престижное образование/юбилей

текст: Ольга ВАСИЛЕНКО, фото: Александр МАКСИМОВ и из архива лицея № 64 

Бесконечная юность лицея


Отметил свое 80-летие легендарный лицей № 64 – кузница кадров интеллектуальной элиты города и страны. Юбилею был посвящен торжественный вечер, состоявшийся в Зале органной и камерной музыки Омской филармонии. Коллектив лицея и ветеранов педагогического труда тепло поздравили представители городского департамента образования, Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, Омского технического университета, родительской общественности, социальные партнеры. Для руководителя лицея Татьяны Сергеевны Лукьянович и всего коллектива юбилейный год отмечен еще двумя датами – 25 лет ее работы в этом учреждении, из них десять лет – на посту директора.

Школьные династии

– Главная отличительная черта лицея – преемственность поколений, – начинает рассказ о коллективе Татьяна Сергеевна Лукьянович. – Половина нынешних учеников – дети и внуки бывших выпускников шестьдесят четвертой школы. Это создает  особую атмосферу большой лицейской семьи. Те, кто впервые побывал в наших стенах, говорят: у ваших лицеистов такие умные лица, они – особенные, одухотворенные... Никакого секрета нет, мы специально не отбираем самых перспективных детей. Мастерство учителя в том и заключается, чтобы из каждого ребенка вырастить успешного в учебе, разносторонне развитого человека.  

Высокий интеллектуальный потенциал нашего учреждения закладывался в далеком 1937 году. В только что открывшуюся школу приходили учителями жены репрессированных «врагов народа». Образованнейшие люди, цвет российской интеллигенции... Уже в те годы формировались традиции лицейского образования. А это и пушкинское «дум высокое стремленье», и научный подход к образованию, и умение дружить, и любовь к своей Отчизне.

В 1989 году – очередной виток истории. На базе учреждения открылась специализированная школа с углубленным изучением физики и математики при Омском государственном университете и Омском политехническом институте. С ребятами занимались преподаватели вузов, профессора. Перед выпускниками распахивались двери лучших университетов страны. Позже выпускники физматшколы привели в лицей уже своих детей. Знали: здесь они получат самую прочную основу для саморазвития и выбора будущей специальности.

Двенадцать учителей лицея – бывшие выпускники. У многих здесь учились или учатся дети. Наталья Ивановна Храмова окончила школу в 1969 году, выучила не одно поколение. Среди педагогов много выпускников эпохи восьмидесятых – Татьяна Николаевна Дергачева, Наталья Юрьевна Кузнецова, Ольга Евгеньевна Левенко, Екатерина Викторовна Петрова, Елена Геннадьевна Зубенко, Елена Игоревна Калугина, Марина Геннадиевна Бекетова, Людмила Викторовна Гришанина, Наталья Владимировна Панюшкина. Недавно в коллектив пришли молодые коллеги Евгений Анатольевич Хорзов и Александр Евгеньевич Тимохин, окончившие лицей в двухтысячные.

Учитель русского языка и литературы Татьяна Николаевна Дергачева выбрала профессию, вдохновившись примером Галины Александровны Физиковой, супруги известного преподавателя Вадима Михайловича Физикова. Татьяна Николаевна после окончания пединститута работала в сельской школе Горьковского района. Там познакомилась с будущим мужем, Виктором Викторовичем, молодым учителем физики. Вернувшись в Омск, оба пришли в наш лицей. Талантливые, увлеченные педагоги…    

Выпускник 1991 года Сергей Викторович Савченко много лет назад был зачислен в девятый класс только что созданной физико-математической школы. Среди его учителей – основатель физматшколы, профессор Георгий Петрович Кукин, Вильям Иосифович Радле-Десятник, Григорий Ефимович Купчик, Александр Савельевич Штерн, Элеонора Игоревна Перистых… Придя в лицей уже в качестве учителя информатики, Сергей Викторович завоевал популярность у учеников как творческий преподаватель. Стал инициатором проведения областной олимпиады по информатике, участником многих интеллектуальных проектов. Сейчас известен как создатель Омской школы программиста, продолжает сотрудничество с нашим учреждением. Для учителей лицей – значительная часть их жизни. Для кого-то – вся жизнь…

Татьяна Сергеевна Лукьянович тепло вспоминает своих коллег, поддержавших ее четверть века назад, когда она впервые пришла в шестьдесят четвертую школу. За плечами был опыт преподавания в сельской школе Щербакульского района, работа в штабе студенческих отрядов Омского обкома комсомола. Директором школы в те годы была Нина Алексеевна Ковалек, она и сегодня продолжает преподавательскую деятельность.

– Благодарна педагогам-филологам, которые работали тогда рядом, – говорит Татьяна Сергеевна. – Их терпению, такту, умению вовремя дать мудрый совет. Методическим объединением учителей русского языка и литературы руководила Заслуженный учитель России Галина Федоровна Лисюкова. Школа пользовалась большим авторитетом в городе. Заместителем директора по работе с классами физико-математического профиля был Анатолий Михайлович Скряго. Он всегда оставался душой и сердцем этого направления. Уроки вели талантливые педагоги  Григорий Ефимович Купчик, Александр Савельевич Штерн, Георгий Петрович Кукин, Олег Юрьевич Шелихов, будущий ректор ОмГУ Владимир Иванович Струнин. У основания физико-математической школы стояли молодые, амбициозные в лучшем смысле слова люди, способные вести за собой.

Вспоминая те годы, восхищаюсь талантом руководителя Нины Алексеевны Ковалек. В трудные девяностые годы, когда педагогам месяцами не платили зарплату, она сумела сохранить коллектив, поддерживая людей добрым словом и личным примером. И сегодня педагог продолжает работать. Основа нашего успеха – сильный педагогический коллектив и тот самый «лицейский дух», который сформировался много лет назад.

Все науки хороши…

– Современное лицейское образование предполагает, прежде всего, углубленное изучение точных наук – математики, физики, – продолжает рассказ Т. С. Лукьянович. – В этом мы продолжаем традиции физико-математической школы. Вся система обучения в лицее основана на глубоком погружении в науки. Кроме уроков, ребята постигают предметы на элективных курсах, посещают практикумы, спецкурсы, кружки и секции. Практически все кружки ориентированы на расширение базовых знаний, которые ребенок должен получить в школе. Дважды в год лицеисты предпрофильных и профильных классов сдают сессию, подтверждая полученные знания на экзаменах по математике, физике и другим предметам. Такая углубленная подготовка – залог высоких результатов на ЕГЭ, предметных олимпиадах.

Делаем все, чтобы ребятам было интересно учиться. Вот недавно на базе лицея состоялась традиционная интеллектуальная игра «Математическая регата» для учащихся шестых классов городских школ. В числе победителей и команда лицея № 64. Эта игра родилась в нашем лицее. В последние годы движение математиков активно поддерживают департамент образования администрации города Омска, Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива».

Генератор идей в преподавании точных наук – учитель математики Татьяна Александровна Углирж. Заслуженный учитель России, победитель приоритетного национального проекта «Образование» и очень требовательный к себе педагог. Перфекционизм, пунктуальность, желание довести любое дело до логического завершения и математически выверенного идеала – отличительная черта наших учителей математики.

Четверть века ведет уроки физики Светлана Эдуардовна Лемешко. Почетный работник общего образования, удостоенный президентского гранта в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В 2015 году она получила благодарность Президента России В. В. Путина за заслуги в педагогической деятельности. На ее уроках невозможно не увлечься физикой. Вот и на недавнем областном турнире юных физиков ученики Светланы Эдуардовны снова одержали победу.

У нас много талантливых, разносторонне развитых детей. Каждый  может выбрать профиль обучения, который ему ближе – физико-математический, технический, социально-экономический и математический.

Если ребенок – не «физик», а гуманитарий, лицей также предоставляет все возможности для успешной учебы и глубокого погружения в науку. В первую очередь, это заслуга учителей гуманитарного цикла. Ребята часто занимают призовые места на олимпиадах и конкурсах и по гуманитарным наукам. Например, в лицее учится победитель Всероссийской олимпиады по русскому языку.

Выпускники получают очень высокие стартовые возможности. Практически все поступают в вузы на бюджетное отделение. Многие – в ведущие университеты Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска, других городов. Это результат совместной работы учителей, учеников, родительской общественности.  

– Современные родители отличаются от тех, что были раньше?

– Пожалуй, да. У них четко расставлены приоритеты, они более требовательны к детям. Основное пожелание – научить ребенка учиться, самостоятельно добывать знания, быть успешным. Независимо от уровня достатка в семье современные мамы и папы стремятся дать детям главный стартовый капитал – прочные знания. В этом они наши надежные помощники. Изменились и  выпускники. Амбициозны, умеют ставить перед собой цели и добиваться их. В старших классах четко знают, какая специальность им интересна, в какой вуз будут поступать.

В профессиональное становление лицеистов большой вклад вносят социальные партнеры – предприятия города Омска АО «Транснефть - Западная Сибирь», АО «ОНИИП», АО «Высокие технологии», Омский государственный технический университет, ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, СибАДИ. Огромная благодарность им за сотрудничество и участие в жизни лицея.  

Свет вечных истин

Заместитель директора по начальной школе Марина Геннадиевна Бекетова считает лицей своим вторым домом. В школе № 64 учились ее  мама, тетя, брат, сестра, а позднее – дочь. С лучшей подругой Людмилой Викторовной Гришаниной тоже познакомились в школе. В следующем году сорок лет их дружбе. Сохранилось фото, на котором первоклассницы Марина и Люда в белоснежных фартуках сидят за одной партой.

– А теперь учим своих «школьных детей», – улыбается Марина Геннадиевна. – Будущую профессию выбрали благодаря своим учителям. Конечно, гены сыграли роль – моя бабушка тоже работала в школе. И для меня эталоном были учителя Ангелина Андреевна Умасова, Ирина Валентиновна Иванова, Кира Михайловна Уткина. Поэтому поступила в педагогическое училище № 1. Мечтала работать в начальной школе. Заочно окончила педагогический университет, пришла работать в лицей. В моем классе училась дочь Людмилы Викторовны. Многие мои бывшие ученики приводят в первый класс своих детей.

– Бывает, что первоклассник тянет руку и машинально просит: «Мама, ну спроси меня!» – вступает в разговор Людмила Викторовна Гришанина. – Потом спохватится, назовет по имени-отчеству. Это так трогает… Первая учительница для ребенка – как вторая мама. Стараемся этому званию соответствовать. Каждый раз, когда выпускаем своих учеников после четвертого класса, такое ощущение, будто у нас кусочек сердца забрали. Ребята тоже скучают, прибегают к нам на переменах, делятся секретами. Радуемся, когда в первый класс приходят младшие братья и сестры наших выпускников.

– Главная задача учителей начальной школы – дать ученикам базовые знания и навыки, которые позволят им успешно учиться, ориентироваться в огромном потоке информации, – продолжает Марина Геннадиевна. – А главное, воспитать в них доброту, все лучшие человеческие качества. Важно выпустить в большую жизни разносторонне развитого человека с гуманистическими установками, желанием приносить пользу людям. Все это закладывается в начальной школе. Мы не имеем права на ошибку. Знаете, мне очень близка мысль Сократа: «В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить». Это девиз настоящего Учителя.

Благодарна коллегам за высокий профессионализм. Мы – одна команда. Каждый педагог лицея горит на работе, вдохновляя и поддерживая других. Сегодня в начальной школе рядом с опытными учителями двое молодых специалистов. Перспективные, мыслящие, с желание профессионально расти. По-другому в лицее нельзя…

Учиться интересно – стильно!

Учитель русского языка и литературы Наталья Юрьевна Кузнецова – бывшая выпускница шестьдесят четвертой школы. И еще –  куратор знаменитой лицейской газеты «СтильНО». Дословно  название означает «Стиль научного образования». Газета зарегистрирована в реестре школьной прессы России, удостоена престижных наград. Делают каждый номер сами лицеисты, при поддержке учителей.      

– Издание постоянно «прирастает» новыми проектами, – рассказывает Наталья Юрьевна. – Начали с городского проекта, посвященного Великой Победе. Лицеисты рассказывали о памятных местах Омска, связанных с Великой Отечественной войной. Вскоре родилась идея создать открытый конкурс для творчески одаренных детей. Сейчас подводим очередные итоги, в январе состоится награждение лауреатов и  дипломантов. Конкурсные работы выкладываем на сайте газеты, публикуем сборники.

Над каждым выпуском работает большая команда, причем участники могут меняться ролями. Фотограф может попробовать себя как корреспондент, дизайнер или редактор. Юные корреспонденты и редакторы несколько раз выезжали в Москву для участия в работе Московского международного салона «Образование», готовили интервью с участниками мероприятия. Репортерские навыки наши лицеисты второй год подряд оттачивают  и в родном городе, когда проходит День омича.

Издание  дважды становилось обладателем грантов. Первый грант был получен на развитие конкурса литературного творчества «Крылья», что позволило лицею приобрести множительную технику для газеты. Благодаря Президентскому гранту мы пополнили свой арсенал качественной техникой для цветной печати.

Газета превратилась в редакционный кластер, где проходят конкурсы литературного творчества, реализуются проекты, посвященные малой родине, работает Школа проектной журналистики. Ребята постоянно предлагают свежие идеи. Году экологии в России посвятили проект «Экопарк». Ребята освещали деятельность природного парка «Птичья гавань», представляли свои проекты в Министерстве экологии и природных ресурсов Омской области. Родилась идея написать о Парке Комиссарова. Знаете, в чем главная особенность проектной журналистики? Лицеисты хотят, чтобы их статьи имели продолжение, влияли на решение городских проблем.

Мы не ставим перед собой цели, чтобы авторы газеты поступали на факультет журналистики. Важнее другое – воспитание активной гражданской позиции, умения общаться на серьезные темы, отставить свою точку зрения. В этом тоже продолжение традиций лицея...  

Вместо послесловия

…Завершая знакомство с лицеем, мы обратили внимание на одну из юбилейных стенгазет. Авторы, бывшие выпускники, назвали ее «Лицей, твоя юность бесконечна!» Эта юность длится уже восемьдесят лет...

Татьяна Сергеевна ЛУКЬЯНОВИЧ, директор лицея № 64:

– От всей души поздравляю с 80-летием лицея коллектив, наших дорогих ветеранов, учащихся, выпускников разных поколений, родительскую общественность, друзей и социальных партнеров! Восемьдесят лет – возраст зрелости и мудрости. Уверена, выпускники впишут в летопись лицея еще много славных страниц, продолжив  традиции предшественников. Примите искренние пожелания больших успехов во всех сферах деятельности, новых открытий в бесконечном мире знаний, удачи во всех начинаниях. Пусть ваши добрые дела служат процветанию родного Омска.

БОУ г. Омска «Лицей № 64»

ул. Чкалова, 3, тел. (3812) 31-64-27, www.лицей64.рф

 Содержание