личность и время/ престижное образование

текст: Ольга ВАСИЛЕНКО, фото: Александр МАРАШАН

Александр Жигадло: «У нашего вуза – огромный потенциал»    


Через два года один из самых востребованных и престижных вузов региона – Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ) – будет отмечать 90-летие. Среди его выпускников множество заслуженных строителей, руководителей предприятий, талантливых инженеров. Выпускником СибАДИ является и его нынешний ректор, кандидат технических наук, доктор педагогических наук, Почетный работник высшего профессионального образования, профессор Академии военных наук России Александр Петрович Жигадло, отметивший недавно свое 50-летие. О том, чем живет сегодня один из ведущих университетов региона и том, что он значит в жизни ректора – наш разговор с Александром Жигадло.

Под знаком инноваций

– Александр Петрович, возглавляемый вами вуз – признанная кузница кадров для строительства, автомобильного транспорта, ряда других отраслей. Вы впервые переступили его порог более тридцати лет назад. Он сильно изменился за эти годы?

– Безусловно, ведь за эти годы произошла настоящая научно-техническая революция. Удалось сохранить главное – дух СибАДИ, атмосферу научного поиска, которая его всегда отличала. Не случайно среди выпускников вуза много известных, выдающихся людей. Наш университет добился высот не только в профессиональном образовании, но и в научно-производственной, инноваци­онной сферах, расширении международных связей.

СибАДИ закрепил статус ведущего центра по подготовке специалистов высокой квалификации для Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. В его составе семь факультетов: «Автомобильные дороги и мосты», «Автомобильный транспорт», «Инженерно-строительный институт», «Информационные системы в управлении», «Нефтегазовая и строительная техника», «Экономика и управление», «Заочный факультет». Реализуем более 50-ти программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации для отраслей строительства и транспорта, с учетом дистанционных форм обучения.

– Для технического вуза в наше время очень важна материально-техническая, учебная база…

– Стараемся соответствовать запросам времени. База, которой располагает университет для подготовки специалистов автотранспортной отрасли – одно из условий получения качественного образования. Так, автомобильный центр европейских образовательных технологий «Мотор Мастер» СибАДИ работает на основании соглашения о сотрудничестве с французской Национальной автомобильной образовательной ассоциацией – GNFA.  Укомплектован автоматизированными тренажерно-обучающими комплексами и системами.

Завершается  строительство федерального центра по подготовке и повышению квалификации специалистов, занимающихся обучением водителей. Наш вуз выиграл конкурс,  организованный Минобрнауки и МВД России. Всего в России создаются три таких центра – в Московском государственном машиностроительном университете в Центральном федеральном округе, Тихоокеанском государственном университете в Дальневосточном федеральном округе и на базе СибАДИ в СФО. Для нас это большая честь. Создание центра в Омске говорит о признании нашего вуза одним из ведущих центров науки, образования и инноваций в стране.

– Какие новшества появились за последнее время?

– Университет в постоянном поиске новых программ, проектов, способов расширения целевой аудитории. Буквально на днях открылась многофункциональная аудитория, оборудованная нашими партнерами – АО «Мостострой-11» для дистанционного обучения студентов из Тюменской области и других регионов Сибири. АО «Мостострой-11» одно из шести  ведущих предприятий, на базе которых у нас открыта базовая кафедра. Такие кафедры позволяют качественно готовить студентов, используя передовой опыт и технологии, заниматься разработкой и реализацией программ  дополнительного профессионального образования. Базовые кафедры – это еще и возможность проведения  инженерно-технических, научно-исследовательских работ по заказам предприятий Омского региона, инновационной и научно-производственной деятельности. 

Наш вуз – один из важных объектов инновационной системы Омского региона и Сибири. Его научно-технологическая специализация связана с дорожно-строительной и транспортной тематикой, что  обеспечивает участие в ключевых программах социально-экономического развития регионального и федерального значения. Университет включен в качестве исполнителя в региональную Комплексную программу Омской области «Безопасные и качественные дороги Омской агломерации» на 2017-2025 годы. Программа разработана в рамках приоритетного национального проекта «Безопасные и качественные дороги». На нашей базе создан Единый центр мониторинга состояния дорожной сети региона и контроля эффективности практик применения инновационных материалов, технологий и конструкций в процессе строительства и ремонта.

Наши научные школы решают задачи по предупреждению дорожно-транспортного травматизма, разработке технологии организации дорожного движения и моделей оптимизации маршрутной сети перевозок пассажиров и грузов. Проводим исследования по применению на транспорте альтернативных видов топлива, исследования в области тахографии и соблюдения режимов труда и отдыха. У нашей alma mater большой опыт в данной области. На базе университета с 2014 года при содействии АО «Транснефть-Западная Сибирь» действует единственная за Уралом многофункциональная учебно-методическая лаборатория комплексной психофизиологической диагностики. Создан Ресурсный центр  тахографии, объединивший возможности профильных структур учреждения. Это позволяет формировать научно-методическую базу для предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы тахографии на транспорте.

Вектор развития

– В каких проектах федерального значения участвует ваш коллектив?  

– В 2017 году СибАДИ в качестве учредителя вошел в состав Национального арктического научно-образовательного консорциума, который занимается развитием сотрудничества в изучении Арктики и подготовке кадров для обеспечения устойчивого развития арктической зоны РФ. Наша задача – выполнение научно-исследовательских работ и подготовка кадров в области строительства дорог и дорожной инфраструктуры арктической зоны.

Среди новых проектов федерального значения – «Детский автогород», созданный для снижения дорожно-транспортного травматизма. Омский «Детский автогород» – один из пяти экспериментальных центров, которые планируется создать в стране до 2020 года.             

Успешно сотрудничаем с вузами и предприятиями Казахстана, Киргизии, Азербайджана, Чехии, Польши, Германии, КНР,  Южной Кореи. В прошлом году состоялся первый выпуск слушателей, прошедших курс повышения профмастерства «Сервисный инженер – техническая эксплуатация техники европейского уровня: Liebherr  и GNFA-Мотор Мастер». Идея обучения – современные методы проведения технической диагностики автомобильной и строительной техники с применением передового диагностического оборудования. Это лишь один пример из большого списка направлений и вопросов, которые решаются в рамках международного сотрудничества. Нам есть чем гордиться и куда двигаться. Университет развивается,  используя опыт и инновационный потенциал, что позволяет достигать качественно новых результатов. 

СибАДИ – моя судьба  

– Александр Петрович, вы недавно отметили свой золотой юбилей. Расскажите о себе. С чего начинался ваш жизненный путь?

– По отцу у меня польско-литовские корни, по линии матери – русские. Предки переехали в Сибирь из Центральной России. Детство прошло в Горьковском районе. В семье росло пять детей. Все получили хорошее образование, состоялись в жизни. Я пошел в первый класс в пятилетнем возрасте, учился всегда с огромным интересом. После окончания школы шестнадцатилетним мальчишкой приехал в Омск, поступил в ПТУ № 58 и одновременно на вечернее отделение мехфака  СибАДИ. Получив профессию слесаря, пришел на завод. Меня направили на дневное отделение СибАДИ, на факультет автомобильного транспорта, с предоставлением заводской стипендии.  Досрочно сдал сессию, и тут меня призвали в армию. Обучение продолжил в 1988 году, когда демобилизовался в звании старшины , имея две правительственные награды за хорошую службу…

– Вам предлагали остаться в армии, сделать карьеру на военном поприще?

  Такие предложения поступали, но у меня была цель – продолжить обучение в институте. Тянулся к знаниям, ставил перед собой очень  высокую планку. Окончил СибАДИ, получив диплом инженера-механика и рекомендацию в аспирантуру. Меня пригласили преподавателем на кафедру «Эксплуатация и ремонт автомобилей». . После окончания очной аспирантуры был назначен старшим преподавателем. В 2001 году защитил кандидатскую диссертацию, вскоре был избран на должность доцента кафедры. Поэтапно, год за годом, прошел все ступени карьерной лестницы. В свое время был заместителем декана факультета «Автомобильный транспорт», затем – должность декана. Благодарен коллегам, которые поверили в меня, избрав в 2016 году ректором. 

– Вы являетесь доктором педагогических наук, что нетипично для руководителя технического вуза...

– Когда работаешь со студентами, неизбежно возникают педагогические аспекты. Мне была интересна воспитательная работа с молодежью. Это определило тему будущей диссертации – «Управление воспитательной системой развития гражданственности студентов технического вуза». Поступил в докторантуру Российского государственного социального университета, защитил диссертацию.

– Мы с вами говорили об образовательной, научной деятельности вуза. А ведь СибАДИ всегда отличался еще и насыщенной студенческой жизнью?

– Да, это так. В годы студенчества мы с однокурсниками гордились, что учимся в институте с большими традициями. У нас и сегодня много активной, талантливой молодежи. Яркий пример – вузовский фестиваль-конкурс, который проходит на базе университета более десяти лет. Участники соревнуются в пяти творческих номинациях. Очередная «Студенческая весна СибАДИ» завершится гала-концертом 25 апреля.

– Ваша формула счастья?

– Заниматься любимым делом, приносить пользу людям. В этом смысле я, безусловно, человек счастливый…

ДОСЬЕ  

Дата и место рождения: 17 марта 1968 г., д. Ново-Александровка Горьковского р-на Омской обл.

Образование: ПТУ № 58, профессия «Слесарь по ремонту станков с ЧПУ» (1985); СибАДИ, специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство» (1991); аспирантура по специальности «Эксплуатация автомобильного транспорта» в СибАДИ (1997-2000); докторантура по специальности «Теория и методика профессионального образования» в РГСУ, Москва (2008-2010) 

Карьера: прошел путь от слесаря по ремонту оборудования Сибзавода им. Борцов революции, преподавателя СибАДИ до декана факультета «Автомобильный транспорт», с сентября 2016 г. – ректор СибАДИ

Ученые степени: кандидат технических наук, доктор педагогических наук

Научные труды, достижения:  опубликовано 87 трудов по техническому и педагогическому направлениям, 5 монографий, 3 учебных пособия; соавтор 4-х патентов на изобретения

Звания и награды: Почетный работник ВПО РФ, профессор РАВН, лауреат премии губернатора Омской области в сфере предпринимательств и инноваций (2007); медаль «За отличие в воинской службе» II степени (1987), медаль «70 лет Вооруженных сил СССР» (1988), нагрудный знак «200 лет транспортному образованию России» (2009), Благодарность Министерства транспорта РФ (2010), Почетная грамота Правительства Омской области (2010) и др.

Общественная деятельность: зам. председателя Общественного совета при ГУ государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской обл.

Семья: жена, две дочери, внук

Отдых, увлечения: спорт, рыбалка, общение с природой, чтение научной и художественной литературы

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)»

644080, г. Омск, пр. Мира, 5, тел.: (3812) 65-03-22 (приемная ректора), 63-31-02 (Контакт-центр), 65-98-81 (приемная комиссия), e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript   www.sibadi.org

 Содержание