крупных
творческих организаций в регионе, в нее входит 340 человек. В свое время в 1978
году меня принимал в члены Всероссийского театрального общества Ножери Давидович
Чонишвили, имя которого носит Дом актера. Союз театральных деятелей –
общественная организация, которая имеет свое здание Дома актера, построенное в
1974 году. И за 44 года оно ни разу по- настоящему не ремонтировалось. А
проблем достаточно: физическое состояние самого здания, инженерные
коммуникации, состояние зрительного зала, сцены, световое, звуковое
оборудование и многое другое. Но, к сожалению, все упирается только в финансы.
Одна из основных задач для меня – привести здание в порядок, чтобы оно, как и
прежде, было родным домом для актеров, режиссеров, художников, всех деятелей
театра, где можно было бы реализовывать
свои самые смелые творческие планы и замыслы. Где можно было бы встречаться
представителям всех творческих союзов. Идей действительно много. В Доме актера
работает библиотека с уникальным книжным фондом по искусству (и не только по
театру), театральный музей, мы проводим выставки, юбилейные вечера, концерты,
встречи и многое другое.
Накануне
Всемирного дня театра в Омске проходит областной фестиваль-конкурс лучших театральных
работ по итогам 2017 года. В следующем
году театральная общественность отметит две даты – 45-летие Дома актера и 25-летие
фестиваля - конкурса театральных работ. Наша задача – встретить юбилеи достойно.
–
Ваше представление о счастье?
–
Счастье как состояние души складывается из позитивных моментов. Поставили новый
спектакль, который нравится зрителям – чувствую себя счастливым. Успешно
провели фестиваль – здорово! У близких людей все хорошо – так чего еще желать?
Счастливые мгновения дарит общение с интересными людьми, хорошим фильмом, книгой.
Считаю себя счастливым человеком, потому что всю жизнь занимаюсь делом, которое
люблю. Театр – это же огромный мир, который можно познавать всю жизнь. Чем я и
занимаюсь… С удовольствием !!!
ДОСЬЕ
Дата
и место рождения: 30 ноября 1952 года, г. Омск
Образование:
Иркутское театральное училище (1975), специальность «актер театра кукол»;
Екатеринбургский государственный театральный институт (1993), специальность
«театроведение: организация, планирование и управление театральным делом»
Карьера:
1975-1989 – артист-кукловод Омского театра кукол; 1987-1996
– зам. директора театра по общим вопросам; с
1996 г. – директор театра
Общественная
деятельность: член совета Российского центра Международного союза деятелей
театра кукол UNIMA; председатель правления Омского отделения Союза театральных
деятелей России; член
Общественной палаты Омской области.
Звания
и награды: Заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии им. А. Т. Варжало
«За вклад в развитие искусства кукольного театра» областного фестиваля-конкурса
«Лучшая театральная работа-2005», победитель Всероссийского конкурса «Менеджер
года-2006» в номинации «Культура», лауреат продюсерской премии международного
фестиваля «KYKАRТ» (Санкт-Петербург) – «За создание уникальной инфраструктуры
театра кукол» (2006), лауреат регионального этапа проекта «Профессиональная
команда страны» (2007); знак Министерства культуры РФ «За достижения в
культуре» (1998); диплом «За честь и достоинство» – за выдающиеся заслуги в
развитии театрального искусства Сибири (2010); медаль Правительства Омской области «ЗА
ВЫСОКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ». (2016)
Семья:
мама Виктория Борисовна, жена Алла, сын Антон
Отдых,
увлечения: чтение, кулинария, путешествия
Хобби:
коллекционирование театральных масок из разных стран
Жизненный
девиз: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
БУК
«Омский государственный театр куклы, актера маски «Арлекин»
г.
Омск, пр. К. Маркса, 41, тел.: (3812) 31-01-38, 31-22-33, e-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
www.arlekin-omsk.ru
Содержание
|